Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

Отсутствие или глубокое нарушение зрения у детей, одного из ведущих анализаторов в познавательном процессе, порождает своеобразие форм, приёмов и средств формирования у них правильных представлений об окружающих предметах явлениях реального мира.
Выключение зрения из сенсорной сферы не означает принципиального нарушения процесса познания как отражения объективной действительности. Незрячий, при восприятии предметов и явлений внешнего мира, их свойств качеств использует сохранные виды чувствительности: осязание, слух, обоняние, суставно-мышечное чувство и др.
В свете учения И.П. Павлова любое обучение связано с образованием многообразных условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга. Учёный писал, что, «очевидно наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов».
Многие условно рефлекторные связи при потере зрения могут не возникнуть. В тоже время при слепоте под влиянием внешних раздражителей образуются новые связи, происходит перекодирование сигнального значения афферентация, многие раздражители внешнего мира несут в себе дополнительную информацию.
Компенсаторные механизмы составляют часть резервных сил организма. На образность зрительного восприятия влияет сохранность зрительных функций, умение воспроизвести образ предмета, его форму, величину и качественные хаpaктеристики.
В процессе восприятия слабовидящие нечётко дифференцируют основные признаки предметов и животных т.д., что можно внести в образ ошибочные представления о предмете или животном. Ошибочность формирования представлений является результатом фрагментарности, схематического и недостаточного отражения окружающего мира.
Суженность чувственной сферы познания с нарушением зрения связанна теснейшим образом с недостаточной дифференциацией ими образов, понятий-образов, ранее сформированных в процессе восприятия и её можно преодолеть путём расширения познавательной деятельности включения всех сохранных анализаторов.
Основные направления уроков биологии - развитие познавательной деятельности, коррекция психических процессов за счёт компенсаторных механизмов.
В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода развивающей направленности в обучении.
Используя в работе идеи развивающего обучения В.Ф. Шаталова «Учить всех, учить каждого», приобщаем школьников к ежедневному напряжённому умственному труду, способствуем развитию познавательной самостоятельности как качества личности, укрепляем в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях. Используем технологию Т.И. Шамовой «Модульное обучение». Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта ученика. Ученик должен учиться сам, а учитель мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать. Перевод обучения на субъект-субъективную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы интеллекта самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Поэтому перед школьной пpaктикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей решить эту задачу. Такой технологией как раз и является модульное обучение, потому что оно базируется на позициях деятельного активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль- это целевой функциональный узел, в котором объедены: учебное содержание и технология овладения им.
Таким образом, модуль выступает средством обучения, т.к. в него входят:
- целевой план действий;
- банк информации;
- методическое руководство по достижению дидактических целей.
Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию методом учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Используем элементы проблемного обучения, поисково-исследовательского хаpaктера, из технологий полного усвоения знаний.
Работаем по программе общеобразовательной школы, авторами которой являются Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, А.А. Плешаков, В.И. Сивоглазов. В её основе лежит тот же концентрический принцип построения обучения, поэтому является наиболее подходящий для достижения целей и задач биологического образования. Для реализации данной рабочей программы используются учебники:
5 кл. – А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Природоведение»;
6 кл. – Н.И. Сонин «Живой организм»;
7 кл. – В.Б. Захаров, Н..И. Сонин «Многообразие живых организмов»;
8 кл. – Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Человек»;
9 кл. – Н.И. Сонин, С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров «Общие закономерности»;
10 кл.-11 кл. – В.Б. Зажаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. «Общая биология».
Апробируем модульное обучение в 10 кл., составленное В.З Резниковым и В.И. Сивоглазовым.
Используем наглядно-пpaктический метод, так как он является одним из путей коррекции зрительных, осязательных, предметных представлений в условиях школы слепых, проблемные, методы самостоятельной работы учащихся (распознавание и определение биологических объектов, биологические наблюдения, эксперимент, работа с книгой).
Проводим мониторинг качества обучения. Ведем графики успеваемости каждого ученика.
Во внеурочное время проводим недели биологии, оформляем стенды с разными заданиями, проводим конкурсы, КВН, телемосты, уроки-сказки, звёздные часы. Прививаем любовь и интерес к предмету, развиваем познавательные способности, обучаем работать с дополнительной литературой.
Используем специальную тифлопедагогическую наглядность: рельефные, барельефные пособия, натуральные объекты в виде чучел скелетов, скульптура, модели, альбомы, схемы, опopные конспекты, коллекции, муляжи, гербарии.
В течение 5 последних лет наблюдается положительная динамика качества обучения незрячих детей по предметам биологического цикла.
Комментарии:
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
09 12 2025 10:51:13
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
08 12 2025 8:15:34
Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....
07 12 2025 3:48:59
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
06 12 2025 12:33:25
Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве.
...
05 12 2025 17:18:24
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
04 12 2025 17:42:54
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
03 12 2025 1:56:40
Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
02 12 2025 0:49:15
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
01 12 2025 3:37:49
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся.
...
30 11 2025 8:21:39
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
29 11 2025 21:43:10
Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....
28 11 2025 21:12:35
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
27 11 2025 20:31:30
Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт
самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что
школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной
жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой
стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и
окружающему миру....
26 11 2025 17:44:54
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
25 11 2025 4:35:46
Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...
24 11 2025 13:16:43
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
23 11 2025 18:16:43
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
22 11 2025 5:25:40
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
21 11 2025 20:47:27
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
20 11 2025 16:17:54
Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....
19 11 2025 21:37:21
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
18 11 2025 13:14:47
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии.
...
17 11 2025 4:56:10
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки.
...
16 11 2025 18:45:15
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
15 11 2025 10:55:16
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
14 11 2025 8:14:54
Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....
13 11 2025 11:56:56
Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....
12 11 2025 9:47:23
Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...
11 11 2025 16:16:40
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
10 11 2025 6:11:56
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
09 11 2025 8:48:44
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
08 11 2025 22:56:39
Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....
07 11 2025 17:11:51
В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....
06 11 2025 9:25:59
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
05 11 2025 17:40:50
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
04 11 2025 15:55:28
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
03 11 2025 16:19:14
Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....
02 11 2025 14:59:20
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
01 11 2025 22:36:56
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
31 10 2025 13:53:34
Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....
30 10 2025 21:10:29
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
29 10 2025 22:56:53
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
28 10 2025 11:15:50
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
27 10 2025 13:44:38
Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....
26 10 2025 4:29:23
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....
25 10 2025 16:26:54
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
24 10 2025 12:59:24
На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....
23 10 2025 3:40:47
Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья.
...
22 10 2025 10:33:30
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы.
...
21 10 2025 16:11:49
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"