Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

В науке о здоровье само понятие здоровья имеет весьма общее определение, что существенно затрудняет его количественную оценку. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.
Между тем для оценки состояния здоровья врачи используют показатели, которые по существу являются показателями “нездоровья” -заболеваемость, инвалидность, cмepтность и др. Поэтому вне внимания остается здоровье здоровых людей, а также людей которые в данный момент нельзя отнести ни к “здоровым”, ни к “больным”, но которые находятся в состоянии различной напряженности своих адаптационных возможностей организма. У таких людей выявляются начальные нeблагоприятные предпатологические изменения, которые в последующем могут привести к патологиям.
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды.
Общий уровень загрязнения воздуха внутри зданий превосходит уровень загрязнения атмосферного воздуха в 1,5-4 раза в зависимости от степени загрязнения последнего, района размещения и интенсивности внутренних источников загрязнения. К тому же для замкнутых помещений хаpaктерно отсутствие или ограниченность действия естественных факторов подавления патогенной, воздушной микрофлоры, а присутствие большого количества людей в школах, детских садах, поликлиниках и т.п., ускоряет рост численности микроорганизмов в воздухе. Поэтому проблема улучшения среды помещений является весьма актуальной.
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека. (Макарчук, 1988; Сверчков, 1981).
Растения и эфирные масла обладают направленным лечебным действием на организм человека и могут применяться при лечении различных заболеваний: сердечно-сосудистых, бронхолегочных и др., как успокаивающие, гипертензивные, антимикробные, спазмолитические, общеукрепляющие, противовоспалительные средства.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Природа фитонцидов многообразна и в большей степени неизвестна. Они представляют собой многокомпонентные комплексы веществ различного строения, биологическая активность которых зависит от качественного состава, соотношения компонентов, их синергический и антагонистический взаимосвязи. К тому же выделенные вещества не всегда соответствую их исходных субстратам в растениях.
Наиболее изученной и значительной частью летучих биологических, активных веществ являются эфирные масла. Эфирные масла легко выделяются из растений и испаряются. Состав и дозы эфирных масел легко воспроизводятся, контролируются и унифицируются, нормируются. эфирные масла обладают широким спектром биологической активности, малотоксичны, доступны и легки в применении для массового использования в различных местах. Присущие им ароматические свойства создают дополнительные возможности разнообразного воздействия на организм человека. Ассортимент эфирных масел достаточно широк, что позволяет выделять и использовать подходящие смеси по направленному воздействию на микроорганизмы в воздухе, организм человека и желательного аромата.
Учитывая многовековое приспособление человека к природному уровню летучих веществ необходимо использовать концентрацию эфирных масел, не превышающие их содержания в природе.
Имеются данные, что если в операционные и послеоперационные палаты через специальные аппараты вносить эфирные масла лаванды, мяты, шалфея мускатного 3 раза в сутки по 20 мин., то в результате общая микробная обсемененность воздуха уменьшается в 2,5-3 раза, снижается количество стафилококков, стрептококков и сарцин. Наряду с этим повышается общая неспецифическая реактивность организма. Уменьшаются сроки заживления послеоперационных ран.
Эфирные масла лаванды, мяты, шалфея, эвкалипта в дозе 20-60 мг на 100 куб.м. улучшают электрическое состояние воздуха, повышают уровень легких и снижают уровень тяжелых ионов в воздухе.
В целях снижения экологически обусловленных заболеваний можно использовать живые растения, которые кроме антимикробного эффекта обладают и положительным психоэмоциональным воздействием на человека. Однако в ряде случаев: необходимость создания стерильных условий, отсутствие света и др., растения применять затрудненно или нельзя, поэтому необходимо использовать выделенные из них летучие биологически активные вещества, в первую очередь эфирные масла.
Использование эфирных масел
Противовирусное действие эфирных масел
Отмечена активность эфирного масла шалфея мускатного против вирусов гриппа А и В. ( Джумаев Х.К., Ткаченко К.Г. , 1998)
Обнаружена эффективность некоторых эфирных масел против вируса опоясывющего лишая ( Herpes zoster), эпидемического паротита, ветряной оспы. (May G., Wilchelm G., 1978. )
Антимикробное действие эфирных масел
Еще в 1955 году Келлер и Кобер доказали эффекивность эфирных масел пpaктически против всех микроорганизмов, встречающихся в воздухе жилых помещений. Они выявили 21 эфирное масло, которое обладало способностью снижать численность или совсем подавлять развитие таких микроорганизмов как Escherichia coli, Eberthella thyphosa, Streptococcus faecalis, Streptococcus pyogenes, Neisseria gonorrhoeae, Staphylococcus aureus, Bacillus megatherium, Corynebacterium diphteriae , Candida albicans.
Сильное антимикробное действие масла душицы, которое содержит тимол в больших количествах, подтверждено в условиях стационара. На масло не наблюдалось аллергий. Активно в концентрации 300 мг/л против золотистого стафилококка и кандида альбиканс. Действует и на другие основные возбудители заболеваний. Изучено воздействие ингаляций эфирных масел на заболевания, вызванные этими инфекциями: воспаления легких и бронхиты. ( Кондрашова Н.В. и др., 1999).
Зачастую различные данные по эффективности масел объясняются использованием разными исследователями эфирных масел разных хемотипов того же растения. Этот вопрос изучался на примере разных хемотипов тимьяна обыкновенного. Наиболее эффективным оказался тимоловый тип. Эффективность масла линалоольного и гераниольного типа была на порядок ниже.
Таблица 1
Влияние компонентов эфирных масел на микроорганизмы
| Микроорганизмы | Гераниол | Линалоол | Терпинеол | Туйо-нол | Карва-крол | Тимол |
| Staphylococcus aureus | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2.5 | 5,0 | 10,0 |
| Staph. Epidermatitis | 5,0 | 5,0 | 2,5 | 2,5 | 5,0 | 10,0 |
| Micrococcus flavus | 10,0 | 10,0 | 5,0 | 5,0 | 10,0 | 20,0 |
| Bacillus subtilis | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 2,5 | 5,0 | 10,0 |
| Escherichia coli | 5,0 | 5,0 | 2,5 | 2,5 | 5,0 | 10,0 |
| Klebsiella pneumoniae | 5,0 | 5,0 | 2,5 | 2,5 | 5,0 | 10,0 |
| Proteus vulgaris | 10,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 10,0 |
| Pseudomonas aerginosa | 0,625 | 0,625 | 0,625 | 0,625 | 0,625 | 1,25 |
| Candida albicans | 20,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 10,0 |
0 – нет активности, 20- очень высокая активность
Воздействие эфирных масел на человека.
Эфирные масла имеют направленное положительное воздействие на организм человека: противовоспалительное, иммунномодулирующее, успокаивающее и др. (Гродзинский А.М.,1984; Малахов А.И. и др.. 1999; Солдатченко С.С.и др. 1999)
Эфирные масла лаванды, мяты, шалфея, эвкалипта в дозе 20-60 мг на 100 куб.м. улучшают электрическое состояние воздуха, повышают уровень легких и снижают уровень тяжелых ионов в воздухе.
Эфирные масла лаванды, мяты, шалфея, эвкалипта и их сочетания в дозе 60 мг на 100 куб.м 2 раза в день по 20-30 мин в течении 3 недель, снижают повышенное артериальное давление и повышают низкое артериальное давление до нормальных пределов; нормализуют сердечный ритм, уменьшают частоту и выраженность тахикардии и брадикардии, уменьшают аритмию. Поэтому их можно применять для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, в частности сосудистой дистонии и гипертонической болезни.
Эфирное масло душицы и тимьяна оказалось эффективно при бронхитах и воспалении легких. (Ткаченко К.Г. и др., 1999 )
Применение эфирного масла монарды при длительном применении не вызывает привыкания микроорганизмов и в сочетании с антибиотиками повышает их эффективность в 4-10 раз. Действие масла снижает аэробное дыхание и тормозит метаболизм микроорганизмов. Эфирные масла обладают антиоксидантным действием.
Эфирное масло многоколосника фенхельного обладает бактерицидным действием, используется для лечения простудных заболеваний.
Продолжение работы
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
24 11 2025 18:46:13
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
23 11 2025 8:43:20
Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов.
...
22 11 2025 0:59:29
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
21 11 2025 11:47:47
При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека.
...
20 11 2025 23:36:32
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
19 11 2025 11:11:25
Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания.
...
18 11 2025 2:37:15
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
17 11 2025 16:59:59
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
16 11 2025 6:56:59
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения.
...
15 11 2025 6:33:36
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
14 11 2025 11:56:42
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
13 11 2025 11:32:20
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
12 11 2025 4:36:14
Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов.
...
11 11 2025 11:50:40
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
10 11 2025 11:32:50
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
09 11 2025 14:17:38
Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....
08 11 2025 8:43:43
Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
07 11 2025 7:21:11
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
06 11 2025 22:51:30
Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....
05 11 2025 3:49:50
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
04 11 2025 21:56:12
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
03 11 2025 9:40:56
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
02 11 2025 6:43:54
Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....
01 11 2025 2:45:35
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
31 10 2025 4:41:56
Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....
30 10 2025 12:34:17
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
29 10 2025 7:15:45
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
28 10 2025 13:52:18
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
27 10 2025 11:35:15
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
26 10 2025 0:30:10
Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....
25 10 2025 10:35:13
Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....
24 10 2025 9:55:24
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....
23 10 2025 16:23:31
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера).
...
22 10 2025 1:34:10
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
21 10 2025 23:45:16
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка
(русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....
20 10 2025 22:41:41
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
19 10 2025 21:25:15
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
18 10 2025 18:26:40
После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....
17 10 2025 2:35:55
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
16 10 2025 0:28:18
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
15 10 2025 10:20:27
Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки.
...
14 10 2025 22:28:15
Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....
13 10 2025 15:17:50
В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....
12 10 2025 4:40:23
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете.
...
11 10 2025 0:23:51
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
10 10 2025 16:32:57
Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно
внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь
такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как
психолога. Основными принципами такого обучения является признание
индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его
развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии
на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на
уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся.
Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков,
которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами.
...
09 10 2025 0:51:53
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов.
...
08 10 2025 17:46:52
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
07 10 2025 0:17:54
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
06 10 2025 4:30:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




