Применение компьютера в процессе обучения биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Применение компьютера в процессе обучения биологии


    Применение компьютера в процессе обучения биологии

I. Введение

В настоящее время материально-техническая база некоторых учебных заведений находится на высоком уровне, что позволяет им иметь в оснащении школьные компьютеры. Они являются многофункциональными по своему назначению и могут быть полезны не только на занятиях по информатике, но и на других уроках, например на уроках биологии: для математической обработки данных, хранения информации, управления теми или иными процессами, имитационного моделирования.

Поэтому в целях изучения возможностей современного образования по компьютеризации и информатизации, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Рассмотреть круг проблем, связанных с компьютеризацией обучения: педагогических, психологических, медицинских.

2. Обратить особое внимание на рекомендации преподавателям и учащимся, которые необходимо учитывать при организации работы с компьютером.

3. Провести зависимость: компьютеризация – здоровье школьников с учётом психологических особенностей: как старшеклассников, так и учащихся младшего и среднего школьного возраста.

4. Изучить и проиллюстрировать примерами ранее накопленный известный опыт использования компьютера в преподавании биологии.

5. Проанализировать собственный опыт по применению авторских компьютерных программ в преподавании биологии. Продемонстрировать содержание данных компьютерных программ. Отметить целесообразность их применения на примере конкретных тем, изучаемого в школе курса биологии.

Изучив широкий спектр материалов по данной проблеме, мне хотелось бы сделать принципиально новый шаг на пути обучения детей предмету биологии посредством компьютеризации и информатизации.

II. Основная часть.

1. Проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения: медицинские и психолого-педагогические.

Как всякое новшество, компьютеризация обучения породила массу проблем – педагогических, психологических, медицинских. Необходимо о них знать, и задачей педагога является учитывать и по возможности избегать данных проблем.

Отечественные и зарубежные медицинские исследования показывают, что более 90% работающих за дисплеями жалуются на утомляемость, боли в области затылка, шеи, плечевого пояса, но чаще всего страдает зрение: наблюдается покраснение век, слезотечение, жжение и боли в области глаз.

Особое значение имеет предупреждение этих нeблагоприятных явлений для школьников, поскольку в данном возрасте процесс роста и развития идёт наиболее интенсивно и организм чрезвычайно чувствителен к воздействию различных факторов среды.

Компьютерное обучение связано с интенсификацией учебной деятельности школьника, необходимостью усвоить непростой язык общения со сложной техникой. При этом ученик испытывает высокое психоэмоциональное напряжение и постоянную статическую нагрузку. При работе с компьютером могут возникать ситуации, предрасполагающие к возникновению у учащихся различных эмоциональных расстройств. Они связаны с неспособностью детей справиться с компьютерной нагрузкой.

В классах, где работают дисплеи, формируются специфические условия среды: повышается температура воздуха, снижается влажность, изменяется химический состав. Компьютеры являются источником электрических полей и различного рода электромагнитных излучений: ультрафиолетового, инфpaкрасного, радиочастотного и др. Исследования ученых показали, что на рабочем месте уровни излучений ниже предельно допустимых, но, если дисплей неисправен, то эти уровни могут существенно увеличиваться.

“Исследования, проведённые во ВНИЦ гигиены и профилактики заболевания детей, подростков и молодёжи, показали, что значительно чаще жалуются на утомление, особенно зрительное, школьники, которые работали с дисплеями-телевизорами. Наиболее уязвимы в этом отношении оказались учащиеся с теми или иными нарушениями зрения. Среди школьников, которые жаловались на утомление глаз, более половины – дети с различной степенью близорукости. Это очень беспокоит, ведь по данным офтальмологов, количество близоруких детей от 1 к 9 классу увеличивается более, чем в 10 раз, а к концу обучения близорукостью страдает уже каждый четвёртый выпускник школы.” (Биология в школе 1-2, 1992)

Возникает и развивается близорукость у школьников незаметно. Большую роль в этом играет гигиеническое предрасположение и зрительная работа, связанная с напряженной аккомодацией, возникающей при плохих гигиенических условиях труда: неправильная посадка, недостаточное освещение, плохое изображение. В возрасте от 6 до 11 лет у детей формируется нормальная рефpaкция, а чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы, которая ещё недостаточно развита или ослаблена, может привести к развитию близорукости. Вот почему для школьников соблюдение гигиенических норм работы с компьютером имеет большое значение.

По современным данным, средняя продолжительность занятий школьников за компьютером пока ещё не велика: не чаще 1 раза в неделю, по 25-30 минут, однако очевидно, что наблюдается тенденция увеличения продолжительности и частоты общения учащихся с компьютером. Это объясняется рядом причин:

  1. Возрастает количество компьютеров в школах с каждым годом.
  2. Появляется всё больше интересных компьютерных учебных и игровых программ
  3. Накапливается педагогический опыт использования этой техники в учебном процессе.

Существует ещё один важный аспект проблемы “Компьютеризация и здоровье школьников”. Заключается он в дефиците двигательной активности и большой статической нагрузке, которые испытывают школьники, вынужденные длительное время сидеть за партой, работать за компьютером.

Гипокинезия – пониженная двигательная активность особенно нeблагоприятно сказывается на развивающемся организме и может служить фоном, на котором легко возникают или усиливаются различные болезни. Известно, что нормой суточной двигательной активности школьников 11 – 15 лет считается наличие 20 – 24% динамического компонента в режиме дня. Два урока физкультуры в неделю компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Остальное должно компенсироваться путём использования физкультурных пауз на уроках, проведения зарядки, активных перемен, ежедневного физкультурного часа, а также за счёт различных внешкольных спортивных занятий, танцев, физического труда дома, но из наблюдений гигиенистов известно, что 80-85% дневного времени школьники находятся в состоянии относительной неподвижности, а после уроков чаще всего садятся за телевизор или компьютер.

У школьников, длительно находящихся в условиях низкой двигательной активности, возникает состояние, хаpaктеризующееся изменением реактивности организма к нeблагоприятным факторам окружающей среды, снижением работоспособности и выносливости. Такие дети чаще болеют, страдают ухудшением зрения, осанки, различными функциональными расстройствами психического здоровья. Установлено, что оптимальное время непрерывного контакта с компьютером на уроке для старшеклассников составляет 25-30 мин, для учащихся 7-8 классов – 15-20 мин, а для младших школьников – не более 15 мин. После этого необходим перерыв для разминки и гимнастики для глаз. Разминка должна включать потягивание, вращение головой, наклоны в разные стороны. Гимнастика для глаз тоже не сложна. Это круговые движения глазных яблок, смещение взгляда в разные направления, перевод взгляда с близких объектов вдаль. Такие упражнения очень полезны, так как помогают снять напряжение глазодвигательных мышц, предупредить усталость глаз.

2. Рекомендации преподавателям учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером.

Учащиеся устают не столько от того, что много работают за компьютером, сколько от неправильной с позиции гигиены организации условий работы с компьютером, в том числе организации рабочего места школьников. Существуют некоторые рекомендации преподавателям и их подопечным, которые желательно учитывать при организации работы с компьютером. Рассмотрим данные рекомендации и остановимся лишь на основных гигиенических требованиях к условиям проведения занятий с компьютером, более подробно они изложены во Всемирных санитарно-гигиенических нормах и правилах (№5146-89), опубликованных в журнале ИНФО, №12, 1990г.

1. Для снижения статического напряжения сидеть за дисплеем следует так, чтобы линия взора учащегося приходилась на центр экрана, а расстояния от глаз до рабочих поверхностей (клавиатура, тетрадь, экран дисплея) были бы близкими по значению, иначе чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы может привести к развитию близорукости.

2. Вместо обычных стульев лучше использовать стулья с подлокотниками, соответствующие росту детей; в этом случае спина и ступни ног имеют опору, а мышцы спины и предплечий напрягаются намного меньше.

3. Экран дисплея должен находиться на расстоянии 50-70 см от глаз работающего за ним (если школьнику для работы на близком расстоянии прописаны очки, то необходимо надевать их, приступая к занятиям на компьютере).

4. За дисплеем одновременно должен заниматься только один ученик, так как для человека, сидящего сбоку, резко ухудшаются условия рассматривания изображения на экране.

5. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов; необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения (для защиты от света могут быть использованы шторы или жалюзи).

6. Освещённость поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана – не более 200 лк.

7. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: тёмные знаки на светлом фоне; при работе за цветовым дисплеем не рекомендуется использовать более 7 цветов одновременно (единых рекомендаций, касающихся оптимального для зрительной работы цветового сочетания фона и символов на экране дисплея, нет, во многом это связано с субъективностью цветового восприятия).

8. После занятий на компьютере школьникам под руководством педагога или подготовленного ученика необходимо выполнить физические упражнения, направленные на снятие мышечного статического напряжения (физические упражнения улучшают функционирование многих систем организма, обмен веществ, усиливают вентиляцию лёгких, кровоснабжение мозга и всех органов и систем организма, в том числе органа зрения).

До последнего времени знакомство школьников с компьютерной техникой начиналось лишь в старших классах. Но педагогический опыт, существующий как в нашей стране, так и за рубежом, показывает, что обучение компьютерной грамоте нужно начинать раньше. Стремление снизить возраст обучаемых педагоги и психологи объясняют тем, что курс информатики важен для формирования определённых мыслительных операций, развития логического мышления. У старшеклассников стиль мышления уже сложился, и новые его формы воспринимаются ими труднее. И ещё один довод: знакомство младших школьников с компьютером можно сочетать с игрой. Такая форма общения позволяет преодолеть психологический барьер, поддержать живой интерес к компьютерной деятельности. Приобщение детей младшего и среднего школьного возраста к работе на компьютере происходит, главным образом во внеурочное время. Кружковые занятия, как правило, более продолжительны, чем уроки в школе, поэтому очень важно, чтобы компьютерная деятельность в свободное время не оказала нeблагоприятного воздействия на здоровье детей.

Исследования учёных показали, что наименее утомительны компьютерные занятия смешанного типа, на которых сочетаются различные виды деятельности: объяснения педагога, составление программ и введение их в компьютер. На этих занятиях частая смена деятельности и незначительная занятость непосредственной работой с экраном обеспечивают более устойчивый уровень работоспособности детей младшего и среднего школьного возраста. Промежуточное положение по утомляемости между компьютерными играми и занятиями смешанного типа занимает программирование.

Эффективным средством профилактики утомления является организация 10-минутного перерыва в середине занятий для проведения подвижных игр и специальных упражнений. Подчеркиваю, что в дни занятий на компьютере учащимся не рекомендуется увлекаться просмотром телепередач. “Отдых” у экрана – это дополнительная психоэмоциональная и зрительная нагрузка, не желательная для подростков.

Педагогам хорошо известно, что дети одного и того же возраста могут существенно различаться по своим способностям. Поэтому рекомендуемая продолжительность занятий за дисплеем для отдельных детей может оказаться чрезмерной, в то время как другие способны продолжать занятия свыше указанного времени (но это не всегда означает, что они не устали, просто положительные эмоции могут маскировать на время утомление, которое проявится позже).

В лаборатории ВНИИЦ гигиены и профилактики заболеваний детей подростков и молодёжи разработан специальный компьютерный тест, который объективно оценивает состояние школьника в процессе работы за компьютером и определяет его функциональные возможности: продолжить работу или приостановить. Такой тест необходим в школах, т.к. он помогает педагогам осуществлять индивидуальный подход к учащимся при компьютерном обучении.

3. Опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии.

Известно, что количество электронных изданий, предназначенных для школьников, увеличивается из года в год. Качество их изменяется. Огромную роль в этом сыграло появление государственного заказа на создание таких ресурсов и разработки методик их использования в рамках Президентской программы компьютеризации сельских и поселковых школ, Федеральной целевой программы по развитию единой образовательной информационной среды и проекта НФПК по информатизации системы образования.

В настоящее время разработано множество различных электронных изданий по биологии, распространяемых на CD-ROM. Вполне возможно их использование в рамках традиционной поурочной системы преподавания в сочетании с традиционными дидактическими материалами (демонстрационный эксперимент, полиграфические таблицы, карточки, рабочие тетради, видеофрагменты и т.д.) и реализация преимуществ компьютерных технологий для достижения образовательных целей. Существующие электронные издания предназначены, прежде всего учителям и методистам по биологии, думающим о пpaктической работе, о том, что новые ресурсы должны облегчить труд современного учителя, сделать его более интересным, эффективным, повысить мотивацию учащихся к изучению биологии.

3.1. Критерии анализа российских электронных изданий.

Рассмотрим российские электронные издания с позиций некоторых критериев анализа:

1. Соответствие образовательным стандартам. В 1990-х годах разработанные продукты серии “Репетитор” отличались расширенным толкованием содержания курса биологии и стилем изложения, который создавался вузовскими преподавателями и отличался от школьных учебников. Лишь единичные продукты имеют рекомендации ФЭС и соответствуют полиграфическим школьным учебникам. Так же в текстах следует отметить наличие ошибок и технических опечаток. Кроме того, ориентированные на домашний рынок электронные издания, в отличие от полиграфических, избегали процедуры тщательного и строгого редактирования.

2. Открытость ресурсов. К электронным изданиям, разpaбатываемым по заказу Министерства образования РФ, предъявляется требование открытости разpaбатываемых ресурсов, возможность проигрывания их с использованием не только специальной платформы, но и стандартных средств Windows. Полностью это требование выполнить невозможно, т.к. некоторые модели разpaбатываются в специальных программных средах, защищенных авторским правом и имеющих высокую стоимость, но коммерческие организации в последних своих разработках стараются следовать этому принципу.

3. Использование возможностей компьютерных технологий на различных этапах обучения. Традиционные методы обучения биологии включают три этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль). Для каждого из этих этапов есть свои дидактические полиграфические материалы. Компактный электронный ресурс, содержащий традиционный набор таблиц, рисунков, текстовых материалов для распечатки, в совокупности с мультимедиа-проектором, системой компьютерного поиска и т.п., уже является привлекательным. Электронное издание должно отличаться от традиционных (полиграфических) материалов. Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:

  • использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
  • многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;
  • использовать интеpaктивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;
  • автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.

Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этапах обучения. Для большей убедительности, приведу хаpaктеристику типов объектов, представленных в электронных изданиях с указанием на возможность их использования на различных этапах.

Этап “Объяснение”. Цветные рисунки и фото-учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.

Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.

Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)

3D рисунки и модели. Создание прострaнcтвенного рисунка с возможностью изменения paкурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент.

Анимации короткие (упрощённые) – “ожившие картинки”, показывающие короткую динамику процесса. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора или быть интуитивно ясными в силу понятности содержания первого кадра и названия объекта.

Анимации сюжетные – аналоги традиционных фрагментов “мультфильмов”, включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе микромира. Психологически привлекательны за счёт использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счёт синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.

Интеpaктивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интеpaктивные таблицы (когда фрагменты могут “оживать” в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей).

Интеpaктивные рисунки - упрощённый вариант интеpaктивных моделей. При подведении курсора к такому рисунку отдельный объект или часть объекта выделяется подсвечиванием или изменением цвета, и всплывает его название.

Вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока в компьютерном классе.

Этап “Закрепление”. Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обpaбатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты (однако пока чаще всего содержат только тексты, формулы и рисунки.)

Задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры – анализ числа или слова (словосочетания), введённого в специальное поле, в настоящее время также доступен большинству обучающих программ.

Тематические подборки заданий - реализуют техническую возможность сборки объектов по их хаpaктеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания групп заданий, рассчитанных на достижение педагогических целей за счёт определённой последовательности их выполнения, привязки ко времени занятия, данной программе, выбранному учебнику.

Задания с использованием фото, видео и анимаций – такие задания переводят фото-, видео и анимационные объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах, т.е. для усвоения методов познания, включённых в образовательный стандарт по биологии.

Задания с реакцией на ответ – появление на экране “реакций” на правильный и неправильный ответ повышает обучающий эффект выполнения заданий за счёт придания ему эмоциональной окраски.

Интеpaктивные задания – задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа.

Вспомогательный материал – справочные и обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления – если учащийся обращается к ним при выполнении заданий или ликвидации пробелов в знаниях.

Этап “Контроль”. Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием фото, видео и анимаций, интеpaктивные задания - все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля – если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или решение задания.

Тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой – снабжены системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения. Оценивание выполнения оставлено за учителем по рекомендациям автора.

Контрольно-диагностические тесты – помимо протокола выполнения всех заданий содержат обоснованный анализ пробелов знаний по данной теме и рекомендации по их ликвидации.

3.2 Авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии.

Для преподавания биологии, чтобы сделать предмет наиболее ярким, красочным, изучая методику преподавания различных тем курса, мне посчастливилось столкнуться с очень интересной работой по созданию компьютерных фильмов, программ, анимаций. Для демонстрации растений на занятиях кружка “Биоклуб” по материалам фотографий из личного архива мной был составлен фильм “Разнообразие цветковых растений. Палитра тропических красок, Цветущие растения Индии”. При изучении программного материала для учащихся 6 классов разработан фильм “Опыление растений. Часть I. Растения, опыляемые насекомыми.

Часть II. Опылители”. Для более наглядной демонстрации процесса двойного оплодотворения цветковых растений мной создан анимационный фильм “Двойное оплодотворение цветковых растений”, который можно использовать как для учащихся 6 классов, как и для учащихся старших классов при изучении курса общей биологии. При изучении курса анатомии человека, очень помогла разработанная программа по теме “Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желёз в пищеварении”, часто попадающей в разряд западающих тем. Подробнее остановлюсь именно на данной программе.

Создавая такую компьютерную программу, я ставила перед собой не только цель формирования у детей научного (биологического) мировоззрения, но и цель по ознакомлению обучаемых с возможностями применения на уроках биологии компьютера, демонстрируя влияние научно-технического прогресса на изучаемый в школе предмет. Считаю уместным и целесообразным проведение отдельных уроков биологии в кабинете информатики, либо проведение интегрированных уроков по биологии и информатике, либо проведение с помощью уже существующих качественных электронных изданий специальных факультативных и кружковых занятий по биологии, так как это позволяет приобщить учащихся разных возрастных категорий к современной технике, оборудованию и разнообразить учебный процесс.

Разработанная программа позволяет осуществить не только закрепление изученного на уроках материала по предложенной теме, но и проконтролировать качество знаний учащихся. Программа составлена по типу теста из 10 вопросов. На каждый вопрос теста учащимся предлагается выбрать один правильный вариант ответа из трёх. Если в процессе работы с программой тестируемый выбирает правильный ответ, то на экране компьютера автоматически возникает следующий вопрос. Если выбран ответ неправильный, то на экране компьютера возникает так называемый “обучающий блок”. Изучив данный “блок” ученик повторно отвечает на вопрос и только, ответив правильно, переходит к следующему вопросу. Программа насыщена десятью “обучающими блоками” - на каждый вопрос теста есть соответствующий блок. После завершения работы с программой компьютер суммирует количество набранных верных и неверных ответов и автоматически выдает оценку и краткие рекомендации для дальнейшей работы над темой, если это по результатам необходимо учащемуся.

С методической точки зрения эту программу можно использовать по-разному. Применять, например, для первичной диагностики качества знаний, когда тема: Роль пищеварительных желёз только что изучена. Можно применять программу для закрепления темы, тем самым отработать основные понятия. Можно применять программу, когда учащиеся закончили изучение всей пищеварительной системы для итогового контроля с выставлением оценки в классный журнал.

Для пользователей программа не представляет никаких трудностей, она легка в применении и удобна, ребятам особенно такая работа интересна, они даже сами проявляют желание поработать по составлению тестовых вопросов и “обучающих блоков” на другие темы курса “Анатомии человека”. Добиться успеха в обучении при использовании такой программы может каждый учащийся, если приложит старание.

III. Заключение.

Тенденция современного общества к компьютеризации и информатизации сильно отразилась и на образовательных учреждениях. Это обстоятельство сделало возможным осуществить использование компьютерных программ в пpaктике обучения.

Сегодня существуют и находят широкое распространение специальные рекомендации, которые и педагоги и учащиеся строго соблюдают при организации работы на компьютере, при этом обязательно учитываются медицинские и психолого-педагогические требования.

Накоплен определённый опыт по созданию российских электронных изданий, что дает возможность использовать компьютер в пpaктике преподавания учебных предметов, особенно биологии.

Анализ возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса позволил сделать вывод о том, что методические аспекты использования компьютеров на уроках биологии ещё не достаточно изучены, хотя это интересное, перспективное, новое направление.

Акцентируя своё внимание на методике преподавании значимых разделов курса биологии, мной сделаны попытки применения собственных компьютерных программ. Хотя это работа очень трудоёмкая и кропотливая, но она имеет большой смысл, побуждает учащихся к активному обучению, стимулирует познавательный интерес к предмету биологии, и по собственному опыту в положительной степени оказывает влияние на качество знаний школьников.

IV. Используемая литература

  1. “Биология в школе”- научно-методический журнал № 1-2, “Компьютеризация и здоровье школьника” 1992 г.
  2. “Биология в школе” - научно-теоретический и методический журнал, №”1 “Компьютер на уроках биологии”, 1993
  3. Журнал ИНФО, №12 “Временные санитарно-гигиенические и правила (№5146-89)”, 1990 г.
  4. Газета “Биология” №47 Издательство “Первое сентября”, 1999 г.
  5. Газета “Биология”.№27-28 Издательский дом “Первое сентября”, 2002 г.
  6. Газета “Биология” №6, 7 “Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии”, Издательский дом “Первое сентября”, 2005 г.



Комментарии:

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

23 04 2024 7:20:10

Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс


    Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс

      Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....

22 04 2024 18:27:41

Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"


    Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"

      Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи. ...

21 04 2024 9:36:11

Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии


    Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии

      Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....

20 04 2024 5:39:41

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

19 04 2024 19:49:16

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

18 04 2024 6:23:36

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

17 04 2024 23:22:20

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

16 04 2024 6:50:53

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

15 04 2024 6:54:35

Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)


    Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)

      Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....

14 04 2024 7:37:15

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

13 04 2024 2:47:32

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

12 04 2024 2:22:29

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

11 04 2024 3:35:54

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"


    Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

      Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

10 04 2024 11:35:10

Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"


    Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"

      Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....

09 04 2024 10:43:41

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии


    Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

      Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....

08 04 2024 0:44:55

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

07 04 2024 7:57:48

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

      Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

06 04 2024 14:42:33

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

05 04 2024 16:30:50

Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности


    Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности

      Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....

04 04 2024 17:27:20

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время


    Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

      В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

03 04 2024 23:38:14

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

02 04 2024 9:29:44

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

01 04 2024 22:49:47

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

31 03 2024 14:18:30

Урок природоведения в 5-м классе "Разнообразие веществ"


    Урок природоведения в 5-м классе "Разнообразие веществ"

      Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира. ...

30 03 2024 12:48:48

Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс


    Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс

      Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....

29 03 2024 5:18:27

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....

28 03 2024 6:48:55

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

27 03 2024 11:42:50

Технологическая карта урока по биологии "Методы исследования в биологии". 5-й класс


    Технологическая карта урока по биологии "Методы исследования в биологии". 5-й класс

      Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....

26 03 2024 23:59:53

Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы


    Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы

      Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....

25 03 2024 6:45:21

Методическая разработка "Цвети, Земля!"


    Методическая разработка "Цвети, Земля!"

      Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...

24 03 2024 10:35:18

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

23 03 2024 20:47:46

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

22 03 2024 16:28:58

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

21 03 2024 7:42:49

Урок по биологии "Вода на Земле"


    Урок по биологии "Вода на Земле"

      Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока. ...

20 03 2024 19:18:10

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

19 03 2024 12:35:28

Птицы в фольклоре, мифах легендах


    Птицы в фольклоре, мифах легендах

      Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....

18 03 2024 17:36:12

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

17 03 2024 16:24:48

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....

16 03 2024 7:53:26

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

15 03 2024 11:56:39

Эколого-валеологическая программа для учащихся "Твое здоровье в твоих руках"


    Эколого-валеологическая программа для учащихся "Твое здоровье в твоих руках"

      Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....

14 03 2024 0:54:38

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

13 03 2024 6:47:37

Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"


    Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"

      На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....

12 03 2024 3:14:34

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

11 03 2024 0:19:42

«Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)


    «Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)

      Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....

10 03 2024 4:14:26

Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс


    Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс

      На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат. ...

09 03 2024 14:32:59

Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...

08 03 2024 16:53:14

Многообразие организмов. Класс пресмыкающиеся

Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....

07 03 2024 15:27:15

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

06 03 2024 23:58:17

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

05 03 2024 8:30:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::