Урок-исследование на тему "Основная функция листа" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-исследование на тему "Основная функция листа"


    Урок-исследование на тему "Основная функция листа"

Учебные задачи:

Обучающие:

- научить учащихся обpaбатывать данные экспериментов;

- учить сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

- продолжать обучение работы в группах;

- учить правильно распределять обязанности, уметь слушать своих товарищей и приходить к общему мнению;

Развивающие:

- учить учащихся выдвигать гипотезы и на основании опытов иэкспериментов доказывать или опровергнуть их;

Тип урока: урок-совершенствование знаний, умений и навыков.

Основной метод: исследовательский.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование: на столах – живые растения, пробирки с раствором крахмала, йода, спирта, пипетки, клубни картофеля.

Подготовка к уроку: за неделю до урока поставить опыт по образованию крахмала в листьях на свету.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Класс делится на 4 группы (исследовательские лаборатории).

II. Постановка познавательной задачи.

(На столе учителя стоит ветка дерева, без листьев)

Учитель: Что не хватает на нашей веточке?

Учащиеся: Листьев.

Учитель: Как вы думаете, для чего растениям нужны листья, какую функцию они выполняют? (Учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель: О чем пойдет речь на этом уроке? Что нам необходимо выяснить?

Учащиеся: Выяснить, какую основную функцию выполняет лист.

В тетради учащиеся записывают тему урока, задачи и как найти пути решения их.

III. Актуализация знаний.

(Учащиеся по очереди называют, все, что они знают о строении листа)

IV. Изучение нового материала.

Учитель: начнем наше расследование.

1. Постановка проблемы:

Учитель: Как вы думаете, какие компоненты необходимы, для выполнения основной функции зеленого листа?

Выдвижение гипотезы:

Решение проблемы:

- Для выполнения этой функции необходимо четыре компонента:

Учитель:

1. Для получения первого компонента растения приспособились специально располагать листья в виде мозаики или прикорневых розеток (Свет)

2. Большинство растений имеют листья зеленого цвета, Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? (Хлорофилл)

3. Третий компонент – это газ, который выделяют в атмосферу при дыхании все живые организмы. (Углекислый газ)

4. Четвертый компонент – это вещества, которые поднимаются по сосудам корня, стeбля и попадают в сосуды жилок листа. (Неорганические вещества – вода с растворенными минеральными веществами)

(Учащиеся отгадывают их и, не называя, записывают их в тетради)

После обобщения данных записывается вывод.

Вывод: Листу необходимы: свет, углекислый газ, вода с растворенными минеральными веществами, а в листе должен быть хлорофилл, придающий ему зеленую окраску.

Учитель: Первую часть в открытии функции листа мы сделали. Нас ждет второй вопрос.

2. Постановка проблемы:

- Что образуется в листе с участием этих веществ?

Выдвижение гипотезы:

- Образуются органические вещества.

Решение проблемы:

Учитель: Сначала мы сделаем следующее:

На столах в двух пробирках имеются растворы крахмала и йода. Капните раствор йода в раствор крахмала. Какого цвета стал крахмал?

Учащиеся: Сине-фиолетовый.

Учитель:

1. Теперь возьмите лист растения (у каждой группы свой набор). Сначала зальем его кипятком, а затем в горячий спирт. (Пигменты хлоропласта разрушатся)

2. Затем на обесцвеченный лист капните несколько капель раствора йода и положите на заранее приготовленный белый лист. Какого цвета он стал?

Учащиеся: Фиолетовым.

Вывод: В листе образуется органическое вещество - крахмал.

3. Постановка проблемы:

- Действительно ли наличие света – это одно из главных условий образования крахмала.

Выдвижение гипотезы:

- Органические вещества образуются только на свету.

Решение проблемы:

- Рассказ учащегося о заранее проведенном, до урока, опыте.

Вывод: Крахмал в листьях образуется только на свету.

4. Постановка проблемы:

- Что выделяется из листьев в атмосферу, когда в зеленом листе идет этот процесс?

Выдвижение гипотезы:

- Учащиеся называют различные вещества и газы.

Решение проблемы:

- Итак, среди разных веществ был назван кислород. Чтобы это предположение подтвердить, рассмотрим опыт Пристли с мышами.

Задание: Рассмотрите рисунок, на котором изображен этот опыт. Как его можно истолковать? Учащиеся отвечают.

Вывод: В результате процесса, проходящего в листьях, на свету выделяется кислород. За год растение выделяет в атмосферу 400 млрд.т. кислорода, поглощает 600 млрд.т. углекислого газа. Это растениям – единственным в мире производителям кислорода мы говорим спасибо за то, что мы живем.

Учитель: Теперь нам нужно дать название этой основной функции листа. По-гречески – свет – фотос, а соединение - это синтезис. (Ученики записывают в тетрадь)

Определение: Процесс образования органических веществ в листьях на свету – называется фотосинтезом.

5. Постановка проблемы:

- За год растение образует в листьях 450 млрд.т. органических веществ. Куда же эти органические вещества поступают?

Выдвижение гипотезы:

- Органические вещества, образовавшиеся в листьях поступают в стебель, корни, корневища.

V. Домашнее задание:

1 группа: Выяснить, в каких корнеплодах есть крахмал. Наблюдение записать в тетради.

2 группа: Мини-сочинение “Берегите лес”.

3 группа: Сочинить стихотворение со словами: фотосинтез, углекислый газ, свет, хлорофилл.

VI. Рефлексия:

Учитель: Вернемся к нашей веточке.

Задание учащимся: Попробуем оживить следующим образом. Каждый ученик, (по очереди), подходит к ветке, говоря ей:

- или слова благодарности;

- или напутствия;

- или выводы, которые он(а) сделали из урока (О бережном отношении к природе, при этом ученики прикрепляют по одному вырезанному листику).

В результате должна получиться ветка с прикрепленными бумажными листочками.

Тема: “Строение растительной клетки”
Фрагмент урока-исследования

6-е классы

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся знания о клетке.
  2. Раскрыть особенности строения растительной клетки
  3. Сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуоли.
  4. Закрепить знания умения работать с микроскопом, делать обобщения, выводы.

Тип урока: Урок усовершенствования знаний, умений, навыков.

Основной метод: Исследовательский.

Форма: Организация учебной деятельности: Парная.

Оборудование: Микроскопы, микропрепараты растительных и животных тканей. Таблицы “Строение растительной клетки”, “Строение животной клетки”, лук репчатый, лист элодеи – готовый препарат.

ХОД УРОКА

I. Постановка познавательной задачи.

Учитель: Ребята, вы видели клетки? (Нет)

Вы уверены, что все растения, как впрочем, и все другие живые организмы, состоят из клеток? (Да)

Сегодня на уроке вы рассмотрите под микроскопом препараты кожицы лука, которые приготовите сами. Я надеюсь, что мы после исследования сделаем правильные выводы о строении растительной клетки.

Решение познавательной задачи.

Лабораторная работа “Строение растительной клетки”.

Порядок выполнения работы:

Учитель:

  1. В каплю на предметное стекло положите маленький кусочек прозрачной кожицы и расправьте его кончиком иглы (ручки).
  2. Покройте кожицу покровным стеклом.
  3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

Учитель: Что вы видите?

Ученики: Кожица лука состоит из плотно прилегающих клеток. Каждая клетка одета оболочкой, внутри находится цитоплазма.

Задание: Зарисуйте клетки в тетради, подпишите.

  1. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло одну каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой оттяните лишний раствор.
  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Какие произошли изменения?

Ученики: В каждой клетке стали видны коричневые ядра, в некоторых хорошо видна цитоплазма и вакуоль.

Задание: Дорисуйте части клетки в тетрадях.

Выводы: Клетка кожицы лука имеет оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоли.

Учитель: Прослушайте стихотворение:

“С лука сняли кожицу, тонкую бесцветную,
Положили кожицу на стекло предметное.
Микроскоп поставили, препарат – на столик,
Объектив направили, глядь, а лук из долек!
Дольки – это клетки, с ядрами внутри,
Вакуоли крупные в клетке – посмотри.
Снаружи – оболочка, под нею – цитоплазма.
Зеленые пластиды искать будешь напрасно.

II. Постановка познавательной задачи:

Учитель: Почему мы не увидели зеленые пластиды? Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим препарат листа элодеи.

Решение познавательной задачи:

Учащиеся рассматривают препарат под микроскопом.

Учитель: В чем сходство и различие между клетками кожицы лука и листа элодеи?

Ученики: Сходство в том, что в кожице лука нет зеленых пластид (хлоропластов), как в клетке листа элодеи, поэтому кожица бесцветная.

Далее учащиеся обобщают полученные данные, делают выводы.

Вывод: Растительная клетка состоит из оболочки, цитоплазмы, ядра, вакуоли, хлоропласта.

Фрагмент урока-исследования по теме:
“Плесневые грибы, их строение, размножение”

7-е классы

Цель:

  1. Изучить плесневые грибы.
  2. Выяснить строение плесневых грибов, их размножение.

Основной метод: Исследовательский.

Оборудование: Таблицы с изображением строения плесневых грибов, микроскопы с препаратом гриба мухомора, гриб – мухомор, выращенный учащимся заранее на хлебе в стеклянных банках.

Предварительная подготовка к уроку: Задание учащимся: Вырастить гриб – мукор на хлебе, наблюдение оформить на альбомных листах.

ХОД УРОКА

Учитель: Вы дома выращивали плесневый гриб – мухомор, расскажите ваши наблюдения. (Отчет по наблюдениям 2–3 ученика)

1. Постановка познавательной задачи:

Учитель: Нам сегодня необходимо выяснить:

  1. Какое строение имеет гриб – мукор?
  2. Как размножаются плесневые грибы?

2. Решение познавательной задачи. Выдвижение гипотез:

Лабораторная работа “Плесневый гриб – мукор”

Порядок выполнения работы:

Учитель:

1. Рассмотреть мукор под микроскопом.

- Почему его называют плесенью?

2. Найти грибницу и “головки” - плодовые тела со спорами.

- Какое они имеют строение?

3. На препарат мукора пипеткой нанести каплю воды и наблюдать, как увеличиваются размеры грибниц и плодовых тел.

- Почему это происходит?

4. Зарисовать и подписать название составных частей гриба – мукора.

Выводы: а) Гриб – мукор состоит из тонких, бесцветных нитей грибницы. Это все одна, сильно разросшаяся клетка с множеством ядер в цитоплазме.

б) Размножается гриб – мукор спорами. Споры образуются на концах нитей грибницы в расширениях имеющих вид округлых черных головок.

Учитель: Как вы считаете, какой из способов добывания пищи хаpaктерен для гриба-мукора?

Учащиеся: Это гриб – сапрофит. Он питается готовыми органическими веществами.

Учитель: Этот гриб поселяется не только на хлебе, но и на других продуктах питания. Например: - на фруктах, овощах, варенье и т.д.

Задание учащимся: Подготовить рассказ о хранении продуктов питания и записать его в тетради.



Комментарии:

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....

22 12 2025 3:38:49

Питание и пищеварение

Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....

21 12 2025 23:13:37

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

20 12 2025 3:19:13

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

19 12 2025 6:59:37

Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"


    Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"

      Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....

18 12 2025 12:58:46

Сохранение многообразия видов. 11-й класс


    Сохранение многообразия видов. 11-й класс

      Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....

17 12 2025 12:19:59

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

16 12 2025 23:31:14

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

15 12 2025 1:56:59

Защита проекта "Мир водорослей"


    Защита проекта "Мир водорослей"

      На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....

14 12 2025 10:46:20

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

13 12 2025 20:13:32

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

12 12 2025 23:15:19

Урок-конференция "Генетика и медицина"


    Урок-конференция "Генетика и медицина"

      Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....

11 12 2025 6:23:32

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

10 12 2025 11:11:29

Информационно-агитационные буклеты "Сохраним природу вместе!"

"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....

09 12 2025 17:43:41

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

08 12 2025 17:10:11

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

07 12 2025 1:19:20

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

06 12 2025 8:15:47

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

05 12 2025 15:43:17

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

04 12 2025 10:29:33

Урок по естествознанию "Закаливание организма человека"


    Урок по естествознанию "Закаливание организма человека"

      Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....

03 12 2025 0:36:20

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

02 12 2025 22:29:22

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения, сосуды

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения, сосуды Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....

01 12 2025 11:50:12

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

30 11 2025 14:44:49

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе


    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

      В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя. Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока. ...

29 11 2025 13:43:11

Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс


    Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

      В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

28 11 2025 5:35:41

Тема урока: "Особенности жизнедеятельности лягушки"

Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...

27 11 2025 1:57:54

Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков


    Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков

      Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса. ...

26 11 2025 7:53:50

Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"


    Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"

      Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

25 11 2025 17:25:38

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

24 11 2025 7:13:45

Урок биологиив 7-ом классе на тему "Класс земноводных. Озерная лягушка".


    Урок биологиив 7-ом классе на тему "Класс земноводных. Озерная лягушка".

      Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета. ...

23 11 2025 5:24:31

Использование дополнительной литературы на уроках биологии


    Использование дополнительной литературы на уроках биологии

      Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

22 11 2025 8:51:25

Урок "Заповедные уголки Воронежа и Воронежской области"


    Урок "Заповедные уголки Воронежа и Воронежской области"

      Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....

21 11 2025 0:31:27

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....

20 11 2025 23:13:48

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

19 11 2025 7:34:35

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

18 11 2025 4:46:38

Строение и жизнедеятельность бактерий


    Строение и жизнедеятельность бактерий

      На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

17 11 2025 20:39:33

Выделительная система человека. Строение и функции почек

Выделительная система человека. Строение и функции почек Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....

16 11 2025 14:57:17

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

15 11 2025 6:14:52

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

14 11 2025 3:33:18

Урок-игра по биологии "Птицы"


    Урок-игра по биологии "Птицы"

      Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

13 11 2025 7:40:53

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

12 11 2025 0:16:21

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"


    Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

      В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

11 11 2025 0:14:50

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

10 11 2025 2:13:45

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

09 11 2025 1:39:21

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

08 11 2025 7:26:21

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся


    Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

      В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

07 11 2025 11:14:55

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

06 11 2025 21:40:17

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

05 11 2025 17:34:58

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

04 11 2025 2:25:25

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

03 11 2025 20:25:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::