Эволюционные преобразования обмена веществ > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Эволюционные преобразования обмена веществ


    Эволюционные преобразования обмена веществ

Цели урока.

Образовательные.

  1. Систематизировать знания учащихся о процессах метаболизма.
  2. Продолжить углубление знаний о типах обмена веществ, их возникновении и эволюции в органическом мире.

Воспитательные.

  1. Содействовать формированию экологического воспитания учащихся.
  2. Способствовать формированию трудовых и учебных навыков.
  3. увеличить эффективность использования изучаемых вопросов в жизни, пpaктической деятельности.
  4. Использовать специальные приёмы поддержания работоспособности учащихся.

Развивающие.

  1. Способствовать развитию познавательного интереса  учащихся, внося в содержание  урока элементы новизны.
  2. Развивать навыки культуры речи.
  3. Содействовать развитию творческих способностей учащихся, используя элементы исследовательской технологии в ходе урока.
  4. Продолжить развитие ИКТ-компетентностей учащихся.
  5. Развивать коммуникативные и рефлексивные качества личности.
  6. Совершенствовать работу учащихся с дополнительной информацией.

Задачи урока.

  1. Систематизировать знания о процессах обмена веществ, выделить ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса.
  2. Проследить возможность происхождения и эволюцию этих процессов прокариот
  3. Определить значение этих процессов в природе, в жизни человека. Привести доказательства.

Семинар рассчитан на 2 часа (сдвоенных) в классах с углубленным изучением биологии и химии.

Класс делится на 5 групп, 1, 2, 3, 4 группы выбирают процессы обмена веществ из перечисленных для представления на семинаре, 5 – разpaбатывает вопрос о концепциях возникновения эукариот.

Каждая группа в конце семинара выставляет и обосновывает оценки каждому участнику своей группы и общие оценки другим группам.

Оборудование.

  • Таблицы и плакаты.
  • Микроскопы, препараты молочнокислых бактерий.
  • Кефиры, йогурты, посуда для дегустации.
  • Фрукты, посуда для дегустации.
  • Наборы осадочных пород.
  • Магнитофон для музыкального сопровождения спортивных упражнение.
  • Проектор, мультимедийная презентация.

Ход семинара

1. Вводная часть.

Героем нашего семинара будет прокариотическая клетка. Прокариоты – древнейшие организмы, их возраст оценивается около 3,8 млрд. лет. Они безраздельно господствовали на Земле более 2 млрд. лет и определили дальнейшую эволюцию. Природа отработала на прокариотах самые разнообразные типы обмена веществ, прежде чем стал возможным переход от прокариот к эукариотам 1,5 млрд. лет тому назад. В связи с этим тема семинара “Эволюционные преобразования обмена веществ”. В наших обсуждениях мы будем исходить из того, что первые прокариоты были гетеротрофами, существовали в условиях “первичного бульона”, в экстремальных условиях бескислородной первичной биосферы. Поэтому первыми процессами, которые могли появиться у прокариот, были анаэробное дыхание (брожение), далее возникли фотосинтез и хемосинтез (бескислородный) и наконец, после насыщения атмосферы кислородом, появился аэробный энергетический процесс.

2. Первая группа представляет анаэробное дыхание.

Первичные бактерии могли быть гетеротрофами, в качестве источников углерода (С) использовали органические вещества первичного бульона (слайд 2. Презентация). Пластический обмен у них, как и у всех гетеротрофов, сводился к процессам перестройки органических молекул. При высокой способности к перестройке веществ организму достаточно одного-единственного органического вещества, чтобы синтезировать все необходимые вещества. Энергию эти организмы получали в процессе бескислородного расщепления небольших органических молекул, например брожения (слайды 3, 4, 5). Для осуществления этих процессов у прокариот появились следующие приспособления:

а) субстратное фосфорилирование АДФ в АТФ, сопряженное с дегидрированием органических молекул.

б) коферменты дегидрогеназ

НАД+ + 2е + 2Н+ = НАДН + Н+

Далее учащиеся останавливаются на ключевых реакциях гликолиза (брожения) (слайды 6, 7) и оценке процесса:

а) энергетически процесс невыгодный, расточительный: 2 молекулы АТФ на 1 молекулу глюкозы.

б) процесс относительно простой и требует для своего осуществления одного потока вещества, из которого образуется окончательный акцептор электронов (окислитель) – ПВК (пировиноградная кислота). Кислород не нужен.

в) в ходе брожения образуются промежуточные вещества, которые используются для биосинтеза различных органических веществ.

г) процессы брожения привели впоследствии к гликолизу эукариот, который является энергетическим стержнем метаболизма у всех организмов.

Значение. Процессы брожения, распространенные в мире бактерий, широко используются человеком (молочнокислые, спиртовые, уксуснокислые, маслянокислые бактерии (слайд 8).

Демонстрация микропрепарата лактобактерий. Дегустация молочнокислых продуктов.

3. Вторая группа представляет варианты бактериального фотосинтеза

Первыми автотрофами были анаэробные хемосинтетики и фотосинтетики, некоторые из них до сих пор существуют в современной биосфере, рассмотрим фотосинтезирующие бактерии зеленые, пурпурные и цианобактерии (слайды 9, 10, 11).

В качестве источника углерода они использовали углекислый газ.

Для биосинтетического окисления углекислого газа до глюкозы необходимы высокоэнергетичные электроны, Н+, переносчики электронов и протонов, дополнительные источники энергии для перевода электронов на высокие энергетические уровни, АТФ. В ходе эволюции в условиях прекращения абиогенного образования органических веществ появились новые приспособления:

а) появление ЭТЦ с протонным насосом для фотоокислительного фосфорилирования АДФ до АТФ. Предполагают, что впервые ЭТЦ возникает у архебактерий как приспособление к жизни в условиях высокой кислотности среды. Выживают эти бактерии в таких экстремальных условиях благодаря накачиванию Н+ извне и использованию образовавшегося градиента концентрации для совершения разнообразной работы.

б) эти организмы должны были использовать доноры электронов (восстановители). Первым таким веществом был сероводород (слайд 9), а впоследствии, у цианобактерий – вода.

в) появились фотосистемы с хлорофиллом для улавливания энергии света.

У первых фотосинтетиков – фотосистемы І (Р-700), они могли использовать в качестве доноров электронов сероводород, а затем у цианобактерий, наряду с фотосистемой І, появилась фотосистемы ІІ (Р-680). Последние стали использовать воду, атмосфера стала обогащаться кислородом.

г) Появились переносчики высокоэнергетических электронов НАДФ.

Таким образом, создав НАДФ, природа разделила процессы биосинтетического восстановления от биологического окисления.

Далее, учащиеся показывают ключевые реакции световой и темновой фаз фотосинтеза (слайды 12, 13, 14, 15, 16, 17).

Значение цианобактерий и растений в современной биосфере.

Валеологическая пауза: дыхательные упражнения, дегустация продуктов фотосинтеза (бананы, апельсины).

4. Третья группа представляет хемосинтез

В отличие от фотосинтеза источником энергии у хемосинтетиков служит не свет, а окислительно-восстановительные реакции неорганических веществ. Хемосинтез, как и фотосинтез, включает преобразование энергии и вещества. Преобразование углекислого газа в углеводы у них, в основном, происходит таким же путем, как и при фотосинтезе. Необходимые для этого продукты преобразования энергии те же НАДФН+Н+ и АТФ. Для получения этих веществ используется ЭТЦ.

Основные группы бактерий – хемосинтетиков: серные, нитрифицирующие, железобактерии, марганцевые (слайды 18, 19).

Значение хемосинтетиков (слайд 20). Валеологическая пауза. Демонстрация осадочных пород – как доказательства деятельности хемосинтетиков.

5. Четвертая группа представляет аэробный энергетический процесс.

Цианобактерии радикально изменили экологические условия на Земле, постоянно выделяя кислород. В кислородной биосфере стало возможным усовершенствование энергетических процессов гетеротрофов. Повысить энергетический выход биологического окисления можно было, используя экзогенный окислитель (низкомолекулярный). Но для этого, надо было приспособить мембранную ЭТЦ с протонным насосом для переноса электронов с НАДН+Н+ и ФАДН+Н+ к окислителю для окислительного фосфорилирования АДФ в АТФ. Наиболее выгодным акцептором оказался кислород, хотя некоторые анаэробные прокариоты используют SO42-, NO3-, Fe2+ (слайды 21–23). Впервые для полного окисления органических веществ кислород стал использоваться прокариотами, впоследствии эукариотами в митохондриях.

Ключевые реакции аэробного процесса в митохондриях (слайды 24– 27).

Оценка аэробного энергетического процесса (слайд 28).

Валеологическая пауза. Под музыку выполняются физические упражнения 3-5 минут.

Решение биохимической задачи. Какое количество глюкозы необходимо для получения 300 кДж энергии (энергия, затраченная для выполнения упражнений).

а) в аэробном энергетическом процессе,

б) в гликолизе (рис.27).

6. Пятая группа представляет две концепции происхождения эукариот: аутогенную и симбиотическую

Первая концепция предполагает, что происхождение эукариотической клетки и ее органоидов связано с процессом впячивания клеточной мембраны (слайд 29).

Согласно второй гипотезе, митохондрии, пластиды и базальные тельца ресничек и жгутиков эукариотической клетки были когда-то свободноживущими прокариотическими клетками, которые превратились в органоиды в процессе симбиоза (слайд 30). В последние годы наметилось объединение представлений о путях становления эукариотической клетки. Основными этапами этого процесса могут быть (по De Duve, К.В.Галактионов): этап утраты клеточной стенки, приобретение способности менять форму тела, приобретение способности к фагоцитозу; уход внутрь клетки наружной мембраны с ансамблями ферментов – начало формирования клеточных компартментов, в том числе ядра с хромосомами; этап формирования жгутикового аппарата, начало дифференциации наружной плазматической мембраны и цитомембран, появление аппарата Гольджи; этап приобретения митохондрий, этап приобретения хлоропластов (слайд 31).

Выводы об особенностях строения и процессах жизнедеятельности прокариот и эукариот.

7. Обсуждение результатов семинара. Выставление оценок.

Литература

  1. С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин “Общая биология 10-11 классы: учебник для профильного обучения”. “Дрофа”. 2009 г.
  2. А.О. Рувинский “Общая биология: учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе”. Москва. “Просвещение”. 2004 г.
  3. Д.Тейлор, Н.Грин, У.Стаун. “Биология”. Москва. “Мир”. 2004 г.
  4. К.В. Галактионов “Современное многообразие живого и пути его становления.” Санкт-Петербург. 2002 г.
  5. Кристиан де Дюв “Путешествие в мир живой клетки” Москва “Мир”. 1987 г.

Презентация



Комментарии:

Взаимоотношения между организмами. Общая биология. 11-й класс

Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....

05 12 2025 20:49:59

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

04 12 2025 9:51:12

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

      Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

03 12 2025 4:13:31

40 интересных фактов о морознике

40 интересных фактов о морознике Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...

02 12 2025 1:28:31

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

01 12 2025 15:12:28

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

30 11 2025 1:10:24

Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"


    Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

      Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....

29 11 2025 18:30:53

"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)


    "Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)

      Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры. Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями. ...

28 11 2025 4:14:36

Тема урока: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....

27 11 2025 2:47:54

ЭОР на уроке биологии по теме "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе". 9-й класс

ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....

26 11 2025 20:34:32

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

25 11 2025 5:48:23

Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс

      Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....

24 11 2025 7:36:31

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

23 11 2025 9:50:38

Естественные и искусственные биоценозы


    Естественные и искусственные биоценозы

      <p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...

22 11 2025 16:59:18

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)


    Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

      Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

21 11 2025 8:11:54

Урок биологии на тему "Генетика человека"


    Урок биологии на тему "Генетика человека"

      Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...

20 11 2025 12:15:44

Обобщающий урок по теме "Побег"


    Обобщающий урок по теме "Побег"

      Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....

19 11 2025 8:23:35

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....

18 11 2025 15:40:38

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

17 11 2025 15:24:58

Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"


    Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"

      Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....

16 11 2025 17:33:52

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

15 11 2025 9:31:53

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"


    Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

      На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

14 11 2025 3:58:21

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

13 11 2025 13:42:44

Происхождение птиц и приспособленность к среде обитания

Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....

12 11 2025 15:22:35

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

Оплодотворение у растений. Семена и плоды.  Биология После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

11 11 2025 4:50:43

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

10 11 2025 20:45:37

Человек и живая природа Биология

Человек и живая природа  Биология Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

09 11 2025 22:39:36

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

08 11 2025 21:50:38

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

07 11 2025 17:20:59

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....

06 11 2025 12:42:36

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс

      Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....

05 11 2025 19:51:14

Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс


    Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс

      Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....

04 11 2025 18:58:58

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"


    Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

      Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...

03 11 2025 9:24:14

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"

      Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....

02 11 2025 7:41:34

Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)

      Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....

01 11 2025 14:55:49

Голосеменные. Хвойные растения

Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....

31 10 2025 13:14:10

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

30 10 2025 21:14:26

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...

29 10 2025 0:56:22

"Химический состав клетки". 9-й класс


    "Химический состав клетки". 9-й класс

      Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

28 10 2025 6:58:31

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

27 10 2025 1:38:55

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

26 10 2025 1:24:22

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

25 10 2025 7:40:43

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

24 10 2025 2:25:46

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

23 10 2025 10:18:23

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

22 10 2025 15:40:53

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"


    Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

21 10 2025 0:31:59

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"


    Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

      Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

20 10 2025 13:57:43

Рост и развитие растений. "Спросим мнение самого растения". 6-й класс

Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....

19 10 2025 0:26:23

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"


    Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

      Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

18 10 2025 12:27:47

Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"


    Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"

      Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений. ...

17 10 2025 23:28:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::