Урок "Размножение и развитие птиц" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок "Размножение и развитие птиц"


    Урок "Размножение и развитие птиц"

Цели урока:

  • При помощи мультимедийных технологий дать представление о размножении и развитии птиц.
  • Отметить, что сложный организм птиц развивается из одной оплодотворенной яйцеклетки.
  • На основании сходства зародышей птиц и пресмыкающихся установить родство между этими группами животных.

Оборудование:

  • Диапроектор и рабочие слайды №1,2,3,4,5.
    1 – “Органы размножения” <Рисунок1>;
    2 – “Портрет Гарвея” <Рисунок2>;
    3 – “Яйцо в воде” <Рисунок3>;
    4 – “Вылупление птенца” <Рисунок4>;
    5 – “Типы птенцов” <Рисунок5>.
  • Плакат “Скелет птицы и органы полости тела птицы”;
  • Схематическое изображение “Отделы сердца” и маркеры;
  • Таблички-термины: “Семенник”, “Семяпровод”, “Семенной пузырек”, “Левый яичник”, “Яйцевод”, “Клоака”.
  • Звуковой файл “Голоса птиц”;
  • Тематические цитаты на стендах;
  • Контрольный лист учащихся;
  • Плакат “Пищеварительная система птиц”;
  • Видеоролики: “Брачные пары” (1,2,3) (Энциклопедия Кирилла и Мефодия, т.4) ;
  • Пустая скорлупа яйца;
  • Гнезда;
  • Рисунок “Строение яйца” <Рисунок6>;
  • Карточки “Яйцо” <Рисунок7>;
  • Рисунок “Развитие зародыша птиц” <Рисунок8>;
  • Тест <Приложение1>;
  • Файл “Птичья мозаика” <Рисунок9>.

Оформление доски:

Записанное домашнее задание;
Дата и тема.

Цель.

  • Изучить размножение и развитие птиц с использованием пакета прикладных программ ПК.
  • Повторить приемы работы с графическими объектами

План:

  1. Система размножения птиц.
  2. Строение птиц.
  3. Развитие зародыша.
  4. Типы развития птенцов.

Плакат “Скелет птицы и органы полости тела птицы”;

Схематическое изображение “Отделы сердца” и маркеры;

Приспособление для табличек – понятий.

Секторы учебного кабинета:

№1. Рабочие места.

Персональные компьютеры; рабочие тетради.
Карточки “Строение яйца”.
Программный комплект: Виде ролики, файл “Птичья мозаика”, тест.

№2. Головной ПК.

Файл “Строение яйца”.
Файл “Голоса птиц”.
Файл “Пищеварительная система”.
Три видео ролика для просмотра.
Контрольный лист.

№3. Уголок леса.

Образцы гнезд.

№4. Технический стол.

Слайды, кодоскоп, таблички с новыми понятиями, яйцо в гнезде.

Заранее: Подготовить рабочие места; разложить раздаточный материал.

До урока: запись Д/З, пояснения ассистенту по контрольному листу.

Ход урока.

Оргмомент.

Со звонком уч-ся встают у своих рабочих мест.

Учитель приветствует учащихся.

Включает мелодию “Птичьи голоса” (Энциклопедия Кирилла и Мефодия, т.4).

Зачитывает стихотворение.

Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.

Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.

Пусть мелькнет быстротечное лето,
Вспыхнет осень, придут холода,
Пусть придется увидеть полсвета, -
Все равно ты вернешься сюда!

Мы начинаем урок по теме “Изучение размножения и развития птиц при помощи графических и мультимедийных средств персонального компьютера”.

Учащиеся записывают тему урока.

Цель урока: используя возможности ПК, получить представление о пoлoвoй системе птиц, строении яйца и типах развития птенцов. Отработать приемы работы с графическими объектами.

Эпиграфом к теме станет изречение Уильяма Гарвея “Все – из яйца!”.

Учитель назначает одного из учащихся своим помощником и выдает ему контрольный лист для оценивания.

Проверка домашнего задания.

Учитель показывает схематическое изображение сердца на доске и предлагает учащимся обозначить стрелками направление движения тока крови, нарисовать клапаны, подписать отделы, прокомментировать строение кровеносной системы.

(К доске вызывается один учащийся).

Учитель вызывает к доске второго учащегося и предлагает ему поработать с плакатом “Пищеварительная система птиц” – подготовить рассказ.

Опрос класса:

  1. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с полетом? Соблюдая технику безопасности, при ответе вы не встаете.
  2. Почему птицы распространены в районах с низкой температурой, где пресмыкающиеся встречаются крайне редко?
  3. Почему у птиц обмен веществ протекает более интенсивно, чем у пресмыкающихся?

Хорошие ответы ассистент заносит в список.

После опроса учащихся класс выслушивает ответы учащихся у доски.

Учитель комментирует оценки, говорит, кто заработал баллы.

Объяснение новой темы.

Изучение новой темы мы проводим по плану (учитель показывает на доску).

План:

  1. Система размножения птиц.
  2. Строение птиц.
  3. Развитие зародыша.
  4. Типы развития птенцов.

Запишите план в свои тетради. Записывают.

С помощью программы Windows Media Plauer просмотрим видео ролики.

Ассистент включает видеоролик. Просмотр.

Всегда ли проявляются отличия самцов от самок во внешнем строении? Заслушиваются ответы.

По какой системе органов можно определить пол птицы? Ответы.

Ассистент показывает слайд №1 “Органы размножения” <Рисунок1>.

Рассказ по слайду.

В полости тела в области крестца у самцов лежат два семенника бобовидной формы. К периоду размножения их объем значительно увеличивается. От семенников отходят семяпроводы, через семенной пузырек открывающиеся в клоаку.

Яичники у женской особи парные. Но полноценным является только левый яичник, правый – недоразвит и является рудиментом. Это приспособление к полету. По мере созревания яйца поступают в яйцевод, его стенки рыхлые и богаты железами. В яйцеводе происходит внутреннее оплодотворение, яйцеклетка покрывается слоем белка и оболочками. Благодаря незамкнутому тазу яйцо проходит свободно.

Учитель прикрепляет на доску таблички-понятия и комментирует: Запишите в свои тетради следующие понятия: “Семенник”, “Семяпровод”, “Семенной пузырек”, “Левый яичник”, “Яйцевод”. Записывают.

Мы переходим ко второму пункту нашего плана.

Рассказ о строении яйца заранее готовят два учащихся.

Работу с классом ведет первый лектор.

Яйца различных птиц отличаются по размерам и форме. В природе они чрезвычайно разнообразны и по цвету, и по размерам.

Чайки, сразу после вылупления птенцов, уносят прочь скорлупу. Зачем они это делают? Выслушивает мнения.

Ответ: белая внутренняя сторона скорлупы привлекает внимание хищников на пестром берегу.

Берет в руки куриное яйцо и показывает классу.

Снаружи яйцо покрыто известковой скорлупой, хрупкой, но прочной.

Ее функции: механическая защита зародыша, газообмен, противомикробная защита, источник минеральных веществ на образование скелета зародыша.

Впервые изучил строение яйца талантливый английский врач Уильям Гарвей. Посмотрите на наш эпиграф (Показывает на эпиграф). Все - из яйца!

Ассистент показывает слайд №2. Портрет Уильяма Гарвея <Рисунок2>.

Гарвей покрывал яйца лаком и зародыши гибли. Значит, в скорлупе есть поры, через которые проходит воздух. Посмотрите на опыт, впервые проделанный в 19 веке. Под давлением сжатого воздуха из скорлупы через поры выходят в воде пузырьки воздуха.

Ассистент показывает слайд №3 <Рисунок3>.

Следя за насиживанием, Гарвей доказал, что яйцо – оплодотворенная яйцеклетка, проследил картину развития зародыша, описал строение яйца.

Продолжает второй лектор.

Обратите внимание на рисунок внутреннего строения яйца (открывает рисунок на компьютере) <Рисунок6>.

Рассказывает и показывает на экране.

Сверху скорлупу покрывает кутикула, под скорлупой находятся две оболочки: подскорлуповая и надскорлуповая. У тупого конца яйца она отходит, образуя воздушную камеру. В воздушной камере находится запас воздуха для первого вздоха зародыша.

Белок в яйце – амортизатор при поворотах и сотрясениях, кроме этого он – источник воды для зародыша.

В середине яйца на белковых канатиках – халазах подвешен желток в желточной оболочке. В составе желтка – питательные вещества и вода. В верхней части желтка находится светлое пятнышко – зародышевый диск – делящиеся клетки ядра и активной части цитоплазмы. Зародыш обеспечен всем необходимым.

На ваших рабочих столах находятся карточки “Строение яйца” (<Рисунок7>). Показывает их. Вложите их в свои рабочие тетради. Садится.

Учитель благодарит лекторов.

Для самостоятельного изучения развития зародыша (показываю на пункт плана) изучите параграф учебника по данной теме. Цель – проследить стадии развития зародыша. Просмотрите графический файл “Строение зародыша” (<Рисунок8>) на ваших компьютерах.

На выполнение этого задания вам отводится_____ минут.

Учащиеся работают с учебником.

После истечения времени проводится опрос-закрепление материала.

Приступаем к опросу по пройденным этапам.

Как вы считаете, почему у птиц не развивается правый яичник?
Почему не развиваются яйца-болтуны?
Каким образом птенец выходит из яйца наружу?
Что в строении зародыша свидетельствует о родстве птиц и пресмыкающихся?

Хорошие ответы ассистент заносит в список.

Запишем выводы в своей тетради:

  1. Развитие зародыша начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки.
  2. Все развитие зародыша происходит в яйце, где он обеспечен всем необходимым.
  3. Сходство в развитии и размножении доказывает родство птиц с пресмыкающимися.

Обратите внимание на следующий слайд. Ассистент ставит слайд №4 <Рисунок4>.

По типу развития птенцов разделяют на выводковых и птенцовых. Ассистент ставит слайд №5 <Рисунок5>.

Что отличает их друг от друга? Заслушиваются ответы.

Комментарий учителя

Страусы, воробьиные, куриные выводят выводковых птенцов, а совы, гoлyби, дятлы, воробьиные – птенцовых. Промежуточное положение занимают чайки, гагары и дневные хищники.

На рабочих столах ваших компьютеров находится файл “Птичья мозаика” (<Рисунок9>). Загрузите его через графический редактор Paintbrush.

Цель этого задания – научиться определять хаpaктерные особенности внешнего вида птенцов и отработать операции перемещения фрагментов рисунка и повороты.

Из отдельных фрагментов вы должны собрать целое изображение птенцов и подписать их тип. Помогут вам в этом инструмент “Рамка выделения”, меню “Рисунок” и “Рамка текста”. На выполнение этой работы вам дается ______ минут.

Учащиеся работают. Ассистент отмечает лучшие работы.

Закрепление пройденной темы.

Учитель.

Закрепление пройденной темы мы проведем при помощи контрольного теста. Закройте тетради и учебники. Откройте файл “Тест” на своем рабочем столе.

Продумывайте варианты ответов и не спешите. Полученную оценку вы выставляете в своих дневниках.

Ребята работают с тестом <Приложение1>;.

Все задачи нашего урока были выполнены. Мы достигли цель, поставленную перед изучением темы “Размножение и развитие птиц”. Какие программы помогли вам в этом?

Заслушиваются ответы.

За урок вы получили следующие оценки. Учитель комментирует оценки и оценки по дополнительным баллам.

В конце урока - просмотр видеофрагментов на рабочих ПК, отображающих многообразие мира птиц.

Всем спасибо за работу на уроке. До свидания.



Комментарии:

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

09 10 2025 7:51:26

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

08 10 2025 10:58:24

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"


    Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

      Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...

07 10 2025 13:13:18

Переливание крови. Группы крови человека. Резус-фактор


    Переливание крови. Группы крови человека. Резус-фактор

      Третий урок по теме. Конспект составлен к учебнику «Биология. Человек. 8-й класс. Сонин Н.И., Сапин М.Р. На этапе проверки домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопросы, проверяют друг друга. Новый материал изучается в словесно-наглядной форме. Учащиеся готовят сообщения к уроку....

06 10 2025 15:37:38

Класс Двудольные, семейство Пасленовые


    Класс Двудольные, семейство Пасленовые

      Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....

05 10 2025 17:31:31

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

04 10 2025 15:58:30

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время


    Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

      В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

03 10 2025 4:36:47

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс


    Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

      Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

02 10 2025 18:53:29

Биология - наука о живой природе

Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....

01 10 2025 20:25:38

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

30 09 2025 22:12:16

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

29 09 2025 5:10:44

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

28 09 2025 17:20:16

Использование интеpaктивного комплекса на уроках биологии

В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....

27 09 2025 10:49:49

"Внешнее строение листа". 6-й класс

Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....

26 09 2025 10:58:33

Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс


    Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс

      Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...

25 09 2025 2:40:35

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс


    Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс

      Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

24 09 2025 9:15:34

Основные этапы эволюции животного мира на Земле


    Основные этапы эволюции животного мира на Земле

      Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

23 09 2025 9:47:15

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

22 09 2025 10:48:17

Формирование УУД на уроках биологии


    Формирование УУД на уроках биологии

      Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....

21 09 2025 18:26:47

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

20 09 2025 5:30:11

День биологического многообразия


    День биологического многообразия

      Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...

19 09 2025 17:55:26

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности


    Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

      В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

18 09 2025 11:26:49

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

17 09 2025 21:11:37

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

16 09 2025 14:29:29

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс


    Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

      Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....

15 09 2025 10:59:52

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

14 09 2025 3:59:18

Урок-игра по теме "Отряды птиц"


    Урок-игра по теме "Отряды птиц"

      Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

13 09 2025 15:37:27

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

12 09 2025 12:53:10

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

11 09 2025 13:36:29

Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс

      Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....

10 09 2025 17:47:12

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)


    Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

      Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

09 09 2025 12:54:42

Изготовление кормушек для зимующих птиц (мастер-класс)


    Изготовление кормушек для зимующих птиц (мастер-класс)

      Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д. ...

08 09 2025 13:46:27

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

07 09 2025 9:43:31

Особенности строения голосеменных на примере хвойных растений г. Ижевска

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....

06 09 2025 9:56:21

Растения сада. 5-й класс


    Растения сада. 5-й класс

      Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....

05 09 2025 1:11:26

Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....

04 09 2025 2:34:27

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

03 09 2025 7:32:25

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

02 09 2025 5:30:59

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

01 09 2025 3:21:27

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

31 08 2025 7:25:28

Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"


    Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"

      Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....

30 08 2025 4:37:57

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

29 08 2025 15:11:18

Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс

      В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....

28 08 2025 20:50:54

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

27 08 2025 8:47:45

Сохранение многообразия видов. 11-й класс


    Сохранение многообразия видов. 11-й класс

      Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....

26 08 2025 18:25:20

Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс


    Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс

      Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу. ...

25 08 2025 3:10:19

Компьютерные технологии в преподавании биологии


    Компьютерные технологии в преподавании биологии

      Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

24 08 2025 23:58:40

Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)


    Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

      Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...

23 08 2025 7:28:12

Урок биологии на тему "Многообразие земноводных"

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....

22 08 2025 16:13:37

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

      Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...

21 08 2025 8:53:42

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::