Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии
Мои ученики будут узнавать
новое не от меня, они будут
открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь
им раскрыться, развить
собственные идеи.
И.Песталоцци
Учитель идет в класс с главной целью – изложить школьникам новые сведения (как часто кажется учителю – передать знания, что в принципе невозможно). Опытный педагог знает, что информация учителя – это еще не знания ученика. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит школьник на уроке, забывается в тот же день, если учащийся самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого.
Для учебного процесса крайне важно, как именно учащиеся получают новые знания. Психологи отмечают, что учебный процесс протекает наиболее эффективно в том случае, когда учитель на уроке дает возможность ученикам работать самостоятельно. Сверхактивные действия учителя на уроке оборачиваются пассивностью школьников. Ученику необходимо давать больше свободы и более активно втягивать его в самостоятельную работу.
Отсюда следует естественный вывод: для образования главным является не просто система знаний, а умение самостоятельно добывать новую информацию и рационально ее использовать. В этом и заключаются ожидаемые результаты работы по данной проблеме.
Любая педагогическая технология одной из своих целей ставит формирование самостоятельности и творчества. Цель организации самостоятельной работы учащихся на уроке: развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
- организация навыков самообразования;
- формирование умений самостоятельной работы;
- повышение уровня самоорганизации и самоконтроля;
- включение учащихся в активную деятельность.
Чтобы организовать активную, осознанную деятельность детей на уроке, учитель должен знать определение “самостоятельная работа”, а также её признаки и функции.
Самостоятельная работа – такая форма организации учебной деятельности школьников, при которой они максимально проявляют свою внешнюю и внутреннюю активность. Это сильнейшее средство эффективности обучения, которое при правильной организации исключает возможность “отсутствовать” в классе, присутствуя на уроке. Самостоятельная работа не дает возможности сидеть без мысли в голове, без дела в руках. Основная функция самостоятельной работы состоит в том, чтобы организовать учебную деятельность школьников не только по овладению знаниями, умениями и навыками, но и по овладению способами деятельности. Признаками самостоятельной работы как формы организации учебной деятельности являются:
- наличие цели самостоятельной работы;
- наличие конкретного задания;
- четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;
- определение формы проверки результата самостоятельной работы;
- обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.
Чтобы учащиеся на занятиях активно включались именно в самостоятельную мыслительную работу, необходимо сочетать все возможные формы организации учебной деятельности.
Среди знаний и пpaктического опыта, формируемых в процессе достижения личностью определенного уровня компетентности, – навыки критического мышления, умение прогнозировать результаты работы, способность к адекватной самооценке, стремление индивидуально получать новые знания и умение работать в комaнде. В связи с этим при организации самостоятельной работы на уроке используются разнообразные формы организации учебной деятельности:
Коллективная или фронтальная – весь класс получает одинаковое задание на одинаковый промежуток времени;
Звеньевая – группы учащихся, объединенных по определенным критериям (организованные или типологические), получают разные задания по уровню сложности при работе над одинаковым вопросом или работают над разными вопросами;
Кооперативно-групповая – группы учащихся, получают разные задания, но работают на благо всего класса. Например, в теме “Эволюция кровеносной системы” (7 класс) перед учениками ставиться вопрос: “Как шла эволюция кровеносной системы у хордовых животных?”. Семиклассники разбиваются на 4 группы, каждая из которых получает учебный материал и ведомость, в которую оформляет результат своей самостоятельной работы. На их основе оформляется сводная таблица, которая позволяет ответить на поставленный перед классом вопрос (таблица приведена в заполненном виде):
Хордовые животные |
Число камер в сердце |
Какая кровь в сердце |
Число кругов кровообращения |
1. Рыбы |
2 (предсердие и желудочек) |
венозная |
1 |
2. Амфибии |
3 (2 предсердия и желудочек) |
смешанная |
2 (большой и малый) |
3. Рептилии |
3 (2 предсердия и 1 желудочек с неполной перегородкой), исключение крокодилы – 4 |
Частично смешанная |
2(большой и малый) |
4. Птицы и млекопитающие |
4 (2 предсердия и 2 желудочка) |
Не смешиваются венозная и артериальная |
2(большой и малый) |
Индивидуальная – каждый ученик самостоятельно работает над заданием. Такая форма позволяет учитывать особенности и темп работы учащихся в усвоении знаний, такую форму работы можно предлагать ученику, пропустившему много учебных занятий, не усвоившему какой-то раздел программы, работающему в ускоренном или замедленном темпе на уроке.
Опыт показывает, что наибольшая эффективность достигается при индивидуальной и групповой организации самостоятельной работы, хотя это усложняет работу учителя. Чаще всего используется сочетание нескольких форм на одном уроке.
Основная функция самостоятельной работы состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями и способами этой деятельности. Для выполнения этих функций содержание заданий, применяемых мной на уроках биологии, должны отвечать определенным требованиям:
строгое соответствие конкретным дидактическим целям;
обеспечение учебно-познавательной деятельности всех степеней познавательной самостоятельности;
создание ситуации успеха при помощи использования посильных ученикам заданий;
использование вариативности заданий для создания ситуации выбора.
При организации самостоятельной работы на разных этапах урока биологии возможно применение разнообразных методов:
1. Работа с учебной литературой.
Данный метод является преобладающим при получении новых знаний. Учащиеся получают текст, рисунок, таблицу, диаграмму, которые проpaбатывают и преобразовывают в соответствии с предложенным заданием. Основным источником литературы, с которым учащиеся работают на уроках и при подготовке домашних заданий, является учебник биологии. Чтение на уроке учебника с трaнcформацией текста связано с мыслительными операциями анализа и синтеза, обобщения и сравнения, поэтому оно эффектно активизирует и развивает логическое мышление у всех учащихся. Поэтому главным видом деятельности, особенно в начале изучения предмета, является навык работы с текстом учебника. Наиболее часто применяются следующие приемы:
а) конспектирование текста параграфа:
- план-конспект – письменный, сжатый, быстро составляющийся и запоминающийся пересказ прочитанного;
- свободный конспект – свободное изложение прочитанного материала с использованием схематичных рисунков, определений, примеров;
- опopный конспект - материал урока изображается в виде логично связанных сигналов (рисунки, формулы, схемы) ;
- конспект-кластер – оформление прочитанного при помощи заполнения кластеров (кармашков информации), где на кармашке определяется тема или подтема изучаемого материала, а затем разными цветами идет их заполнение по принципу новизны информации: если информация известна ученик пишет ее над кластером, если нет – под кластером.
б) составление собственных вопросов к параграфу
Для организации этой формы самостоятельной работы знакомлю учеников с ключом для создания вопросов, который содержит вопросительное слово и ключевые слова для формулирования вопроса (по Шумаковой):
Вопросительное слово |
Ключевые слова |
Что |
значение, смысл |
Где |
условие, развитие |
Когда |
влияние, изменение |
Какой |
воздействие, взаимодействие |
Как |
связь, отношение |
Почему |
виды, свойства |
Можно ли |
функции, структуры. |
в) заполнение таблиц. Шаблоны для их оформления можно предложить готовыми, а можно предложить составить самих учащихся.
г) работа с иллюстрациями к тексту. В заданиях подобного типа требуется подписать части объекта, воспроизвести недостающие части, сравнить с ранее изученными объектами живой природы.
2. Работа с дидактическими карточками.
Для организации самостоятельной работы используются задания из многочисленных пособий, в том числе и с заданиями в форме ЕГЭ и ГИА по биологии. Дидактические материалы разделены на три группы:
- для получения новых знаний (инструктивные карты для организации самостоятельной работы)
- для применения полученных знаний (сборники заданий-тренажеров)
- для проведения контроля (карточки-задания).
3. Игровая деятельность.
Игра наряду с трудовой и учебной деятельностью является важным средством организации самостоятельного обучения школьников. Используются для повышения мотивации изучения биологии и позволяют в доступной форме повторить сложный материал или проявить эрудицию с новым. На уроках биологии часто используются такие игровые моменты и игры как:
- викторина
- найди ошибку
- убери лишнее
- настольные лото и домино по биологии
- имитационные игры: “Поле чудес”, “Пойми меня”
- ролевые игры
- разгадывание и составление кроссвордов
4. Проектная деятельность.
Идея проектной деятельности состоит в том, чтобы научить учеников ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, активно заниматься ее поиском, используя все возможные источники, в том числе Интернет-сайты. Учебный проект значим и для самих учащихся как возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности. Учебный проект обладает всеми признаками самостоятельной работы, что можно выразить в виде таблицы:
В основе проекта лежит проблема, которая направляет деятельность учеников, поиск способов решения этой проблемы – цель, а задача формулируется как достижение цели в определенных условиях. Результат работы оформляется и представляется классу в разных формах: альбом фотографий диких животных, гербарий листьев, эскиз пришкольного участка, спектакль, рисунок. Учебный проект может различаться по длительности его выполнения: примером минипроекта является создание модели молекулы воды (5 класс), результат такой работы можно выразить в аппликации или пластилиновой модели.
Таким образом, организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии позволяет не только получить знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать общеучебные компетенции.
Приложение.
Комментарии:
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
27 03 2024 11:44:24
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
26 03 2024 14:15:19
Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза. ...
25 03 2024 0:34:33
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
24 03 2024 5:29:14
Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....
23 03 2024 2:38:33
Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....
22 03 2024 15:50:33
Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....
21 03 2024 23:51:42
Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....
20 03 2024 21:17:59
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
19 03 2024 15:22:33
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
18 03 2024 7:49:56
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
17 03 2024 3:19:20
Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....
16 03 2024 7:28:52
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
15 03 2024 4:23:42
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
14 03 2024 10:29:49
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
13 03 2024 6:34:11
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
12 03 2024 13:14:27
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
11 03 2024 11:43:40
Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...
10 03 2024 23:50:55
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
09 03 2024 9:25:50
Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....
08 03 2024 15:51:49
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...
07 03 2024 4:48:15
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....
06 03 2024 5:55:16
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
05 03 2024 21:11:10
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
04 03 2024 14:46:21
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
03 03 2024 4:53:49
Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....
02 03 2024 18:54:45
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
01 03 2024 21:35:50
Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....
29 02 2024 8:36:30
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
28 02 2024 20:15:34
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
27 02 2024 21:26:33
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...
26 02 2024 13:14:21
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
25 02 2024 9:14:50
Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....
24 02 2024 6:25:41
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...
23 02 2024 2:34:51
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...
22 02 2024 22:23:48
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
21 02 2024 17:22:11
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли. ...
20 02 2024 6:11:20
В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....
19 02 2024 8:59:42
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
18 02 2024 3:41:49
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
17 02 2024 15:51:39
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
16 02 2024 2:46:31
Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....
15 02 2024 23:37:18
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...
14 02 2024 13:50:55
В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....
13 02 2024 10:31:44
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
12 02 2024 17:32:21
Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....
11 02 2024 7:36:56
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
10 02 2024 1:28:26
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...
09 02 2024 12:57:41
Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....
08 02 2024 18:17:30
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
07 02 2024 13:38:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::