Изучение математических закономерностей на биологических объектах > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Изучение математических закономерностей на биологических объектах


    Изучение математических закономерностей на биологических объектах

Уровень развития современного общества предполагает использование в образовательной среде различных технологий, способствующих в полной мере раскрытию творческого потенциала детей, всестороннему гармоничному развитию учащихся, что в дальнейшем послужит формированию интеллектуальной и информационной культуры. Одной из форм реализации данных социальных заказов является использование в образовательном процессе исследовательской деятельности учащихся. По мнению Г.И. Лернера \"исследовательская деятельность выступает  как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области биологии. В процессе исследований на уроке ребенок получает опыт деятельности в заданной сфере и эффективные результаты, с которыми он может выступить\". Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости \"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму\".

Цель урока: используя конкретные примеры, доказать взаимосвязь и возможность использования математических понятий при изучении биологических процессов и объектов.

Образовательные задачи: формирование представлений учащихся о взаимопогружении математики в образовательную область биологии; формирование у детей компетенций различного направления, умения применять знания на пpaктике.

Воспитательные задачи: формирование материалистического мировоззрения, толерантного отношения, критического мышления, культуры речи.

Развивающие задачи: развитие представлений о целостности органического мира, умений и навыков выполнения исследовательских заданий, работая в группах, способности к сравнению, анализу и классификации получаемой информации.

Педтехнологии: чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ).

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: биология, математика, ОБЖ., информатика.

Методы: метод исследования, чтения с пометками, наблюдения, беседа с элементами рассказа, демонстрация,

Оборудование: коллекции насекомых, иглокожих, paкообразных, скелет человека, череп человека, рулетка, напольные весы, письменные принадлежности, карточки с заданиями, теоретическим материалом, медиапроектор, презентация..

Ход урока

I Организационный момент: распределение учащихся для работы в группах и организация их работы. В качестве проблемной гипотезы урока были выбраны слова Фурье: \"Пристальное глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий в математике\" (необходимо опровергнуть или доказать истинность данной фразы).

II Изучение нового материала. Исследовательская работа учащихся в группах проводится по различным направлениям : изучение функциональной сердечно-сосудистой пробы, выявление различных видов симметрии у живых организмов; выявление плоскостопия у человека, статистические закономерности в биологии .Она включает следующий алгоритм действий: изучение теоретического материала, проведение заданий исследовательского хаpaктера, отчет о проделанной работе. В ходе обсуждения вопросы друг другу задают участники других групп, учитель корректирует, направляет, помогает и консультирует при возникновении определенных проблем, т.е. руководит исследовательским и познавательным процессом. Для проведению работы и приобретения знаний используются карточки с заранее отобранным материалом.

Исследовательская работа учащихся по выполнению заданий

Группа №1 \"Функциональная сердечно-сосудистая проба\"

  1. Изучите теоретический материал.
  2. Выполните задания.
  3. Какие математические понятия , умения вы использовали?
  4. Выводы и рекомендации.

Малоподвижный образ жизни, недостаточное пребывание на воздухе, нерациональное питание ослабляют сердце. При увеличении физических нагрузок слабая сердечная мышца не может долго работать, быстро утомляется. Кровоснабжение органов нарушается, человек быстро устает, начинает чувствовать себя плохо. Для определения состояния сердца используется функциональная сердечная проба:

1) определите частоту сердечных сокращений в состоянии покоя ( три раза подсчитайте пульс в состоянии покоя за 10 с., возьмите среднюю величину, умножьте на 6) ;

2) сделайте 20 приседаний, в течение 10 секунд подсчитайте пульс;

3) такой же подсчет повторяют спустя 1,2,3,4,5 минут. Определите ЧСС после нагрузки и динамику возвращения в состояние покоя. Умножьте данные на 6 и запишите в таблицу. Постройте график. На оси абсцисс откладывают время, на оси ординат - величину ЧСС.

Анализ результатов. Если частота ЧСС увеличилась меньше, чем на одну треть, результаты хорошие. После нагрузки пульс должен вернуться к исходному состоянию не более чем за 2 минуты. Примечание: при выполнении данного задания реализуются следующие математические понятия: нахождение среднего арифметического величин, понятие функциональной зависимости, построение и чтение графиков функций.

Группа №2 \"Выявление различных форм симметрии на биологических объектах\"

  1. Изучите теоретический материал.
  2. Что такое симметрия? Хаpaктеристика видов симметрии на примере насекомых, иглокожих, крабов, человека.
  3. Доказать наличие различных видов симметрии у бабочек, иглокожих.
  4. Какова роль явления симметрии в природе?

Симметрия (от греческого symmetria - \"соразмерность\") - понятие, означающее сохраняемость, повторяемость, \"инвариантность\" каких-либо особенностей структуры изучаемого объекта при проведении с ним определенных преобразований. На явления симметрии в живой природе обратили внимание ещё в Древней Греции пифагорейцы в связи с развитием учения о гармонии (V век до н.э.). Под симметрией у животных понимают соответствие в размерах, форме и очертаниях, а также относительное расположение частей тела, находящихся на противоположных сторонах разделяющей линии. Сферическая симметрия имеет место у радиолярий и солнечников, тела которых сферической формы, а части распределены вокруг центра сферы и отходят от неё. У таких организмов нет ни передней, ни задней, ни боковых частей тела, любая плоскость, проведённая через центр, делит животное на одинаковые половинки. При радиальной симметрии тело имеет форму короткого или длинного цилиндра либо сосуда с центральной осью, от которого отходят в радиальном порядке части тела. Это кишечнополостные, иглокожие, морские звёзды Тело человека построено по принципу зеркальной симметрии. Большинство из нас рассматривает мозг как единую структуру, в действительности он разделён на две половины. Эти две части - два полушария - плотно прилегают друг к другу. В полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие представляет собой почти точное зеркальное отображение другого по такому же принципу построено тело бабочек, крабов, жуков.

Примечание: учащиеся акцентируют внимание на различных видах движения (центральной осевой, зеркальной симметрии, сферической и радиальной симметрии). Исследования убеждают в том, что все виды симметрии обладают следующим свойством - это отображение плоскости на себя, которое сохраняет расстояние между точками.

Группа №3 \"Методика выявления плоскостопия у человека

  1. Изучите теоретический материал.
  2. Определите наличие или отсутствие плоскостопия на предложенных отпечатках ступни.
  3. Ваши рекомендации для формирования нормального свода стопы.
  4. Какие математические навыки и умения вы использовали?

Средняя часть стопы немного приподнята, имеет сводчатую форму. Это позволяет смягчать толчки при ходьбе и прыжках. Если люди большую часть дня проводят на ногах, переносят большие тяжести, у них может развиться плоскостопие, то есть форма стопы меняется, становится плоской. К плоскостопию может привести очень узкая и тесная обувь или увлечение обувью на высоких каблуках. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают. Для предупреждения плоскостопия полезно ходить босиком, на цыпочках, заниматься плаванием, подвижными играми. Существуют специальные упражнения. Обувь должна быть на небольшом каблуке (3-5 см). Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки - линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и МБ от точек А и М. Найдите точку пересечения МО со следом и обозначьте ее буквой С. Затем СД разделите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок СВ равен нулю, это в пределах нормы. Отпечаток ступни человека представлен на рисунке 1.

Примечание: при выявлении плоскостопия у человека дети выполняют геометрические построения: проводят прямые, откладывают отрезки, равные данным, чертят углы, треугольники, пользуются масштабной линейкой, циркулем, трaнcпортиром, чертежным угольником.

Группа №4 \"Статистические закономерности в исследовании модификационной изменчивости человека. Построение вариационного ряда и вариационной кривой\"

Модификационная (фенотипическая) изменчивость - изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный хаpaктер. Предел проявления модификационной изменчивости организма при неизменном генотипе - норма реакции. Норма реакции обусловлена генотипом и различается у разных особей данного вида. Норма реакции имеет предел для каждого вида - например, усиленное кормление приведет к увеличению массы животного, однако она будет находиться в пределах нормы реакции, хаpaктерной для данного вида или породы. Ранжированное отображение проявления модификационной изменчивости - вариационный ряд - ряд модификационной изменчивости свойства организма, который состоит из отдельных свойств видоизменений, размещенных в порядке увеличения или уменьшения количественного выражения свойства. Единичный показатель соотношения двух факторов в вариационном ряде (например, длина шерсти и интенсивность ее пигментации) называется варианта.

Таблица 1 - Вариационный ряд модификационной изменчивости роста и веса человека

Показатели роста (веса)          
Частота встречаемости          

Вариационная кривая

График среднеквадратичного отклонения, исходящий из вариационной кривой \"модификационная изменчивость пшеницы\".

Графическое отображение проявления модификационной изменчивости - вариационная кривая - отображает как диапазон вариации свойства, так и частоту отдельных вариант. Из кривой видно, что наиболее распространены средние варианты проявления. Почти всегда эти факторы, одновременно действуя на онтогенез, нейтрализуют друг друга, то есть ни уменьшения, ни увеличения значения признака не наблюдается. Это и является причиной, по которой особи с. При построении вариационной кривой можно рассчитать величину среднеквадратичного отклонения и, на основе этого, построить график среднеквадратичного отклонения от медианы - наиболее часто встречающуюся величину признака.

Ход проведения исследования

1. Измерьте свой рост и вес.

2. Занесите в таблицу следующие данные: рост и вес, частота встречаемости.

3. Постройте вариационную кривую - отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

4. Определите норму реакцию для каждого признака. Определите среднюю величину признака .Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена. Примечание: учащиеся используют сведения , полученные при изучении теории вероятности и статистики: понятие случайного эксперимента, элементарных событий, событий и их вероятностей, понятие о независимости эксперимента, нахождения числовых хаpaктеристик (математического ожидания, дисперсии, медианы, наибольшего и наименьшего значений, размаха, отклонений).

III Отчет учащихся, анализ результатов исследования. Поиск ответа и его формулировка по проблеме урока.

IV Анализ деятельности учащихся, выставление оценок, домашнее задание.

V Подведение итогов урока.

1 Изучение особенностей внешнего и внутреннего строения различных организмов подтверждает наличие математических закономерностей, позволяет понимать многообразие и взаимосвязь явлений природы.

2 Глубокое осмысление математических закономерностей в отношении биологических организмов усиливает познавательную деятельность для изучения математики и биологии.

Урок по данной теме был проведен на базе гимназического и общеобразовательных классов. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

а) материал урока исследовательского плана вызывает устойчивый интерес к изучению биологии и математики, повышает уровень мотивации учебной деятельности, стимулирует мыслительную деятельность детей;

б) материал способствует формированию следующих \"компетенций:

1) предметной(постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение материала, выявление причинно-следственных связей) ;

2) коммуникативной (понимать и воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку изученных объектов и процессов) ;

3) информационной (готовность к использованию информационных ресурсов, основанная на информационных компетенциях, как и другие, включает освоение опыта деятельности на основе эмоционально-ценностностной ориентации личности) ;

4) экологической (умения устанавливать взаимосвязь между строением и образом жизни организма) ;

5) компетенции здоровье сбережения; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития\".

Вывод: мы надеемся, что наши дети, став взрослыми, в условиях постоянно меняющихся спроса и предложений на рынке профессиональных услуг, не растеряются, найдут свою профессиональную нишу, так как  подобного рода учебные занятия позволят им быстрее адаптироваться и включаться в новое дело, изучать и искать новые способы решения проблем, поступать обдуманно, нести ответственность за свои действия не только в производственной сфере, но и в семье, в кругу близких и друзей.  

Список используемых источников

1 Андреев А.В. Знания или компетенции?//Высшее образование в России,2005г.,№2.

2 Википедия.

3 Захаров В.Б. Биология. Общие закономерности.- М.-1996.

4 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. http://quality.petrsu.ru.

5 Курникова Е.В., Юрчук Л.А. Урок - исследование как новая форма интеграции учебных предметов. М., материалы VIII Международной конференции Образование в 21 веке - глазами детей и взрослых, 2008.

6 Лежнина Г.В. Компетентностный подход: анализ понятий. - www.eduhmao.ru.

7 Лернер Г.И. Методы обучения на уроках биологии, МИОО, М.

8 Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии, М.- 1989.

9 Пименов А.В. Уроки биологии в 10 кл.-2003.

10 Учебник \"Биология.Человек\" под ред. Драгомилова А.Г.,М., 2005.

11 Учебник \"Теория вероятностей и статистика\" под ред. Тюрина Ю.Н.,МЦНМО, 2004.

12 Учебник \"Геометрия 7-11 класс\", под ред. Атанасяна Л.С., 2006.

13 Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как хаpaктеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. - http://www.eidos.ru.



Комментарии:

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

15 10 2025 17:10:29

Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

14 10 2025 6:58:52

Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"


    Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"

      Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...

13 10 2025 22:47:32

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

12 10 2025 19:23:22

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"


    Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

      На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

11 10 2025 1:26:34

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код


    ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

      Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

10 10 2025 14:14:42

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

09 10 2025 20:39:50

Естественный отбор: значение, источники и классификация

Естественный отбор: значение, источники и классификация Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....

08 10 2025 10:27:29

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

07 10 2025 23:50:39

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

06 10 2025 23:26:25

Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"


    Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"

      Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....

05 10 2025 18:53:14

Путешествие в невидимый мир


    Путешествие в невидимый мир

      Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

04 10 2025 2:54:36

Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"


    Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"

      Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....

03 10 2025 21:38:23

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"


    Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

      Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

02 10 2025 0:43:36

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»


    Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

      Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

01 10 2025 20:44:44

Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"


    Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

      Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

30 09 2025 7:23:28

Программа по биологии. 11-й класс


    Программа по биологии. 11-й класс

      Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....

29 09 2025 1:38:10

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

28 09 2025 20:47:34

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

27 09 2025 18:41:52

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"


    Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

      Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

26 09 2025 23:53:21

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

25 09 2025 16:49:33

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

24 09 2025 12:59:29

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

23 09 2025 3:14:18

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

22 09 2025 3:17:36

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"


    Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

      Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

21 09 2025 9:24:57

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

20 09 2025 13:31:38

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

19 09 2025 5:32:43

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

18 09 2025 14:18:17

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

17 09 2025 17:36:18

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...

16 09 2025 12:53:15

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

      Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....

15 09 2025 19:15:20

Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика


    Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика

      Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....

14 09 2025 21:16:35

Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение. ...

13 09 2025 9:24:20

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

12 09 2025 14:25:27

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс


    Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

11 09 2025 7:56:47

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

10 09 2025 11:12:55

"Размножение рыб". 7-й класс


    "Размножение рыб". 7-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....

09 09 2025 3:42:50

Биология - наука о живой природе

Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....

08 09 2025 17:24:18

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

07 09 2025 18:38:50

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс


    Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

      Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

06 09 2025 4:20:23

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии

      В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...

05 09 2025 5:47:29

Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"


    Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"

      Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....

04 09 2025 15:21:52

Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)


    Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)

      В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....

03 09 2025 20:29:44

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"


    Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

      Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

02 09 2025 1:36:19

Ролевая игра "Опopно-двигательная система"


    Ролевая игра "Опopно-двигательная система"

      Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

01 09 2025 19:49:18

Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"


    Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"

      Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. ...

31 08 2025 13:57:51

Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс


    Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс

      Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных. ...

30 08 2025 2:35:26

Болезни органов дыхания


    Болезни органов дыхания

      К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную. ...

29 08 2025 15:52:20

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...

28 08 2025 17:39:35

Проектная идея "Земноводные"


    Проектная идея "Земноводные"

      Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....

27 08 2025 22:46:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::