Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла


    Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла

Введение.

Охрана и рациональное использование водоплавающих и околоводных птиц, которые являются одним из главных компонентов водных экосистем, невозможно без знания их экологии. Однако, большая часть имеющихся работ посвящена фаунистике, различным аспектам экологии птиц Европейского континента. Например, сделаны крупные обобщения по распространению, численности, размножению, линьке, питанию и миграциям были выполнены по бывшему Советскому Союзу в целом и по многим регионам внутри страны.

В Сибири специальные исследования по разным аспектам экологии водоплавающих и околоводных птиц проводились в разное время в целом по водно-болотным птицам.

Они изучены далеко недостаточно. Некоторые данные имеются в монографических работах эколого-фаунистического содержания и в ряде статей, появившихся в последние годы. Специальные исследования , посвященные населению и экологии водоплавающих и околоводных птиц Селенгинского среднегорья, пpaктически не проводились. Это обстоятельство определило, цель и задачи нашей работы.

Целью явились выявление особенностей экологии водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла на примере огаря.

Задачи, которые необходимо было решить для достижения данной цели:

  1. выявить особенности экологии водоплавающие и околоводные птицы степных озер;
  2. наметить пути охраны и рационального использования водоплаваюшие и околоводные птицы степных озер;
  3. определить возможность использования полученных данных в школьном курсе «Биологии».

Объектом исследования является водоплавающие и околоводные птицы степных озер.

Предметом исследования является огарь (красная утка).

Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии и птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава, особенно в весенний период, и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005-2008 г.

Результаты исследований могут служить основой при решении задач рационального использования ресурсов животного мира. А также для долговременного мониторинга динамики численности и населения птиц. При всех посещениях регистрировались размещение и хаpaктер деятельности обнаруженных на них птиц.

Основная часть

В видовых очерках приведены подробные данные по биотопическому распределению, особенностям поведения в предгнездовой и брачный периоды, срокам размножения, гнездостроению, величине кладки, морфометрии яиц, насиживанию. Для каждого вида просчитаны эффективность вылупления и гнездования, рассматриваются причины гибели яиц и птенцов.

К пролетным водоплавающим и околоводным птицам Селенгинского среднегорья относятся 122 вида: из них через степные озера пролетают 83 вида, что составляет 79 %.

Начало весеннего пролета приходиться на начало марта, первыми появляются огарь, кряква. Пролет в это время не имеет определенной направленности, и носит хаpaктер кочевок по проталинам рек и озер.

Огарь – tadorna ferruginea Pall. 1764

Местообитание. Основными местами обитания огарей в гнездовой период являются степные солоноватые, иногда пойменные озера, старицы рек. Сильно заросших водоемов огарь избегает. Обязательным условием обитания птиц в долинах рек является наличие скалистых берегов, глинистые обрывы. Изредка их можно увидеть в смешанных лесах.

Весенний пролет и прилет. Первые огари появляются на Селенгинском среднегорье в середине-конце марта [Измайлов, Боровицкая, 1973; Елаев, 1997]. Самый ранний прилет 19-22/111 описан М.Г.Бакутиным (1957) в дельте р. Селенги. В северных районах, в частности на перешейке полуострова Нос передовые особи достигают к началу апреля – 8-14/1V [Гусев, 1960; Скрябин, 1975,1995]. Массовый прилет огарей на Селенгинском среднегорье приходиться на апрель. В это время они встречаются стайками из 2-6, а редко 20-25 птиц [табл.1]. В целом пролет проходит вяло и заканчивается в конце апреля.

По нашим наблюдениям прилет огарей в 2005 г. 28-2/ IV, 2006 г. 24-28/III, 2007 г. 1-6/IV, 2008г. 27/IV-1/V.

Размножение. На места гнездовья птицы прилетают уже парами, редко в одиночку. Разбивка на пары происходит еще на зимовке, причем, судя по данным кольцевания, пары существуют по несколько лет [Исаков, 1952; Лысенко, 1991]. Вскоре после прилета огари начинают подыскивать удобные места для гнездования. Поиски происходят в течение апреля- начале мая. В это время наблюдаются брачные полеты и игры, которые сопровождаются хаpaктерным для этих птиц шумом.

В пределах ареала огари имеют широкий спектр гнездовых укрытий: норы степных животных ( лисиц, барсуков, сурков), трещины, расселины берегов, старые гнезда могильников, заброшенные постройки, иногда сараи чердаки жилых построек, очень редко самостоятельно роют норы, устраивают открытые гнезда [Исаков,1952; Абдусалямов, 1971; Кучин,1991; Лысенко, 1991]. В литературе есть гнезда, расположенного в дупле лиственницы на высоте 8 м на берегу Баргузинского залива, открытых гнезд на уступах скал [Исаков, 1952].

Гнездятся чаще всего одиночными парами, местами образуют небольшие колонии (3-6 гнезд), располагающихся в подходящих скалах. Так, в окрестностях с. Нур-Тухум несколько пар огарей уже в течение ряда лет гнездится в выходах скал на одной из прирусловых террас по берегу р. Селенги: в 1989 г. здесь держалось 4 пары, в 2000 г. – 3 пары. В июне 2002 г. колония была довольно рыхлой, тянулась вдоль берега на 1,5 км, среднее расстояние между соседними гнездами составляло 700 м. На тревожные окрики самца любой из этих пар откликались другие птицы, и вся колония поднималась в воздух вместе с гнездившимися здесь степными пустельгами. Ежегодно огаря этой колонии строят новые гнезда, поскольку старых гнезд находилось здесь достаточно много хотя в литературе имеются указания на вторичное использование гнездовых построек [Исаков, 1952; Абдусалямов, 1971; Лысенко, 1991]

Обнаруженные в описанной выше колонии гнезда представляли собой рыхлое сооружение из беспорядочно накиданных стeблей трав и перьев, которое находиться обычно недалеко от входа : 4 – на расстоянии 0,5 м, 5 – 0,8-1 м, 2 – более 1 м. Гнезда, устраивающим птицам в норах, располагаются на небольшом удалении от входа – от 1 до 3 м.Гнездовой период у огарей сильно растянут. Начало откладки яиц может происходить как в начале-середине мая так и в конце месяца. Яйца откладываются ежедневно, иногда с интервалами двое суток. Число яиц в кладках огаря составляет 6-12, в среднем 10. Яйца нормально-яйцевидной формы, с блеском, кремового или светло-кремового цвета. В кладках нередко встречаются неоплодотворенные яйца. В двух из четырех гнезд, покинутых утятами, были обнаружены один или два болтуна размером 70х45 мм. Они имели зеленовато-белый цвет и мелкие темно-бурые пестрины, сконцентрированные на остром конце яйца. Размеры яиц даны в таблице 2.

Насиживание начинается после откладки последнего яйца. Насиживает только самка в течение 25-30 (в среднем 28) дней, самец не принимает участия в насиживании, держится вблизи гнездового участка. При появлении опасности самец с криками направляется к пришельцу, тем самым, предупреждая самку об опасности.

Вылупление птенцов также растянуто по срокам – в основном вторая половина июня, но иногда выводки огарей встречаются на Селенгиском среднегорье в начале июня. После выведения птенцов взрослые с выводками переходят на водоемы, озера, где обычно держатся вблизи берега и при малейшей опасности уводят в открытую часть озера. При опасности на мелких озерках, прудах взрослые поднимаются с хаpaктерными криками навстречу постороннему, в это время птенцы скрываются в зарослях травы и других укрытиях. Молодые и даже пуховички хорошо ныряют, могут находиться под водой до, 25-30 сек. В выводках, держащихся на одном водоеме, размер утят может различаться в несколько раз (например, с воробья в одном выводке и с чирка в другом). Среднее число утят в 44 выводках составило 8 с разбросом от 2-4 до 14-15, обычно при двух взрослых, редко - при одном. Семья даже на маленьких водоемах держатся отдельно и сбиваются в стаи лишь тогда, когда молодые почти достигнут размеров взрослых птиц. Оба родителя остаются с выводками до тех пор, пока молодые не поднимутся на крыло.

По нашим наблюдениям выводок составлял в 2005 г. составлял – 13, в 2006 г. – 14, в 2007 – 12, 2008 г. – 13.

Часть «забайкальской» популяции огарей (около 15-20%) в размножении не учавствует. В гнездовое время они держаться одиночками, небольшими стайками или парами обычно по берегам озер и рек, А иногда и в местах, где обитают гнездящиеся пары – на останцовых скалах, возле зимников и т. д.

Осенний пролет. В конце августа – начале сентября огари собираются на больших степных озерах. Эти скопления могут достигать многих сотен особей. При этом огари регулярно летают на близлежащие зерновые поля и пашни. Большие стаи огарей пролетают над местом нашей стоянки с 5 ч. 30 мин. до 7 ч.30 мин., после чего пролет заканчивался. Однако на озерах огари остались в большом количестве и днем. Вечером примерно с 21 часа до полного заката солнца такие же стаи возвращались обратно на озера, не раз даже в темноте. Оживление птиц длится довольно долго, и в течение ночи их гомон не прерывался. Общая численность огарей на пролете в 1996 г. составляла 6-7,5 тыс. особей. Осенью 1998 г. в том же месте мы наблюдали около 6 тыс. огарей. Ежедневно с 6 по 9 октября в эти же утренние часы большими стаями (до 100 – 150 особей) поднимались с озер и улетали в сторону Джидинского хребта, а вечером возвращались [Ешеев и др., 1998].

Отлет огарей на Селенгинском среднегорье происходит в последних числах сентября.

По нашим наблюдениям отлет наблюдали в 2005 г. 1-6 октября, 2006 г. 2-6 октября, 2007 г. 2-7 октября, 2008г. 3-5 октября.

Заключение

На основе проведенного анализа гнездовой экологии огаря были выявлены как видоспецифические, так и общие особенности, связанные совместным обитанием на степных озерах и проявляющиеся в изменении хаpaктера гнездования и поведения. Так, по местам гнездования водоплавающих и околоводных птиц можно разделить на :

  1. гнездящихся на воде,
  2. гнездящихся в прибрежной зоне;
  3. гнездящихся в укрытиях, вдали от водоемов.

В силу низких защитных свойств подобных местообитаний (открытые берега, отсутствие островов, дефицит сплавин) пригодных для гнездования. Многие огари гнездятся вдали от водоема. При этом они используют в качестве мест гнездования скалы, норы и т.п. Удаленность гнездовий от водоемов может доходить до 15 км. Огари , обитающие на степных озерах, способны четко дифференцировать и адекватно реагировать на беспокойство. А обитающие на небольших озерах проявляют элементы совместной защиты.

Основными факторами, угрожающими существованию птиц, в этих угодьях, по нашему мнению, являются:

  1. преобразование мест обитания в результате хозяйственной деятельности (весенние палы, выборочная рубка старых деревьев, особенно в лесостепной зоне, сокращение дуплистых деревьев, загрязнение и эвтрофикация водоемов) ;
  2. бpaконьерство, отлов с коммерческой целью;
  3. беспокойство в гнездовой период;
  4. естественная низкая численность птиц на границе ареалов, В силу своих особенностей ( небольшие размеры, гoлые берега и т. д.) степные озера весьма удобны для охоты, особенно в весенний период, на водоплавающую и околоводную дичь. Из 107 видов птиц, отмеченных нами, основными охотничьими видами являются представители отряда гусеобразных (24 вида) и ржанкообразных (26 видов). В основу гнездящихся видов пластинчатоклювых входит и огарь. Очень часто открытие весенней охоты приводит к тому, что многие водоплавающие и околоводные птицы перестают гнездится. Это приводит к коренным изменениям и полной деградации мест обитания и гнездования.

Среди основных мер по сохранению перечисленных видов мы выделяем следующие:

  1. выявление и охрана мест гнездования;
  2. организация регулярного мониторинга состояния популяций регионально редких видов птиц;
  3. создание небольших по площади охраняемых территорий (типа памятников природы) в местах расположения гнездовий и колоний редких птиц;
  4. сохранение наиболее ценных мест обитания редких видов, а именно существующих массивов верховных болот, заливных лугов, высоко ствольных пойменных лесов и др.;
  5. снижение фактора беспокойства в период гнездования;
  6. проведение биотехнических мероприятий (например: установка гнездовых платформ, организация подкормочных площадок для хищных птиц) ;
  7. ограничение, а в некоторых местах полное запрещение весенней охоты на водоплавающих птиц;
  8. экологическое образование, пропаганда охраны редких видов и мест их обитания.

Литература 

  1. Алфеpaки С.Н. Гуси России.- Спб., 1904.
  2. Бакутин М.Г. Водоплавающие птицы дельты р. Селенги. Гусеобразные // Уч.зап.Бур.-Монгол.пед.ин-та. – Улан-Удэ, 1957. – вып.12. – С. 19-61.
  3. Богородский Ю.В. Птицы Южного Предбайкалья. Иркутск:Изд-во ИГУ, 1989. – 208 с.
  4. Васильченко А.А., Доржиев Ц.З., Егоров В.Г. и др. Птицы //Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Бурятской АССР. – Улан-Удэ: Бурят кн. Изд-во, 1988. – С. 60-183.
  5. Дегтярев А.Г., Ларионов Г.П. Материалы по биологии некоторых водно- болотных птиц бассейна среднего течения р.Лены // Водно- болотные виды птиц долины средней Лены. – Якутск:ЯФ СО АН СССР, 1976.- С. 53-84.
  6. Доржиев Ц.З., Хабаева Г.М., Юмов Б.О. Животный мир Бурятии. – Иркустк, ИГПИ, 1986.- 202 с.
  7. Доржив Ц.З., Елаев Э.Н., Ешеев В.Е., Малеев В.Г. О летнем населении птиц степных озер юго-западного Забайкалья // Марш парков и охраняемые территории Байкальского региона. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. – С.84-01.
  8. Елаев Э.Н., Рябцев В.В., Ешеев В.Е. Осенний прилет огаря в Боргойской котловине (юго-западное Забайкалье) в 1998-1999 гг. // Казарка. - №5. Бюллетень Рабочей группы по гусям и лебедям Восточной Европы и северной Азии. – М., 1999. – С. 235-238.
  9. Ешеев В.Е., Рябцев В.В., Елаев Э.Н. и др. Кхаpaктеристике осенней миграцииптиц в Южном Забайкалье //Экосистемы Южного Забайкалья: история изучения, оценка и проблемы сохранения биоразнообразия. Улан-Удэ, 1998. – С.45-48.
  10. Измайлов. , Боровицкая Г.К. , Птицы Юго-Западного Забайкалья.- Владимир, 1973. – 315с.
  11. Кошелев А.И. , Хроков В.В. , Птицы озер и болот. – Алма- Ата: Кайнар, 1989. – 271 с.
  12. Малеев В.Г. К экологии огаря В Западном Забайкалье // Марш парков и охраняемые территории Байкальского. Мат-лы регон. научн.- пpaкт. Конф. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. – С.95-96.
  13. Мельникова Н.И., КлименкоН.М. Некоторые черты экологии водоплавающих дельты р. Селенги // Экология птиц бассейна оз. Байкал. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 1979. – С. 31-48.
  14. Птушенко Е.С. Подсемейство гусиные anserinae //Птицы Советского Союза. –М.: Наука, 1952.- Т.4.- С. 246-344.
  15. Швецов Ю.Г., Швецова И.В. Птицы дельты р. Селенги // Изв. Иркут. с.-х.ин-та.- Вып.25.- Иркутск, 1967.- С. 224-231.

Презентация – Приложение 1, Статистика наблюдений в период 2005-2008 г. – Приложение 2.



Комментарии:

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

18 04 2024 19:25:13

Знакомьтесь, наши наслеги


    Знакомьтесь, наши наслеги

      Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....

17 04 2024 1:31:40

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

      Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

16 04 2024 12:22:40

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

15 04 2024 11:38:37

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

14 04 2024 9:46:49

Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"


    Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"

      Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....

13 04 2024 0:35:15

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

12 04 2024 23:33:41

Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"


    Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"

      Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....

11 04 2024 1:57:21

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....

10 04 2024 11:27:31

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"


    Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...

09 04 2024 5:22:56

Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"


    Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"

      Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты". ...

08 04 2024 7:46:20

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов


    Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

      В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

07 04 2024 21:15:40

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"


    Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

      Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

06 04 2024 16:53:54

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

05 04 2024 12:12:33

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

04 04 2024 8:46:23

Мендель и основные закономерности генетики

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....

03 04 2024 2:42:45

Использование устного народного творчества на уроках биологии


    Использование устного народного творчества на уроках биологии

      Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного народного творчества на различных этапах изучения материала....

02 04 2024 9:35:12

Автотрофные бактерии: питание, размножение и распространение

Автотрофные бактерии: питание, размножение и распространение Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....

01 04 2024 7:34:54

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"


    Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

      Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

31 03 2024 8:51:29

Строение и работа сердца

Цель урока: изучение строения и работы сердца....

30 03 2024 8:51:59

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

29 03 2024 4:37:31

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

28 03 2024 2:24:38

Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"


    Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

      Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...

27 03 2024 2:22:57

«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

      Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

26 03 2024 8:33:34

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

25 03 2024 11:40:56

Урок "Суд над господином Алкоголем"


    Урок "Суд над господином Алкоголем"

      Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...

24 03 2024 10:16:49

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

23 03 2024 5:23:48

Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....

22 03 2024 18:20:35

Урок-обобщение по теме "Дыхание"


    Урок-обобщение по теме "Дыхание"

      Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....

21 03 2024 0:56:10

Класс Земноводные. 7-й класс


    Класс Земноводные. 7-й класс

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....

20 03 2024 7:12:30

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

19 03 2024 21:47:28

Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс

      На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....

18 03 2024 6:48:24

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

17 03 2024 1:18:28

Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)


    Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

      Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

16 03 2024 17:34:57

Школьное лесничество как средство повышения мотивации в обучении биологии и экологии


    Школьное лесничество как средство повышения мотивации в обучении биологии и экологии

      Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....

15 03 2024 10:48:20

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

14 03 2024 9:45:58

Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"


    Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

      Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. ...

13 03 2024 15:17:28

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....

12 03 2024 1:35:43

Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с хаpaктерными признаками класса однодольных и двудольных растений"


    Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с хаpaктерными признаками класса однодольных и двудольных растений"

      Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....

11 03 2024 11:22:56

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

10 03 2024 9:28:33

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

09 03 2024 20:20:59

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

      Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

08 03 2024 21:40:37

Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний

      С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области. ...

07 03 2024 12:33:16

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

06 03 2024 13:31:27

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

05 03 2024 2:27:34

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

04 03 2024 2:45:37

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

03 03 2024 12:31:32

"Класс млекопитающие. Отряд приматы"


    "Класс млекопитающие. Отряд приматы"

      Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....

02 03 2024 2:38:59

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

01 03 2024 14:27:57

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

29 02 2024 4:54:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::