Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс
Цели урока:
а) образовательные: изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого семейства для человека;
б) развивающие: способствовать развитию у обучающихся логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение, развивать умения работать с учебником и натуральными объектами; научить делать самостоятельные выводы и обобщения; продолжить формировать умение составлять морфологическое описание растения, выделять основные признаки внешнего строения семейства Пасленовые, записывать и читать формулы цветка;
в) воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать положительные мотивы к учению;
г) социальные: способствовать развитию у обучающихся умений задавать вопросы по существу дела и просить объяснять ответы; умений помогать товарищам и поддерживать их; умений выражать свое мнение о ходе совместной работы; умений четко формулировать свои мысли; связать новую информацию с уже изученным материалом; умений научить товарища тому, что знаешь сам; умений задавать вопросы, направленные на более глубокое проникновение в суть проблемы.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: (урок-исследование)
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Оборудование: таблица “Паслен черный”, гербарии и рисунки растений семейства Пасленовые: паслен черный, паслен сладко-горький, паслен клубненосный (картофель), табак, белена, красавка белладонна, махорка, дурман, петуния, баклажан, томат и др; дидактические карточки, магнитная доска, магниты, скотч, ножницы, саквояж.
Ход урока
1. Побудительная мотивация: Эпиграфом нашего сегодняшнего урока послужат следующие слова:
В дорогу мы возьмём багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
И знаний – целый саквояж.
2. Актуализация: Давайте заглянем в наш саквояж и посмотрим, какие знания там хранятся (учитель достает из саквояжа вопросы).
- Что изучает наука систематика?
- Что такое вид?
- Каковы признаки класса однодольных и двудольных
- По каким признакам объединяются растения в роды?
- По каким признакам объединяются растения в семейства?
- С растениями каких семейств вы знакомы?
Учитель: Эти знания являются опopными для сегодняшнего урока. Они нам помогут усвоить новую тему. Тема нашего урока: Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. (Записывают тему)
3. Изучение новой темы.
Учитель: Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке?
Обучающиеся сами определяют цель урока. Примерные ответы обучающихся: (изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значение растений этого семейства для человека)
Учитель: Ребята! Перед вами различные растения. Они очень разные: знакомые и незнакомые. Например, картофель, томат, дурман, белена, паслен черный, паслен сладко-горький, белладонна и др. Почему столь разные растения объединены в одну группу? (Ответ обучающихся: они родственны)
Учитель: В чем заключается их родство? (Обучающиеся самостоятельно выдвигают предположения: возможно у них…) Учитель записывает на доске проблему и гипотезы, выдвинутые обучающимися.
Мы выдвинули ряд предположений, это – гипотеза. Но любая гипотеза требует подтверждения. Как мы можем найти подтверждение? (Ответ обучающихся: нужно провести исследование)
Сегодня у нас урок-исследование. Что значит исследовать? Это значит самостоятельно узнавать новое.
Мы должны решить проблему: Почему столь разные растения объединены в одну группу? В чем заключается их родство?
Работа в группах
Цель работы: выяснить общие признаки растений, по которым их отнесли в одно семейство.
Всего 4 группы, у каждой группы свое задание. Все члeны группы должны принимать участие при выполнении задания. Для этого у каждого члeна группы будет своя роль, как лидер, секретарь, организатор и наблюдатель. Роли распределяет лидер группы. Лидера назначает учитель.
- лидер, ответственный или координатор отвечает за то, чтобы все ученики поняли суть работы и выполняли ее ответственно, готовит своих партнеров к отчету;
- секретарь — оформляет отчет, карточку оценок и взаимооценок;
- организатор активной деятельности каждого ученика следит за активностью своих партнеров, старается, чтобы все участвовали в обсуждении и никого не забыли;
- наблюдатель отслеживает культуру общения и взаимопомощь внутри группы.
Учитель: На этом уроке кроме дидактических задач будет решаться ещё одна задача – социальная. Что это значит?
Учитель будет наблюдать за тем, как обучающиеся слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему, добиваются согласия при решении спopных вопросов. И каждый ученик получит по две оценки: первая оценка – за биологические знания, а вторая – за социальные умения – как обучающиеся, не нарушая дисциплину, будут работать в группах, помогать друг другу, будут внимательно слушать друг друга и работать совместно.
На партах лежат пакеты с заданиями и наглядные пособия. (Приложения 2, 3, 4, 5, 6)
У каждой группы по 3 задания.
В первом задании первая, вторая и третья группы описывают предложенные растения по плану, а четвертая группа – по первому и второму заданию готовит три коротких сообщения о белладонне, белене и картофеле и придумывает по одному вопросу (по своему тексту) для остальных групп.
Во втором задании первая группа определяет систематическое положение Паслена черного по инструкции и передает свою работу на проверку четвертой группе. А четвертая группа – дает рецензию и оценивает работу первой группы. Вторая и третья группа – по второму вопросу доказывают, почему Паслен черный, Паслен сладко-горький, Паслен клубненосный (картофель) относятся к одному роду Паслен и почему их отнесли к одному семейству Пасленовые. Во время отчета четвертой группы все остальные группы слушают внимательно и отвечают на их вопрос, могут дополнить выступление товарищей, коротко рассказав о других представителях данного семейства. Это будет третье задание для всех.
Кроме того, в пакетах лежат карточки оценок и взаимооценок (Приложение 1). Эта карточка заполняется секретарем, теоретические знания оцениваются лидером группы, а социальные умения – организатором и наблюдателем. В конце урока карточку сдают учителю.
На выполнение задания отводится 20 минут. После выполнения задания первая, вторая и третья группы оформляют отчет в виде таблицы на листе бумаги, а четвертая группа отчитывается устно.
Все группы отчитываются сразу по всем вопросам. Сначала отчитывается первая группа, затем – вторая и т.д. На третий вопрос первая, вторая и третья группы ответят после выступления четвертой группы.
Отчет в виде таблицы “Растения семейства Пасленовые” на доске.
Примечание: каждая группа заполняет графу с соответствующим названием растения
Признаки | Паслен черный | Паслен сладко-горький | Паслен клубненосный (картофель) |
1. Корневая система 2. Стебель 3. Лист 4. Соцветие 5. Цветок 6. Формула цветка 7. Плод 8. Содержание алкалоидов |
Учитель: итак, вернемся к нашей проблеме: Почему столь разные растения объединены в одну группу? В чем заключается их родство?
Ответ обучающихся: все растения имеют одинаковое строение цветка: одинаковую формулу цветка – *Ч (5) Л (5) Т5 П 1 и плод у них ягода или коробочка.
Учитель: Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза? (Сопоставляется с гипотезой, выдвинутой обучающимися).
Вывод: всех изученных растений относят к одному семейству, на основе их родства и сходства признаков (у них одинаковое строение цветка: общая формула цветка – *Ч (5) Л (5) Т5 П 1 и плод у них ягода или коробочка).
После отчета проводится беседа по вопросам:
1. Что мы узнали? Какие семейства входят в класс Двудольные растения?
2. Какие у них общие признаки как класса?
Теперь проводим анализ работы групп. (Дается 5 минут на обсуждение)
- Что удалось сделать наиболее успешно в работе с заданиями? Почему?
- Что не удалось? Почему?
- Кто хорошо справился?
- Отметьте роль каждого при работе в группе
- Мешал или способствовал хаpaктер общения (работа в группах) вам при работе?
У нас была поставлена ещё одна задача, социальная. Давайте проанализируем её выполнение.
Предоставляется слово организаторам и наблюдателям групп. Пусть они проведут анализ работы своих групп и скажут, кто как работал и сообщат оценки.
Итог подводит учитель.
С работой справились все.
Особенно дружно и хорошо работала … группа.
Задание на дом. § 49. Написать сказку-сочинение о полюбившихся растениях из семейства Пасленовых. Выучить признаки изученных семейств.
Презентация
Комментарии:
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
09 10 2025 22:59:25

Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....
08 10 2025 12:46:40

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
07 10 2025 22:34:42
Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....
06 10 2025 5:45:58
Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка.
Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....
05 10 2025 23:34:47
Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....
04 10 2025 18:59:40
Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся.
...
03 10 2025 13:21:21
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
02 10 2025 0:58:45
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
01 10 2025 6:22:18
Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...
30 09 2025 5:39:56
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
29 09 2025 15:35:14

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
28 09 2025 0:31:59
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе.
...
27 09 2025 1:51:30
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
26 09 2025 4:16:22
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
25 09 2025 15:25:58
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
24 09 2025 15:41:29
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
23 09 2025 11:12:17
Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
...
22 09 2025 17:27:49
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
21 09 2025 2:50:56

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
20 09 2025 8:34:23
Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....
19 09 2025 0:53:18
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
18 09 2025 22:38:38
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
17 09 2025 14:37:33
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
16 09 2025 19:12:10
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
15 09 2025 20:19:51
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
14 09 2025 15:10:20
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
13 09 2025 20:22:10
В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....
12 09 2025 9:11:29
Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими
учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой
системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема
изменяется роль учителя. Он становится консультантом....
11 09 2025 2:41:54
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
10 09 2025 22:32:57

Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
09 09 2025 15:33:19
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
08 09 2025 14:36:27
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
07 09 2025 19:16:45
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
06 09 2025 8:55:20
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи.
Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
05 09 2025 2:34:43
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
04 09 2025 9:29:27
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
03 09 2025 3:51:57
Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания.
...
02 09 2025 3:22:56
На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях.
...
01 09 2025 10:22:31
В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы.
В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....
31 08 2025 22:55:46
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
30 08 2025 6:55:56
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
29 08 2025 21:39:55
Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением.
...
28 08 2025 11:12:35
Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности.
...
27 08 2025 21:26:42
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
26 08 2025 21:45:13
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
25 08 2025 5:16:41
Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....
24 08 2025 14:44:21
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
23 08 2025 20:19:10
Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....
22 08 2025 7:25:44
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
21 08 2025 10:15:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::