Изучение математических закономерностей на биологических объектах
Уровень развития современного общества предполагает использование в образовательной среде различных технологий, способствующих в полной мере раскрытию творческого потенциала детей, всестороннему гармоничному развитию учащихся, что в дальнейшем послужит формированию интеллектуальной и информационной культуры. Одной из форм реализации данных социальных заказов является использование в образовательном процессе исследовательской деятельности учащихся. По мнению Г.И. Лернера \"исследовательская деятельность выступает как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области биологии. В процессе исследований на уроке ребенок получает опыт деятельности в заданной сфере и эффективные результаты, с которыми он может выступить\". Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости \"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму\".
Цель урока: используя конкретные примеры, доказать взаимосвязь и возможность использования математических понятий при изучении биологических процессов и объектов.
Образовательные задачи: формирование представлений учащихся о взаимопогружении математики в образовательную область биологии; формирование у детей компетенций различного направления, умения применять знания на пpaктике.
Воспитательные задачи: формирование материалистического мировоззрения, толерантного отношения, критического мышления, культуры речи.
Развивающие задачи: развитие представлений о целостности органического мира, умений и навыков выполнения исследовательских заданий, работая в группах, способности к сравнению, анализу и классификации получаемой информации.
Педтехнологии: чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ).
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: биология, математика, ОБЖ., информатика.
Методы: метод исследования, чтения с пометками, наблюдения, беседа с элементами рассказа, демонстрация,
Оборудование: коллекции насекомых, иглокожих, paкообразных, скелет человека, череп человека, рулетка, напольные весы, письменные принадлежности, карточки с заданиями, теоретическим материалом, медиапроектор, презентация..
Ход урока
I Организационный момент: распределение учащихся для работы в группах и организация их работы. В качестве проблемной гипотезы урока были выбраны слова Фурье: \"Пристальное глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий в математике\" (необходимо опровергнуть или доказать истинность данной фразы).
II Изучение нового материала. Исследовательская работа учащихся в группах проводится по различным направлениям : изучение функциональной сердечно-сосудистой пробы, выявление различных видов симметрии у живых организмов; выявление плоскостопия у человека, статистические закономерности в биологии .Она включает следующий алгоритм действий: изучение теоретического материала, проведение заданий исследовательского хаpaктера, отчет о проделанной работе. В ходе обсуждения вопросы друг другу задают участники других групп, учитель корректирует, направляет, помогает и консультирует при возникновении определенных проблем, т.е. руководит исследовательским и познавательным процессом. Для проведению работы и приобретения знаний используются карточки с заранее отобранным материалом.
Исследовательская работа учащихся по выполнению заданий
Группа №1 \"Функциональная сердечно-сосудистая проба\"
- Изучите теоретический материал.
- Выполните задания.
- Какие математические понятия , умения вы использовали?
- Выводы и рекомендации.
Малоподвижный образ жизни, недостаточное пребывание на воздухе, нерациональное питание ослабляют сердце. При увеличении физических нагрузок слабая сердечная мышца не может долго работать, быстро утомляется. Кровоснабжение органов нарушается, человек быстро устает, начинает чувствовать себя плохо. Для определения состояния сердца используется функциональная сердечная проба:
1) определите частоту сердечных сокращений в состоянии покоя ( три раза подсчитайте пульс в состоянии покоя за 10 с., возьмите среднюю величину, умножьте на 6) ;
2) сделайте 20 приседаний, в течение 10 секунд подсчитайте пульс;
3) такой же подсчет повторяют спустя 1,2,3,4,5 минут. Определите ЧСС после нагрузки и динамику возвращения в состояние покоя. Умножьте данные на 6 и запишите в таблицу. Постройте график. На оси абсцисс откладывают время, на оси ординат - величину ЧСС.
Анализ результатов. Если частота ЧСС увеличилась меньше, чем на одну треть, результаты хорошие. После нагрузки пульс должен вернуться к исходному состоянию не более чем за 2 минуты. Примечание: при выполнении данного задания реализуются следующие математические понятия: нахождение среднего арифметического величин, понятие функциональной зависимости, построение и чтение графиков функций.
Группа №2 \"Выявление различных форм симметрии на биологических объектах\"
- Изучите теоретический материал.
- Что такое симметрия? Хаpaктеристика видов симметрии на примере насекомых, иглокожих, крабов, человека.
- Доказать наличие различных видов симметрии у бабочек, иглокожих.
- Какова роль явления симметрии в природе?
Симметрия (от греческого symmetria - \"соразмерность\") - понятие, означающее сохраняемость, повторяемость, \"инвариантность\" каких-либо особенностей структуры изучаемого объекта при проведении с ним определенных преобразований. На явления симметрии в живой природе обратили внимание ещё в Древней Греции пифагорейцы в связи с развитием учения о гармонии (V век до н.э.). Под симметрией у животных понимают соответствие в размерах, форме и очертаниях, а также относительное расположение частей тела, находящихся на противоположных сторонах разделяющей линии. Сферическая симметрия имеет место у радиолярий и солнечников, тела которых сферической формы, а части распределены вокруг центра сферы и отходят от неё. У таких организмов нет ни передней, ни задней, ни боковых частей тела, любая плоскость, проведённая через центр, делит животное на одинаковые половинки. При радиальной симметрии тело имеет форму короткого или длинного цилиндра либо сосуда с центральной осью, от которого отходят в радиальном порядке части тела. Это кишечнополостные, иглокожие, морские звёзды Тело человека построено по принципу зеркальной симметрии. Большинство из нас рассматривает мозг как единую структуру, в действительности он разделён на две половины. Эти две части - два полушария - плотно прилегают друг к другу. В полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие представляет собой почти точное зеркальное отображение другого по такому же принципу построено тело бабочек, крабов, жуков.
Примечание: учащиеся акцентируют внимание на различных видах движения (центральной осевой, зеркальной симметрии, сферической и радиальной симметрии). Исследования убеждают в том, что все виды симметрии обладают следующим свойством - это отображение плоскости на себя, которое сохраняет расстояние между точками.
Группа №3 \"Методика выявления плоскостопия у человека
- Изучите теоретический материал.
- Определите наличие или отсутствие плоскостопия на предложенных отпечатках ступни.
- Ваши рекомендации для формирования нормального свода стопы.
- Какие математические навыки и умения вы использовали?
Средняя часть стопы немного приподнята, имеет сводчатую форму. Это позволяет смягчать толчки при ходьбе и прыжках. Если люди большую часть дня проводят на ногах, переносят большие тяжести, у них может развиться плоскостопие, то есть форма стопы меняется, становится плоской. К плоскостопию может привести очень узкая и тесная обувь или увлечение обувью на высоких каблуках. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают. Для предупреждения плоскостопия полезно ходить босиком, на цыпочках, заниматься плаванием, подвижными играми. Существуют специальные упражнения. Обувь должна быть на небольшом каблуке (3-5 см). Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки - линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и МБ от точек А и М. Найдите точку пересечения МО со следом и обозначьте ее буквой С. Затем СД разделите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок СВ равен нулю, это в пределах нормы. Отпечаток ступни человека представлен на рисунке 1.
Примечание: при выявлении плоскостопия у человека дети выполняют геометрические построения: проводят прямые, откладывают отрезки, равные данным, чертят углы, треугольники, пользуются масштабной линейкой, циркулем, трaнcпортиром, чертежным угольником.
Группа №4 \"Статистические закономерности в исследовании модификационной изменчивости человека. Построение вариационного ряда и вариационной кривой\"
Модификационная (фенотипическая) изменчивость - изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный хаpaктер. Предел проявления модификационной изменчивости организма при неизменном генотипе - норма реакции. Норма реакции обусловлена генотипом и различается у разных особей данного вида. Норма реакции имеет предел для каждого вида - например, усиленное кормление приведет к увеличению массы животного, однако она будет находиться в пределах нормы реакции, хаpaктерной для данного вида или породы. Ранжированное отображение проявления модификационной изменчивости - вариационный ряд - ряд модификационной изменчивости свойства организма, который состоит из отдельных свойств видоизменений, размещенных в порядке увеличения или уменьшения количественного выражения свойства. Единичный показатель соотношения двух факторов в вариационном ряде (например, длина шерсти и интенсивность ее пигментации) называется варианта.
Таблица 1 - Вариационный ряд модификационной изменчивости роста и веса человека
Показатели роста (веса) | |||||
Частота встречаемости |
Вариационная кривая
График среднеквадратичного отклонения, исходящий из вариационной кривой \"модификационная изменчивость пшеницы\".
Графическое отображение проявления модификационной изменчивости - вариационная кривая - отображает как диапазон вариации свойства, так и частоту отдельных вариант. Из кривой видно, что наиболее распространены средние варианты проявления. Почти всегда эти факторы, одновременно действуя на онтогенез, нейтрализуют друг друга, то есть ни уменьшения, ни увеличения значения признака не наблюдается. Это и является причиной, по которой особи с. При построении вариационной кривой можно рассчитать величину среднеквадратичного отклонения и, на основе этого, построить график среднеквадратичного отклонения от медианы - наиболее часто встречающуюся величину признака.
Ход проведения исследования
1. Измерьте свой рост и вес.
2. Занесите в таблицу следующие данные: рост и вес, частота встречаемости.
3. Постройте вариационную кривую - отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.
4. Определите норму реакцию для каждого признака. Определите среднюю величину признака .Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена. Примечание: учащиеся используют сведения , полученные при изучении теории вероятности и статистики: понятие случайного эксперимента, элементарных событий, событий и их вероятностей, понятие о независимости эксперимента, нахождения числовых хаpaктеристик (математического ожидания, дисперсии, медианы, наибольшего и наименьшего значений, размаха, отклонений).
III Отчет учащихся, анализ результатов исследования. Поиск ответа и его формулировка по проблеме урока.
IV Анализ деятельности учащихся, выставление оценок, домашнее задание.
V Подведение итогов урока.
1 Изучение особенностей внешнего и внутреннего строения различных организмов подтверждает наличие математических закономерностей, позволяет понимать многообразие и взаимосвязь явлений природы.
2 Глубокое осмысление математических закономерностей в отношении биологических организмов усиливает познавательную деятельность для изучения математики и биологии.
Урок по данной теме был проведен на базе гимназического и общеобразовательных классов. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
а) материал урока исследовательского плана вызывает устойчивый интерес к изучению биологии и математики, повышает уровень мотивации учебной деятельности, стимулирует мыслительную деятельность детей;
б) материал способствует формированию следующих \"компетенций:
1) предметной(постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение материала, выявление причинно-следственных связей) ;
2) коммуникативной (понимать и воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку изученных объектов и процессов) ;
3) информационной (готовность к использованию информационных ресурсов, основанная на информационных компетенциях, как и другие, включает освоение опыта деятельности на основе эмоционально-ценностностной ориентации личности) ;
4) экологической (умения устанавливать взаимосвязь между строением и образом жизни организма) ;
5) компетенции здоровье сбережения; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития\".
Вывод: мы надеемся, что наши дети, став взрослыми, в условиях постоянно меняющихся спроса и предложений на рынке профессиональных услуг, не растеряются, найдут свою профессиональную нишу, так как подобного рода учебные занятия позволят им быстрее адаптироваться и включаться в новое дело, изучать и искать новые способы решения проблем, поступать обдуманно, нести ответственность за свои действия не только в производственной сфере, но и в семье, в кругу близких и друзей.
Список используемых источников
1 Андреев А.В. Знания или компетенции?//Высшее образование в России,2005г.,№2.
2 Википедия.
3 Захаров В.Б. Биология. Общие закономерности.- М.-1996.
4 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. http://quality.petrsu.ru.
5 Курникова Е.В., Юрчук Л.А. Урок - исследование как новая форма интеграции учебных предметов. М., материалы VIII Международной конференции Образование в 21 веке - глазами детей и взрослых, 2008.
7 Лернер Г.И. Методы обучения на уроках биологии, МИОО, М.
8 Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии, М.- 1989.
9 Пименов А.В. Уроки биологии в 10 кл.-2003.
10 Учебник \"Биология.Человек\" под ред. Драгомилова А.Г.,М., 2005.
11 Учебник \"Теория вероятностей и статистика\" под ред. Тюрина Ю.Н.,МЦНМО, 2004.
12 Учебник \"Геометрия 7-11 класс\", под ред. Атанасяна Л.С., 2006.
13 Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как хаpaктеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. - http://www.eidos.ru.
Комментарии:
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
28 03 2024 0:26:51
В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....
27 03 2024 13:11:58
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. ...
26 03 2024 9:25:54
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...
25 03 2024 8:23:18
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека. Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся. ...
24 03 2024 19:13:35
Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....
23 03 2024 14:32:39
Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....
22 03 2024 14:51:53
Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....
21 03 2024 19:47:50
Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...
20 03 2024 3:41:41
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
19 03 2024 0:51:41
Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...
18 03 2024 14:45:47
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
17 03 2024 10:37:18
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
16 03 2024 14:59:10
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
15 03 2024 14:26:34
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
14 03 2024 7:50:35
Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...
13 03 2024 1:19:31
В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....
12 03 2024 0:55:22
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
11 03 2024 14:58:30
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
10 03 2024 17:57:34
Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....
09 03 2024 16:36:38
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...
08 03 2024 4:41:58
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
07 03 2024 17:34:21
Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...
06 03 2024 13:56:53
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
05 03 2024 15:43:33
Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....
04 03 2024 20:23:43
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
03 03 2024 22:58:58
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
02 03 2024 10:13:37
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
01 03 2024 9:50:38
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
29 02 2024 5:47:58
Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....
28 02 2024 4:49:33
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
27 02 2024 15:56:20
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
26 02 2024 1:13:55
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
25 02 2024 16:52:41
Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....
24 02 2024 22:47:27
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
23 02 2024 21:57:24
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...
22 02 2024 4:30:29
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
21 02 2024 5:22:46
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
20 02 2024 21:27:47
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
19 02 2024 5:19:11
Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...
18 02 2024 20:37:46
Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....
17 02 2024 22:57:33
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
16 02 2024 4:52:58
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
15 02 2024 10:37:20
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...
14 02 2024 3:43:17
Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....
13 02 2024 20:32:40
Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....
12 02 2024 20:14:36
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
11 02 2024 3:45:28
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
10 02 2024 12:46:30
На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....
09 02 2024 16:55:51
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
08 02 2024 1:53:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::