Урок биологии "Генетика крови"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- познакомить учащихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественный аллелизм;
- расширить знания учащихся о группах крови человека о Rh-факторе, резус –конфликте, наследственных болезнях крови человека на примере СКА (серповидноклеточной анемии) ;
- познакомить учащихся с донорством в Хакасии.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- формирование гуманного отношения к больным людям;
- пропагандирование донорства как гуманной акции спасения жизни людей.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- развитие интереса к предмету через получение новых знаний , умения решения генетических задач, через работу с научно-популярной литературой.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- таблицы «КРОВЬ», «ТКАНИ», «РЕЗУС-КОНФЛИКТ», «СЕРПОВИДНОКЛЕТОЧНАЯ АНЕМИЯ»;
- выставка статей из ж. «Здоровье» «Генетика крови»
- таблица-диаграмма « ОБЪЕМ ЗАГОТОВКИ ЦЕЛЬНОЙ КРОВИ В РХ»
ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССНОЙ ДОСКИ:
Вехи истории:
1901 г- К.Ландштейнер открыл 3 группы крови
1904г- Я.Янский определил IV группу крови
1930 г –К.Ландштейнер получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытие групп крови
1937г – К.Ландштейнер и Л.Винер открыли резус-фактор
ПОНЯТИЯ:
АГЛЮТИНАЦИЯ, АГЛЮТИНОГЕНЫ, АГЛЮТИНИНЫ, ГЕМОЛИЗ, РЕЗУС-ФАКТОР, РЕЗУС-КОНФЛИКТ, МНОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЛЕЛИЗМ, ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОЛИМОРФИЗМ, ДОНОР, РЕЦИПИЕНТ, ГЕМОГЛОБИН, ГЕМОТРАНСФУЗИЯ, СЕРПОВИДНОКЛЕТОЧНАЯ АНЕМИЯ (СКА)
ХОД УРОКА
I. ВВЕДЕНИЕ
Актуализация целей и задач урока (вступительное слово учителя)
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Из истории переливания крови животным и человеку
Вопросы переливания крови имеют долгую историю, с давних времен люди пытались применить переливание крови. Уже в Древнем Египте и Греции есть упоминание об этом. Кровь входила в состав некоторых лечебных напитков, считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми. Папа Римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши и папа. Французская королева Мария Медичи (нач. 15 в.) отважилась пить человеческую кровь от недомогания и старости. Исцеление королева-кровопийца не нашла.
Впервые доказал возможность оживить животное переливанием крови, лондонский анатом Лоуэр в 1666г. Он поставил такой опыт: после cмepти обезкровленной собаки, в ее сосуды была влита кровь от другой собаки. Собака ожила.
Первая удачное переливание крови от человека к человеку произвели в 1819 г. в Лондоне.
Спустя 13 лет врач Вольф провел первый в России успешную операцию переливания крови. Однако, последующие четыре попытки окончились cмepтью больных. В 1873 г. подсчитали, что всего на земном шаре было произведено 247 переливаний, из них 176 окончились cмepтью.
Долгое время, ученые и врачи не знали причины cмepтных исходов переливания. Только в начале 20 в. была раскрыта тайна.
2. Совместимость с несовместимость групп крови
К решению вопроса о переливании крови ученые шли очень длинным путем. В 1900 г. венский ученый К. Ландштейнер пришел к выводу о существовании 3 групп крови, а в 1907 г.чешский ученый Ян Янский определил 4 группу крови.
В процессе исследований, было установлено, что в крови 1 группы склеиваются эритроциты всех остальных групп, но ее эритроциты не склеиваются в крови других групп. Сыворотка 4 группы не склеивает эритроциты других групп. В то же время эритроциты этой группы склеиваются сывороткой 1, 2, 3 групп крови. 4 группа имеет свойства, противоположные свойствам 1 группы.
Промежуточное положение занимает кровь 2, 3 групп. В результате установлено, что кровь 1 группы можно переливать всем людям и поэтому, людей с этой группой крови называют универсальными донорами. Люди с 4 группой – универсальные реципиенты: им можно переливать кровь всех 4 групп, но их кровь можно переливать только людям с этой же группой крови.
3. Происхождение групп крови. Генетический полиморфизм
Происхождение групп крови объясняют по-разному. Одна из теорий связывает образование той или иной группы крови с экологическими условиями, в которых длительно находилась большая географически изолированная популяция людей, не восприимчивых к определенному виду заразных заболеваний. Поскольку некоторые антитела переносятся эритроцитами, то в них стали возникать аглютиногены различного вида, и тем самым обусловливать группу крови. Так оказалось, что для различных территорий хаpaктерно преобладание у людей той или иной группы крови.
Множественный аллелизм (генетический полиморфизм) - это когда за развитие одного признака отвечают несколоько аллельных генов. В генотипе диплоидного организма при этом могут находиться только 2 гена из серии аллелей, полученных от родительских организмов. Так наследуется окраска глаз у дрозофилы; цвет шерсти у кроликов.
Множественный аллелизм хаpaктеризует разнообразие генофонда, является видовым признаком, но наличие в генофонде многих аллелей одних тех же генов определяет и подчеркивает наследственную уникальность каждого индивида.
4. Наследование групп крови у человека
а) объяснение учителя ( запись в тетради)
Наследование групп крови определяется действием трех аллельных генов трех аллельных генов , обозначаемых А. В. О.
Комбинируясь по два, эти гены дают шесть генотипов:АА,ОО,АВ,АО,ВВ,ВО.
Ген О – рецессивный. Гены А и В доминируют над геном О, но друг друга не подавляют.
| Генотип ОО | - I группа |
| Генотип АА,АО | - II группа |
| Генотип ВВ ,ВО | - III группа |
| Генотип АВ | - IV группа |
б) примеры множественного аллелизма (работа с учебником стр.266-268)
в) решение задач на множественный аллелизм:
Учитель формулирует проблему: «В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?»
г) учитель объясняет типологию решения задач на множественный аллелизм на примере скрещивания I группы крови с другими группами крови, записывая данные в таблицу.
Таблица «НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ У ЧЕЛОВЕКА»
| ЖЕНЩИНА | МУЖЧИНА | I (ОО) | II(АА, АО) | III(ВВ, ВО) | IV (АВ) |
|---|---|---|---|---|---|
| I | I | ||||
| I | II | ||||
| I | III | ||||
| I | IV | ||||
| II | II | ||||
| II | III | ||||
| II | IV | ||||
| III | III | ||||
| III | IV | ||||
| IV | IV |
Д) решение задач с последующим заполнением таблицы (работа в группах)
Е) обсуждение проблемной задачи.
5. Ваша диета по гроппе крови (выступление детей)
6. Rh-фактор, Rh-конфликт
а) Задача - проблема
“Отец ребенка гетерозиготен по Rh-фактору. Мать Rh-отрицательна. Каковы возможные генотипы детей по резус-фактору? Какие генетические прогнозы вы бы дали этой паре?
б) Объяснение учителя ( запись в тетради)
Резус-фактор – доминантный антиген, контролирующий синтез резусного белка крови. У Rh (+) человека такой белок есть. В эритроцитах Rh(-) человека резус–белка нет. Он был обнаружен в крови у обезьян M.rhezus. У людей европеоидной расы ген Rh (+) встречается в 85% случаев, а ген rh(-) в 15% случаев. В тех случаях, когда плод резус-положителен, а мать резус-отрицательна, в ее крови накапливаются антитела, разрушающие эритроциты плода, что приводит к гемолитической желтухе. При повторной беременности опасность заболевания возрастает и усугубляется его тяжесть.
Rh(+) – доминантный ген, rh(-) – рецесивный.
в) Решение задачи с последующими выводами
7. Наследственные болезни крови человека ( на примере СКА)
а) Задача-проблема:
«У людей, больных СКА, первичная структура гемоглобина отличается от нормального гемоглобина лишь в 1 точке: седьмое место занимает не глутаминовая кислота, а валин. В остальном первичная структура нормального и измененного гемоглобина одинаковы.
При СКА эритроциты приобретают неправильную серповидную форму, крошатся на части и не могут выполнять свою функцию; кислородный голод приводит к cмepти; причиной деформации и нарушения биологической функции эритроцита является изменение физико-химических свойств гемоглобина вследствие изменения первичной структуры - цепи его молекулы.
Определите:
- какое изменение в структуре гена может привести к синтезу измененного гена вместо нормального?
- из каких нуклеотиров состоят 7 кодоны в молекулах ДНК(и –РНК), участвующих в синтезе гемоглобина (нормального и измененного) ?»
б) Обсуждение проблемы с выводами
8. Донорство в Хаксии (выступление детей, посетивших Республиканский центр переливания крови)
9. Заключение. Основные выводы по уроку (делают дети вместе с учителем)
Группы крови человека – наследственный фактор ( признак), который передается по наследству по определенным законам. Группа крови не меняется в течение всей жизни, принадлежность к той или иной группы не зависит ни от расы, ни от национальности.
Возникновение 4 группы крови – результат эволюции, влияния внешних факторов.
Кровь можно переливать от человека к человеку. Донорство – почетно, необходимо.
Знания своей группы крови можно использовать при соблюдении диеты
Дeвyшкам имеющим резус-отрицательную кровь , необходимо помнить о резус-конфликте, обращаясь при этом в Центр планирования семьи (учитель дает справку о работе Центра планирования семьи г.Абакана).
Сейчас известно около 50 наследственных заболеваний крови человека. Основная причина их возникновения – мутация генов. Для их исследования, лечения необходимо развитие науки и медицины.
10. Домашнее задание
Записи в тетради, решить одну из предложенных задач по теме «ГЕНЕТИКА КРОВИ».
Литература
1. Газета «БИОЛОГИЯ». Приложение к газете «1-е сентября» №5 1995
2. В.Б.Захаров «Общая биология» учебник для 10-11 кл . общеобразовательных учебных заведений . М.: Дрофа, 2001
3. И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» М.; «Просвещение» 1995
4. И.П.Карузина «Учебное пособие по основам генетики» Москва, «Медицина», 1980
5.В.Ю.Кретьянинов, Г.Б.Вайнер «Сборник задач по генетике с решениями»
6. «Общая биология» учебник для 10-11 кл. с углубленным изучением биологии в школе. В.К.Шумской, М.Д. Дымшиц, А.О.Рувинский. М., «Просвещение» 1995
7. Б.У. Соколовская «Сто задач по генетике и молекулярной биологии». Издательство «Наука», Новосибирск 1971
8. А.Т.Хрипкова «Физиология человека». М.; «Просвещение» 1983
9. Журнал «Питание и здоровье» №1 2003
Комментарии:
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
04 12 2025 22:28:28
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
03 12 2025 2:55:46
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
02 12 2025 9:51:32
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
01 12 2025 6:42:38
Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....
30 11 2025 10:17:26
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
29 11 2025 14:27:15
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
28 11 2025 4:37:47
Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
27 11 2025 1:12:40
Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....
26 11 2025 16:49:18
Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....
25 11 2025 2:32:12
Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....
24 11 2025 15:48:33
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
23 11 2025 6:45:49
Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...
22 11 2025 17:41:39
Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....
21 11 2025 15:42:40
О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....
20 11 2025 15:22:22
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
19 11 2025 23:14:39
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
18 11 2025 10:11:37
Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....
17 11 2025 21:15:38
Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....
16 11 2025 14:28:35
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
15 11 2025 18:29:45
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал
по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в
настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
14 11 2025 5:23:41
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
13 11 2025 23:51:34
Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....
12 11 2025 18:15:10
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
11 11 2025 12:12:34
Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....
10 11 2025 13:32:15
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
09 11 2025 21:40:27
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
08 11 2025 12:11:20
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
07 11 2025 19:22:15
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
06 11 2025 13:24:32
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
05 11 2025 0:21:15
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
04 11 2025 5:18:56
В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение (СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....
03 11 2025 23:18:22
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
02 11 2025 18:56:41
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
01 11 2025 10:25:14
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
31 10 2025 8:43:41
Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....
30 10 2025 11:40:22
Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....
29 10 2025 10:18:56
Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....
28 10 2025 13:54:28
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
27 10 2025 15:31:22
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти.
...
26 10 2025 21:41:24
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни.
...
25 10 2025 10:28:11
Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....
24 10 2025 17:32:16
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
23 10 2025 10:52:39
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
22 10 2025 16:17:16
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
21 10 2025 18:23:13
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
20 10 2025 1:16:20
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
19 10 2025 3:39:50
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
18 10 2025 23:27:36
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
17 10 2025 13:37:33
Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....
16 10 2025 5:16:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




