Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс
Цели урока:
- углубление знаний о особенностях высшей нервной деятельности человека;
- раскрыть значения фаз сна;
- указать специфику патологий сна и сновидений, дать понятие о сне как суточном биоритме.
Форма проведения: интегрированный урок с элементами самостоятельной работы, тестированием, использованием слайд - сопровождением
Развитие умений учащихся: способность к анализу, умение выделять главное. Формирование умений самостоятельной работы, логических умозаключений.
Предполагаемый результат: повышение компетентности, интереса к предмету.
Оборудование: таблицы по теме “Нервная система”, рисунки, схемы, слайды презентации.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
1. Что такое рефлекс?
2. Назвать виды рефлекс?
3. Что лежит в основе психической деятельности человека?
4. Что такое торможение?
5. Виды торможения?
6. Для каких видов рефлексов хаpaктерно торможение?
7. Что такое инстинкт?
8. Какой тип рефлексов обеспечивает приспособление организма к изменениям внешней среды?
3. Изучение нового материала:
1. Вступление.
Значение сна. Третью часть жизни человек проводит во сне. Чередования сна и бодрствования – необходимое условие жизни человека. Мозг поддерживается в бодрствующем состоянии за счет импульсов, поступающих от рецепторов тела. В состоянии бодрствования человек активно взаимодействует с внешней средой. При прекращении или резком ограничении поступления импульсов в мозг развивается сон. Сон может развиваться и при длительном воздействии раздражителя. При этом в клетках мозга развивается торможение, имеющее охранительное значение.
Сон обеспечивает К.Б.П. условия для восстановления работоспособности.
Согласно теории И.П. Павлова – сон по своей физиологии является торможением, распространившимся по коре и подкорковым центрам.
Смена бодрствования и сна повторяет суточные природные ритмы Земли – смену дня и ночи, к которым за многие тысячелетия приспособились живые организмы. Другая потребность в сне и отдыхе – усталость. Привычные действия, обстановка, время отхода ко сну могут стать условными раздражителями, вызывающими сон.
2. Виды сна.
Рассмотрение этого вопроса целесообразно проводить с использованием таблицы, которая раздается на каждую парту или проецируется на экран. Таблица может стать основой презентации по данной теме.
При рассказе учителя о видах патологического сна можно привести цитаты из новеллы Эдгара По “Преждевременное захоронение”.
Физиологическая природа медленного и быстрого сна
При регистрации биотоков мозга у спящего человека замечено, что глубокий сон хаpaктеризуется наличием высокоамплитудного медленного ритма. Это медленный сон. Хаpaктеризуется снижением всех функций организма. Отсутствием сновидений, быстрых движений глаз.
Хотя это и глубокий сон, но человек может проснуться при действии особо важных для него раздражителей, шаги, детский плач, скрип дверей.
Периодически, через каждые 80-90 мин., медленные ритмы в ЭЭГ сменяются быстрыми высокочастотными, сходными с ритмами бодрствующего мозга. В это время регистрируются быстрые движения глаз, увеличивается частота пульса и дыхания. Быстрый сон составляет примерно 25% от всего времени сна.
Если человека в это время разбудить, то он сообщает, что видел сон. Появление высокочастотных колебаний в ЭЭГ хаpaктеризуется сновидениями.
Сновидения
Во сне нормальное функционирование между клетками мозга нарушается (находятся в стадии торможения). Этим объясняется необычный, часто фантастический хаpaктер сновидений. Необычность сновидений связана о особенностями состояния мозга во время сна: наличие бодрствующих участков на фоне заторможенности К.Б.П, что приводит к невероятным сочетаниям событий с которыми мы встречались в своей жизни, иногда во сне приходят важные решения сложных задач и даже научные открытия.
3. Гигиена сна. Предупреждение нарушений сна.
Составляющие гигиены сна разбираются на основании слайда “Гигиена сна”. Возможно привлечение учащихся к обсуждению перечисленных составляющих.
Причины нарушения сна.
Сон необходим для укрепления организма, он восстанавливает деятельность мышц. Причиной бессонницы может быть:
- уменьшение двигательной активности,
- отсутствие физического утомления,
- изменения суточного ритма,
- ночная работа,
- вечерние развлечения
– все это истощает нервную систему, оказывает нeблагоприятное воздействие.
Еще один фактор, вызывающий нарушение сна, - перегрузка информацией. Высокий темп жизни, телевидение, компьютер дают огромный объем информации, способной вызвать расстройство высшей нервной деятельности.
Рассказ учителя плавно подводит учащихся к главному заключению урока, которое выражается в том, что Сон - это прежде всего ЗДОРОВЬЕ, и для его сохранения очень важно следить за его качеством и продолжительностью.
Продолжительность сна детей и подростков
Возраст | Продолжительность сна (число часов в сутки) |
До года | 20 - 22 |
1 год | 16–17 |
2–3 года | 14–15 |
4–5 лет | 13 |
6–7 лет | 12 |
8–10 лет | 11 |
11–12 лет | 10 |
13–16 лет | 9 |
17–18 лет | 8,5 |
Для справки-интересная информация: Известно, что некоторые люди тратили на сон очень немного времени. Так, Петр 1, Наполеон, Шиллер, Гете, В.М. Бехтерев спали по 5 часов в сутки, а Эдисон – всего 2-3 часа.
(Делается акцент на слайд “Заключение”).
4. Закрепление
1. Работа с учебником
1. “Биология. Человек” Н.И. Сонина, М.Р. Сапина.
Учащиеся зачитывают фрагменты статьи “Сон и сновидения” - стр. 202–203, учитель комментирует.
2. Тестирование.
1. Выберите правильные утверждения:
Медленный сон хаpaктеризуется:
А) снижением активности всех функций организма;
Б) быстрым движением глаз;
В) пpaктическим отсутствием сновидений;
Г) сновидениями.
2. Выберите один правильный ответ:
В период сна сменяют друг друга:
А) сон быстрый и медленный;
Б) сон медленный и сверхбыстрый;
В) сон сверхбыстрый и быстрый;
Г) сон сверхмедленный и сверхбыстрый.
3. Выберите правильные утверждения:
У людей, длительное время лишенных сна, наблюдается:
А) снижение физической работоспособности;
Б) активизация умственной деятельности;
В) психическое расстройство;
Г) неадекватное поведение.
4. Быстрый сон, на него приходится 25% времени от всего сна, сопровождается:
А) сновидениями;
Б) повышением обмена веществ;
В) снижением обмена веществ;
Г) повышением частоты сердечных сокращений;
Д) понижением частоты сердечных сокращений.
5. Задание на дом.
1. “Биология. Человек” Н.И. Сонина, М.Р. Сапина.
Учебник – стр. 200-205.
Вопросы стр. 204.
2. Желающие могут подготовить сообщение по следующим темам:
“Биоритмы человека”,
“Гипноз”,
“Сновидения”.
3. Самостоятельная работа на дом:
Ответить на вопросы:
“Почему с возрастом меняется продолжительность сна? От чего это зависит?”.
Дополнительный материал
Комментарии:
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
18 03 2024 7:54:52
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
17 03 2024 6:43:30
Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....
16 03 2024 17:30:20
Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....
15 03 2024 8:55:39
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
14 03 2024 5:50:27
Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем. ...
13 03 2024 10:59:26
Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока. ...
12 03 2024 0:49:18
Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни. ...
11 03 2024 22:47:54
Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями. ...
10 03 2024 20:38:19
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
09 03 2024 3:42:18
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
08 03 2024 18:19:27
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
07 03 2024 23:10:20
Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....
06 03 2024 10:26:39
Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...
05 03 2024 23:40:32
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
04 03 2024 4:28:55
Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...
03 03 2024 20:21:48
Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....
02 03 2024 23:33:18
Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....
01 03 2024 15:53:39
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
29 02 2024 7:15:34
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
28 02 2024 7:23:44
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
27 02 2024 3:57:57
Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....
26 02 2024 22:17:56
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
25 02 2024 18:16:13
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
24 02 2024 12:57:43
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
23 02 2024 23:52:12
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
22 02 2024 18:15:57
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
21 02 2024 20:11:39
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
20 02 2024 0:17:47
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....
19 02 2024 10:46:39
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...
18 02 2024 16:50:37
Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....
17 02 2024 18:35:22
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
16 02 2024 1:22:53
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
15 02 2024 4:48:24
Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....
14 02 2024 3:13:27
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
13 02 2024 9:20:21
Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....
12 02 2024 2:23:33
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
11 02 2024 14:17:51
Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...
10 02 2024 21:36:56
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
09 02 2024 1:33:18
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
08 02 2024 6:26:59
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
07 02 2024 5:41:34
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
06 02 2024 22:42:29
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
05 02 2024 17:16:45
Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....
04 02 2024 14:55:53
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
03 02 2024 7:40:55
Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....
02 02 2024 23:55:51
Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....
01 02 2024 14:30:25
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
31 01 2024 23:44:18
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
30 01 2024 18:10:59
Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....
29 01 2024 1:18:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::