Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"

Цели урока:
- Продолжить формирование естественнонаучной картины мира при рассмотрении успехов современной науки в решении вопросов, связанных с реализацией наследственной информации.
- Расширить знания учащихся о специализации различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белка.
- Научить решению задач по теме “Молекулярная биология”.
Тип урока: комбинированный урок с закреплением знаний, новым материалом, решением проблемных вопросов и познавательных задач.
Оборудование: модель ДНК, таблица генетического кода, компьютер, интеpaктивный курс “Открытая биология”, учебник “Общая биология” под редакцией Д.К. Беляева, 2003/2004г.
Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии.
- Актуализировать знания о регуляции трaнcкрипции и трaнcляции у бактерий и у эукариот.
- Продолжить формирование навыков анализа, обобщения знаний в виде таблиц, схем; навыков работы с текстом и изображениями как основой для самостоятельного решения задач.
- Продолжить формирование навыков работы с тестами.
- Отработать навыки внутригруппового взаимодействия.
- Закрепление навыков публичного выступления.
Краткий план занятия:
Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) ;
Актуализация изученного материала:
- демонстрация моделей из интеpaктивного курса “Открытая биология”
8.7.Tрaнcкрипция РНК,
8.9. Синтез белка,
8.8. Полирибосома; повторение сведений о синтезе белка,
- обсуждение “алгоритма Цицерона”,
- игра “Четвертый лишний”,
Решение задач по изученному материалу: работа с текстовым бланком и таблицей генетического кода учебник с. 63/ 60;
Изучение нового материала:
- “Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции”.
- “Генная и клеточная инженерия”, демонстрация модели из интеpaктивного курса “Открытая биология”8.10. Клонирование,
- Заслушивание докладов по теме “Биотехнология”;
Выводы, обобщение, закрепление.
Итог урока.
Домашнее задание §16.
Подробный конспект занятия
Организационный момент.
Пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения.
Актуализация изученного материала.
1. Демонстрация моделей. 8.7. Tрaнcкрипция РНК
8.9. Синтез белка,
8.8. Полирибосома.
- Почему молекула ДНК не трaнcпортируется из ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка, ведь в этом случае не нужна была бы молекула-посредник – информационная РНК?
- По одной молекуле информационной РНК, пришедшей из ядра клетки, друг за другом движется несколько рибосом. Ответить на вопросы:
- Одинаковый ли аминокислотный состав будут иметь в конечном итоге синтезируемые ими белковые молекулы?
- Одинаковой ли будет последовательность аминокислот в этих молекулах? Почему?
2. Сравнение и конкретизация понятий “трaнcкрипция” и “трaнcляция”.
а). “Алгоритм Цицерона”.
- Чтобы сравнить два ключевых понятия биосинтеза белка, воспользуемся четырьмя вопросами. Отвечая на руководящие вопросы, составьте определения понятий:
Термин |
Что? |
Где? |
Как? |
Зачем? |
Tрaнcкрипция |
||||
Tрaнcляция |
- Можно ли утверждать, что в основе процесса трaнcляции, как и в случае с трaнcкрипцией, лежит принцип комплементарности? Почему?
- Какой из ферментов (органоидов), участвующих в биосинтезе белка, “умеет переводить”, то есть знаком с обеими знаковыми системами (и аминокислотами, и белками), а также их соответствием друг другу?
- Назовите основные свойства генетического кода.
б). Игра “Четвертый лишний”.
- Какой термин не относится к теме “Биосинтез белка”? (Распечатать на отдельных листах по 4 термина.)
Аминокислота Триплет Генетический код Жиры
Ядро Информационная РНК Tрaнcкрипция Апоптоз
Комплементарность Матрица Кребс Репликация
Оперон Информация Окисление Урацил
Tрaнcляция Банк генов Рибосома Биосинтез
Решение задач по изученному материалу.
Раздается по одной на парту работа с текстовым бланком с задачами, открывается таблица генетического кода в учебнике с. 63/ 60. Обратить внимание на групповой хаpaктер работы (так как объем, и сложность заданий превышают возможности отдельного ученика; выполнить задания можно по парам). Выполнение работы приблизительно 7–9 минут.
Текстовый бланк с заданиями для групповой работы учащихся
Класс _____ Участники группы: ______________________________________________
Внимание!
- Все приведённые в задачах последовательности нуклеотидов – фрагменты иРНК.
- Для всех задач необходимо указать, какое свойство (свойства) генетического кода лежит в основе задачи.
1. Переведите приведённую ниже последовательность на язык аминокислот.
А У Г У Ц Ц А Г А Г Ц А У А Ц Ц Ц Г У А У У Ц У |
Сколько аминокислот в пептиде?
2. Ниже приведены две последовательности нуклеотидов, различающиеся между собой по 11 позициям из 18. Переведите обе последовательности в белки. Сколько аминокислотных различий между ними?
|
3. Переведите приведённую ниже последовательность в белок. Запишите полученный белок. А теперь попробуйте удалить первые два нуклеотида и получить другой пептид. Запишите полученный пептид и сравните с первым.
У А У Г Ц У А А Г А У У Ц Ц У У У Ц Г Г А |
4. Необходимо по молекуле белка восстановить последовательность нуклеотидов (точнее, один из возможных вариантов состава) иРНК:
Аминокислоты: Метионин – Аргинин – Лизин – Валин – Триптофан – (стоп-кодон)
Учитель рекомендует записать против каждой фамилии вклад (в процентах) каждого в общий результат, и сдать работы.
Предлагаемые максимальные баллы “Задания для групповой работы учащихся”: четыре обязательные задачи. В каждой из задач 1 балл обязательно даётся за ответ на вопрос о свойстве генетического кода, которому посвящена задача, и 4 балла – за правильное решение самой задачи. Максимальная оценка задач:– 5 баллов.
Количество процентов, набранных в тестах, делится на 10; это и есть баллы. Для получения индивидуального рейтингового балла ученика необходимо набранное группой количество баллов умножить на рейтинговый коэффициент индивидуального участия в групповой работе. Приведенные цифры являются ориентировочными, учитель может сам менять коэффициенты в зависимости от условий конкретного урока.
Изучение нового материала.
I. Понятие о регуляции трaнcкрипции и трaнcляции.
Вступительное слово.
- Все клетки организма произошли от зиготы (оплодотворенной яйцеклетки) в результате ее дробления. Перед каждым делением происходит процесс удвоения ДНК. Таким образом, во всех клетках есть одинаковый набор молекул ДНК - одна и та же генетическая информация. Почему же клетки, содержащие одинаковую генетическую информацию, производят различные белки? (Выслушать предположения)
Специализация клетки определяется не всеми генами, а только теми, с которых информация была прочтена и реализована в виде белков. Так, существуют молчащие участки, с которых не считывается иРНК, но которые способны регулировать работу соседних участков. Так же в клетке, в зависимости от ее нужд, в разное время могут синтезироваться разные белки. Давайте разберем этот сложный механизм, регулирующий “включение” и “выключение” генов.
Запись в тетради терминов и их определений: субстрат, оперон, структурные гены, промотор, оператор, репрессор.
Объяснение схем регуляции трaнcкрипции и трaнcляции у бактерий по учебнику рис. 24. с.69.
Запись в тетради пунктов усложнения регуляции работы генов у эукариот:
- белки могут быть закодированы в генах различных хромосом;
- эукариоты в генах имеют молчащие участки, с которых не считывается иРНК, но которые могут регулировать работу соседних участков ДНК.
- в многоклеточном организме нужно точно регулировать и координировать работу генов в клетках разных тканей, что и происходит, в основном, при помощи гормонов.
Объяснение механизма регуляции синтеза белка у эукариот.
Закрепление
- Что такое оперон? Субстрат? Структурные гены? Промотор? Оператор? Репрессор?
- С какого момента начинается процесс трaнcкрипции?
- Какие вещества в многоклеточном организме играют важнейшую роль в координации работы тысяч генов?
- Какова роль гормонов в регуляторном механизме клетки?
Обобщение знаний по изученному материалу. Предложить сделать обобщение кому-то из учеников.
Вывод:
- Все многоклеточные организмы развиваются из одной-единственной клетки – зиготы. Процесс дифференцировки клеток, видимо, связан с управлением синтезом белка генами-регуляторами, но в организме человека 200 млрд. клеток по 120 тыс. генов и каким конкретно образом осуществляется это управление – пока остаётся неясным. В каждой клетке многоклеточного организма множество генов, но используется только часть генетической информации, которая содержится в ДНК, что обеспечивается наличием в генах особых механизмов, “включающих” и “выключающих” синтез необходимого белка в клетке.
II. Понятие о генной и клеточной инженерии.
- Развитие молекулярной биологии привело к созданию методов синтеза и выделения генов, положивших начало генной инженерии.
“Скрестили японцы арбуз с блохой. Разрезаешь арбуз, а из него семечки выпрыгивают”. Когда-то этот анекдот казался очень смешным. Кто бы мог предположить, что он может стать реальностью!
Ферменты, белковые гормоны, защитные трaнcпортные и иные белки в клетках бактерий, животных или растений представляют большую пpaктическую ценность для человека, но синтезируются они в очень малых количествах, поэтому их использование затруднено или вовсе невозможно.
Сегодня известно несколько способов получения генов, кодирующих необходимые белки.
Запись в тетрадь:
- Метод химического синтеза молекул ДНК с заданной последовательностью нуклеотидов (интерферон, инсулин, гормоны роста).
- Выделение необходимого одиночного гена из всей массы ДНК, который встраивают в самокопирующуюся ДНК бактериофага (роль вектора) и вводят в бактериальную клетку.
- Метод получения рекомбинантной плазмиды (кольцевой молекулы ДНК бактерии, содержащей чужеродный ген, в роли вектора) для введения необходимой информации в клетку-хозяина.
Объяснение схемы получения гена требуемого белка в учебнике рис. 25. с.72.
Запись в тетрадь. Основные этапы создания генетически измененных организмов:
- Получение гена, кодирующего определенный признак (рестрикция).
- Объединение его с плазмидой-вектором (лигирование).
- Введение вектора с определенным геном в клетку-хозяина (трaнcформация).
- Отбор клеток с дополнительным генетическим признаком и их пpaктическое использование (скрининг).
- Весь этот процесс называется клонированием. С помощью клонирования можно получить более миллиона копий любого фрагмента ДНК человека или другого организма. К генной инженерии примыкает клеточная инженерия, которая основана на успехах клеточной биологии. В 1997 г. в Англии были проведены успешные эксперименты по генетическому клонированию овцы. В зародыши клеток животных научились вводить новые гены и получать животных с новыми наследуемыми свойствами.
Демонстрация модели Клонирование 8.10.
- Казалось, стало возможным воспроизведение многочисленных генетических копий выдающихся по продуктивности животных-рекордистов. Но после наблюдений за овечкой Долли установили, что по достижению размеров взрослой овцы, ее физиологическое состояние было как у старой особи. Это поставило под сомнение целесообразность клонирования животных.
- Биотехнология (от греч. bios – жизнь, techne – искусство, мастерство и logos – учение) использование живых организмов и биологических процессов в производстве.
III. Заслушивание докладов по теме “Биотехнология”.
Во время заслушивания докладов выполнить в тетради схему возможного отраслевого использования организмов и биологических процессов.
- Существует организация “Врачи и ученые против генетически модифицированных продуктов питания”, сформулировавшая Заключения, которые можно кратко представить в виде следующих положений:
- Искусственное добавление чужеродных генов грубо нарушает точно отрегулированный генетический контроль нормальной клетки.
- Невозможно предвидеть место встраивания и эффекты добавленного гена.
- При искусственном добавлении гена могут образоваться токсины, аллергены и др. вредные для здоровья человека вещества.
- Нет надежных методов проверки на безвредность генмодифицированных продуктов.
- Генмодифицированные продукты питания не имеют значительной ценности, удовлетворяют лишь коммерческие интересы.
- Недостаточно знаний о влиянии на окружающую среду генмодифицированных организмов.
- Как выпущенные “на свободу” гены забрать обратно?
- Могут появиться вирусы более агрессивные и менее видоспецифичные.
- Сможет ли человечество решить этические проблемы, возникающие в результате клонирования животных и человека?
Выводы:
- Дальнейший прогресс человечества во многом связан с развитием биотехнологии. Но необходимо учитывать, что неконтролируемое распространение генмодифицированных живых организмов и продуктов может нарушить биологический баланс в природе и представлять угрозу здоровью человека.
Обобщение:
- Чем можно объяснить бурное развитие биотехнологии?
- Какой вклад внесла биотехнология в повышение эффективности растениеводства и животноводства?
- Какие перспективы открывают эти исследования в медицине?
- К чему могут привести неконтролируемые исследования в области биотехнологии?
Итог урока
:- Что нового узнали на уроке?
- Как вы считаете, можно ли безоговорочно доверять средствам массовой информации, рекламе пищевых продуктов, если речь идет о чьих-либо коммерческих интересах?
Комментирование оценок за урок.
Домашнее задание: По учебнику: Общая биология: Учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, Н. Н. Воронцов, Г. М. Дымшиц и др. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – § 16.
Использованная литература:
1. Общая биология: Учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, Н. Н. Воронцов, Г. М. Дымшиц и др. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003.§16.
2. Общая биология. 10–11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – § 66, 67.
3. Кодзоева Р. Генетически модифицированные продукты: за и против. (Реферативная работа по биологии). //Биология. – 2003. - №39,40.
4.“Открытая химия” CD, ООО “Физикон”. (Д.И. Мамонтов.)
Комментарии:
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
09 12 2025 4:59:31
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
08 12 2025 16:32:35
Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....
07 12 2025 1:37:43
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
06 12 2025 9:14:17
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
05 12 2025 10:23:28
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
04 12 2025 16:36:34
Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....
03 12 2025 8:23:57
При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....
02 12 2025 2:51:33
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
01 12 2025 2:13:39
Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....
30 11 2025 0:18:46
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
29 11 2025 19:19:12
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....
28 11 2025 5:10:20
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
27 11 2025 4:47:25
Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся.
...
26 11 2025 6:22:56
КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....
25 11 2025 8:37:51
Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....
24 11 2025 2:44:33
Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....
23 11 2025 23:56:12
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
22 11 2025 22:24:31
Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....
21 11 2025 3:11:39
Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....
20 11 2025 14:43:54
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
19 11 2025 12:50:33
Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....
18 11 2025 11:36:53
На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.
...
17 11 2025 4:56:56
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
16 11 2025 9:55:21
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
15 11 2025 4:58:29
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
14 11 2025 7:33:13
Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....
13 11 2025 4:28:14
Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....
12 11 2025 0:35:26
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
11 11 2025 19:17:43
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
10 11 2025 0:16:39
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения.
...
09 11 2025 9:32:53
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.
...
08 11 2025 14:30:33
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
07 11 2025 23:47:39
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
06 11 2025 21:31:33
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
05 11 2025 13:58:34
Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....
04 11 2025 15:25:16
Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....
03 11 2025 16:58:40
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
02 11 2025 17:46:34
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
01 11 2025 7:37:51
Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование.
...
31 10 2025 18:45:43
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
30 10 2025 5:22:24
Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....
29 10 2025 20:36:41
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
28 10 2025 7:59:51
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
27 10 2025 1:54:51
Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....
26 10 2025 11:17:27
Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
25 10 2025 8:50:12
Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....
24 10 2025 6:44:43
Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика».
...
23 10 2025 6:17:35
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
22 10 2025 8:15:38
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
21 10 2025 13:52:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"