Знакомьтесь, наши наслеги > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Знакомьтесь, наши наслеги


    Знакомьтесь, наши наслеги

Организация урока.

Для реализации в Таттинском улусе краеведческого компонента курса “Природоведения” (5 класс), входящего в Базисный учебный план школ РС (Я) (2005 год) разработана программа “Земля моя таттинская”. Изучается предмет “Татта – мой край родной” 35 часов в год (1 час в неделю). Основной целью изучения курса является формирование личности, обладающей комплексными знаниями о Таттинском улусе, отличающейся чувством патриотизма и любви к своей “малой” родине, умеющей и желающей изучать и охранять природу родной земли.

Данный урок направлен на расширение знаний детей о родном крае, знакомит с природными и культурными достопримечательностями наслегов улуса.

Вид занятия: урок-путешествие

Цель: познакомиться с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района.

Задачи:

  • воспитывать у учащихся чувство любви к родному городу;
  • формирование национального самосознания.

Оборудование: справочный материал об улусе, компьютер с видеопроектором, контурная карта улуса, фотографии, книги из серии “Наслега Якутии”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

Здравствуйте, дорогие ребята! Наверняка, каждый из вас побывал на населенных пунктах своего улуса, а если не был, то мечтал хотя бы одним глазком туда заглянуть и насладиться всей красотой. Между тем у нас есть прекрасная возможность, не выходя из дома или школы там побывать. В нашем улусе 14 наслегов и каждый из них чем-то знаменит. Сегодня мы познакомимся с их природными и культурными достопримечательностями: памятниками природы и культуры, музеями, памятными местами, овеянными былями и легендами. В путешествии нас будет сопровождать мальчик Ньургун с бычком. Путешествовать мы будем сначала по федеральной дороге, идущей из Якутска, вдоль реки Татта, делая необходимые повороты, чтобы посмотреть все наслега, а затем проплывем по рекам Алдан и Амга.

1. Начнем с юга от границы с Чурапчинским улусом, где расположена территория Тыарасинского наслега. Каждый путник останавливается на границе и немного отдыхает. Здесь нас встречает памятник олонхосуту, который создал Петр Андросов. Желающие могут спуститься к воде и омыть лицо и усталые ноги в реке – нас встретила Татта.

Административный центр наслега – село Кыйы расположено на левом высоком берегу реки Татта, а название свое получил от озера Кыйы. Природа здесь прекрасна, ты можешь побродить по березовым рощам – чаранам, где летом собирают землянику, а осенью грибы.

2. Едем дальше и вот мы уже в Черкехе – центре Октябрьского наслега. Свое название село получило по прозвищу бедной старушки – Чекех (Ч?к?х), которая ставила очень маленькие копешки сена (бугулы). До 1930 года Черкех был центром Таттинского улуса, а сейчас, даже потеряв свое высокое административное значение, не менее известен в республике.

Достопримечательностью села, известной, пожалуй, даже за пределами республики, является Черкехский историко-этнографический музей под открытым небом. Инициатором его создания являлись Сивцев-Суорун Омоллоон Д.К., Решетников В.П. и Григорьева Л.Н. На территории этого наслега в местности Дэлбэрийбит есть музей-заповедник, где родился и жил государственный деятель и основоположник якутской советской литературы Ойунский П.А. В местности Халамнаайы, около озера, находится памятник “О?о куйуурдуу турара”, созданный по его произведению.

3. Дальше на север нас встречает Жехсогонский наслег с центром в селе Боробул, расположенным на берегу одноименного озера. В этом наслеге в местности “Амыдай” расположен музей-усадьба Кулаковских. В местностях “Оккуодай” и “Куобах бу”арбыт” жил первый драматург Якутии Анемподист Иванович Софронов-Алампа.

В этом наслеге отбывали политическую ссылку Ионов В.М., Доллер А.И., Костюрин В.Ф., Курнатовский В.К., которые изучали материальную и духовную культуру якутского народа.

4. Продолжаем ехать по федеральной дороге и вот мы в административном центре Таттинского улуса – Ытык-Кюеле. Он расположен на левом берегу реки Татта. Ытык-Кюель, наряду с функциями улусного центра, одновременно является административным центром Таттинского наслега. Всенародно избранный Глава улуса, администрация улуса, улусный Совет депутатов – все органы власти работают в селе Ытык-Кюель.

Исторические достопримечательности наслега: краеведческий музей, музей Боевой Славы, Дом-музей народного художника ЯАССР Попова И.В. Памятники: писателям Ойунскому П.А., Кулаковскому А.Е. (рис. 108), Софронову А.И.; революционерам Курнатовскому В.К., Алексееву П.А.; этнографу, составителю якутско-русского словаря Пекарскому Э.К.; Герою Советского Союза Охлопкову Ф.М. Здесь находится могила Петрова Д.А. – полного кавалера ордена Славы.

Главными достопримечательностями села являются Ытык-Кюельский литературно-художественный музей-заповедник “Татта”, часовня Попова Д.Д., сквер Кулаковского А.Е. на берегу священного озера Ытык-Кюель, и Аал Луук мас, построенный по проекту Maндар Уус в год Олонхо.

5. Чтобы попасть в Жулейский наслег, нужно, не доезжая до Ытык-Кюеля, свернуть с федеральной дороги “Колыма” и по грунтовой дороге отправиться на запад улуса. Жулейский наслег с административным центром Туора-Кюель, расположен на берегу искусственного озера Мемен. В этой части улуса господствуют аласы и производится лучшее таттинское мясо.

Этот наслег известен своими олонхосутами. Именно поэтому Жулейский наслег называют родиной Олонхо. В местности “Булгунньахтаах” расположена музей-усадьба ссыльного революционера Алексеева П.А.

Гордостью жителей наслега являются озера: с лечебными грязями – “Кэрэхтээх”, с соленой водой – “Холлубут”.

6. Из Туора-Кюеля мы поедем на северо-запад, чтобы попасть в Дебдиргэ, центр Игидейского наслега. По-эвенкийски “игидей” означает “крепкий, теплый”, “дэбдиргэ” – жертвоприношение духам земли.

Здесь находятся памятники древней архитектуры: в местности Булгунньахтаах – юрта для сходок старейшин Игидейского наслега, в местности Тэгээн – остатки каркаса якутской берестяной урасы. В аласе “Кулаада” с XVIII века жили четыре поколения богачей Оросиных, здесь сохранились их дом, балаган, коновязи-сэргэ.

Сохранилась и усадьба, где жил ссыльный-народник Пекарский Э.К., создавший знаменитый “Словарь якутского языка”. К его столетию был воздвигнут памятник.

Созданный в Дебдиргэ Центр возрождения и развития национальной культуры “Аартык” выполняет благородную миссию обучения детей народным промыслам. Работает здесь богатый экспонатами Музей народной педагогики.

7. Чтобы попасть в Уолбинский наслег, расположенный в долине Татты, нужно вернуться в Ытык-Кюель и затем доехать до него по федеральной трассе в северном направлении.

Достопримечательностью села Уолба является бюcт В.И. Ленина в местной школе, носящей имя вождя Октябрьской революции. В школе до сих пор сохранилась пионерская организация.

В этом наслеге родился поэт-песенник, журналист, переводчик, участник Великой Отечественной войны Кузьмин Макар Иванович (Макар Хара). Не менее известна жена поэта Анна Ивановна Егорова, первая оперная певица-якутка, народная артистка ЯАССР и РСФСР, которая исполняла и песни мужа.

8. Из Уолбы в Томтор, центр Баягинского наслега дорога довольно сложная. Сначала нужно проехать на север некоторое расстояние по грунтовой дороге, а затем двигаться на юго-запад по еще более сложному колеистому пути. Расположено село на левом берегу реки Баяги.

Здесь была открыта Клавдией Александровной, женой политссыльного И.О. Ребицкого, первая в улусе больница. Кроме него, в Баяге отбывали политссылку Алымов М.Т., Костюков В. Также в Баяге в 1916 году начинала работать первое библиотечное общество.

В Баяге жила Малгина Февронья Николаевна, потерявшая на войне своих пятерых сыновей. В честь матери героев на ее родине воздвигнут памятник.

Здесь родились и другие известные люди: Андросов Е.Д. – самый знаменитый улусный краевед (Сээркээн сэ”энньит) ; Андросов И.И. – участник I Империалистической войны, полный кавалер Ге opгиевских крестов; выдающийся педагог Хатылаев И.М.; заслуженные деятели наук Луковцев В.С., Хатылаев М.М.; первый балетмейстер Христофорова И.Д. и многие другие. Особо гордятся таттинцы творческой мастерской Неустроева Бориса Федоровича (Maндар Ууса) – лауреата премии П.А. Ойунского, академика Академии Духовности Республики Саха (Якутия).

9. Из Томтора, чтобы попасть в Булун – центр Алданского наслега, нужно вернуться назад до дороги, соединяющей Уолбу и Булун и по ней ехать на север до места впадения реки Татты в реку Алдан. Поэтому с. Булун часто называют Усть-Татта. Оно расположено на левом берегу реки Алдан.

В центре села находится памятник-бюcт рабочему-революционеру Алексееву П.А. В местности “Саллаат булгунньа?а” поставлен монумент защитникам Родины. Это место известно тем, что отсюда, с пристани Усть-Татта, уплывали на барже все таттинские парни на войну. В центре расположен памятный знак в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

На территории Алданского наслега расположен республиканский ресурсный резерват “Бараайы” и памятник природы Мамонтова гора (Лэкэ-хайа), где школьники со всей республики изучают историю Земли по останкам древних животных.

Природа этого наслега прекрасна, здесь шумят высокие стройные березы. Привлекают людей на Алдан дары природы, редкие в других наслегах ягоды охта и гoлyбика, и, конечно, рыба. На территории наслега растут редкие растения: мак анюйский, лилия даурская, башмачок настоящий, адонис весенний, занесенные в Красную книгу Якутии.

10. Завершаем мы свое путешествие по центральной и западной части улуса посещением Хара-Алдана, центра Хара-Алданского наслега. Село стоит на левом берегу реки Алдан и весной и осенью отрезан от внешнего мира, летом сюда можно добраться только на лодке, а зимой – из Булуна по автозимнику по реке Алдан. Именно отсюда и из Булуна с берега реки можно разглядеть суровые и величавые хребты Верхоянских гор. Из Хара-Алдана желающие могут совершить восхождение на эти горы, находящиеся на территории Томпонского улуса, и посмотреть на мир с большой высоты.

11. А теперь продолжим наше путешествие по наслегам, вернувшись в восточную часть улуса. Нас ждет незабываемое путешествие по реке Амга. Как сюда добраться? Доедем до Черкеха и отсюда поедем в юго-восточном направлении до реки Амга. Итак, мы приехали в Дая-Амгу – центр Дая-Амгинского наслега, расположенного на левом берегу р. Амга. Это самый небольшой по площади и населению наслег, здесь проживает всего 200 человек. Село Дая-Амга было основано в 1983 году для освоения целинных земель. На противоположном, правом берегу Амги находится гора Тэйэр Хайа, куда в разное время года приезжают люди из других мест, чтобы полюбоваться с высоты прекрасными пейзажами. Здесь можно встретить и таттинцев и чурапчинцев, преодолевших большое расстояние, чтобы отдохнуть, полюбоваться дeвcтвeнной природой, получить заряд бодрости.

12. В Дая-Амге мы сядем в лодки, поплывем вниз по Амге и через несколько часов прибываем в село Чычымах Амгинского наслега, также расположенное на левом берегу реки Амга. Давайте посмотрим презентацию “Мой Чычымах”.

Приложение можно получить у автора статьи.

13. Искупавшись на прекрасных песчаных пляжах Амгинского наслега поплывем дальше вниз по реке. Село Харбалах – центр Средне-Амгинского наслега расположено на левом берегу реки Амга. Здесь, на обрывистом амгинском берегу, ты можешь увидеть черные слои каменного угля, а затем, поднявшись наверх, попадешь в карьер, где добывают уголь открытым способом. Тебя поразят мощные слои угля, которым отапливают здания не только в нашем улусе, но и у наших соседей.

На территории Средне-Амгинского наслега находится “Музей братьев Мординовых”: писателя, философа и учителя. Можно также посетить места, где братья жили зимой – “Хоптолоох” и летом – “Буор бала?ан”. Местная картинная галерея, где выставлены работы известных якутских художников – часть этого музея.

14. И, наконец, нас ждет последний пункт нашего путешествия Чымнайы – центр Усть-Амгинского наслега. Чымнайи стоит на левом берегу реки Амга. Достопримечательностью села является музей истории наслега. В центре села имеется площадь в честь героев Великой Отечественной войны, погибших в боях на озере Ильмень: Миссеева Д.Г., братьев Дайбанныровых, братьев Бястиновых, братьев Антоевых, братьев Протопоповых.

Чымнайы гордятся именами своих земляков: писателем Бястиновым Г.Д. (Бэс Дьараа”ын), первым летчиком-якутом Табунановым Г.Т. и многими другими.

Итак, наше увлекательное и познавательное путешествие закончилось, мы узнали много нового о своем родном улусе и о каждом его наслеге. Нам есть чем гордиться! Сколько участников гражданской и Великой Отечественной войны стали героями и погибли в борьбе за лучшую жизнь. Сколько писателей, поэтов, художников и артистов вскормила благодатная таттинская земля. Как много живет здесь увлеченных своим делом людей, какая хорошая жизнь должна нас ждать в будущем!

Вывод: каждый уголок земли знаменит или уникален по-своему. Так и в нашем улусе много достопримечательностей, о которых ты можешь рассказывать дорогим гостям.

III. Закрепление знаний. Назвать наслега улуса и выполнить пpaктическую работу 19: составление карты-схемы природных и культурных достопримечательностей улуса и своего наслега.

IV. Домашнее задание: изучить параграф учебника § 20.



Комментарии:

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

      На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

25 04 2024 1:30:15

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....

24 04 2024 17:53:37

Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии


    Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии

      Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...

23 04 2024 7:38:22

Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс

      Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....

22 04 2024 10:10:59

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"

      Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации. ...

21 04 2024 15:42:20

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"


    Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"

      Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

20 04 2024 1:47:30

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

19 04 2024 18:55:10

Строение и функции мышц человека, принцип их работы

Строение и функции мышц человека, принцип их работы Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....

18 04 2024 15:29:14

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....

17 04 2024 15:24:40

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс


    «Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

      Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....

16 04 2024 17:11:42

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

15 04 2024 9:54:37

Как превратить процесс обучения из принужденной тяжелой работы в свободное исследование мира


    Как превратить процесс обучения из принужденной тяжелой работы в свободное исследование мира

      С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....

14 04 2024 6:34:38

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

13 04 2024 10:52:39

Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"


    Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"

      На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....

12 04 2024 13:14:24

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

11 04 2024 16:40:22

Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система человека. 8-й класс

Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....

10 04 2024 18:15:50

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"


    Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

      При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

09 04 2024 11:32:18

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....

08 04 2024 3:57:28

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


    Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

07 04 2024 12:22:22

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

06 04 2024 1:29:55

Миниатюры о природе


    Миниатюры о природе

      При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....

05 04 2024 22:48:36

Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности


    Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности

      Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...

04 04 2024 2:11:32

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

03 04 2024 20:47:22

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

02 04 2024 13:37:48

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

01 04 2024 5:41:51

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


    Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

      Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

31 03 2024 10:53:36

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

30 03 2024 22:15:22

Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"

      Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....

29 03 2024 15:16:30

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

28 03 2024 1:28:33

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

27 03 2024 15:14:46

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

      Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

26 03 2024 17:57:58

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов


    Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

      Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....

25 03 2024 22:36:41

Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)


    Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)

      Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....

24 03 2024 12:44:33

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"


    Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

      Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...

23 03 2024 2:47:42

Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

22 03 2024 13:33:30

Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"


    Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"

      В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды. ...

21 03 2024 11:25:43

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

20 03 2024 13:47:52

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

19 03 2024 14:40:48

"Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок


    "Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок

      Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....

18 03 2024 13:23:41

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

17 03 2024 20:11:33

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

      Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения. ...

16 03 2024 22:39:38

Одноклеточные животные, или Простейшие


    Одноклеточные животные, или Простейшие

      Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

15 03 2024 15:19:32

Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"


    Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

      Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения. ...

14 03 2024 19:19:33

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

13 03 2024 21:34:10

Синтез белка


    Синтез белка

      Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

12 03 2024 8:44:56

Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс

      В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....

11 03 2024 3:22:16

Викторина "Семейства цветковых растений"


    Викторина "Семейства цветковых растений"

      Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

10 03 2024 12:11:17

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся


    Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

      Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

09 03 2024 0:38:34

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра


    Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

      Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

08 03 2024 6:40:29

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"


    Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

      Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

07 03 2024 16:57:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::