Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

В науке о здоровье само понятие здоровья имеет весьма общее определение, что существенно затрудняет его количественную оценку. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.
Между тем для оценки состояния здоровья врачи используют показатели, которые по существу являются показателями “нездоровья” -заболеваемость, инвалидность, cмepтность и др. Поэтому вне внимания остается здоровье здоровых людей, а также людей которые в данный момент нельзя отнести ни к “здоровым”, ни к “больным”, но которые находятся в состоянии различной напряженности своих адаптационных возможностей организма. У таких людей выявляются начальные нeблагоприятные предпатологические изменения, которые в последующем могут привести к патологиям.
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды.
Общий уровень загрязнения воздуха внутри зданий превосходит уровень загрязнения атмосферного воздуха в 1,5-4 раза в зависимости от степени загрязнения последнего, района размещения и интенсивности внутренних источников загрязнения. К тому же для замкнутых помещений хаpaктерно отсутствие или ограниченность действия естественных факторов подавления патогенной, воздушной микрофлоры, а присутствие большого количества людей в школах, детских садах, поликлиниках и т.п., ускоряет рост численности микроорганизмов в воздухе. Поэтому проблема улучшения среды помещений является весьма актуальной.
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека. (Макарчук, 1988; Сверчков, 1981).
Растения и эфирные масла обладают направленным лечебным действием на организм человека и могут применяться при лечении различных заболеваний: сердечно-сосудистых, бронхолегочных и др., как успокаивающие, гипертензивные, антимикробные, спазмолитические, общеукрепляющие, противовоспалительные средства.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Природа фитонцидов многообразна и в большей степени неизвестна. Они представляют собой многокомпонентные комплексы веществ различного строения, биологическая активность которых зависит от качественного состава, соотношения компонентов, их синергический и антагонистический взаимосвязи. К тому же выделенные вещества не всегда соответствую их исходных субстратам в растениях.
Наиболее изученной и значительной частью летучих биологических, активных веществ являются эфирные масла. Эфирные масла легко выделяются из растений и испаряются. Состав и дозы эфирных масел легко воспроизводятся, контролируются и унифицируются, нормируются. эфирные масла обладают широким спектром биологической активности, малотоксичны, доступны и легки в применении для массового использования в различных местах. Присущие им ароматические свойства создают дополнительные возможности разнообразного воздействия на организм человека. Ассортимент эфирных масел достаточно широк, что позволяет выделять и использовать подходящие смеси по направленному воздействию на микроорганизмы в воздухе, организм человека и желательного аромата.
Учитывая многовековое приспособление человека к природному уровню летучих веществ необходимо использовать концентрацию эфирных масел, не превышающие их содержания в природе.
Имеются данные, что если в операционные и послеоперационные палаты через специальные аппараты вносить эфирные масла лаванды, мяты, шалфея мускатного 3 раза в сутки по 20 мин., то в результате общая микробная обсемененность воздуха уменьшается в 2,5-3 раза, снижается количество стафилококков, стрептококков и сарцин. Наряду с этим повышается общая неспецифическая реактивность организма. Уменьшаются сроки заживления послеоперационных ран.
Эфирные масла лаванды, мяты, шалфея, эвкалипта в дозе 20-60 мг на 100 куб.м. улучшают электрическое состояние воздуха, повышают уровень легких и снижают уровень тяжелых ионов в воздухе.
В целях снижения экологически обусловленных заболеваний можно использовать живые растения, которые кроме антимикробного эффекта обладают и положительным психоэмоциональным воздействием на человека. Однако в ряде случаев: необходимость создания стерильных условий, отсутствие света и др., растения применять затрудненно или нельзя, поэтому необходимо использовать выделенные из них летучие биологически активные вещества, в первую очередь эфирные масла.
Использование эфирных масел
Противовирусное действие эфирных масел
Отмечена активность эфирного масла шалфея мускатного против вирусов гриппа А и В. ( Джумаев Х.К., Ткаченко К.Г. , 1998)
Обнаружена эффективность некоторых эфирных масел против вируса опоясывющего лишая ( Herpes zoster), эпидемического паротита, ветряной оспы. (May G., Wilchelm G., 1978. )
Антимикробное действие эфирных масел
Еще в 1955 году Келлер и Кобер доказали эффекивность эфирных масел пpaктически против всех микроорганизмов, встречающихся в воздухе жилых помещений. Они выявили 21 эфирное масло, которое обладало способностью снижать численность или совсем подавлять развитие таких микроорганизмов как Escherichia coli, Eberthella thyphosa, Streptococcus faecalis, Streptococcus pyogenes, Neisseria gonorrhoeae, Staphylococcus aureus, Bacillus megatherium, Corynebacterium diphteriae , Candida albicans.
Сильное антимикробное действие масла душицы, которое содержит тимол в больших количествах, подтверждено в условиях стационара. На масло не наблюдалось аллергий. Активно в концентрации 300 мг/л против золотистого стафилококка и кандида альбиканс. Действует и на другие основные возбудители заболеваний. Изучено воздействие ингаляций эфирных масел на заболевания, вызванные этими инфекциями: воспаления легких и бронхиты. ( Кондрашова Н.В. и др., 1999).
Зачастую различные данные по эффективности масел объясняются использованием разными исследователями эфирных масел разных хемотипов того же растения. Этот вопрос изучался на примере разных хемотипов тимьяна обыкновенного. Наиболее эффективным оказался тимоловый тип. Эффективность масла линалоольного и гераниольного типа была на порядок ниже.
Таблица 1
Влияние компонентов эфирных масел на микроорганизмы
| Микроорганизмы | Гераниол | Линалоол | Терпинеол | Туйо-нол | Карва-крол | Тимол |
| Staphylococcus aureus | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2.5 | 5,0 | 10,0 |
| Staph. Epidermatitis | 5,0 | 5,0 | 2,5 | 2,5 | 5,0 | 10,0 |
| Micrococcus flavus | 10,0 | 10,0 | 5,0 | 5,0 | 10,0 | 20,0 |
| Bacillus subtilis | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 2,5 | 5,0 | 10,0 |
| Escherichia coli | 5,0 | 5,0 | 2,5 | 2,5 | 5,0 | 10,0 |
| Klebsiella pneumoniae | 5,0 | 5,0 | 2,5 | 2,5 | 5,0 | 10,0 |
| Proteus vulgaris | 10,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 10,0 |
| Pseudomonas aerginosa | 0,625 | 0,625 | 0,625 | 0,625 | 0,625 | 1,25 |
| Candida albicans | 20,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 10,0 |
0 – нет активности, 20- очень высокая активность
Воздействие эфирных масел на человека.
Эфирные масла имеют направленное положительное воздействие на организм человека: противовоспалительное, иммунномодулирующее, успокаивающее и др. (Гродзинский А.М.,1984; Малахов А.И. и др.. 1999; Солдатченко С.С.и др. 1999)
Эфирные масла лаванды, мяты, шалфея, эвкалипта в дозе 20-60 мг на 100 куб.м. улучшают электрическое состояние воздуха, повышают уровень легких и снижают уровень тяжелых ионов в воздухе.
Эфирные масла лаванды, мяты, шалфея, эвкалипта и их сочетания в дозе 60 мг на 100 куб.м 2 раза в день по 20-30 мин в течении 3 недель, снижают повышенное артериальное давление и повышают низкое артериальное давление до нормальных пределов; нормализуют сердечный ритм, уменьшают частоту и выраженность тахикардии и брадикардии, уменьшают аритмию. Поэтому их можно применять для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, в частности сосудистой дистонии и гипертонической болезни.
Эфирное масло душицы и тимьяна оказалось эффективно при бронхитах и воспалении легких. (Ткаченко К.Г. и др., 1999 )
Применение эфирного масла монарды при длительном применении не вызывает привыкания микроорганизмов и в сочетании с антибиотиками повышает их эффективность в 4-10 раз. Действие масла снижает аэробное дыхание и тормозит метаболизм микроорганизмов. Эфирные масла обладают антиоксидантным действием.
Эфирное масло многоколосника фенхельного обладает бактерицидным действием, используется для лечения простудных заболеваний.
Продолжение работы
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
27 12 2025 17:21:36
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
26 12 2025 18:12:40
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
25 12 2025 2:22:23
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
24 12 2025 6:39:31
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
23 12 2025 3:28:23
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
22 12 2025 14:30:17
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
21 12 2025 20:22:10
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
20 12 2025 21:45:26
Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....
19 12 2025 6:16:32
Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
18 12 2025 17:35:25
Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти.
...
17 12 2025 15:18:53
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
16 12 2025 18:55:14
Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....
15 12 2025 6:39:13
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
14 12 2025 13:30:55
Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....
13 12 2025 1:20:59
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
12 12 2025 22:18:50
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
11 12 2025 20:12:28
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
10 12 2025 5:45:19
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
09 12 2025 16:21:42
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
08 12 2025 5:29:19
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
07 12 2025 17:59:43
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
06 12 2025 6:11:13
Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....
05 12 2025 7:18:32
Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов.
...
04 12 2025 14:58:11
Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....
03 12 2025 8:10:40
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
02 12 2025 0:54:57
Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....
01 12 2025 23:22:26
В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....
30 11 2025 8:27:51
В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...
29 11 2025 11:40:18
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
28 11 2025 15:54:45
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
27 11 2025 12:35:36
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....
26 11 2025 21:36:27
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
25 11 2025 7:22:58
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
24 11 2025 21:49:32
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
23 11 2025 2:46:49
В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации.
...
22 11 2025 10:41:43
Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....
21 11 2025 6:17:40
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
20 11 2025 10:12:31
В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....
19 11 2025 11:57:51
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
18 11 2025 10:52:40
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
17 11 2025 9:34:21
Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии.
...
16 11 2025 8:35:27
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
15 11 2025 0:50:54
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
14 11 2025 13:53:22
Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....
13 11 2025 11:46:31
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
12 11 2025 8:59:41
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
11 11 2025 3:22:26
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
10 11 2025 21:17:31
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
09 11 2025 1:53:13
Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой.
В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....
08 11 2025 8:23:42
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека