Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"

Цель: Формирование и углубление знаний учащихся по сохранению и укреплению зрения.

Тип урока: Комбинированный.

Метод проведения: Объяснение нового материала. Прослушивание сообщений учащихся.

Материально-техническое оснащение: Таблицы: “Строение глаза”, “Слезная железа”, “Точечный массаж для близоруких”; раздаточный материал, карточки: “Валеологический самоанализ”.

Межпредметные связи: биология, химия, физика.

Ход урока

Организационный момент 1-2 мин.

Вступительное слово учителя. Сегодня у нас с вами необычный урок. У нас сегодня присутствуют Гости, которым будет очень интересна ваша информация, глубина ваших знаний по очень актуальному и важному вопросу для каждого человека.

Тема нашего урока “Глаза и зрение”. Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Глаза дают человеку около 90% всей информации об окружающем мире.

Что же такое зрение и почему оно возможно?

Дело в том, что глаз способен воспринимать лучи света, отражаемые предметами. Луч света проходит через тонкую прозрачную оболочку – роговицу, позади которой находится радужная оболочка, или радужка (именно она делает глаза гoлyбыми, серыми, карими).

После этого свет попадает в отверстие, находящееся посредине радужки – зрачок. Особые мышцы радужной оболочки сокращаясь и расслабляясь, могут делать зрачок то меньше, то больше. Так регулируется количество света, попадающего в глаз. Чем темнее вокруг, тем шире зрачок и тем больше он пропускает лучей и наоборот, чем светлее, тем уже, меньше зрачок и меньше проходящий через него пучок лучей. На полное расширение зрачка уходит до 5 минут, а вот на сужение всего 5 секунд. Связано это с тем, что темнота ничем не угрожает чувствительным клеткам глаза, а вот яркий свет ослепляет, поэтому глаз защищает себя.

Пройдя через зрачок, луч попадает в темное прозрачное тельце – хрусталик. Это природная линза, которая с помощью специальной мышцы может уплощаться или наоборот становиться более выпуклой. Благодаря этому лучи света, отражающиеся от предметов, на которые смотрит человек, собираются (фокусируются) в одном месте на внутренней стороне глаза – сетчатке.

Движение глаз обеспечивают мышцы, которые соединяют их с костями черепа. Как правило, мышцы обоих глаз сокращаются одновременно, поэтому глаза одновременно моргают и поворачиваются. Природа позаботилась о безопасности глаз: спрятала их в углубления черепа и снабдила веками, которые закрываются, когда глазам грозят ветер, пыль, удар или другие неприятности. Защищают глаза и слезы. Они увлажняют глаза, вымывают из них пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда все же иногда попадают. В слезной жидкости есть даже вещество, которое убивает микробы.

1. Так откуда берутся слезы?

Сообщение учащегося. Слезы выделяются из специальных желез расположенных в наружных уголках глаз, а удаляются из глаз по небольшим протокам в носовую полость. Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться.

Так у детей часто возникает воспаление слизистой оболочки глаза – конъюнктивы. Микробы в глаза обычно заносятся грязными руками или общим полотенцем, бывают даже случаи, когда конъюнктивитом (так называется это заболевание) заражаются сразу многие дети. У них краснеет слизистая оболочка век, глаза наполняются слезами, в уголках глаз скапливаются гнойные выделения. Больных изолируют и лечат специальными глазными каплями. Таким же путем в глаз может быть занесена инфекция, вызывающая гнойное воспаление края век (ячмень). Этой болезнью чаще всего болеют дети с ослабленным здоровьем. Выдавливать ячмень ни в коем случае нельзя, так как в кровь можно занести опасную инфекцию. Здесь требуется специальное лечение под наблюдением врача. Кто бывал в кабинете глазного врача, тот помнит, как проверяется острота зрения – по таблице с буквами разной величины. Таким образом устанавливаются дефекты зрения.

2. Ребята, какие вы знаете дефекты зрения?

Сообщение учащегося. К дефектам зрения относят прежде всего близорукость и дальнозоркость. Они связаны с тем, что хрусталик не может правильно сфокусировать изображение предметов: Лучи соединяются не на сетчатке, а перед ней. У дальнозорких – наоборот, не фокусируется изображение близких предметов (в этом случае лучи света соединяются позади сетчатки). Для достижения ясного видения близоруким требуются очки с вогнутыми линзами, а дальнозорким – с выпуклыми.

Учитель: Мы уже говорили, что каждый четвертый школьник имеет нарушение зрения, причем преимущественно миопию (так еще называют близорукость). Способствует возникновению миопии переутомление глаз: чтение, другая глазная работа при расположении предметов на близком расстоянии от глаз, слабое освещение, длительные просмотры телепередач, игры на компьютере, а также плохое питание, недостаток солнечных лучей и наследственная предрасположенность. И о том, как сохранить хорошее зрение и сберечь глаза, расскажет нам…

3. Сообщение учащегося.  “Беречь глаза”.

1. Для нормального формирования зрения и его сохранения необходимо читать, писать, мастерить в хорошо освещенном помещении, используя индивидуальные светильники с лампами в 60 ватт, закрытыми абажурами, защищающими глаза от прямого попадания лучей света. При письме лампу надо ставить так, чтобы тень от руки не закрывала написанное.

2. Нельзя читать в трaнcпорте, лежа, располагать текст ближе или дальше 30-35 см от глаз.

3. Несоблюдение этих правил приводит к перенапряжению мышц радужки, хрусталика, глазодвигательных мышц – глаза переутомляются. Важен для глаз и цвет окружающей обстановки. Так, например, красный цвет увеличивает нагрузку на мышцы глаз. Рабочее место должно быть окрашено в спокойные (желто-зеленые) тона. Это способствует понижению внутриглазного давления, обостряет зрение и повышает работоспособность.

4. Из-за нехватки в пище витамина “А” ухудшается чувствительность глаз к свету и развивается “куриная слепота”: человек начинает плохо видеть в сумерки.

5. То же бывает и при употрeблении спиртных напитков. Алкоголь попадает в кровь, разрушает находящийся там витамин “А”. Следовательно, если хочешь сохранить зрение, не привыкай к горячительным напиткам.

6. Очень важно чаще бывать на свежем воздухе, особенно детям, живущим в северных районах. Полезно даже смотреть на солнце, когда оно всходит или заходит, то есть когда лучи не ослепляют, это значительно улучшает зрение.

7. В то же время очень вредно смотреть на слишком яркий слепящий свет (например, на электросварку или яркое солнце), это приводит к гибели чувствительных клеток глаз и резкому ухудшению зрения.

8. И еще: надо оберегать глаза от ударов. Ушибы не только вызывают кровоизлияние, но и способствуют возникновению многих опасных заболеваний глаз, последствием чего может стать слепота.

Рассказ учителя о том, что способствует возникновению близорукости.

4. Сообщение учащегося на тему “Берегите зрение!”.

От чего у некоторых школьников развивается близорукость и можно ли ее предотвратить? Конечно, можно, если выполнять несложные правила, которые помогают сохранить зрение. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика и форма глазного яблока, а когда смотрим в даль – зрительное восприятие облегчается. Вот почему пребывание в поле, на лугу, у реки, где обеспечен большой кругозор – прекрасный отдых для глаз. У жителей степей, например, необычайно острое зрение.

При чтении и письме книги и тетради должны находиться на расстоянии не ближе 30 см от глаз. Это условие не соблюдается при плохом освещении, неправильной посадке. Ежедневная, длительная, увеличивающаяся с годами зрительная работа в нeблагоприятных условиях создает привычку рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость.

Первое условие нормальной работы глаз – хорошее освещение. Освещенность непосредственно у окна в 6-8 раз выше, чем в простенке между окнами. Поэтому стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. Искусственное освещение должно быть достаточным по силе, равномерным, не давать резких теней, не создавать блескости. В школе за эти м наблюдает школьный врач. Те же условия следует соблюдать и дома. На рабочем стол слева ставиться рабочая лампа мощностью 40 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет от лампы не падал прямо в глаза, а освещал лишь книгу, тетрадь. Для сохранения хорошего зрения очень важна правильная посадка за партой, рабочим столом. Вредно читать лежа. Близоруким необходимо носить очки, которые назначает врач, они предупреждают переутомление глаз и ухудшение зрения. Глаза следует беречь и от травм, которые нередко бывают причиной слепоты. Иногда ранение одного глаза приводит к слепоте другого. Причины глазных травм у детей – чаще всего шалости, дpaки; некоторые ребята, играя, пускают в ход палки, камни, стреляют из рогаток. Все это может привести к непоправимому несчастью. В мастерских и на предприятиях школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками, экраном и т.д.). Нельзя сдувать опилки и стружки, т.к. они могут попасть в глаза. Рабочие места ограждаются специальными щитами.

Учитель: Мы уже неоднократно испытывали на себе, что при длительной нагрузке на глаза появляется усталость, рассеянность, невнимание. Нам необходимо расслабиться, т.е. снять с себя нагрузку, этого мы можем достичь, выполняя определенные упражнения.

5. Как снять утомление глаз? (Физминутку проводит ученик.)

1. Сидя, крепко зажмурим глаза на 3-5 сек, затем откроем их на 3-5 сек. Повторяем 6-8 раз. Это укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. Сидя, быстро моргаем 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

3. Стоя, смотрим перед собой 2-3 сек. Отводим палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, переводим взор на кончик пальца и смотрим на него 3-5 сек., опустим руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто носит очки, выполнять это упражнение, не снимая их.

4. Сидя, закрываем глаза и легко массируем веки круговыми движениями пальца 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышц и улучшает кровообращение.

5. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажимаем на верхнее веко, через 1-2 сек. снимаем пальцы. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

6. Сидя, при закрытых веках, поднять глаза кверху, опустить вниз, повернуть глаза вправо, затем влево. Повторить 6-8 раз.

7. Сидя, поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, потом сделать эти же движения против часовой стрелки. Повторить 6-8 раз.

Учитель: Продолжая нашу тему, я хочу обратить ваше внимание насколько важно для укрепления зрения правильное питание, а именно полноценное, разнообразное и богатое витаминами. Наш край очень богат продуктами питания, в которых содержится много витаминов.

Кто из учащихся продолжит разговор на эту тему?

6. Сообщение учащегося.  “Витамины и зрение”.

Роль витаминов в профилактике заболевания глаз – огромна. В ежедневный рацион надо включить продукты, богатые витаминами. Их дефицит ухудшает зрение, а может даже привести к некоторым заболеваниям. При недостатке витамина “А” появляются светобоязнь, иногда и повышенная сухость глаз (ксерофтальмия), снижается зрение при слабом освещении, в сумерках (куриная слепота). Витамина “А” больше всего в яйцах, молоке, сливочном масле, сыре; а каротина – в моркови, томате, зелени, облепихе, абрикосах.

Недостаток витамина “В2” может привести к воспалению слизистой оболочки глаз, слезотечению, снижению остроты зрения. Много этого витамина в молоке, твороге, сыре, яйцах, бородинском и ржаном хлебе.

Витамин “С” способствует повышению сопротивляемости организма к заболеваниям. Наиболее богаты этим витамином – иначе его называют аскорбиновая кислота – ягоды, овощи, фрукты, особенно черная смородина, шиповник, красный перец, зеленый лук, томаты, а зимой – апельсины, лимоны, квашеная капуста.

Учитель: Жизнь наша сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость, бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по вашей халатности и неправильном обращении с предметами, которые могут причинить вам боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. Кто из учащихся познакомит нас с тем как оказать первую помощь при травме глаза?

7. Сообщение учащегося. “Первая помощь при травме глаза”.

Если в глаза попала мелкая соринка, не трите его! Этим вы еще больше раздражаете конъюнктиву (слизистую оболочку) глаза. Для удаления соринки из под верхнего века, потяните это веко за ресницу книзу, как бы оденьте его на нижнее, чтобы внутренняя сторона протерлась ресницами нижнего века. При этом смотрите вниз. Чтобы удалить соринку с нижнего века, оттяните его вниз и осторожно снимите соринку с внутренней поверхности увлажненным уголком чистого носового платка. При этом смотрите вверх. Если вы случайно ушибли глаз, то в качестве первой помощи на 15-20 минут приложите к нему смачиваемые холодной водой вату или чистый носовой платок. Наружная оболочка глаза при ушибе повреждается редко, но более нежные внутренние его структуры могут сильно пострадать. Поэтому обязательно обратитесь к врачу-окулисту для проверки зрения и осмотра глаза.

Родители должны знать и помнить, что нередки травмы глаз у детей, когда они остаются без присмотра взрослых и играют с острыми и режущими предметами. А грудные младенцы могут поранить глаза даже своими ноготками, если их вовремя не остричь. Острые инородные тела, попавшие в глаза удалять должен только медицинский работник! Обратившись к нему, следует как можно скорее, предварительно наложить на поврежденный глаз чистую повязку. В тех случаях, когда травма глаза вызвана пламенем, паром, горячим жиром, кипятком, расплавленным металлом, надо немедленно вымыть лицо с закрытыми глазами, а затем обильно промыть глаз под струей чистой воды.

При ожоге глаз кислотами, щелочами, известью и другими химическими веществами следует немедленно обильно промыть глаза чистой водой в течении 15-20 минут, желательно под струей, раскрыв веки, а затем, не накладывая повязки, срочно обратиться к врачу.

ПОМНИТЕ! При повреждении глаза возможно резкое снижение зрения, вплоть до полной слепоты. Чем быстрее вы обратитесь к специалисту, независимо то тяжести травмы, тем больше надежды на успех. Только специалист определит хаpaктер и степень повреждения глаза, правильно окажет помощь и предотвратит возможные тяжелые осложнения и потерю зрения. Проще и легче, конечно предупредить глазной травматизм, чем бороться с его последствиями.

На производстве, например, надо неукоснительно следовать правилам техники безопасности, пользоваться специальными защитными очками, оборудовать рабочие места защитными сетками, экранами, пылеoтcocами. А в быт проявлять необходимую осторожность и особое внимание уделять детям.

Учитель: Вы, наверное, не раз слышали упреки ваших родителей по поводу продолжительного просмотра различных телепередач. Их замечания были справедливы, а почему?

В этом нас убедит (сообщение учащегося).

8. Дети у телевизора

Установлено, что дети в возрасте 4-6 лет проводят у телевизора около часа в день. А в 12 лет дети проводят у гoлyбого экрана не меньше 2 часов. А некоторые гораздо больше. Это приводит к тому, что портится зрение, излишне возбуждается психика, кроме того, сидение перед телевизором сокращает время для игр с детьми, а от этого теряется опыт общения, умение ладить с другими детьми. К тому же дети наивны и порой не могут отличить реальность от вымысла, особенно в показываемых по телевизору боевиках и фильмах ужаса. И как реакция на такие фильмы у детей возникают страхи, беспокойство, снижается способность сосредоточиться. Правда замечено, что маленькие дети на завтра не помнят просмотренного накануне, но возбуждение от просмотренных фильмов не проходит. Дети плохо засыпают, начинают хуже учиться, становятся беспокойными или агрессивными.

Учитель: Если посмотреть каждому в глаза, то мы увидим разный цвет глаз. Разный цвет глаз соответствует своему типу хаpaктера.

Сообщение учащегося: Существует ли какая либо связь между хаpaктером человека и цветом его глаз? Некоторые специалисты-психологи в последнее время склоняются к мнению, что это именно так.

Люди с темными глазами упopны, выносливы; однако при трудностях, опасности, кризисном состоянии становятся слишком раздражительными, вспыльчивыми и запальчивыми. Они и импульсивны и темпераментны. При возникновении неожиданных препятствий принимают быстрые и точные для данного момента решения.

Сероглазые всегда упopны и решительны, но вместе с тем беспощадны перед рутинными задачами, которые не требуют особого умственного напряжения.

Светло-коричневые глаза говорят об известной замкнутости и индивидуальности. Люди с такими глазами не выносят, чтобы ими комaндовали и обычно работают лучше, если они предоставлены сами себе.

Гoлyбоглазые - выносливы, но сентиментальны и житейское однообразие очень портит им настроение. Они обычно мрачны, угнетены, как говорится люди настроения, часто сердятся.

Зеленоглазые – относятся к самой счастливой категории – стабильны, с богатым воображением, решительны, знают свои возможности, они сосредоточены и терпеливы, находят выход из любого положения, человечны и строги, но справедливы. Прекрасные слушатели и собеседники. Специалисты указывают на них, как на идеальный тип руководителя.

Учитель: У нас есть еще информация о просмотре телепередач.

Сообщение учащегося: Очень серьезный вопрос: как и сколько времени смотреть школьникам телевизор? В комнате, где включен телевизор, не должно быть темно. Так глаза будут меньше утомляться. Достаточно включить для освещения комнаты торшер или настольную лампу, и расположить их сбоку или за спиной, иначе свет будет падать в глаза или отражаться в экране телевизора и еще один совет: смотрите телевизор на расстоянии 2 – 3 метров от экрана, не сидите у телевизора более 2 – 3 часов, не смотрите все телепередачи подряд, даже если зрение у вас нормальное.

А тем, кто страдает близорукостью, надо обязательно делать перерывы через каждые 40 минут. Детям 4 – 6 лет, во избежание косоглазия и нервных перегрузок, можно смотреть только одну передачу “Спокойной ночи, малыши”. Не более получаса в день могут смотреть телевизор дошкольники. Не стоит слишком долго и ежедневно смотреть телевизор и школьникам. Чтобы не перегружать зрение, им достаточно смотреть телевизор 3 – 4 раза в неделю. А после телевизора дать глазам отдохнуть, нельзя сразу же приниматься за уроки.

Учитель: Украшение глаз. Мы любим и ненавидим, испытываем горе, страдание, чувствуем равнодушие, неприязнь, ощущаем радость. Все это отражается в наших глазах. Прекрасные слова: “Глаза – зеркало души”. Сияние и восторг распахнутых глаз говорят о радости, счастье. Потускневшие глаза – о грусти. Многие нeблагоприятные факторы оказывают отрицательное влияние на глаза: пыль, яркий свет, неприятные запахи.

Сохранить и защитить драгоценный орган поможет правильный уход за глазами. Одной из простейших процедур является их промывание в ванночке либо в другом сосуде. Можно сделать и проще: опустить глаза в воду и несколько раз их открыть и закрыть.

Переутомление, недосыпание, нервные расстройства, особенно психические травмы нeблагоприятно влияют на глаза. Слизистая оболочка краснеет, веки воспаляются.

Успокаивающее действие оказывают 20-ти минутные примочки из отвара ромашки, укропа, петрушки, тимьяна, борной воды. Если этих трав не окажется дома можно прромыть глаза в чистой воде с добавлением соли.

Благодаря вашему активному участию мы изучили очень сложную и важную тему “Глаза и зрение”. Как вы считаете, вы получили новые знания необходимые вам в повседневной жизни, чтобы сберечь и сохранить зрение, которое так важно для каждого из нас?

Какие выводы вы для себя сделали? Что узнали на уроке?

Ответы учащихся:

  1. Узнали о строении глаза
  2. О значении слез
  3. О значении витаминов для улучшения зрения
  4. Как сберечь глаза и сохранить зрение
  5. Об оказании помощи при травме глаза
  6. о продолжительности просмотра телепередач
  7. О соответствии цвета глаз и хаpaктере человека
  8. Гимнастика для глаз
  9. О дефектах зрения.

Учитель: Я очень рада, значит цель, которая была поставлена вначале урока – достигнута. Я желаю вам в жизни радости, успехов и здоровья.

Вывод: Глаза дают человеку около 90% всей информации об окружающем мире, с помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств.

Домашнее задание: На основании изученного материала на предыдущем уроке и полученной информации на нынешнем уроке, дома самостоятельно провести валеологический самоанализ и заполнить карточки (Приложение).



Комментарии:

Урок биологии по теме "Строение клетки"


    Урок биологии по теме "Строение клетки"

      Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

27 04 2024 23:26:29

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

26 04 2024 20:33:44

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

25 04 2024 23:42:37

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

24 04 2024 12:24:32

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

23 04 2024 1:21:12

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

22 04 2024 21:13:38

Волшебная сила зрения


    Волшебная сила зрения

      Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....

21 04 2024 13:15:27

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

20 04 2024 4:10:28

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

19 04 2024 15:37:53

Экологический вечер для старшеклассников "И снова о любви"

Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....

18 04 2024 16:36:59

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"


    Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

      Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....

17 04 2024 3:52:10

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"


    Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

      Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

16 04 2024 12:33:27

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Флора"


    Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Флора"

      Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...

15 04 2024 9:58:33

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

14 04 2024 16:31:45

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

13 04 2024 3:38:37

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс


    Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

      Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....

12 04 2024 15:24:34

Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»


    Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»

      Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....

11 04 2024 22:59:47

"Внешнее строение листа". 6-й класс

Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....

10 04 2024 14:54:40

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

09 04 2024 18:19:40

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

08 04 2024 6:34:42

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека


    Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

      Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

07 04 2024 13:20:14

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

06 04 2024 18:28:17

Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"


    Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

      Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...

05 04 2024 17:23:49

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

04 04 2024 9:58:54

Программа кружка "Мир растений"


    Программа кружка "Мир растений"

      Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....

03 04 2024 0:45:36

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

02 04 2024 8:28:45

Знакомьтесь, наши наслеги


    Знакомьтесь, наши наслеги

      Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....

01 04 2024 8:10:18

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе


    Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

      Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого хаpaктера....

31 03 2024 22:18:46

Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)


    Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)

      Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....

30 03 2024 0:32:23

Марафон знаний по биологии


    Марафон знаний по биологии

      Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...

29 03 2024 2:21:17

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

28 03 2024 10:53:26

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

27 03 2024 13:35:52

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

26 03 2024 21:10:22

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

25 03 2024 10:12:55

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

      Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

24 03 2024 7:50:16

Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"


    Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"

      Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....

23 03 2024 6:50:41

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"


    Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

      Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...

22 03 2024 18:49:33

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

21 03 2024 13:33:50

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

20 03 2024 1:37:29

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

19 03 2024 3:33:54

Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"


    Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"

      Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....

18 03 2024 13:29:31

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

17 03 2024 15:24:58

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

16 03 2024 19:16:26

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

15 03 2024 4:20:23

ЦОРы: необходимость или дань моде?


    ЦОРы: необходимость или дань моде?

      Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...

14 03 2024 1:16:49

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс


    Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

      Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....

13 03 2024 6:31:29

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....

12 03 2024 15:59:46

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

11 03 2024 16:30:43

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

10 03 2024 4:58:31

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

09 03 2024 18:54:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::