Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла


    Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла

Введение.

Охрана и рациональное использование водоплавающих и околоводных птиц, которые являются одним из главных компонентов водных экосистем, невозможно без знания их экологии. Однако, большая часть имеющихся работ посвящена фаунистике, различным аспектам экологии птиц Европейского континента. Например, сделаны крупные обобщения по распространению, численности, размножению, линьке, питанию и миграциям были выполнены по бывшему Советскому Союзу в целом и по многим регионам внутри страны.

В Сибири специальные исследования по разным аспектам экологии водоплавающих и околоводных птиц проводились в разное время в целом по водно-болотным птицам.

Они изучены далеко недостаточно. Некоторые данные имеются в монографических работах эколого-фаунистического содержания и в ряде статей, появившихся в последние годы. Специальные исследования , посвященные населению и экологии водоплавающих и околоводных птиц Селенгинского среднегорья, пpaктически не проводились. Это обстоятельство определило, цель и задачи нашей работы.

Целью явились выявление особенностей экологии водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла на примере огаря.

Задачи, которые необходимо было решить для достижения данной цели:

  1. выявить особенности экологии водоплавающие и околоводные птицы степных озер;
  2. наметить пути охраны и рационального использования водоплаваюшие и околоводные птицы степных озер;
  3. определить возможность использования полученных данных в школьном курсе «Биологии».

Объектом исследования является водоплавающие и околоводные птицы степных озер.

Предметом исследования является огарь (красная утка).

Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии и птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава, особенно в весенний период, и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005-2008 г.

Результаты исследований могут служить основой при решении задач рационального использования ресурсов животного мира. А также для долговременного мониторинга динамики численности и населения птиц. При всех посещениях регистрировались размещение и хаpaктер деятельности обнаруженных на них птиц.

Основная часть

В видовых очерках приведены подробные данные по биотопическому распределению, особенностям поведения в предгнездовой и брачный периоды, срокам размножения, гнездостроению, величине кладки, морфометрии яиц, насиживанию. Для каждого вида просчитаны эффективность вылупления и гнездования, рассматриваются причины гибели яиц и птенцов.

К пролетным водоплавающим и околоводным птицам Селенгинского среднегорья относятся 122 вида: из них через степные озера пролетают 83 вида, что составляет 79 %.

Начало весеннего пролета приходиться на начало марта, первыми появляются огарь, кряква. Пролет в это время не имеет определенной направленности, и носит хаpaктер кочевок по проталинам рек и озер.

Огарь – tadorna ferruginea Pall. 1764

Местообитание. Основными местами обитания огарей в гнездовой период являются степные солоноватые, иногда пойменные озера, старицы рек. Сильно заросших водоемов огарь избегает. Обязательным условием обитания птиц в долинах рек является наличие скалистых берегов, глинистые обрывы. Изредка их можно увидеть в смешанных лесах.

Весенний пролет и прилет. Первые огари появляются на Селенгинском среднегорье в середине-конце марта [Измайлов, Боровицкая, 1973; Елаев, 1997]. Самый ранний прилет 19-22/111 описан М.Г.Бакутиным (1957) в дельте р. Селенги. В северных районах, в частности на перешейке полуострова Нос передовые особи достигают к началу апреля – 8-14/1V [Гусев, 1960; Скрябин, 1975,1995]. Массовый прилет огарей на Селенгинском среднегорье приходиться на апрель. В это время они встречаются стайками из 2-6, а редко 20-25 птиц [табл.1]. В целом пролет проходит вяло и заканчивается в конце апреля.

По нашим наблюдениям прилет огарей в 2005 г. 28-2/ IV, 2006 г. 24-28/III, 2007 г. 1-6/IV, 2008г. 27/IV-1/V.

Размножение. На места гнездовья птицы прилетают уже парами, редко в одиночку. Разбивка на пары происходит еще на зимовке, причем, судя по данным кольцевания, пары существуют по несколько лет [Исаков, 1952; Лысенко, 1991]. Вскоре после прилета огари начинают подыскивать удобные места для гнездования. Поиски происходят в течение апреля- начале мая. В это время наблюдаются брачные полеты и игры, которые сопровождаются хаpaктерным для этих птиц шумом.

В пределах ареала огари имеют широкий спектр гнездовых укрытий: норы степных животных ( лисиц, барсуков, сурков), трещины, расселины берегов, старые гнезда могильников, заброшенные постройки, иногда сараи чердаки жилых построек, очень редко самостоятельно роют норы, устраивают открытые гнезда [Исаков,1952; Абдусалямов, 1971; Кучин,1991; Лысенко, 1991]. В литературе есть гнезда, расположенного в дупле лиственницы на высоте 8 м на берегу Баргузинского залива, открытых гнезд на уступах скал [Исаков, 1952].

Гнездятся чаще всего одиночными парами, местами образуют небольшие колонии (3-6 гнезд), располагающихся в подходящих скалах. Так, в окрестностях с. Нур-Тухум несколько пар огарей уже в течение ряда лет гнездится в выходах скал на одной из прирусловых террас по берегу р. Селенги: в 1989 г. здесь держалось 4 пары, в 2000 г. – 3 пары. В июне 2002 г. колония была довольно рыхлой, тянулась вдоль берега на 1,5 км, среднее расстояние между соседними гнездами составляло 700 м. На тревожные окрики самца любой из этих пар откликались другие птицы, и вся колония поднималась в воздух вместе с гнездившимися здесь степными пустельгами. Ежегодно огаря этой колонии строят новые гнезда, поскольку старых гнезд находилось здесь достаточно много хотя в литературе имеются указания на вторичное использование гнездовых построек [Исаков, 1952; Абдусалямов, 1971; Лысенко, 1991]

Обнаруженные в описанной выше колонии гнезда представляли собой рыхлое сооружение из беспорядочно накиданных стeблей трав и перьев, которое находиться обычно недалеко от входа : 4 – на расстоянии 0,5 м, 5 – 0,8-1 м, 2 – более 1 м. Гнезда, устраивающим птицам в норах, располагаются на небольшом удалении от входа – от 1 до 3 м.Гнездовой период у огарей сильно растянут. Начало откладки яиц может происходить как в начале-середине мая так и в конце месяца. Яйца откладываются ежедневно, иногда с интервалами двое суток. Число яиц в кладках огаря составляет 6-12, в среднем 10. Яйца нормально-яйцевидной формы, с блеском, кремового или светло-кремового цвета. В кладках нередко встречаются неоплодотворенные яйца. В двух из четырех гнезд, покинутых утятами, были обнаружены один или два болтуна размером 70х45 мм. Они имели зеленовато-белый цвет и мелкие темно-бурые пестрины, сконцентрированные на остром конце яйца. Размеры яиц даны в таблице 2.

Насиживание начинается после откладки последнего яйца. Насиживает только самка в течение 25-30 (в среднем 28) дней, самец не принимает участия в насиживании, держится вблизи гнездового участка. При появлении опасности самец с криками направляется к пришельцу, тем самым, предупреждая самку об опасности.

Вылупление птенцов также растянуто по срокам – в основном вторая половина июня, но иногда выводки огарей встречаются на Селенгиском среднегорье в начале июня. После выведения птенцов взрослые с выводками переходят на водоемы, озера, где обычно держатся вблизи берега и при малейшей опасности уводят в открытую часть озера. При опасности на мелких озерках, прудах взрослые поднимаются с хаpaктерными криками навстречу постороннему, в это время птенцы скрываются в зарослях травы и других укрытиях. Молодые и даже пуховички хорошо ныряют, могут находиться под водой до, 25-30 сек. В выводках, держащихся на одном водоеме, размер утят может различаться в несколько раз (например, с воробья в одном выводке и с чирка в другом). Среднее число утят в 44 выводках составило 8 с разбросом от 2-4 до 14-15, обычно при двух взрослых, редко - при одном. Семья даже на маленьких водоемах держатся отдельно и сбиваются в стаи лишь тогда, когда молодые почти достигнут размеров взрослых птиц. Оба родителя остаются с выводками до тех пор, пока молодые не поднимутся на крыло.

По нашим наблюдениям выводок составлял в 2005 г. составлял – 13, в 2006 г. – 14, в 2007 – 12, 2008 г. – 13.

Часть «забайкальской» популяции огарей (около 15-20%) в размножении не учавствует. В гнездовое время они держаться одиночками, небольшими стайками или парами обычно по берегам озер и рек, А иногда и в местах, где обитают гнездящиеся пары – на останцовых скалах, возле зимников и т. д.

Осенний пролет. В конце августа – начале сентября огари собираются на больших степных озерах. Эти скопления могут достигать многих сотен особей. При этом огари регулярно летают на близлежащие зерновые поля и пашни. Большие стаи огарей пролетают над местом нашей стоянки с 5 ч. 30 мин. до 7 ч.30 мин., после чего пролет заканчивался. Однако на озерах огари остались в большом количестве и днем. Вечером примерно с 21 часа до полного заката солнца такие же стаи возвращались обратно на озера, не раз даже в темноте. Оживление птиц длится довольно долго, и в течение ночи их гомон не прерывался. Общая численность огарей на пролете в 1996 г. составляла 6-7,5 тыс. особей. Осенью 1998 г. в том же месте мы наблюдали около 6 тыс. огарей. Ежедневно с 6 по 9 октября в эти же утренние часы большими стаями (до 100 – 150 особей) поднимались с озер и улетали в сторону Джидинского хребта, а вечером возвращались [Ешеев и др., 1998].

Отлет огарей на Селенгинском среднегорье происходит в последних числах сентября.

По нашим наблюдениям отлет наблюдали в 2005 г. 1-6 октября, 2006 г. 2-6 октября, 2007 г. 2-7 октября, 2008г. 3-5 октября.

Заключение

На основе проведенного анализа гнездовой экологии огаря были выявлены как видоспецифические, так и общие особенности, связанные совместным обитанием на степных озерах и проявляющиеся в изменении хаpaктера гнездования и поведения. Так, по местам гнездования водоплавающих и околоводных птиц можно разделить на :

  1. гнездящихся на воде,
  2. гнездящихся в прибрежной зоне;
  3. гнездящихся в укрытиях, вдали от водоемов.

В силу низких защитных свойств подобных местообитаний (открытые берега, отсутствие островов, дефицит сплавин) пригодных для гнездования. Многие огари гнездятся вдали от водоема. При этом они используют в качестве мест гнездования скалы, норы и т.п. Удаленность гнездовий от водоемов может доходить до 15 км. Огари , обитающие на степных озерах, способны четко дифференцировать и адекватно реагировать на беспокойство. А обитающие на небольших озерах проявляют элементы совместной защиты.

Основными факторами, угрожающими существованию птиц, в этих угодьях, по нашему мнению, являются:

  1. преобразование мест обитания в результате хозяйственной деятельности (весенние палы, выборочная рубка старых деревьев, особенно в лесостепной зоне, сокращение дуплистых деревьев, загрязнение и эвтрофикация водоемов) ;
  2. бpaконьерство, отлов с коммерческой целью;
  3. беспокойство в гнездовой период;
  4. естественная низкая численность птиц на границе ареалов, В силу своих особенностей ( небольшие размеры, гoлые берега и т. д.) степные озера весьма удобны для охоты, особенно в весенний период, на водоплавающую и околоводную дичь. Из 107 видов птиц, отмеченных нами, основными охотничьими видами являются представители отряда гусеобразных (24 вида) и ржанкообразных (26 видов). В основу гнездящихся видов пластинчатоклювых входит и огарь. Очень часто открытие весенней охоты приводит к тому, что многие водоплавающие и околоводные птицы перестают гнездится. Это приводит к коренным изменениям и полной деградации мест обитания и гнездования.

Среди основных мер по сохранению перечисленных видов мы выделяем следующие:

  1. выявление и охрана мест гнездования;
  2. организация регулярного мониторинга состояния популяций регионально редких видов птиц;
  3. создание небольших по площади охраняемых территорий (типа памятников природы) в местах расположения гнездовий и колоний редких птиц;
  4. сохранение наиболее ценных мест обитания редких видов, а именно существующих массивов верховных болот, заливных лугов, высоко ствольных пойменных лесов и др.;
  5. снижение фактора беспокойства в период гнездования;
  6. проведение биотехнических мероприятий (например: установка гнездовых платформ, организация подкормочных площадок для хищных птиц) ;
  7. ограничение, а в некоторых местах полное запрещение весенней охоты на водоплавающих птиц;
  8. экологическое образование, пропаганда охраны редких видов и мест их обитания.

Литература 

  1. Алфеpaки С.Н. Гуси России.- Спб., 1904.
  2. Бакутин М.Г. Водоплавающие птицы дельты р. Селенги. Гусеобразные // Уч.зап.Бур.-Монгол.пед.ин-та. – Улан-Удэ, 1957. – вып.12. – С. 19-61.
  3. Богородский Ю.В. Птицы Южного Предбайкалья. Иркутск:Изд-во ИГУ, 1989. – 208 с.
  4. Васильченко А.А., Доржиев Ц.З., Егоров В.Г. и др. Птицы //Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Бурятской АССР. – Улан-Удэ: Бурят кн. Изд-во, 1988. – С. 60-183.
  5. Дегтярев А.Г., Ларионов Г.П. Материалы по биологии некоторых водно- болотных птиц бассейна среднего течения р.Лены // Водно- болотные виды птиц долины средней Лены. – Якутск:ЯФ СО АН СССР, 1976.- С. 53-84.
  6. Доржиев Ц.З., Хабаева Г.М., Юмов Б.О. Животный мир Бурятии. – Иркустк, ИГПИ, 1986.- 202 с.
  7. Доржив Ц.З., Елаев Э.Н., Ешеев В.Е., Малеев В.Г. О летнем населении птиц степных озер юго-западного Забайкалья // Марш парков и охраняемые территории Байкальского региона. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. – С.84-01.
  8. Елаев Э.Н., Рябцев В.В., Ешеев В.Е. Осенний прилет огаря в Боргойской котловине (юго-западное Забайкалье) в 1998-1999 гг. // Казарка. - №5. Бюллетень Рабочей группы по гусям и лебедям Восточной Европы и северной Азии. – М., 1999. – С. 235-238.
  9. Ешеев В.Е., Рябцев В.В., Елаев Э.Н. и др. Кхаpaктеристике осенней миграцииптиц в Южном Забайкалье //Экосистемы Южного Забайкалья: история изучения, оценка и проблемы сохранения биоразнообразия. Улан-Удэ, 1998. – С.45-48.
  10. Измайлов. , Боровицкая Г.К. , Птицы Юго-Западного Забайкалья.- Владимир, 1973. – 315с.
  11. Кошелев А.И. , Хроков В.В. , Птицы озер и болот. – Алма- Ата: Кайнар, 1989. – 271 с.
  12. Малеев В.Г. К экологии огаря В Западном Забайкалье // Марш парков и охраняемые территории Байкальского. Мат-лы регон. научн.- пpaкт. Конф. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. – С.95-96.
  13. Мельникова Н.И., КлименкоН.М. Некоторые черты экологии водоплавающих дельты р. Селенги // Экология птиц бассейна оз. Байкал. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 1979. – С. 31-48.
  14. Птушенко Е.С. Подсемейство гусиные anserinae //Птицы Советского Союза. –М.: Наука, 1952.- Т.4.- С. 246-344.
  15. Швецов Ю.Г., Швецова И.В. Птицы дельты р. Селенги // Изв. Иркут. с.-х.ин-та.- Вып.25.- Иркутск, 1967.- С. 224-231.

Презентация – Приложение 1, Статистика наблюдений в период 2005-2008 г. – Приложение 2.



Комментарии:

Природные ресурсы Орловской области


    Природные ресурсы Орловской области

      Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...

23 11 2025 14:56:35

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"


    Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

22 11 2025 12:35:59

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

21 11 2025 19:34:45

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

20 11 2025 2:47:47

Мир бактерий


    Мир бактерий

      Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

19 11 2025 19:39:27

Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"


    Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"

      Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....

18 11 2025 9:14:49

Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности


    Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности

      Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...

17 11 2025 14:34:37

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

16 11 2025 14:38:19

Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

      Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

15 11 2025 19:43:29

Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"

      Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока. ...

14 11 2025 9:29:16

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

13 11 2025 23:27:33

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

12 11 2025 13:55:28

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"

      Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение. ...

11 11 2025 18:10:54

Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"


    Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

      Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

10 11 2025 0:35:18

Использование элементов регионального компонента на уроках биологии


    Использование элементов регионального компонента на уроках биологии

      В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...

09 11 2025 12:55:42

Урок биологии на тему "Паукообразные"

Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....

08 11 2025 1:59:55

Урок по теме "Происхождение птиц"


    Урок по теме "Происхождение птиц"

      На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....

07 11 2025 0:29:18

Интегрированные уроки биологии и физической культуры


    Интегрированные уроки биологии и физической культуры

      Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....

06 11 2025 23:54:44

Интегрированный урок в 7-м классе (география + биология) по теме "Подводное путешествие с капитаном Немо"


    Интегрированный урок в 7-м классе (география + биология) по теме "Подводное путешествие с капитаном Немо"

      Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....

05 11 2025 14:32:23

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

04 11 2025 10:31:28

Интегрированный урок по теме "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке"


    Интегрированный урок по теме "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке"

      Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....

03 11 2025 3:46:52

Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

      Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...

02 11 2025 9:13:46

Растения сада. 5-й класс


    Растения сада. 5-й класс

      Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....

01 11 2025 1:10:55

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"

      Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....

31 10 2025 2:27:28

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"

      Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет". ...

30 10 2025 21:40:21

Урок по курсу "Природоведение", 5-й класс "Как размножаются животные?"

Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....

29 10 2025 0:25:10

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

28 10 2025 18:14:49

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

27 10 2025 11:48:29

Урок "Суд над господином Алкоголем"


    Урок "Суд над господином Алкоголем"

      Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...

26 10 2025 11:26:47

Первая помощь при кровотечении


    Первая помощь при кровотечении

      В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

25 10 2025 21:39:52

Классный час "За и против легализации наркотиков"


    Классный час "За и против легализации наркотиков"

      Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....

24 10 2025 14:59:20

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски


    Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски

      Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....

23 10 2025 11:57:29

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

22 10 2025 9:47:23

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

      В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

21 10 2025 13:39:37

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

      Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

20 10 2025 8:29:45

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

19 10 2025 18:18:12

Акулы


    Акулы

      Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

18 10 2025 12:28:20

Урок биологии по теме "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....

17 10 2025 22:32:18

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

16 10 2025 13:50:40

Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс

      На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....

15 10 2025 12:18:11

Применение компьютера в процессе обучения биологии

Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...

14 10 2025 16:50:32

Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)


    Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

      В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....

13 10 2025 11:11:44

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

12 10 2025 17:22:56

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.


    Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.

      Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....

11 10 2025 12:48:54

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

      Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....

10 10 2025 15:35:51

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

09 10 2025 1:50:18

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"


    Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

      Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

08 10 2025 16:42:33

Учебный спектакль "Иммунитет"


    Учебный спектакль "Иммунитет"

      Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

07 10 2025 9:42:35

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

06 10 2025 9:22:26

Презентация по теме "Птицы" к уроку биологии в 7-м классе

Вашему вниманию предлагается две презентации. В них содержится очень много познавательного, интересного и поучительного материала по данной теме. ...

05 10 2025 18:22:47

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::