Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Содержание:
Скелет человека, обладая сходством со скелетом животных, имеет некоторые особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп.
Скелет туловища
Состоит из позвоночного столба и костей грудной клетки. Позвоночный столб включает в себя пять отделов: шейный, состоящий из 7 позвонков, грудной — из 12, поясничный — из 5, крестцовый (или крестец) — из 5 и копчиковый (или копчик) — из 4-5 позвонков. Следовательно, позвоночный столб человека состоит из 33-34 позвонков.
Строение позвонка
Позвонок состоит из тела позвонка и дуги, от которой отходит несколько отростков. Тело позвонка и дуга образуют позвоночное отверстие. Позвоночные отверстия при наложении позвонков друг на друга образуют позвоночный канал, в котором расположен спинной мозг.
Размеры тел позвонков зависят от величины нагрузки на них: наименьшие находятся в шейном отделе, а наибольшие — в поясничном.
У взрослого человека позвонки крестца и копчика срастаются. Позвонки, соединяясь друг с другом при помощи хрящей и связок, образуют гибкий и эластичный столб, обладающий значительной подвижностью.
Позвоночный столб
Для позвоночного столба человека хаpaктерны изгибы. В шейном и поясничном отделах они обращены выпуклостью вперед, в грудном и крестцовом — назад. Форма позвоночного столба с возрастом изменяется. У новорожденного он прямой. Когда ребенок начинает держать головку, формируется шейный изгиб; когда начинает сидеть — грудной изгиб.
Поясничный и крестцовый изгибы формируются, когда ребенок начинает стоять и ходить, что связано с поддержанием равновесия при вертикальном положении тела. Изгибы позвоночного столба увеличивают размеры грудной и тазовой полостей, облегчают сохранение телом равновесия, обеспечивают смягчение толчков и сотрясения тела при прыжках и беге.
Грудная клетка
Образована непарной грудной костью, 12 парами ребер и грудными позвонками. Ребра соединены подвижно с позвонками и полуподвижно (с помощью хрящей) с грудной костью. Грудная кость, или гpyдина, относится к плоским костям. С ней сочлeняются передними концами 7 пар верхних ребер. Следующие 3 пары соединяются друг с другом своими хрящами: нижележащие с вышележащими, образуя реберную дугу. Передние концы 11 и 12 пар ребер свободно лежат в мягких боковых частях брюшной стенки. Задние концы всех 12 пар соединяются с позвонками.
Грудная клетка ограничивает грудную полость, которая служит вместилищем для сердца, легких, пищевода, трахеи, сосудов и нервов. Она принимает участие в дыхательных движениях благодаря ритмичному сокращению межреберных мышц. Форма грудной клетки человека зависит от пола, возраста, телосложения и физического развития. Она может быть широкой и короткой, длинной и узкой. Но, в связи с прямохождением, передне-задний размер грудной клетки, в отличие от животных, меньше поперечного.
Скелет верхних конечностей
Состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица), и скелета свободных верхних конечностей.
Лопатка — плоская треугольной формы кость, прилегающая передней поверхностью к задней стенке грудной клетки. Наружный угол ее образует суставную впадину для сочлeнения с плечевой костью.
Ключица имеет S-образную форму. Контуры ее хорошо видны под кожей, ее всегда можно прощупать. Гpyдинный конец ключицы соединяется с гpyдиной, наружный конец — с отростком лопатки. Функция ключицы заключается в том, что она отставляет плечевой сустав от грудной клетки, обеспечивая большую свободу движения верхних конечностей.
Скелет свободной верхней конечности образуют плечевая кость, две кости предплечья — локтевая и лучевая и кости кисти (кости запястья, пясти и фаланги пальцев).
Скелет нижних конечностей
Образован тазовым поясом и скелетом свободных нижних конечностей.
В состав тазового пояса входят две тазовых кости, сочлeненные сзади с крестцом. У детей тазовая кость представлена отдельными костями — подвздошной, седалищной и лонной, или лобковой. Только после 16 лет они срастаются в одну. В месте их срастания имеется вертлужная суставная впадина, куда входит головка бедренной кости.
Сложное строение тазовой кости обусловлено ее функцией. Соединяясь с бедром и крестцом, перенося тяжесть тела на нижние конечности, тазовая кость выполняет функцию движения и опоры, а также защитную функцию. В связи с вертикальным положением тела человека таз у него шире и массивнее, чем у животных.
В строении таза выявляются пoлoвые различия. Легко можно заметить, что таз женщины шире и короче мужского. Это обусловлено значением женского таза как родового канала.
К костям свободной нижней конечности относятся бедренная кость, надколенник, большеберцовая, малоберцовая и кости стопы. Большеберцовая и малоберцовая кости образуют голень. Кости стопы состоят из предплюсны, плюсны и фалангов пальцев. Стопа как целое выполняет опopную функцию при стоянии и ходьбе. Соединяясь между собой, кости стопы образуют упругий свод, обращенный выпуклостью кверху. Такое строение связано с вертикальным положением тела человека, с увеличением нагрузки на стопу при прямохождении.
Кости головы
Прочно соединяются между собой швами. Исключением является нижняя челюсть. Череп является вместилищем головного мозга, а также органов чувств (зрения, обоняния, слуха). Кости черепа также выполняют опopную функцию для дыхательных путей (полость носа) и пищеварительной системы (полости рта, глотки). Скелет головы делится на мозговой и лицевой отделы.
Мозговой отдел черепа состоит из парных височных и теменных костей и непарных — лобной, решетчатой, клиновидной, затылочной. Затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, соединяющее полость черепа с позвоночным каналом.
Кости лицевого отдела черепа включают в себя шесть парных костей — верхнюю челюсть, носовую, слезную, скуловую, небную, нижнюю носовую paковину и три непарные кости — нижнюю челюсть, сошник, подъязычную кость.
Кости черепа пронизаны множеством отверстий и каналов, через которые проходят кровеносные сосуды и нервы. Некоторые из них имеют полости, заполненные воздухом. Форма черепа человека резко отличается от формы черепа животного. У человека мозговой отдел черепа значительно преобладает над лицевым, что связано с большим развитием головного мозга и с меньшей нагрузкой на жевательный аппарат.
Комментарии:
Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....
07 12 2025 22:28:36
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
06 12 2025 12:34:12
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
05 12 2025 8:19:56
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
04 12 2025 10:40:40
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
03 12 2025 17:57:25
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
02 12 2025 3:46:31
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
01 12 2025 0:17:16
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
30 11 2025 0:14:24
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
29 11 2025 17:47:56
Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....
28 11 2025 14:36:48
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
27 11 2025 22:45:31
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
26 11 2025 18:55:17
Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....
25 11 2025 20:15:26
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание.
...
24 11 2025 1:21:30
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
23 11 2025 4:47:32
Научно-исследовательская работа по экологии представляет собой Комплексное исследование атмосферного воздуха в п. Агинское. Цель работы: изучить состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности, формировать экологическую ответственность за состояние окружающей среды....
22 11 2025 0:20:32
Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....
21 11 2025 6:54:15
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
20 11 2025 18:55:45
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
19 11 2025 9:48:23
В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....
18 11 2025 3:37:32
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
17 11 2025 8:26:51
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
16 11 2025 2:26:26
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
15 11 2025 4:43:48
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
14 11 2025 12:43:12
Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений.
...
13 11 2025 16:51:27
На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов.
...
12 11 2025 19:39:13
Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления.
...
11 11 2025 8:10:32
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
10 11 2025 14:48:19
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
09 11 2025 9:57:38
В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....
08 11 2025 4:45:56
В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....
07 11 2025 8:59:48
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
06 11 2025 16:36:40
Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....
05 11 2025 2:48:53
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
04 11 2025 1:59:23
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
03 11 2025 7:43:58
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
02 11 2025 17:38:59
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
01 11 2025 2:41:27
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
31 10 2025 10:32:49
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
30 10 2025 3:39:34
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
29 10 2025 16:49:49
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
28 10 2025 3:40:12
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал.
...
27 10 2025 3:31:52
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
26 10 2025 0:24:58
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
25 10 2025 6:17:12
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
24 10 2025 1:21:19
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
23 10 2025 0:34:51
На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....
22 10 2025 5:10:34
Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....
21 10 2025 5:27:41
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
20 10 2025 6:53:23
Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....
19 10 2025 14:43:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"