"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)


    "Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

Цель: объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани.

Задачи:

  • Образовательная: знакомство с представителями растительного и животного мира Кубани, их биологическими особенностями, знакомство с экологическими проблемами малой родины.
  • Развивающая: развитие познавательного интереса к природе Кубани – малой родины, умения работать в комaнде, мыслительной способность учащихся, логического и творческого мышления, речи.
  • Воспитательная:воспитание бережного отношения к природе, воспитание гражданской позиции, расширение кругозора.

Форма проведения: игра “Звёздный час”.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, презентация по теме, раздаточные карточки.

Тип занятия: закрепление изученного.

Чтобы жить, нужно солнце, воздух и маленький цветок.

Г.Х.Андерсен

ХОД ЗАНЯТИЯ

Музыкальный фон.

Учитель:

– Ребята! На доске вы видите эпиграф (Приложение, слайд 1). Прочитайте его. (Читает заранее подготовленный ученик). Как вы понимаете его смысл? Правильно. Чтобы сохранялась жизнь на Земле, мы должны сами её сохранять.
Земля – наш общий дом, где живут многие народы. Но есть ещё один дом, намного меньше этого общего дома, но не менее дорогой для всех нас. Это наш край.
Сегодняшнее занятие “Нам жить в одной семье…”и будет посвящено нашей малой родине – Кубани, а точнее растениям и птицам её.
Вы знаете, что сейчас очень остро стоит проблема сохранения растительного и животного мира нашего края. Так, у нас стали редкими ковыли, степные пионы, валериана и другие виды растений, из птиц – дрофа, а папоротник чистоуст уже совсем не встречается. Среди иллюстративного материала, который вы сегодня увидите, все растения произрастают на территории нашего края, также вы встретите названия видов, находящихся на грани исчезновения и поэтому занесённых в Красную книгу Кубани
(слайд 2). Задача наша – запомнить их и постараться уберечь от вымирания.
Сейчас мы будем играть и в ходе этой игры узнавать нашу родную природу.

Представление жюри.

Итак, начинаем нашу игру “Звёздный час”

I тур

1. В игре – растения (те, что радуют нас в поле, на лугу, в лесу) (слайд 3)

Подорожник, ландыш, наперстянка, горицвет, купена, вороний глаз

1) О каком растении идёт речь в этой легенде?
В индийские вигвамы пришла однажды тревожная весть: « В долине Семи озёр появилась неведомая трава! Листья гладкие да кругловатые, словно яйца. И посреди них – хвост торчит...»
– Не трава страшна, страшен тот, кто её занёс в наши края, – мрачно сказал вождь племени.
«След белого человека», – с негодованием и страхом говорили северо- американские индейцы, показывая на невзрачное растеньице. Оно приводило в суеверный ужас краснокожих. Речь шла о ...

(Подорожник)

2) По весне, когда степь укрывается пышным зелёным нарядом, растение этопробивается к свету одним из первых. Кроме своего основного названия
имеет и другое – Адонис.
Древние греки рассказывали о красивом златокудром юноше, которого полюбила прекраснейшая из богинь – Афродита. Она всячески оберегала его, предупреждала, чтобы он не охотился в её отсутствие на хищных зверей. Юноша не послушал совета. Однажды он погнался за диким кабаном, но допустил оплошность, и разъярённый зверь cмepтельно ранил его. Долго плакала Афродита над телом погибшего Адониса, а потом повелела: «Пусть каждую весну из капель крови моего возлюбленного вырастают чудесные цветы». Назовите их.
(При затруднении – подсказка. Приносит большую пользу. Сельские знахари готовили из его стeблей и листьев снадобья от сердечных болезней. Называют ещё его стародубкой, черногоркой, заячьим маком. Редок, так как привык вольготно жить в степных просторах, а пустующих степей у нас становится всё меньше и меньше: со всех сторон их теснят возделанные поля. Это растение занесено в Красную книгу России и Кубани)

(Горицвет)

3) Латинское название этого растения в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». В России его называют ванник, конвалия, заячьи ушки. В христианской мифологии цветы эти – это горючие слёзы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слёзы, падая на землю, превращались в прекрасные цветы. Как они называются?
(Подсказка. Особенной популярностью этот цветок пользовался в средние века. В те времена он был символом врачебного искусства)

(Ландыш)

4) Не торопитесь рвать это растение на букеты. С виду цветок красив, а возьмёшь в руки – может обжечь. И запахом одурманивает. Скот и насекомые обходят цветок стороной – а откуда бы, казалось, знать им, что стeбли и корневища этого цветка ядовиты?
У писательницы Агаты Кристи в одном из рассказов написано, что в доме английского аристократа был званный обед. По какой-то ошибке слуги вместе с шалфеем для салата нарвали и это растение. Зелень смешали с луком, нафаршировали уток, подали к столу. Все гости заболели. О чём идёт речь?

(Наперстянка)

2. О цветах, которые живут рядом с нами – в саду, в парке, в комнате (слайд 4)

Тюльпан, гладиолус, роза, ирис, пион, сирень, ге opгин, лилия

1) Говорят, что родина этих цветов – Ближний Восток. Там, в сказочных садах Семирамиды, они впервые поразили воображение людей. «Он опьяняет, не касаясь губ», – говорится о нём в арабских сказках «Тысяча и одна ночь». В древней Персии эти цветы украшали чудо-сады Шираза, а потом уже начали кочевать по всему белу свету. Это было похоже на триумфальное шествие с жаркого юга в страны холодного тумана. Семена
стоили очень дорого.
В романе «Виконт де Бражелон» Александр Дюма описывал подарок, который король Людовик XIV преподнёс своей фаворитке, и за который уплатил 5 тысяч ливров.
Как называется этот поистине царственный цветок?

(Тюльпан)

2) Этот цветок называют повелителем садов. На Руси его ласково называли «ясными очами», «солнечной росой». В средние века приписывали чародейственную силу. Алхимики, например, считали, что этот цветок способствует превращению металлов в золото. На Кавказе было поверье: если пышно цветёт это растение, – будет хороший урожай.
Что это за растение?

(Лилия)

3) В седую старину этот цветок называли цветком победы – считалось, что он приносит удачу на поле брани. Его брали с собой как амулет воины, уходившие на сечу.
Назовите этот цветок-солдат.

(Гладиолус)

3. Деревья и кустарники (слайд 5)

Верба, орешник-лещина, берёза, сосна, рябина, барбарис

1) Древнегреческая легенда утверждает, что дерево это получило название по имени нимфы Питис. Сильно любила Питис весёлого и озорного бога Пана, покровителя рыбаков и охотников. И так же сильно ревновал её Борей, бог холодного северного ветра. Из ревности он и превратил нимфу в красивое дерево. А Пана часто изображают с венком из веток этого дерева на голове. Назовите его.

(Сосна)

2)Это дерево – любимый персонаж русского фольклора. Оно – символ и гарантия счастья и мира в семье, потому его старались посадить возле дома. Как оно называется?

(Рябина)

4. Растения – сорняки (слайд 6)

Лопух, щирица, крапива

Оно всегда рядом с человеком. Растёт по сорным местам и углам дворов, а если не вблизи жилья, то у реки, родников, около дорог, полей и непременно на самых плодородных землях. Там, где есть это растение, можно смело огород заводить, так как оно – индикатор плодородия. Что это?

(Лопух)

5. Перед вами – птицы (слайд 7)

Чеграва, травник, ходулочник, шилоклювка, пеганка

Я считаю, что все они встречаются у нас на Кубани, все находятся под угрозой исчезновения и потому занесены в Красную книгу Краснодарского края. Так ли это?

(Травник водится только в Забайкалье)

Объявление результатов: задания + защита названия.

II тур

А теперь внимание: начинаем состязание внимательных и любознательных!
Вы знаете, как ловко могут прятаться птицы. Сидит какая-нибудь пичужка на дереве, и, если голоса не подаёт, ни за что её не отыщешь.
В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось несколько птиц. Отыщите их названия за две минуты. (Раздаются карточки комaндам и члeнам жюри)
Время пошло. (Слайд 8): Дeвoчка устраивала столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор, оказалось тут вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

– Сдайте свои карточки. Жюри проверит, сколько же птиц вы нашли, а мы посмотрим, сколько же их действительно спряталось на дереве.

Ключ (слайд 9):

Дeвoчка устраивала столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор, оказалось тут вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

III тур

Логическая цепочка (слайд 10)

Шафран, мышиный гиацинт (гадючий лук), мать-и-мачеха

Мне кажется, что у всех этих растений сначала из-под земли вырастают цветы, и только потом появляются стебель и листья. А как думаете вы? (У мышиного гиацинта листья появляются одновременно с цветами)

Слово жюри (оцениваются II и III туры). Ребята исполняют танец под «Вальс цветов» Чайковского

IV тур

Игра “Создай новое слово”

– Сейчас вы будете составлять новые слова от названия прекраснейшего цветка. А перед этим послушайте следующую информацию.

Учащимся зачитывается справка (слайд 11):

Амфорикарпос изящный. Семейство Астровые.
Редкий вид, находящийся на грани исчезновения. Включён в Красную книгу России и Кубани. Многолетнее травянистое растение до 40 см высоты. Цветёт в июле-августе. В Краснодарском крае встречается только в Адлерском районе. Произрастает на известняковых, скалистых, и каменистых склонах на высотах 800, 1900 – 2 3000 м над уровнем моря. Популяции вида малочисленны.

Итак, за одну минуту вы должны составить как можно больше слов – только имён существительных в именительном падеже – из названия цветка. Минута пошла (на фоне музыки)

АМФОРИКАРПОС (слайд 12)

Через одну минуту каждая комaнда называет вновь составленные слова (например: карп, амфора, сом и т. д.)
Музыкальная заставка.
Слово жюри.
Подведение итогов.
Награждение комaнды-победительницы.

Слово учителя:

– Большое спасибо, ребята, за участие в игре. Вы показали хорошие знания по биологии, экологии, литературе. Надеюсь, что вам понравилось наше занятие, и вы узнали что-то новое для себя. В заключение хочется напомнить всем ещё раз слова нашего известного поэта Николая Старшинова:

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

– Определите, пожалуйста, основную мысль этого стихотворного отрывка. (Ребята отвечают)
– Верно. Так давайте же беречь нашу родную природу! И я верю, что совместными усилиями у нас это получится. Спасибо!



Комментарии:

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....

19 12 2025 17:45:42

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

18 12 2025 15:12:19

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

17 12 2025 2:38:37

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

16 12 2025 10:45:46

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

15 12 2025 8:53:49

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

14 12 2025 12:25:28

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

13 12 2025 12:24:12

Урок биологии по теме "Естественный отбор"


    Урок биологии по теме "Естественный отбор"

      При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...

12 12 2025 22:49:40

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

11 12 2025 3:36:30

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

10 12 2025 21:38:32

Индивидуальное развитие животных Биология

Индивидуальное развитие животных  Биология У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....

09 12 2025 4:10:34

Семь чудес России


    Семь чудес России

      Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности. ...

08 12 2025 5:50:57

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)


    Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

      На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

07 12 2025 10:16:23

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"


    Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

      План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...

06 12 2025 13:36:25

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

05 12 2025 3:34:27

"Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)


    "Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)

      Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...

04 12 2025 12:42:14

Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"


    Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"

      Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

03 12 2025 2:57:46

Край, в котором я живу. (Комплексное исследование атмосферного воздуха п. Агинское)


    Край, в котором я живу. (Комплексное исследование атмосферного воздуха п. Агинское)

      Научно-исследовательская работа по экологии представляет собой Комплексное исследование атмосферного воздуха в п. Агинское. Цель работы: изучить состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности, формировать экологическую ответственность за состояние окружающей среды....

02 12 2025 20:45:17

Значение водорослей в природе и жизни человека

Значение водорослей в природе и жизни человека Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

01 12 2025 10:19:24

Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"


    Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"

      Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....

30 11 2025 2:55:37

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма"

Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....

29 11 2025 14:57:33

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

28 11 2025 20:16:32

Программа по биологии. 6–9-й классы


    Программа по биологии. 6–9-й классы

      Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....

27 11 2025 4:53:12

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

26 11 2025 18:30:13

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

25 11 2025 16:39:47

Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....

24 11 2025 21:11:23

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

23 11 2025 5:56:45

Викторина «Тайны тела человека»

Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....

22 11 2025 9:59:12

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)


    Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

21 11 2025 23:48:40

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

20 11 2025 21:59:33

Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"

      В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал. ...

19 11 2025 7:45:57

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе


    Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

      В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

18 11 2025 22:10:49

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

17 11 2025 10:38:42

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

16 11 2025 17:12:29

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

15 11 2025 0:10:42

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....

14 11 2025 1:17:18

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....

13 11 2025 11:18:28

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

12 11 2025 20:14:22

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс


    Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

      Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

11 11 2025 16:50:51

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

10 11 2025 21:45:58

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

09 11 2025 5:44:29

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....

08 11 2025 11:48:39

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

07 11 2025 22:18:38

Цветок и его строение. Соцветие


    Цветок и его строение. Соцветие

      Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....

06 11 2025 6:41:25

Турнир знаний по теме: "Кровь"


    Турнир знаний по теме: "Кровь"

      Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки. ...

05 11 2025 21:13:40

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

04 11 2025 17:46:28

Основные закономерности явлений наследственности


    Основные закономерности явлений наследственности

      Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

03 11 2025 3:59:38

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

02 11 2025 15:35:14

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....

01 11 2025 8:11:26

Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс

      Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

31 10 2025 15:42:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::