Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"
Класс: 8.
Предмет: биология
Межпредметные связи: Зоология 7, класс Млекопитающие.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная,
Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, пpaктический.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Время проведения: 1 академический час (45 минут)
Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш,Биология.8 кл.Человек.-М.Дрофа.2010г.
Цели урока:
Образовательные
- Обобщить знания о процессе пищеварения , выявить уровень усвоения ведущих понятий, закрепить их.
- Продолжить формировать понятие \"фермент\", \"субстрат\".
- Раскрыть, как происходит переваривание в желудке и тонком кишечнике, роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез.
Развивающие:
- Сформировать умение выделять главное, сравнивать , делать самостоятельные выводы
- Продолжить формирование работать с учебником, оборудованием
- Показать пpaктическую направленность полученных знаний
Воспитательные: способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания
Оборудование:
- Оборудование для опыта: накрахмаленная тканевая салфетка, р-р йода, ватная палочка, чашка Петри.
- Компьютер, проектор.
Ход урока
I. Вводная часть урока. Оргмомент. (Презентация)
II. Актуализация знаний:
1. Разминка (слайд 2)
Проверка домашнего задания:
Задание-1 (фронтально)
Поставь по порядку - глотка, - печень, - ротовая полость, - желудок, - желчный пузырь, - толстый кишечник- поджелудочная железа, - тонкий кишечник, - пищевод, - прямая кишка - двенадцатиперстная кишка, - аппендикс.
Ответ: 1 - ротовая полость, 2 - глотка, 3 -пищевод, 4 - желудок, 5 -двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 -желчный пузырь, 8 -поджелудочная железа, 9 -тонкий кишечник, 10 - толстый кишечник, 11 -аппендикс, 12 -прямая кишка
Задание-2 ( Слайд 3) Соотнесите слова левой колонки с помощью стрелок со словами правой колонки, расположите над стрелками названия ферментов, расщепляющих органические вещества.
Углеводы аминокислота Жиры глюкоза Белки глицерин, жирные кислоты
(Схема остается на доске с заполненной одной стрелкой : углеводы -глюкоза, а над стрелкой- амилаза, ротовая полость )
Задание-3 (Слайд 4)
Индивидуальный опрос:
1. Как распознается качество пищи?
2. Какое значение имеет химическая и механическая обработка пищи?
3. Каковы строение и форма зубов?
Задание-4 (Слайд 5)
1. Какие железы находятся в ротовой полости и каковы их функции?
2. Какие пищеварительные ферменты содержаться в слюне?
3. Почему у людей, даже здоровых, ротовая полость богата микробами?
Задание-5 (Слайды 6,7)
Расскажите о составе и функции слюны (проверка по слайду)
Поставьте опыт, показывающий роль амилазы в расщеплении крахмала
Задание-6 (Слайд8)
Вспомните, какие зубы у высших приматов? Какие типы зубов ,зубы молочные и постоянные?
Кто приготовил сообщение о гигиене в ротовой полости?
Опыт с расческой и ватой показывает как правильно чистить зубы. Горячая вода + стеклышко показывает хрупкость эмали при контрастных температурах
Задание-7 (Слайд10)
Выполните самостоятельную работу в тетради на печатной основе
Стр. 53-54 упр. 127, 128 ,129.
Правильный ответ на слайде
Взаимопроверка и выставление оценки.
Создание проблемной ситуации.
На схеме (Слайд12) мы заполнили только одну стрелку , а где и под действием чего будет перевариваться бутерброд? Где переварится мясо, жиры?
Слайд(13)
III. Постановка целей урока:
1. Познакомимся со строением желудка и двенадцатиперстной кишкой.
2. Раскроем особенности процессов пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке.
3. Раскроем свойства ферментов желудочного сока и пищеварительных соков 12- ти перстной кишки.
4. Узнаем о роли печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Работа со слайдами12-22
Слайд (14)
Пищевой комок из ротовой полости рефлекторно проглатывается , проходит по пищеводу и попадает в желудок.
Слайд (15)
Давайте найдем в тексте пар . 32 какое строение имеет желудок, и выполним упр. 132 .
Рассмотрите слайд (Слайд (16), ответьте на вопрос: Что способствует перемешиванию пищи в желудке и почему , кроме воды, пища не сразу попадает в кишечник?
Прочитайте отрывок из пар 32 и объясните, под действием какого фермента происходит расщепление пищи в желудке? Какие железы находятся в желудке, какие секреты они выpaбатывают? Слайд (17,18)
Закончите упр. 132
Куда попадает и как продолжается переваривание пищи? Слайд 19
Объяснение роли печени, желчи, значение трипсина и кишечного сока.
Слайд (19)
Ферменты Слайд (20)
1. Ферменты - белки сложного строения , выполняющие функцию биокатализаторов.
2. Ферменты воздействуют на питательные вещества.
3. Субстрат- вещество, на которое действует фермент.
4. Ферменты выделяются пищеварительными железами.
5. Определенные виды ферментов выделяются определенными железами.
Как же изменяются питательные вещества под действием ферментов?
Свойства Ферментов
1 Являются биологическими катализаторами белковой природы;
Каждый фермент действует только при определенных условиях:
- ферменты слюны - в слабощелочной среде;
2. Каждый фермент обладает специфичностью и действует на определенный субстрат;
- ферменты желудочного сока - в кислой;
- ферменты поджелудочного сока - в слабощелочной.
3. Наиболее активны при температуре 37-39 гр.С.
4. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют свою активность.
Давайте выполним задание на стр. 167 -168 на примере \"белки\", остальное закончите дома. Слайд (22)
Закрепление.
1. Давайте заполним схему, начатую в начале урока:
Углеводы аминокислота Жиры глюкоза Белки глицерин, жирные кислоты
2. Выберите правильные высказывания:
- Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *
- Желчь выpaбатывается железами желудка.
- Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *
- Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *
- Перитонит - воспаление аппендикса.
- Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*
- Трипсин - расщепляет жиры.
- В желудке кишке кислая среда.*
- Ферменты- это биологические катализаторы.*
- Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *
IV. Дом. задание пар. 32 , закончить таблицу
Комментарии:
Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....
28 03 2024 7:13:36
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
27 03 2024 6:35:55
В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....
26 03 2024 10:51:24
Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....
25 03 2024 14:35:32
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...
24 03 2024 7:31:47
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
23 03 2024 18:44:43
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
22 03 2024 23:54:33
Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...
21 03 2024 15:52:36
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...
20 03 2024 22:40:12
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
19 03 2024 12:57:51
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
18 03 2024 22:48:35
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
17 03 2024 9:53:37
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
16 03 2024 15:38:21
Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....
15 03 2024 4:12:31
Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...
14 03 2024 21:23:30
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
13 03 2024 23:57:24
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
12 03 2024 7:33:15
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
11 03 2024 4:48:56
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
10 03 2024 0:21:17
Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения. Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся. ...
09 03 2024 12:20:17
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
08 03 2024 16:59:55
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
07 03 2024 2:40:32
Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....
06 03 2024 1:17:52
Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....
05 03 2024 10:36:39
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
04 03 2024 4:29:41
Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...
03 03 2024 20:45:21
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
02 03 2024 7:10:46
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
01 03 2024 4:35:52
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....
29 02 2024 2:56:44
Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...
28 02 2024 1:13:32
На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....
27 02 2024 4:15:18
На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат. ...
26 02 2024 1:26:48
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...
25 02 2024 17:28:59
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
24 02 2024 23:35:37
Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....
23 02 2024 6:39:57
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
22 02 2024 12:31:10
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
21 02 2024 8:33:19
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...
20 02 2024 8:58:21
Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....
19 02 2024 5:24:33
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
18 02 2024 15:17:43
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...
17 02 2024 18:19:44
Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....
16 02 2024 16:23:34
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
15 02 2024 14:25:48
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
14 02 2024 15:10:38
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
13 02 2024 22:54:31
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
12 02 2024 3:31:36
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...
11 02 2024 6:19:24
Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...
10 02 2024 9:27:59
Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....
09 02 2024 21:30:54
План-конспект урока "Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме пpaктического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 пpaктических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интеpaктивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: "Клеточный цикл. Митоз" и "Мейоз" и носит хаpaктер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....
08 02 2024 3:33:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::