Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс
Цели:
- изучить влияние живых организмов на формирование биосферы,
- выявить функции живых веществ, закономерности развития биосферы,
- познакомиться с работами В.И. Вернадского.
Оборудование:
- Таблицы \"Уровни организации жизни\";
- ИКТ \"Основы общей биологии 9 класс\"(Издательский центр \"Вентана-Граф\" или \"Кирилла и Мефодия\") ;
- Карточки самоанализа.
План.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
Физкультминутка.
4. Самостоятельная работа.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов урока.
\"Биосфера - это оболочка Земли, которая формировалась с участием живых организмов\".
В.И. Вернадский
1. Организационный момент.
Сегодня мы углубим знания о биосфере и докажем утверждение В.И. Вернадского о том, что на формирование биосферы оказали влияние живые организмы.
2. Проверка домашнего задания.
2 Ученика приглашаются к доске. Они работают самостоятельно за доской, их работа будет служить проверкой домашнего задания.
На столах лежат листы самооценки.
Ф. И. учащегося
Тема: \"Биосферный уровень\".
Самооценка | Домашнее задание | Самостоятельная Творческая работа |
Итоговая работа |
Предлагается поставить предварительную оценку в карточку. В конце урока мы сопоставим ваши оценки и в журнал выставим итоговые оценки.
Выполнить задание по модели ЕГЕ -7 -10 минут .
Критерии оценок следующие:
- 1 Задание - \"3\".
- 2 задание - \"4\".
- 3 задание - \"5\".
Ф. И. ученика, класс
Что знать | Что уметь | Какие задания выполнять |
Основные понятия. | Определять понятия. | Вместо точек впишите соответствующие слова. Основатель учения о биосфере - ::: Внешняя твердая оболочка земного шара - :::.. Оболочка земли, населенная живыми организмами - ::: Водная оболочка Земли - :::.. Мыслящая оболочка Земли - :::. |
B. Структура биосферы. | Определять структуру биосферы. | Заполнить схемы: Биосфера. Уровни организации живой материи: А) Б) В) Г) Д) Е) |
С. Закономерности распределения биомассы в биосфере. | Уметь выяснить закономерности в биосфере. | 1.Объяснить следующие закономерности
распределения биомассы в биосфере: Биомасса увеличивается от полюсов к экватору; Основная масса живых организмов сосредоточена в местах соприкосновения различных оболочек Земли. |
После отведенного времени, учащиеся обмениваются работами.
- 1 ряд - второму
- 2 ряд - третьему смена динамических поз.
- 3 ряд - первому
Идет проверка домашнего задания.
Ставим оценки в лист самооценок.
3. Изучение нового материала.
Роль живого вещества в биосфере.
Мотивация учебной деятельности. Используется техника \"Кластерн\" от лат. Clustery - растущий лучками, кистями, гроздьями). Это один из способов организации информации, как правило, в виде схемы, древа понятий, терминологической карты.
Перед тем, как выяснить какую же роль выполняют живые вещества в биосфере, давайте заслушаем мини - проекты учеников, которые собираются поступать в учебные заведения, связанные с изучением биологии.
Учение В. И. Вернадского - показ ИКТ \"Основы общей биологии\";
- Влияние животных на биосферу ;
- Влияние растений на биосферу ;
- Функции живого вещества.
Итак, мы выяснили функции живого вещества. На доске заполняем схему в виде терминов.
Физкультурная пауза.
Звучит красивая, спокойная музыка. Представьте летний луг, разнотравье.: Вздохните аромат летнего луга. Всмотритесь в цветы и травы. Найдите ромашку!
Учащиеся поворачивают голову на изображения цветов на семене. Концентрация усилий ученика состоит в фокусировке на заданном предмете через все каналы восприятия: слух, видение, интуиция.
Попросите этот цветок стать для вас символом биосферы; пусть средняя часть цветка станет для вас ядром Земли. А лепестки олицетворяют части биосферы; литосферу, гидросферу, атмосферу, тропосферу, стратосферу.
4. Самостоятельная работа.
А. Кто является основным потребителем углекислого газа в биосфере?
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
В. Почему необходим приток энергии в биосферу извне?
1) в организмах происходят окислительные процессы
2) организмы разрушают остатки биомассы
3) углеводы, образовавшиеся в растении служат источником энергии для других организмов
С.ниже перечислены функции живого вещества и их значение. Сопоставьте правильно функции живого вещества биосферы
Функции | В чем проявляется | |
1. Газовая 2. концентрационная 3. деструктивная 4. энергетическая 5. биохимическая 6. окислительно-восстановительная |
а). поглощение и накопление веществ б). биохимические реакции в).усвоение и передача энергии г).разложение организмов д).выделение и преобразование газов е).окисление и восстановление веществ |
Ответы на проекционной доске
Взаимопроверка. Работа парами с комментариями учителя.
Выставление оценок в лист самооценок.
5. Рефлексия.
Пользуясь приобретенными на уроках знаниями, выберите из предложенных суждений правильные. Работа группами по 4 человека 2 - 4 минуты.
- Биосфера - это открытая система, связанная с космосом обменом веществ и энергией.
- Живое вещество в биосфере выполняет концентрационные функции.
- Нижняя граница живых существ проходит в литосфере на глубине 20 км.
- Биосфера - устойчивая и динамическая система. Она появилась с возникновением жизни на земле и изменяется со временем.
- Биосфера - целостная система, элементы которой биогеоценозы, экосистемы.
- Биосфера - саморегулирующаяся система, способна к сохранению своей целостности.
- Ноосфера - сфера разума. Надбиосферный пласт.
Проверка на доске Виртуальной школы: \"Кирилла и Мефодия\".
Выставление оценок в лист самооценок. Встаньте те ,кто получил соответствие самооценки и итоговой оценки. Кто выше. Молодцы!
6. Домашние задание.
Параграф 62, подготовить проекты о круговороте веществ в природе (азота, фосфора, кислорода, углекислого газа).
7. Подведение итогов урока.
Вернемся к теме урока. Мы доказали, что биосфера - это оболочка Земли, которая формировалась с участием живых организмов.
Самоанализ урока.
Личностно-ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям.
Цель личностно-ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности возможность реализоваться в учебной деятельности.
При подготовке к уроку учтены программные требования и федеральный компонент государственного стандарта.
Урок разработан для классов, где биология не является профильным предметом. Но некоторые учащиеся собираются поступать в учебные заведения по этому направлению.
Ученики получили новые знания по теме \"Биосфера\".
На уроке поощряется инициатива и самостоятельность учащихся, а также индивидуальные учебные достижения (проектная деятельность, исследовательские навыки, умение пользоваться ИКТ, дифференцированные задания).
Отpaбатываются межпредметные связи (география, химия).
Решается триединая цель: воспитание, обучение, образование.
На уроке поставлены проблемные вопросы и ситуации. Реализуется новая парадигма обучения: \"Ученик должен учиться сам - а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением \" - модульное обучение.
Осуществляется много - уровневое обучения (домашнее задание в форме ЕГЕ)
На уроке использованы разные дидактические материалы (компьютерные демонстрации, таблицы).
Использована смена динамических поз, физкультурная пауза, исключающая утомляемость, перегрузку учащихся.
В конце урока проводится рефлексия, где учащиеся анализируют деятельность за урок.
Результат урока.
Формирование исследовательской деятельности учащихся, самостоятельное добывание знание в процессе творческого поиска, индивидуальный подход к обучению в условиях сотрудничества, развитие системности мышления, умение решать биологические задачи, анализировать основные идеи, понятия.
Комментарии:
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
28 03 2024 4:11:39
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
27 03 2024 18:28:43
Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....
26 03 2024 10:41:29
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
25 03 2024 0:45:58
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....
24 03 2024 5:31:28
Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....
23 03 2024 4:59:39
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
22 03 2024 7:40:11
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
21 03 2024 13:38:55
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
20 03 2024 22:39:50
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
19 03 2024 12:53:57
Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....
18 03 2024 11:30:31
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
17 03 2024 2:32:10
Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....
16 03 2024 18:47:25
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
15 03 2024 13:17:15
Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике. ...
14 03 2024 13:11:12
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...
13 03 2024 9:12:59
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
12 03 2024 10:43:25
Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
11 03 2024 5:12:39
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
10 03 2024 11:14:22
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
09 03 2024 14:49:59
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
08 03 2024 10:34:33
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
07 03 2024 18:59:10
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...
06 03 2024 5:41:28
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...
05 03 2024 6:41:15
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
04 03 2024 10:28:25
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
03 03 2024 23:25:32
Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....
02 03 2024 2:39:48
Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии. В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....
01 03 2024 18:17:42
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
29 02 2024 2:14:39
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
28 02 2024 21:26:46
Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....
27 02 2024 8:20:26
На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....
26 02 2024 12:52:23
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
25 02 2024 17:50:14
Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....
24 02 2024 1:55:15
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
23 02 2024 6:39:39
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...
22 02 2024 11:19:54
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
21 02 2024 11:22:10
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
20 02 2024 4:16:46
Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...
19 02 2024 9:27:26
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...
18 02 2024 13:34:44
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
17 02 2024 16:39:51
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...
16 02 2024 18:21:24
Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика». ...
15 02 2024 5:14:30
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
14 02 2024 22:19:26
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
13 02 2024 13:29:45
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
12 02 2024 14:23:24
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
11 02 2024 17:41:15
Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....
10 02 2024 6:54:42
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...
09 02 2024 21:14:33
Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....
08 02 2024 20:35:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::