Наследственные болезни > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Наследственные болезни


    Наследственные болезни

Цели урока

Развивающие:

  • развитие речи;
  • мышления;
  • познавательного интереса;
  • памяти;
  • выражать свои мысли.

Обучающие: продолжить обучение

  • составление родословной;
  • решение генетических задач;
  • формирование навыков самообразования.

Воспитательные:

  • воспитание нравственности, гордости за своих родственников, за свой род;
  • ответственность за будущее поколение.

Учащиеся должны

Знать:

  1. причины наследственных заболеваний;
  2. пути профилактики наследственных болезней.

Уметь:

  1. работать по родословной;
  2. обобщать материал, выделять главное;
  3. систематизировать знания в виде схем, плана.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран.

ПО: мультимедийный диск «Основы общей биологии» Серия «1С: Школа» издательский центр «Вентана-Граф».

ЦОР: авторский медиапродукт: презентация учебного материала к уроку структура презентации: линейная (22 слайда)

Презентация «Наследственные болезни» (приложение)

№ слайда

Содержание слайда

1

Титульный лист

2

И.С.Бах.

3

Проблемные вопросы к уроку

4

Ответы к проверочной работе

5

Схема виды мутаций

6

Наследственные болезни и методы их диагностики

7

Синдром Дayна

8

Синдром Морфана Н. Паганини

9

А. Линкольн

10

Г.Х.Андерсен

11

К. Чуковский

12

Ахондриоплазмия

13

Распространение гемофилии в королевских семьях Европы родословная королевы Виктории.

14- 21

Родословные учащихся МОУ СОШ №21

22

Меры профилактики наследственных болезней.

Поэтапный вывод информации и переход – по щелчку мыши.

Дидактический материал:

  • карточки для проверки домашнего задания по вариантам -25 шт.
  • инструктивные карточки для работы с электронным учебником – 5шт
  • инструктивные карточки для работы с учебником – 5шт
  • раздаточный материал – таблица по теме «Мутации у человека»
  • раздаточный материал схема – картинка из электронного учебника (задача)
  • родословные учащихся для составления задач.

План урока

№ п/п

Этапы занятия
(краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

1.

Организационный момент: приветствие, подведение к теме урока, объявление темы и целей урока.

2 минут

2.

Повторение пройденного материала.
Проверочная работа.
Проверка работы в парах, оценивание.
Подготовка к изучению нового материала.

 10 минут

3.

Изучение нового материала.
Беседа о мутациях с использованием презентации.
Сообщение уч-ся с использованием презентации.
Составление плана в тетради.
Работа по родословным:
Составление по готовой родословной рассказа
Решение и составление генетических задач по родословным
Работа в группах по хаpaктеристикам мер профилактики наследственных заболеваний.

20 минут

4.

Закрепление полученных знаний, понятий работа по плану.
Контроль за работой всех учащихся, правильности записей в тетради.

5минут

5.

Подведение итогов

2 минуты

6

Задание на дом

1 минуты

 

Итого

40 минут

Ход урока

«Диагностика достигла таких успехов,
что здоровых людей почти не осталось».
Бертран Рассел

I. Вступительное слово.

(звучит музыка Баха слайд №1)

Не случайно наш урок начинаем с музыки Баха. Почти 300 лет его музыка восхищает человечество. В семье Баха в семи поколениях было не менее 53 выдающихся музыкантов и композиторов (слайд №2).

Людей всегда волновали вопросы, связанные с наследственностью и наследованием выдающихся способностей (слайд №3).

- Почему у гениального человека дети далеко не всегда гениальны?

- Почему одни люди рождаются талантливыми, а другие едва осваивают школьную программу?

- Чем обусловлены наследственные болезни человека.

- Почему среди 5 млрд. жителей планеты нет двух совершенно одинаковых людей?

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

II. Повторение пройденного материала и подготовка к изучению нового материала.

Карточка для проверки домашнего задания

Вариант №1. ГЕНЕТИКА.

Запишите номера вопросов, против них правильные ответы.

  1. Сколько аутосом в генотипе человека?
  2. Какой пол у человека гомогаметный?
  3. Где у человека расположен ген, вызывающий цветовую слепоту?
  4. Мать является носительницей гена цветовой слепоты, отец различает цвета нормально. У кого из детей может быть цветовая слепота?
  5. Кому передаются гены, находящиеся в У - хромосоме?
  6. Какой генотип у рыжего кота и черной кошки?
  7. Какой генотип у мальчика с заболеванием гемофилия?

Вариант №2 . ГЕНЕТИКА.

Запишите номера вопросов, против них правильные ответы.

  1. Сколько пoлoвых хромосом в генотипе человека?
  2. Какой пол у человека гетерогаметный?
  3. Где у человека расположен ген, вызывающий гемофилию?
  4. Отец является носителем гена цветовой слепоты, мать различает цвета нормально. У кого из детей может быть цветовая слепота?
  5. Кому передаются гены, находящиеся в Х - хромосоме у отца?
  6. Какой генотип у черепаховой кошки?
  7. Какой генотип у дeвoчки с цветовой слепотой (дальтонизмом)?

Работа в парах по проверке письменной работы друг у друга (ответы на слайде №4).

Работа уч-ся с электронным учебником по инструктивным карточкам.

Инструктивная карточка №1

  1. Открыть электронный учебник параграф 26.
  2. Познакомиться с материалом «Текст учебника».
  3. Составить схему Наследственные болезни, сцепленные с полом».

Инструктивная карточка № 2

  1. Открыть электронный учебник параграф 26.
  2. Познакомиться с материалом «Текст учебника».
  3. По схеме «Родословная королевских семей Европы», составить план рассказа «Наследование гемофилии».

Инструктивная карточка № 3

  1. Открыть электронный учебник параграф 26.
  2. Познакомиться с материалом «Это интересно».
  3. Составить схему «Хромосомные мутации»

Инструктивная карточка № 4

  1. Открыть электронный учебник параграф 26.
  2. Познакомиться с материалом «Вопросы к тексту».
  3. Ответить письменно на 2-3 вопрос.

Инструктивная карточка № 5

  1. Открыть электронный учебник параграф 26.
  2. Познакомиться с материалом «Заключение к главе 4» - Проблемы для обсуждения.
  3. Решить задачу №1.

Инструктивная карточка № 6

  1. Открыть параграф 13 учебника.
  2. Познакомиться с материалом «Генные болезни».
  3. Используя материал дополнить рассказ учителя по данной теме.

Инструктивная карточка № 7

  1. Открыть параграф 13 учебника.
  2. Познакомиться с материалом «Хромосомные болезни».
  3. Используя материал дополнить рассказ учителя по данной теме.

Инструктивная карточка № 8

  1. Открыть параграф 13 учебника.
  2. Познакомиться с материалом «Методы лечения больных».
  3. Используя материал дополнить рассказ учителя по данной теме.

III. Изучение нового материала

Приступаем к изучению нового материала.

Предлагаю вести записи в тетради по новому материалу в виде плана.

Наследственные болезни — это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека, другими словами мутации.

(Беседа с классом).

Что называют мутацией?

Если есть затруднения, воспользуемся словарём основных понятий учебника стр.230.

Какие виды мутаций вы знаете? слайд №5

На столах лежит раздаточный материал по видам мутаций. Используйте его для работы.

1. По уровню возникновения

Генные мутации — изменения обусловленные заменой одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена. Они влекут за собой изменения структуры строения белков, заключающиеся в появлении новой последовательности аминокислот в полипептидной цепи, и вызывают изменение активности белковой молекулы.

Другими словами генные болезни обусловлены изменениями, возникающими внутри гена на молекулярном уровне.

  • Хромосомные мутации — вызваны изменениями формы хромосом.
  • Геномные мутации — вызваны изменениями числа хромосом. К ним относятся: синдром Дayна (47 хромосом по 21 паре) ; синдром Шерешевского-Тернера (ж. с 45 хромосомами по 23 паре XO) ; синдром Клайнфельтера (м. с 47 хромосомами по 23 паре XXY)

2. По хаpaктеру проявления мутации:

  • доминантные;
  • рецессивные.

3. По месту возникновения

  • в пoлoвых клетках (проявляются только в следующих поколениях) ;
  •  в соматических клетках (проявляются только у родителя и не передаются потомству при пoлoвoм размножении).

Мутации приводят к различным наследственным болезням.

В наше время такие болезни можно диагностировать (слайд №6).

Примером хромосомной болезни может быть: синдром Дayна (47 хромосом по 21 паре) слайд №7.

Учащиеся, работавшие, по карточке 7 дополняют.

Примеры генных мутаций нам сейчас приведут ребята в своих сообщениях.

Сообщение учащихся

1. АРАХНОДАКТИЛИЯ

Дефекты некоторых генов, влияющих на образование и развитие соединительной ткани у человека, нередко приводят к непропорциональному гигантизму. Болезнь эта описана в 1896 году французским педиатром А. Морфаном. При наиболее ярком проявлении этой доминантной особенности на свет появляются люди с очень длинными руками и ногами и относительно коротким туловищем. Их вытянутые пальцы напоминают лапы огромного паука. Отсюда образное название этой диспропорции арахнодактилия (от греч. dactyl-палец и Arachna-женщина, по легенде, превращенная Афиной в паука).

У людей с подобными дефектами грудная клетка деформирована, хрусталик глаза смещён. Такая аномалия носит название синдрома Морфана и считается полулетальной, поскольку связана с пороками сердца.

Синдром вызван наследственным пороком развития соединительной ткани и хаpaктеризуется также поражением опopно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов.

Люди, у которых этот синдром проявляется не со всей жестокостью, доживают до зрелых лет. По счастью синдром Морфана встречается достаточно редко (вероятность его 1:50 000). Тип наследования аутосомно-доминантный.

 История знает случай, когда длинные, тонкие пальцы человека с синдромом Морфана вместе с впечатляющей работоспособностью помогли их обладателю сделать фантастическую карьеру. Речь идёт о знаменитом скрипаче Никколо Паганини (слайд №8). Гёте и Бальзак так описывают его внешность в своих воспоминаниях: глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и сверхгибкие пальцы, какой-то невероятной длинны, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей. Эта чисто морфологическая особенность позволила ему творить со скрипкой настоящие чудеса. Люди говорили, что он в сговоре с дьяволом, или что его искусство является музыкой небес, в которой звучат ангельские голоса. Он играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, играющая одновременно с первой. Многие вплоть до XX века верили слухам, что в молодости Никколо прибег к помощи хирурга, который сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук.

Теперь-то мы знаем, что, скорее всего, своими данными он был обязан редкому генетическому отклонению.

Как известно, в конце своей жизни великий музыкант почти лишился голоса. Это лишнее доказательство в пользу того, что у Паганини был синдром Морфана, поскольку нередким осложнением этой болезни является сильная хрипота и даже потеря голоса, вызванная параличом верхнего гортанного нерва.

Единственная компенсация, которую люди с синдромом Морфана получают от судьбы за свой порок — повышенное содержание адреналина в крови. Таким образом, люди с синдромом Морфана всю жизнь находятся в возбужденном состоянии. Адреналин постоянно подстегивает нервную систему и делает их невероятными трудоголиками. Синдромом Морфана страдали несколько всемирно известных личностей, отличавшихся необычайной работоспособностью.

Таков был лесоруб Авраам Линкольн (слайд №9). Очень похож на Линкольна по физическому складу был сын сапожника, ставший позже великим писателем XIX в. Ганс Христиан Андерсен (слайд №10) Его необычное трудолюбие появилось ещё в школе. Свои литературные произведения он переписывал до 10 раз, добиваясь, в конечном счете, виртуозной точности и одновременно лёгкого стиля.

Слайд №11. Выше всех в толпе был и любимый детьми автор «Мухи-цокотухи».

2. АХОНДРИОПЛАЗМИЯ (слайд №12)

Учитель:

Другой пример обратный предыдущему болезнь ахондриоплазмия.

Учащиеся, работавшие, по карточке 8 дополняют.

Следующим этапом нашей работы будет разговор об одном из методов генетики — это генеалогический метод.

3. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

В изучении наследственности человека применяется генеалогический метод. Он введён в науку в 19 веке Гальтоном. Генеалогия в широком смысле слова — родословная человека, т. о. генеалогический метод — это метод, основанный на изучении родословных и выявление особенностей наследования каких либо хаpaктерных признаков или болезней в ряду поколений данного рода или семьи.

Классический пример наследственного заболевания — гемофилия. Английская королева Виктория передала ген гемофилии королевским семьям Западной Европы и царствующей семье России (царевич Алексей, сын Николая II, страдал гемофилией) слайд №13

Русский философ О.П. Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит заданная ему историческая задача, которую он «призван решать».

Ребята попытались воссоздать родословные, они перед вами (слайд №14-20).

Работа над родословной бесконечна, она может продлиться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому необходимо запастись терпением, старанием и аккуратностью.

(Демонстрируем выставку работ учащихся на доске, памятку о составлении родословной).

Учитель: ребята, что вы узнали, составляя свою родословную?

Рассказ учащегося о своей родословной и работой над ней.

Оказывается, родословная может многое вам рассказать и открыть свои тайны.

- Составьте по готовой родословной мини рассказ (слайд №20)

- По слайду №21 решить задачу. Задачу и родословную к ней составил учащийся.

- А сейчас мы проверим домашнюю задачу, где по предложенному рассказу нужно составить родословную.

Наследственные болезни человека лишь часть его наследственной изменчивости. Ученые постоянно работают над проблемами лечения наследственных болезней. Наиболее актуальным является предупреждение этих заболеваний.

Пути профилактики наследственных болезней определяются причинами, способствующими их развитию. На столах лежат памятки о профилактике, работая в мини группах, приготовьте пояснения к каждой мере профилактики. Предлагаю одному из группы озвучить вашу работу.

Учащиеся называют меры профилактики по очереди и дают полную хаpaктеристику по каждому пункту используя (слайд 22).

Учащиеся, работавшие, по карточке 6 дополняют.

Меры профилактики наследственных заболеваний

ЗАПРЕТ НА БЛИЗКОРОДСТВЕННЫЕ БРАКИ

Как правило, мутации в генах носят рецессивный хаpaктер, поэтому в гетерозиготе они не проявляются. У двух родственников, имеющих одинаковые мутации больше вероятность проявления рецессивного гена в гомозиготе — по II закону Менделя величина этой вероятности 25%.

ЗАПРЕТ НА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.

Их употрeбление ведёт к нарушению процесса конъюгации хромосом в мейозе, так как алкоголь яд для любой клетки, в том числе и для пoлoвoй. В результате в некоторых пoлoвых клетках могут возникнуть изменения структуры и числа хромосом, что может привести к тяжелым уpoдствам или умственной отсталости.

БОРЬБА ЗА ЧИСТОТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ДОРОДОВАЯ ДИАГНОСТИКА наследственных заболеваний, которая предусматривает их своевременное выявление. Так обязательное ультразвуковое исследование (УЗИ) всех беременных женщин на 30% снизило рождение детей с тяжелыми пороками.

IV. Закрепление.

И в заключение урока посмотрим, что у нас получилось в тетради.

Заслушаем часть одного из ваших планов.

Все учащиеся в конце урока сдают тетради на оценку.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание: продолжить работу над родословной. параграф 13, задачи со стенда подготовить к сдаче.



Комментарии:

Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"


    Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"

      Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....

10 12 2025 7:29:49

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

09 12 2025 18:20:19

Компьютерные технологии в преподавании биологии


    Компьютерные технологии в преподавании биологии

      Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

08 12 2025 8:39:55

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

07 12 2025 5:53:34

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

06 12 2025 7:34:26

Экологические особенности животных по отношению к температуре


    Экологические особенности животных по отношению к температуре

      Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

05 12 2025 17:59:52

Исследование "Изучение плесневых грибов"


    Исследование "Изучение плесневых грибов"

      Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....

04 12 2025 19:40:36

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

03 12 2025 15:13:16

Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"


    Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"

      На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....

02 12 2025 5:51:39

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

01 12 2025 1:23:42

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

30 11 2025 16:51:56

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

29 11 2025 18:23:10

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

28 11 2025 10:58:31

Наследственные болезни человека

Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....

27 11 2025 21:16:56

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"


    Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

      Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

26 11 2025 15:32:28

Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"


    Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"

      В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....

25 11 2025 0:58:48

Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс

      Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....

24 11 2025 0:38:10

Формирование УУД на уроках биологии


    Формирование УУД на уроках биологии

      Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....

23 11 2025 21:48:19

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

22 11 2025 16:43:51

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. ...

21 11 2025 10:33:28

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

20 11 2025 20:45:19

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"


    Внеклассное мероприятие к  Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

      Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

19 11 2025 7:57:42

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

18 11 2025 7:11:12

Основные направления эволюционного процесса


    Основные направления эволюционного процесса

      Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

17 11 2025 4:40:32

Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс


    Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс

      Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....

16 11 2025 20:12:38

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"


    Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

      Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

15 11 2025 7:17:58

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

14 11 2025 8:27:52

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....

13 11 2025 23:27:37

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс


    Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

      Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

12 11 2025 7:18:50

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....

11 11 2025 21:24:43

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

      Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

10 11 2025 15:31:57

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

09 11 2025 8:23:16

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"


    Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

      Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

08 11 2025 0:31:44

Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")


    Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")

      Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....

07 11 2025 19:13:48

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

      Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

06 11 2025 6:54:13

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

05 11 2025 13:39:30

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

04 11 2025 18:34:29

Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"


    Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"

      Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....

03 11 2025 9:42:21

Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии


    Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии

      Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....

02 11 2025 4:50:39

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"


    Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

      План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...

01 11 2025 5:29:57

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

31 10 2025 7:54:15

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

30 10 2025 17:38:47

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

29 10 2025 5:58:41

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)


    "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

      В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....

28 10 2025 19:54:28

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

27 10 2025 18:52:35

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

26 10 2025 4:20:38

Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"


    Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"

      Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...

25 10 2025 3:48:26

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

24 10 2025 4:38:20

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

23 10 2025 18:45:36

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"


    Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

      Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...

22 10 2025 10:49:36

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::