План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"
Цель: развитие творческих способностей учащихся в процессе усвоения основных биологических закономерностей.
Задачи:
- способствовать формированию умений работы с учебной информацией и самоорганизации познавательной деятельности;
- изучать закономерности творческой жизни личности на основе ознакомления с биографией Ковалевского А. О.;
- способствовать формированию умения видеть проблему, намечать план ее решения, привлекать имеющиеся знания для решения проблемы, аргументировать решения, предлагать способ проверки гипотез.
Оборудование: влажные препараты, чучела и органы различных позвоночных, таблицы «Тип Хордовые. Класс Рыбы», «Тип Хордовые. Класс Земноводные», «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», портрет А. О. Ковалевского, учебник 7 класс «Биология. Многообразие живых организмов», авторы: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова, издательство «Дрофа», Москва – 2005 г.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Метод обучения: частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
I. Задания для групп (группы по 4 человека)
Прочитайте текст учебника на стр. 174-175. Рассмотрите рисунки и выполните следующие действия:
- Выделите основные признаки типа Хордовых, приведите примеры;
- Сравните подтипы Хордовых и объясните черты различия бесчерепных и позвоночных;
- Сконструируйте проблемное задание для организации групповой дискуссии на уроке.
II. Решение биологических проблем методом контрольных вопросов:
- Ланцетник был открыт в XVIII веке. Ученые вначале отнесли его к типу моллюсков. Обоснуйте или опровергните это утверждение. Сделайте вывод о положении ланцетника в системе животного мира.
- В настоящее время на Земле обитает около 1,5 млн видов животных. Немногие из них отобраны для изучения в школе. Среди них ланцетник. Попробуйте обосновать включение этого животного в школьную программу.
- Какие изменения в природе могут произойти, если в один момент исчезнут все ланцетники?
- Ученые утверждают, что у одних видов животных понижение температуры воздуха вызовет повышение активности, а у других - ее понижение. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие высказанную позицию. Объясните, в чем заключаются причины изменения активности животных при понижении температуры воздуха.
Алгоритм метода контрольных вопросов
- Прочтите внимательно условие задачи и предложите все возможные ответы.
- Для формулирования решений постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Как по-новому применить систему (тело, вещество, явление, процесс)?
- Как упростить систему?
- Как изменить систему?
- Что можно увеличить в системе?
- Что можно уменьшить в системе?
- Что можно заменить?
- Что можно перевернуть наоборот?
- Каковы возможные комбинации системы?
III. Анализ фрагмента творческой биографии А. О. Ковалевского (сообщения учащихся).
«Он жил, чтобы исследовать, а не исследовал, чтобы жить», – писали о выдающемся русском зоологе Александре Онуфриевиче Ковалевском. Окончив в 1863 г. Петербургский университет, он, натуралист по призванию, подчинил все свои мысли и поступки одному страстному стремлению – изучить животный мир во всем его разнообразии.
А. О. Ковалевский исследовал различные стадии развития зародышей ланцетника и асцидии, гребневика и моллюска, черепахи и акулы, цыпленка и морской свинки. Всего им было изучено свыше 70 видов беспозвоночных и позвоночных животных. Кропотливый и самоотверженный труд позволил ему представить эмбриональное развитие в виде целостного процесса, начиная от яйца до образования группы клеток в форме трех зародышевых листков, образующих впоследствии органы и ткани взрослого организма. Вместе со своим ближайшим другом И. И. Мечниковым Ковалевский доказал, что все группы животного царства — позвоночные и беспозвоночные, с различным типом симметрии, например, лучистые, билатеральные и т. д., имеют общие закономерности развития. Этот вывод имел громадное значение, так как утверждал на новом, эмбриологическом уровне дарвиновскую теорию единства происхождения всего животного мира. Ковалевского с полным правом считают отцом современной сравнительной эмбриологии. Широта научных интересов Ковалевского была необычайной. Область сравнительной физиологии и анатомия беспозвоночных животных привлекали его в не меньшей степени, чем эмбриология. Вводя в организм животного различные красители и химические соединения (лакмус, индиго-кармин, тушь, соли серебра), а также бактерии (возбудители сибирской язвы и туберкулеза), Ковалевский получил новые сведения о выделительных и фагоцитарных органах более чем 100 видов беспозвоночных. А. О. Ковалевским были открыты новые виды животных.
Обширные научные исследования Александр Онуфриевич сочетал с преподавательской деятельностью: он был профессором Казанского, Киевского, Новороссийского (г. Одесса) и Петербургского университетов.
Для сбора материала и наблюдений над животными А. О. Ковалевский совершил множество экспедиций в Крым и на Кавказ, на Средиземное, Черное и Мраморное моря, в Алжир и на Принцевы острова; работал в разных лабораториях России, в Германии, Франции и Англии. В молодости он предпринял переход на верблюдах через пески, чтобы собрать коллекцию морских животных в Красном море. Вместе с ним путешествовали жена и годовалая дочь.
Жизнь А. О. Ковалевского была богата фундаментальными открытиями. Он был одним из основоположников новых направлений в биологии — сравнительной эволюционной эмбриологии и физиологии, в последние годы жизни Александр Онуфриевич основал Севастопольскую биологическую станцию (ныне Институт биологии южных морей АН УССР, носящий его имя).
Задания для учащихся:
- Составьте анализ биографии ученого.
- Определите качества личности Ковалевского А. О.
IV. Творческая (познавательная) задача.
Если бы вам нужно было выяснить, какие органы чувств используют рыбы для охоты, как бы вы поступили? Предложите варианты эксперимента.
V. Домашнее задание:
- изучите стр. 174-175 учебника;
- составьте кроссворд (с ответами) из названий рыб или нарисуйте плакат по теме: «Охрана водоемов от загрязнений».
Комментарии:
Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....
09 10 2025 1:55:24
Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете.
...
08 10 2025 18:26:45
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....
07 10 2025 22:12:59
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности.
...
06 10 2025 20:22:42
Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....
05 10 2025 17:57:44
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
04 10 2025 17:51:24
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
03 10 2025 11:22:50
Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов.
...
02 10 2025 19:20:26
Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....
01 10 2025 8:37:19
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
30 09 2025 22:50:20
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
29 09 2025 14:52:39
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
28 09 2025 10:24:49
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
27 09 2025 7:20:48
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
26 09 2025 3:44:36
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
25 09 2025 9:34:14
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального.
...
24 09 2025 0:32:44
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
23 09 2025 20:25:11
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
22 09 2025 13:36:45
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
21 09 2025 23:36:21
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
20 09 2025 22:15:28
В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....
19 09 2025 17:14:53
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
18 09 2025 12:54:42
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
17 09 2025 11:53:55
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....
16 09 2025 12:25:14
На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....
15 09 2025 21:28:40
Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....
14 09 2025 21:29:40
Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....
13 09 2025 7:20:19
В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....
12 09 2025 1:37:14
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
11 09 2025 20:25:31
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
10 09 2025 16:43:39

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
09 09 2025 13:24:26
В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....
08 09 2025 2:22:24
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
07 09 2025 11:27:55
Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....
06 09 2025 20:56:55

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
05 09 2025 1:58:22
Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов.
...
04 09 2025 12:51:56
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
03 09 2025 19:38:18
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
02 09 2025 0:36:48
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
01 09 2025 18:29:58
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
31 08 2025 1:34:43
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
30 08 2025 19:14:15
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения.
...
29 08 2025 23:57:41
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
28 08 2025 6:39:35
Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....
27 08 2025 11:33:18
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
26 08 2025 8:24:53
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов.
...
25 08 2025 19:13:10
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
24 08 2025 19:43:33
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
23 08 2025 14:25:27
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
22 08 2025 11:28:44
Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....
21 08 2025 11:15:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::