Смотр знаний по теме "Скелет человека" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Смотр знаний по теме "Скелет человека"


    Смотр знаний по теме "Скелет человека"

Цели урока:

  • Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о строении скелета и его составных частях, о строении и свойствах костей. Развивать у учащихся умения работать с учебником, слушать и оценивать ответы свои и товарищей.
  • Воспитательные: продолжить формирование у учащихся основ научно-атеистического мировоззрения.
  • Развивающие: обсуждая проблемные вопросы, применяя сравнение, анализ, синтез при самостоятельной работе, развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат костной ткани, декальцированная кость, жженая кость, таблицы «Строение скелета», «Строение костной ткани», «Строение трубчатой кости», два штатива, чашка весов, гирьки, бумажная трубка, бумажная полоска, скелет человека, печатный раздаточный материал, кинофильм «Строение черепа», система голосования «Votum».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Смотр знаний

Учитель:

Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.

Эти слова непосредственно относятся к нашему уроку, т.к. мы изучили костную систему человека, затем побывали в археологической экспедиции и сегодня мы пролистаем календарь путешествия обратно, предоставив отчет о своей работе. Цель нашего занятия: проследить реальные результаты вашей мыслительной деятельности, обобщить и углубить знания. Итоговым документом будут личная рабочая карта, где будете оценивать свою деятельность и задания - приложения. В приложении 1 заполните таблицу, что вы знаете по этой теме, что хотели бы узнать.

В ходе экспедиции участниками были обнаружены фрагменты костей, части скелета. Нам нужно было их изучить и восстановить скелет в целом. Для этого было создано 4 группы:

  1. Гистологи.
  2. Анатомы.
  3. Биохимики.
  4. Теоретики.

При первых же раскопках мы нашли фрагмент кости, заинтересовались ее строением. Так она попала в группу гистологов.

Гистологи: Для выяснения ее микроскопического строения кости мы сделали тонкий срез, приготовили микропрепарат и поместили его на предметный столик микроскопа. Первое, что мы обнаружили - это клетки с длинными отростками. С помощью отростков клетки соединяются друг с другом. Эти клетки называются остеоцитами. Остеоциты рыхло располагаются в хорошо развитом межклеточном веществе.

Второй ученик: (использует рисунок костной ткани). Ткань, из которой состоит кость, называется костной. А так как много межклеточного вещества и клетки рыхло лежат, поэтому костную ткань считают соединительной тканью.

Учитель: Можно ли кость считать органом?

Третий ученик: Да. Потому что любой орган состоит из ткани. Ткань – из клеток и межклеточного вещества. Клетки - остеоциты и твердое межклеточное вещество образуют костную ткань и она образует орган. Кость оказалась очень легкой и прочной. Для исследования этих вопросов мы кость передали анатомам.

Анатомы: Перед нами возникла проблема: что обеспечивает легкость кости? Мы распилили кость и обнаружили, что она полая внутри. Значит, полость придает ей легкость.

Второй ученик: Кость хоть и легкая, но обладает большой прочностью. Это можно доказать на модельном опыте. Мы взяли два одинаковых листа. Один свернули в полоску, а другой - в трубку. Поставили два штатива с кольцами. Сначала в кольца просунули бумажную полоску, повесили чашку с грузом, лист прогнулся. После этого испытали трубку. Также поместили между кольцами. Подвесили чашку. Добавляем груз. Мы обнаружили , что нагрузка не может согнуть трубку. Значит, трубка обладает большей прочностью, чем стержень.

Учитель: Подготовить ответ у доски. Выбрать правильный ответ и доказать его правильность:

А – компактное вещество кости

Б – губчатое вещество

В – надкостница

Г – хрящевая ткань, покрывающая концы костей

Дополнительный вопрос: За счет чего кость растет в длину?

Учитель: Я обращаюсь к теоретикам. Вы не хотите дополнить? Чем еще обеспечена прочность кости?

Теоретики: Прочность кости обеспечена ее строением. (Работает по таблице). В головках кости находится губчатое вещество. Его пластинки располагаются так, что противостоят растяжению и сжатию. Они пересекаются под углом 90 .А перекладины опираются на компактное вещество. Возникает прочная конструкция.

Учитель: Имея такие свойства и прочную конструкцию, как кости растут?

(Слушаем ответ на тестовое задание).

Итак, мы выяснили, что кости легкие и прочные. Какими еще свойствами обладает кость? Эту проблему разрешали биохимики.

Биохимики: твердость и упругость кости определяется ее составом. В состав кости входят органические вещества (белок коллаген) и неорганические вещества (вода и минеральные соли).

Если кость подержать над пламенем спиртовки, то она обуглится и появится специфический запах - это сгорают органические вещества. Мы заранее сожгли кость. Органические вещества сгорели, вода испарилась, остались в ней минеральные вещества. На ощупь они твердые. Поэтому, мы пришли к выводу, что твердость костям придают минеральные вещества.

Второй ученик: Кости упругие , т.к. в них содержатся органические вещества. Для доказательства этого нужно из кости удалить минеральные вещества. А удалить их можно соляной кислотой. Для этого мы за три дня до урока поместили кость в пятипроцентную соляную кислоту. Затем достали кость, промыли, просушили. Минеральные вещества растворились, в кости остались органические. После этого кость стала гибкой, ее можно завязать узлом. Поэтому мы сделали вывод, что органические вещества придают костям упругость.

Учитель: Итак, мы исследовали найденную вами кость. Специалисты выяснили ее состав и свойства. Оцените работу в группах. У каждого на столе лежит рабочая карта. Запишите результат в рабочую карту (графа работа в группах).

См.приложение 1.

Я вижу на столе у теоретиков тоже какие-то находки. (Конечность)

- Почему вы считаете, что это верхняя конечность?

Хорошо. На доске аппликация «Строение верхней конечности».

Подписать отделы конечности и кости, образующие ее. Один ученик работает у доски, а вы, ребята, отмечаете тоже самое на печатном пособии.

(См. приложение 2).

Учитель: Какому организму принадлежит эта конечность? (человеку) Почему?

Ученик: По строению кисти. Большой палец противопоставлен всем остальным и может образовывать кольцо. Он играет важную роль в трудовой деятельности. Не зря его индейцы называют «матерью», яванцы «старшим братом», а в древности большой палец отрубали пленникам, чтобы сделать его негодным для участия в сражениях. У человека локтевой сустав может вращать предплечье вокруг своей оси, кости как бы закручиваются и раскручиваются. Все кости кисти соединяются подвижно. Все эти особенности появились у человека в связи с трудовой деятельностью, т.к. благодаря такому строению можно выполнять точные, мелкие движения и силовые движения.

Учитель: К сожалению, нижней конечности нами обнаружено не было. Давайте восстановим в памяти ее строение. Для этого выполните самостоятельную работу, (см. приложение 2).

Далее проверяем самостоятельную работу у доски. Ребята, оцените свою работу. У кого нет ни одного замечания - поставьте 5, одно замечание - 4, два замечания — 3. Оценку внесите в рабочую карту, в графу «самостоятельная работа».

Ребята, прямохождение отложило отпечаток на строение нижней конечности.

- Назовите особенности строения нижней конечности в связи с прямохождением.

Ученик: Кости крупные, прочно соединены. Большая берцовая кость соединяется с бедром и со стопой. Малая берцовая находится в стороне -это увеличивает прочность, т.к. нагрузка на нижнюю конечность велика. Кости стопы массивные, большие. Стопа имеет свод — это помогает выдержать большое давление.

Учитель: Какой способностью обладают конечности? (подвижностью).

- А почему кости подвижны?

- Ребята, посмотрите, в ходе экспедиции мною был обнаружен фрагмент кости.

- Какая это кость?

- Можно этот фрагмент считать частью сустава?

- Давайте, восстановим недостающие части сустава. (кость с впадиной)

- Какими свойствами обладает сустав? (подвижность и прочность).

- Какие структуры обеспечивают подвижность суставу?

- Что обеспечивает прочность суставу? Подпишите строение сустава на печатном пособии.

Подвижность верхней конечности обеспечивается также поясом верхних конечностей. Я предлагаю теоретикам выяснить роль пояса верхних конечностей.

Теоретики: Кости плечевого пояса принимают участие в подъеме руки вверх. Сейчас проведем эксперимент. Нащупайте левой рукой нижний угол лопатки и медленно отводите правую руку в сторону и вверх. Лопатка неподвижна, пока правая рука поднимается до горизонтального уровня. Но она приходит в движение, как только рука из горизонтального положения переходит в верхнее вертикальное. При этом приходит в движение и ключица , она поворачивается вверх. При подъеме руки сначала движение происходит в плечевом, а затем в гpyдино-ключичном суставе.

Учитель: Выполнить задание у доски «Поработай учителем».

Скелет туловища состоит из отделов:

А – из позвоночника и черепа

Б – из грудной клетки и позвоночника

В – из позвоночника, верхних конечностей, грудной клетки. Найти неправильный ответ и доказать его неверность.

Во время экспедиции местные жители вручили нам письмо. Открыть его сможем только тогда, когда отгадаем код.

Код.

Позвонки

Отделы

4-5

12

7

5

Шейный отдел

 

 

*

 

Грудной отдел

 

*

 

 

Поясничный отдел

 

 

 

*

Крестцовый отдел

 

 

 

*

Копчиковый отдел

*

 

 

 

Код: 7 12 5 4-5

Код определен правильно, открываем письмо. В нем задание «Лови ошибку!».

Я читаю текст, вы находите ошибку и исправляете неверный ответ на правильный.

«Туловище — часть добавочного скелета. Скелет туловища состоит из позвоночника, грудной клетки, черепа. Позвоночник состоит из позвонков, одинаковых по размерам. Позвонки срастаются неподвижно, между ними располагаются швы. Позвоночник имеет три изгиба. Грудная клетка образована грудными позвонками, только истинными ребрами и ключицей. Все кости грудной клетки соединяются с помощью суставов».

Вы произвели корректировку текста, зачитайте ответ на письмо. Оцените свою работу. Если вы пропустили 1-2 ошибки — поставьте «4», 3-5 ошибок - «3», не пропустили ни одной ошибки - поставьте «5». Если допустили более 5 ошибок — ничего не ставьте. Внесите результат в рабочую карту.

Когда мы возвращались из экспедиции, нас постигла неудача — разбился череп. Но хорошо, что Сережа снял видеофрагмент «Строение черепа». Пока Наташа восстанавливает череп, Сережа прокомментирует свои съемки. (Включаем кинофрагмент, выключаем звук, озвучивает ученик). Проверяем работу Наташи.

Учитель: Мы подетально рассмотрели отдельные находки, а теперь воссоединим в единое целое, (работа со схемой).

Итоговым отчетным заданием по работе нашей экспедиции будет тестовая работа. Использование системы голосования «Votum». Текст тестовой работы из книги В.З.Резниковой «Зачеты по биологии. Человек и его здоровье». Полученную оценку внесите в рабочую карту. Последняя графа в рабочей карте - «Итоговая оценка». Ее я выведу сама, просмотрев вашу отчетную документацию.

К уроку ребята готовили творческое задание - мини-сочинение и рисунок на тему «Скелет человека в будущем». (Развитие науки и техники. Цивилизация. Рост человека. Строение скелета.)

Учитель: Хочу поделиться новостью. Уезжая с острова, местные жители не отпускали нас, пока мы не сыграли с ними в футбол. В роли местных жителей выступят учителя-биологи. Вместо мяча будем отфутболивать вопросы по теме «Скелет». Учителя посылают вопрос ученикам, ученики – учителям. Если одна из сторон не отвечает на вопрос, значит, пропущен гол.

После игры подводим итог.

Счет - …

- Ребята, понравился вам урок?

- Что было наиболее трудным?

- Что считаете наиболее полезным?

– Всем спасибо за работу!



Комментарии:

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

05 12 2025 0:13:53

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

04 12 2025 11:42:10

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

03 12 2025 6:35:13

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

02 12 2025 19:10:13

Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"


    Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"

      Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...

01 12 2025 19:16:43

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

30 11 2025 9:41:22

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"


    Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

      Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....

29 11 2025 22:55:18

Экология и эстетика школьного двора


    Экология и эстетика школьного двора

      Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....

28 11 2025 3:17:31

Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»


    Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»

      Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....

27 11 2025 7:41:54

Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"


    Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"

      В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....

26 11 2025 7:57:28

Основные направления эволюционного процесса


    Основные направления эволюционного процесса

      Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

25 11 2025 17:32:37

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"

      Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....

24 11 2025 14:57:36

Интегрированный урок по биологии в 8-м классе "Мороженое". Тема: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека"


    Интегрированный урок по биологии в 8-м классе "Мороженое". Тема: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека"

      Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают хаpaктерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....

23 11 2025 10:50:56

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

22 11 2025 4:31:24

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

21 11 2025 0:16:11

Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"


    Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения. ...

20 11 2025 23:19:14

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

19 11 2025 20:56:27

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

18 11 2025 6:26:11

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

17 11 2025 4:19:19

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

16 11 2025 19:50:20

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"


    Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

      Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....

15 11 2025 2:20:36

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

14 11 2025 3:33:45

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

13 11 2025 19:11:58

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

12 11 2025 20:48:32

Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"


    Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"

      Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...

11 11 2025 14:28:27

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"


    Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

      Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

10 11 2025 23:59:59

Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"


    Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"

      В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...

09 11 2025 4:35:18

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс


    Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

      Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

08 11 2025 22:27:11

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

07 11 2025 14:14:44

Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"


    Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"

      Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....

06 11 2025 17:50:11

Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"


    Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"

      Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....

05 11 2025 1:31:19

Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность


    Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

      Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...

04 11 2025 1:40:37

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

03 11 2025 2:24:23

Развивающее занятие на тему "Насекомые"


    Развивающее занятие на тему "Насекомые"

      У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....

02 11 2025 1:45:22

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

01 11 2025 14:27:36

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

31 10 2025 22:42:19

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

30 10 2025 4:32:55

Изучение темы "Компьютерные модели"


    Изучение темы "Компьютерные модели"

      В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....

29 10 2025 17:24:30

Значение насекомых. 7-й класс


    Значение насекомых. 7-й класс

      На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

28 10 2025 21:21:16

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

27 10 2025 17:49:10

План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"


    План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"

      Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого. ...

26 10 2025 8:43:21

Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"


    Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"

      Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....

25 10 2025 8:18:18

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

      Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

24 10 2025 7:57:36

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

23 10 2025 22:36:51

Внешнее строение и образ жизни насекомых


    Внешнее строение и образ жизни насекомых

      Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...

22 10 2025 19:22:28

Организм и его свойства. 5-й класс

Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....

21 10 2025 11:48:51

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

20 10 2025 8:16:34

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"


    Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

      Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

19 10 2025 10:24:25

Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"

      Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...

18 10 2025 12:45:25

Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"


    Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"

      Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца». ...

17 10 2025 2:29:57

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::