Эволюционные преобразования обмена веществ > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Эволюционные преобразования обмена веществ


    Эволюционные преобразования обмена веществ

Цели урока.

Образовательные.

  1. Систематизировать знания учащихся о процессах метаболизма.
  2. Продолжить углубление знаний о типах обмена веществ, их возникновении и эволюции в органическом мире.

Воспитательные.

  1. Содействовать формированию экологического воспитания учащихся.
  2. Способствовать формированию трудовых и учебных навыков.
  3. увеличить эффективность использования изучаемых вопросов в жизни, пpaктической деятельности.
  4. Использовать специальные приёмы поддержания работоспособности учащихся.

Развивающие.

  1. Способствовать развитию познавательного интереса  учащихся, внося в содержание  урока элементы новизны.
  2. Развивать навыки культуры речи.
  3. Содействовать развитию творческих способностей учащихся, используя элементы исследовательской технологии в ходе урока.
  4. Продолжить развитие ИКТ-компетентностей учащихся.
  5. Развивать коммуникативные и рефлексивные качества личности.
  6. Совершенствовать работу учащихся с дополнительной информацией.

Задачи урока.

  1. Систематизировать знания о процессах обмена веществ, выделить ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса.
  2. Проследить возможность происхождения и эволюцию этих процессов прокариот
  3. Определить значение этих процессов в природе, в жизни человека. Привести доказательства.

Семинар рассчитан на 2 часа (сдвоенных) в классах с углубленным изучением биологии и химии.

Класс делится на 5 групп, 1, 2, 3, 4 группы выбирают процессы обмена веществ из перечисленных для представления на семинаре, 5 – разpaбатывает вопрос о концепциях возникновения эукариот.

Каждая группа в конце семинара выставляет и обосновывает оценки каждому участнику своей группы и общие оценки другим группам.

Оборудование.

  • Таблицы и плакаты.
  • Микроскопы, препараты молочнокислых бактерий.
  • Кефиры, йогурты, посуда для дегустации.
  • Фрукты, посуда для дегустации.
  • Наборы осадочных пород.
  • Магнитофон для музыкального сопровождения спортивных упражнение.
  • Проектор, мультимедийная презентация.

Ход семинара

1. Вводная часть.

Героем нашего семинара будет прокариотическая клетка. Прокариоты – древнейшие организмы, их возраст оценивается около 3,8 млрд. лет. Они безраздельно господствовали на Земле более 2 млрд. лет и определили дальнейшую эволюцию. Природа отработала на прокариотах самые разнообразные типы обмена веществ, прежде чем стал возможным переход от прокариот к эукариотам 1,5 млрд. лет тому назад. В связи с этим тема семинара “Эволюционные преобразования обмена веществ”. В наших обсуждениях мы будем исходить из того, что первые прокариоты были гетеротрофами, существовали в условиях “первичного бульона”, в экстремальных условиях бескислородной первичной биосферы. Поэтому первыми процессами, которые могли появиться у прокариот, были анаэробное дыхание (брожение), далее возникли фотосинтез и хемосинтез (бескислородный) и наконец, после насыщения атмосферы кислородом, появился аэробный энергетический процесс.

2. Первая группа представляет анаэробное дыхание.

Первичные бактерии могли быть гетеротрофами, в качестве источников углерода (С) использовали органические вещества первичного бульона (слайд 2. Презентация). Пластический обмен у них, как и у всех гетеротрофов, сводился к процессам перестройки органических молекул. При высокой способности к перестройке веществ организму достаточно одного-единственного органического вещества, чтобы синтезировать все необходимые вещества. Энергию эти организмы получали в процессе бескислородного расщепления небольших органических молекул, например брожения (слайды 3, 4, 5). Для осуществления этих процессов у прокариот появились следующие приспособления:

а) субстратное фосфорилирование АДФ в АТФ, сопряженное с дегидрированием органических молекул.

б) коферменты дегидрогеназ

НАД+ + 2е + 2Н+ = НАДН + Н+

Далее учащиеся останавливаются на ключевых реакциях гликолиза (брожения) (слайды 6, 7) и оценке процесса:

а) энергетически процесс невыгодный, расточительный: 2 молекулы АТФ на 1 молекулу глюкозы.

б) процесс относительно простой и требует для своего осуществления одного потока вещества, из которого образуется окончательный акцептор электронов (окислитель) – ПВК (пировиноградная кислота). Кислород не нужен.

в) в ходе брожения образуются промежуточные вещества, которые используются для биосинтеза различных органических веществ.

г) процессы брожения привели впоследствии к гликолизу эукариот, который является энергетическим стержнем метаболизма у всех организмов.

Значение. Процессы брожения, распространенные в мире бактерий, широко используются человеком (молочнокислые, спиртовые, уксуснокислые, маслянокислые бактерии (слайд 8).

Демонстрация микропрепарата лактобактерий. Дегустация молочнокислых продуктов.

3. Вторая группа представляет варианты бактериального фотосинтеза

Первыми автотрофами были анаэробные хемосинтетики и фотосинтетики, некоторые из них до сих пор существуют в современной биосфере, рассмотрим фотосинтезирующие бактерии зеленые, пурпурные и цианобактерии (слайды 9, 10, 11).

В качестве источника углерода они использовали углекислый газ.

Для биосинтетического окисления углекислого газа до глюкозы необходимы высокоэнергетичные электроны, Н+, переносчики электронов и протонов, дополнительные источники энергии для перевода электронов на высокие энергетические уровни, АТФ. В ходе эволюции в условиях прекращения абиогенного образования органических веществ появились новые приспособления:

а) появление ЭТЦ с протонным насосом для фотоокислительного фосфорилирования АДФ до АТФ. Предполагают, что впервые ЭТЦ возникает у архебактерий как приспособление к жизни в условиях высокой кислотности среды. Выживают эти бактерии в таких экстремальных условиях благодаря накачиванию Н+ извне и использованию образовавшегося градиента концентрации для совершения разнообразной работы.

б) эти организмы должны были использовать доноры электронов (восстановители). Первым таким веществом был сероводород (слайд 9), а впоследствии, у цианобактерий – вода.

в) появились фотосистемы с хлорофиллом для улавливания энергии света.

У первых фотосинтетиков – фотосистемы І (Р-700), они могли использовать в качестве доноров электронов сероводород, а затем у цианобактерий, наряду с фотосистемой І, появилась фотосистемы ІІ (Р-680). Последние стали использовать воду, атмосфера стала обогащаться кислородом.

г) Появились переносчики высокоэнергетических электронов НАДФ.

Таким образом, создав НАДФ, природа разделила процессы биосинтетического восстановления от биологического окисления.

Далее, учащиеся показывают ключевые реакции световой и темновой фаз фотосинтеза (слайды 12, 13, 14, 15, 16, 17).

Значение цианобактерий и растений в современной биосфере.

Валеологическая пауза: дыхательные упражнения, дегустация продуктов фотосинтеза (бананы, апельсины).

4. Третья группа представляет хемосинтез

В отличие от фотосинтеза источником энергии у хемосинтетиков служит не свет, а окислительно-восстановительные реакции неорганических веществ. Хемосинтез, как и фотосинтез, включает преобразование энергии и вещества. Преобразование углекислого газа в углеводы у них, в основном, происходит таким же путем, как и при фотосинтезе. Необходимые для этого продукты преобразования энергии те же НАДФН+Н+ и АТФ. Для получения этих веществ используется ЭТЦ.

Основные группы бактерий – хемосинтетиков: серные, нитрифицирующие, железобактерии, марганцевые (слайды 18, 19).

Значение хемосинтетиков (слайд 20). Валеологическая пауза. Демонстрация осадочных пород – как доказательства деятельности хемосинтетиков.

5. Четвертая группа представляет аэробный энергетический процесс.

Цианобактерии радикально изменили экологические условия на Земле, постоянно выделяя кислород. В кислородной биосфере стало возможным усовершенствование энергетических процессов гетеротрофов. Повысить энергетический выход биологического окисления можно было, используя экзогенный окислитель (низкомолекулярный). Но для этого, надо было приспособить мембранную ЭТЦ с протонным насосом для переноса электронов с НАДН+Н+ и ФАДН+Н+ к окислителю для окислительного фосфорилирования АДФ в АТФ. Наиболее выгодным акцептором оказался кислород, хотя некоторые анаэробные прокариоты используют SO42-, NO3-, Fe2+ (слайды 21–23). Впервые для полного окисления органических веществ кислород стал использоваться прокариотами, впоследствии эукариотами в митохондриях.

Ключевые реакции аэробного процесса в митохондриях (слайды 24– 27).

Оценка аэробного энергетического процесса (слайд 28).

Валеологическая пауза. Под музыку выполняются физические упражнения 3-5 минут.

Решение биохимической задачи. Какое количество глюкозы необходимо для получения 300 кДж энергии (энергия, затраченная для выполнения упражнений).

а) в аэробном энергетическом процессе,

б) в гликолизе (рис.27).

6. Пятая группа представляет две концепции происхождения эукариот: аутогенную и симбиотическую

Первая концепция предполагает, что происхождение эукариотической клетки и ее органоидов связано с процессом впячивания клеточной мембраны (слайд 29).

Согласно второй гипотезе, митохондрии, пластиды и базальные тельца ресничек и жгутиков эукариотической клетки были когда-то свободноживущими прокариотическими клетками, которые превратились в органоиды в процессе симбиоза (слайд 30). В последние годы наметилось объединение представлений о путях становления эукариотической клетки. Основными этапами этого процесса могут быть (по De Duve, К.В.Галактионов): этап утраты клеточной стенки, приобретение способности менять форму тела, приобретение способности к фагоцитозу; уход внутрь клетки наружной мембраны с ансамблями ферментов – начало формирования клеточных компартментов, в том числе ядра с хромосомами; этап формирования жгутикового аппарата, начало дифференциации наружной плазматической мембраны и цитомембран, появление аппарата Гольджи; этап приобретения митохондрий, этап приобретения хлоропластов (слайд 31).

Выводы об особенностях строения и процессах жизнедеятельности прокариот и эукариот.

7. Обсуждение результатов семинара. Выставление оценок.

Литература

  1. С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин “Общая биология 10-11 классы: учебник для профильного обучения”. “Дрофа”. 2009 г.
  2. А.О. Рувинский “Общая биология: учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе”. Москва. “Просвещение”. 2004 г.
  3. Д.Тейлор, Н.Грин, У.Стаун. “Биология”. Москва. “Мир”. 2004 г.
  4. К.В. Галактионов “Современное многообразие живого и пути его становления.” Санкт-Петербург. 2002 г.
  5. Кристиан де Дюв “Путешествие в мир живой клетки” Москва “Мир”. 1987 г.

Презентация



Комментарии:

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

09 10 2025 8:42:27

Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности


    Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности

      Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...

08 10 2025 17:27:51

Эмоции и их валеологическая роль

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....

07 10 2025 20:27:32

Интегрированный урок биологии и экологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....

06 10 2025 15:11:56

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс


    Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

      Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

05 10 2025 5:31:32

Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"


    Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"

      Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме. ...

04 10 2025 11:26:40

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

03 10 2025 2:50:59

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

02 10 2025 18:21:44

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

01 10 2025 15:26:16

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

30 09 2025 5:16:44

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

      На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

29 09 2025 0:28:45

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....

28 09 2025 21:42:50

Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся


    Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся

      Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....

27 09 2025 8:46:33

От Леонардо да Винчи до наших дней

Человек следил за природой с древних времен. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи. Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы. Этими изобретениями человечество пользуется уже давно....

26 09 2025 19:27:49

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"


    Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

      Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

25 09 2025 22:59:17

Происхождение жизни на Земле


    Происхождение жизни на Земле

      Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле. Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....

24 09 2025 13:29:56

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

23 09 2025 2:47:31

Биология 6 класс Биология

Биология 6 класс  Биология Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

22 09 2025 5:57:53

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....

21 09 2025 5:27:49

Использование ИКТ на уроках биологии в 8-м классе. План-конспект урока по теме "Тип моллюски"


    Использование ИКТ на уроках биологии в 8-м классе. План-конспект урока по теме "Тип моллюски"

      Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся. ...

20 09 2025 16:25:48

Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми


    Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

      Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....

19 09 2025 1:40:53

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

18 09 2025 2:59:39

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

17 09 2025 0:50:36

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"

      Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....

16 09 2025 19:10:16

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)


    Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

      Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

15 09 2025 0:59:51

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"


    Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

      Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края". ...

14 09 2025 7:38:50

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

13 09 2025 19:46:20

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

12 09 2025 5:24:12

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...

11 09 2025 13:56:23

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

10 09 2025 9:57:52

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

09 09 2025 20:57:59

Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"


    Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"

      Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....

08 09 2025 20:42:29

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

07 09 2025 3:59:45

Искусственный отбор: методологический и бессознательный

Искусственный отбор: методологический и бессознательный Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....

06 09 2025 16:38:25

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

05 09 2025 4:24:48

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

04 09 2025 13:45:32

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

03 09 2025 10:48:35

Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"


    Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"

      Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...

02 09 2025 10:21:58

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

01 09 2025 9:17:25

Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"


    Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"

      Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии. ...

31 08 2025 7:34:56

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

30 08 2025 3:40:33

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....

29 08 2025 1:12:16

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

28 08 2025 2:22:11

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях


    Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

      Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...

27 08 2025 14:41:53

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

26 08 2025 23:52:35

Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации


    Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации

      Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....

25 08 2025 23:40:58

Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"

      При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...

24 08 2025 14:36:52

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

23 08 2025 11:49:18

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

      Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...

22 08 2025 23:20:13

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

21 08 2025 3:30:57

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::