Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы

Содержание:

Чумка собак (чума плотоядных, болезнь Карре) — заболевание спровоцированное вирусной инфекцией, лидирующее в ветеринарии по численности заболеваний. Вирусный агент приводит к поражению большинства внутренних органов, провоцируя нарушение работы жизненно важных систем.

Сопровождается патологический процесс поражением в первую очередь слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумы плотоядных, собака погибает на протяжении 24 часов от начала проявления хаpaктерных признаков.

Существует вакцина от чумы у собак, позволяющая снизить риски инфицирования питомца.

Может ли привитая собака заболеть чумкой? Может. Абсолютной гарантии, что животное не заболеет — нет.

Несвоевременно диагностированная вирусная инфекция чумы плотоядных, приводит к летальным последствиям.

Возбудитель инфекции и пути заражения

Источник инфекции болезни Карре — заболевшие собаки, зараженные предметы по уходу за животным: подстилки, миски с едой и водой. Спровоцирован инфекционный процесс вирусом, относящимся к семейству Microviridae (Микровирусы).

Патоген легко уничтожается современными методами дезинфекции:

  • при нагреве до 60 градусов, инактивация вируса наступает спустя 30 минут;
  • при температуре 100°C – патоген гибнет мгновенно;
  • при воздействии прямых ультрафиолетовых лучей, вирус собачьей чумки погибает через 30 минут.

Собачья чумка не передается человеку, поэтому при возникновении первых хаpaктерных симптомов и проявлений заболевания у домашнего питомца — можно не бояться. Контакт с подстилками, больным животным и его выделениями человеку не угрожает.

Как передается чумка собакам? Основной путь инфицирования здоровых питомцев при контакте с заболевшим. Попадает патоген в организм животного алиментарным путем (через пищеварительную систему) или дыхательные пути. Проникшие вирусы начинают активно размножаться в организме хозяина, оказывая крайне патогенное влияние.

Вирус-возбудитель болезни Карре выделяется из пораженного организма собаки вместе со слизью носовых пазух и ротовой полости, каловыми массами и мочой. Период инкубации вируса чумы в организме собаки зависит от индивидуальных особенностей пса — возраста, наличия хронических заболеваний и вакцинаций и составляет от 3 до 21 дня.

В пpaктике ветеринарии зарегистрированы случаи выздоровления собак после чумки в острой стадии. Но состояние организма животных, на фоне повреждений которые были нанесены вирусом чумы плотоядных, остается критическим. Внедряясь во все клетки организма, вирус чумки провоцирует развитие осложнений — потеря зрения, слуха и нюха. Нередко диагностируются после выздоровления нервные расстройства у собак.

Чума плотоядных хронической формы у собак диагностируется достаточно редко. Протекание заболевания занимает от одного до нескольких месяцев. Животное теряет аппетит, становится вялым, нарушается работа всех внутренних органов. На фоне истощения и нервных расстройств, собака погибает спустя несколько месяцев.

Виды чумки и симптомы у собак

Схема и тактика лечения чумки, зависит от формы течения заболевания. Разделяют несколько видов течения:

  1. Молниеносная — хаpaктеризуется внезапным началом и острым проявлением. При молниеносной форме чумы, поражаются все внутренние органы и системы, а собака погибает на протяжении суток после начала инфицирования.
  2. Сверхострая — для нее хаpaктерен резкий скачок температуры тела собаки и отказ от корма. Спустя несколько дней собака впадает в коматозное состояние и погибает.
  3. Острая — хаpaктеризуется наступлением лихорадки и повышением температуры тела свыше 40°C. Симптомами острой стадии чумы плотоядных у собак является выраженная светобоязнь (питомец старается избегать яркого солнечного и искусственных источников света) и диспепсические расстройства пищеварительной системы. Процессы воспалительного хаpaктера возникают в области респираторного тpaкта и в конъюнктивальной оболочке.
  4. Хроническая — хаpaктеризуется пpaктически бессимптомным течением, с моментами обострения в период активности вируса и затуханием, когда патологический процесс идет на спад.

Начальные признаки развития чумы плотоядных, зависят также от места локализации патогена. Различают следующие формы чумки в зависимости от локализации:

  1. Легочная — поражает клетки легких, бронхиальное дерево и ткани трахеи. Симптомами легочной формы чумы плотоядных является:
    • повышение температуры тела до 42°C;
    • развитие кашля;
    • рвота и гнойный экссудат из носовых ходов и глаз.
  2. Кишечная — хаpaктеризуется развитием профузного поноса, каловые массы окрашены в насыщенный желтый цвет с отталкивающим запахом. Хаpaктерен налет в области языка и зубов. Питомец отказывается принимать пищу, появляется слабость и апатия, возможна летаргия.
  3. Кожная — проявляется в виде раздражения и сыпи на коже собак, переходящей в язвы. Форма заболевания, поражающая кожные покровы у собак имеет схожую клиническую картину с другими дерматологическими патологическими процессами и представляет самую легко протекающую форму чумки. Опасность данной формы инфицирования заключается во вторичном заражении поврежденных тканей кожного покрова патогенной бактериальной микрофлорой.
  4. Нервная — наиболее опасная форма патологического процесса, спровоцированного РНК-содержим вирусом чумки. Нервная чумка хаpaктеризуется расстройствами во всей нервной регуляции организма. Наиболее часто страдают от нервной формы дыхательная система и сердечная мышца. У собаки возникает раздражительность, судорожные подергивания конечностями, агрессивное поведение без причины. На фоне спазма мышц гортани, легких и сердца, собака погибает от асфиксии.

Существует еще и генерализованная форма чумки, объединяющая в себе несколько видов сразу.

Симптомы

Базовыми симптомами развития болезни Карре у собак является:

  • Унетенное состояние;
  • отказ от корма;
  • повышенная утомляемость;
  • изменение шерстного покрова (шерсть у собаки становится всклоченной и вздыбленной) ;
  • приступы тошноты и рвоты;
  • покраснение в области видимых слизистых оболочек (глаз, ротовой полости и носовых ходов).

Лечение чумы плотоядных у собак

Что делать если собака заболела чумкой? Если вы заметили у своего питомца хаpaктерные признаки чумы плотоядных, необходимо действовать немедленно. Особенно это касается маленьких щенков и непривитых собак.

Специфического лекарства от чумки нет. Лечение должно быть комплексным, включая в себя устранение признаков заболевания, поддерживание защитных сил организма и восстановление поврежденных тканевых структур.

Лечение назначеат ветеринар, на основании полученных диагностических данных. Примерная схема терапии при чумке у собак выглядит следующим образом:

  • Использование иммуноглобулинов и сывороток;
  • назначение иммуномодуляторов – Катозал, Ветозал, Иммунофан;
  • назначение курса антибиотиков при обнаружении присоединения вторичной микрофлоры;
  • введение лекарственных средств, облегчающих работу сердечной мышцы и пищеварительного тpaкта;
  • противорвотные и противодиарейные препараты для предотвращения обезвоживания организма;
  • противосудорожные лекарства для устранения судорог при поражении центральной нервной системы.

Лечение чумки собак в домашних условиях невозможно. Препараты вводятся инфузионно через капельницу, с точным расчетом дозировки вводимого препарата. Превышение дозировки навредит (в худшем случае убьет) питомца. Все мероприятия осуществляются исключительно в условиях ветеринарной клиники.

При обнаружении первых симптомов болезни Карре, можно дать собаке отвары целебных трав — настой ромашки аптечной, зверобоя и пустырника. Они помогут снять воспаление и облегчить состояние. Далее обязательно обращаемся к ветеринару.

В целях профилактики инфицирования, существуют прививки от чумки у собак. Вакцинация снижает риски заболевания, а в случае инфицирования, облегчает перенос заболевания, без нарушений во внутренних системах. Вакцина от чумки делается в несколько подходов, согласно прививочного календаря. Первую иммунизацию проводят маленьким щенкам в 2 месяца, далее регулярно ревакцинируют дважды в год. Далее прививку повторяют каждый год для поддержания иммунитета, как и прививку от бешенства.



Комментарии:

Задачи по молекулярной биологии ЕГЭ biologia's Blog

Задачи по молекулярной биологии   ЕГЭ biologia's Blog Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...

17 09 2025 7:32:22

Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)

      Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....

16 09 2025 21:53:18

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

15 09 2025 0:30:42

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс


    Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

      КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

14 09 2025 23:23:39

Урок биологии в 7-м классе "Отряд перепончатокрылые, семейство пчелы"

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....

13 09 2025 17:33:56

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

      Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...

12 09 2025 1:19:42

Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"


    Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"

      Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...

11 09 2025 16:33:55

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

10 09 2025 17:30:59

Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов


    Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов

      Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....

09 09 2025 0:23:12

Урок "Строение цветка"


    Урок "Строение цветка"

      Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

08 09 2025 4:45:11

Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"


    Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"

      Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...

07 09 2025 22:29:43

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

06 09 2025 8:52:52

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"


    Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

      Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

05 09 2025 4:46:40

Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"


    Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"

      Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада. ...

04 09 2025 19:24:31

Ботаника Биология

Ботаника  Биология Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...

03 09 2025 12:24:17

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

02 09 2025 21:13:55

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

01 09 2025 22:15:16

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

31 08 2025 11:32:16

Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"

      Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....

30 08 2025 5:59:14

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....

29 08 2025 18:46:33

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

28 08 2025 5:49:55

Эмбриональный период онтогенеза. 10-й класс

Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....

27 08 2025 2:24:37

Методические подходы к проведению летних пpaктических занятий учащихся по изучению энтомофауны


    Методические подходы к проведению летних пpaктических занятий учащихся по изучению энтомофауны

      При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....

26 08 2025 1:55:49

"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой


    "Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой

      Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

25 08 2025 16:16:39

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы


    Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

      Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....

24 08 2025 5:40:50

Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"

      Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....

23 08 2025 18:32:13

Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система человека. 8-й класс

Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....

22 08 2025 16:12:18

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

21 08 2025 23:18:22

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс


    Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...

20 08 2025 23:50:44

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"


    Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

      Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

19 08 2025 20:12:47

Загадки эволюции


    Загадки эволюции

      Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....

18 08 2025 22:11:44

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии


    Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

      Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

17 08 2025 8:30:56

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"

      Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....

16 08 2025 8:53:54

Урок 7-го класса по учебнику Н.И. Сонина на тему: "Лишайники"

<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...

15 08 2025 17:52:21

Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий


    Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий

      В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи". ...

14 08 2025 1:55:10

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

13 08 2025 2:34:14

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

12 08 2025 0:25:57

Шляпочные грибы


    Шляпочные грибы

      В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

11 08 2025 13:59:16

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

10 08 2025 12:12:35

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс


    Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

      В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

09 08 2025 1:12:26

Строение и работа сердца человека. Его основные функции

Строение и работа сердца человека. Его основные функции Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....

08 08 2025 1:20:24

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".


    Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".

      Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....

07 08 2025 11:36:27

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"


    Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

      В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

06 08 2025 4:45:59

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"


    Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

      Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

05 08 2025 23:26:33

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....

04 08 2025 3:59:34

Плоды


    Плоды

      На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

03 08 2025 6:23:40

Покрытосеменные растения


    Покрытосеменные растения

      На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....

02 08 2025 1:51:47

Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"


    Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"

      Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....

01 08 2025 0:17:17

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

31 07 2025 17:47:55

Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"


    Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"

      Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....

30 07 2025 6:47:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::