Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"
1. Особенности курса.
Пояснительная записка.
Программа данного курса рассчитана на 9 часов и предусматривает подробное изучение теории приспособительного поведения и физиологических адаптаций при активном выборе светового раздражителя в зависимости от исходной мотивации.
Пpaктическая направленность данной программы способствует экспериментальному
выявлению основных спектров видимого света; пpaктическому применению знаний строения и механизма работы органа зрения в устройстве и работе фотоаппарата. В программе подчеркивается, что каждый вид животных имеет индивидуальный набор средств восприятия окружающего мира, что раскрывается особенностями видения на глубине, ночью и перемещениями с помощью “солнечного компаса”.
Данная программа является органичным продолжением и дополнением элективного курса “Как мозг учился думать”, напечатанного в итоговых материалах Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” в 2006 г.
Образовательная цель элективного курса:
Компенсация недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных, что способствует накоплению жизненного опыта, расширению кругозора у учащихся, формированию восприятия целостной картины мира.
В качестве основного образовательного результата выступает создание предпосылок для
1. расширения представлений учащихся об особенностях видового строения и восприятия зрительного анализатора на примерах знакомства с особенностями видения днем, ночью, на глубине;
2. изучения на пpaктике трихроматической основы спектрального состава света с использованием опыта с волчком Максвелла и сравнения цветного зрения человека и насекомых;
3. формирования умений применять знания на пpaктике в устройстве фотоаппарата, составления карт миграций животных, знания спектрального состава света, лечебного и поляризованного;
4. формирования навыков проведения сравнительного анализа, обобщения, составления аналитического отчета, доклада, реферата, выступления перед аудиторией.
Актуальность программы
Программа элективного курса “Поле зрения” позволяет применить знания учащимися теории Павлова И. П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории Анохина П. К. об активном выборе раздражителя на основе исходной доминирующей мотивации (опережение событий) из предыдущего курса “Как мозг учился думать” на конкретном материале данного курса об особенностях зрительного восприятия.
Основные вопросы программы элективного курса “Поле зрения”:
1. На каком содержательном материале будут реализовываться задачи предпрофильной подготовки:
- Универсальное учебное пособие “Школьный курс Биология” авторы: А. Сергеев, А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Москва “АСТ-ПРЕЕС” 2000 г.
- “Чувства животных” Р. Бертрон изд. “Мир” Москва 1972 г.
- “От амебы до гориллы” И. Б. Сергеев. Ленинград “Детская литература” 1988 г.
- Журналы “Биология в школе” 2003-2006 г. и “Байкальская волна” 2004-2006 г.
2. Изучение элективного курса будет реализовываться через следующую работу:
- Подготовка и защита рефератов, сообщений.
- Проведение исследований, экспериментов.
- Пpaктическая деятельность под руководством учителя.
- Самостоятельные работы с дополнительной литературой, аналитические сообщения.
- Индивидуальные задания, консультации.
- Экскурсии, анализ приспособительного поведения организмов.
- Тестовые, аналитические упражнения.
- Составление таблиц, схем, карт передвижения (миграций) животных.
2. Цели курса:
Учащиеся должны знать:
- Строение и функции органа зрения, вспомогательные органы и их роль.
- Спектральный состав света и действие спектров на организм.
- Особенности цветного зрения у животных: млекопитающих, насекомых.
Учащиеся должны иметь опыт:
- Ориентироваться в особенностях строения органов зрения у разных животных.
- Определять исходную мотивацию у животных в конкретных условиях, выбор светового раздражителя и включение зрительного сенсора в работу. Применять теорию функциональных систем Анохина А.К. и теорию приспособительного поведения Павлова И. П.
- Проводить самостоятельную работу с источниками информации, осуществлять сравнительный анализ, составлять карты миграций животных по световому раздражителю.
Учащиеся должны иметь представление:
- О методиках изучения строения органов зрения у разных животных.
- О пpaктическом использований знаний, о строении и функциях органа зрения в работе фотоаппарата, в анализе карт миграций животных.
- Об особенностях ночного видения и на глубине у разных видов животных.
3. Структура курса “Поле зрения”.
Структура курса состоит из 4-х модулей:
Модуль 1: Строение глаза и спектры света. Методика исследования работы глаза. 2 ч. Цель: 1, 2, 4, 5.
Модуль 2: Пpaктические исследования трихроматической природы света. Устройство и принцип работы фотоаппарата. 2 ч. Цель: 3, 5, 7, 8.
Модуль 3: Цветное зрение животных, ночное видение и зрение на глубине. 3 ч. Экскурсия: зрение млекопитающих и птиц. Цель: 6, 7, 8, 9.
Модуль 4: Навигационные возможности животных. Карты миграций.2 ч. Цель:2, 4, 5, 8, 9.
4. Содержание курса и учебная деятельность.
Программа элективного курса “Поле зрения” 9 ч.
Тема 1: Свет. Спектры света. Значение света. Лечебный свет. Эволюция зрения. Строение глаза. Методика исследования работы глаза. Вспомогательные органы.
Цветное зрение.
Тема 2: Пpaктические исследования: Трихроматическая природа света. Опыт Максвелла. Устройство фотоаппарата по принципу работы глаза.
Тема 3: Методика изучения цветного зрения животных. Цветное зрение насекомых. Опыт Фриша. Ночное видение. Тапетум. Зрение на глубине.
Экскурсия: Особенности зрения млекопитающих и птиц.
Тема 4: Навигационные возможности животных. Ориентация по свету. Поляризованный свет. Методики исследования миграций насекомых, рыб, лягушек, черепах, птиц. Составление карт миграций.
Модуль 1: Строение глаза и спектры света. Методика исследования работы глаза. 2 ч.
№ | Цели | Количество час. | Тема занятий | Деятельность уч-ся |
1 | Узнать спектральный состав света, действие на организм, строение глаза. | 1 | Свет. Спектры света. Эволюция зрения. Строение глаза. | Работа с таблицами и текстом. Анализ сообщений по лечебному свету. |
2 | Закрепить знание строения глаза. Узнать о функциях глаза, роли вспомогательных органов и методиках исследования работы глаза. | 1 | Методика исследования работы глаза. Вспомогательные органы. Цветное зрение. | Сравнительный анализ таблицы и текста. Рефлексия. |
Модуль 2: Пpaктические исследования трихроматической природы света. Цветное зрение. Устройство фотоаппарата и принцип работы. 2 ч.
№ | Цели | Количество часов | Тема занятий | Деятельность уч-ся |
1 | Исследование природы спектров света и “цветовой” слепоты. | 1 | Трихроматическая природа света. Цветное зрение. Опыт Максвелла. | Пpaктическая работа с волчком Максвелла. |
2 | Использование знаний о строении и функциях органа зрения в работе фотоаппарата. | 1 | Устройство фотоаппарата и принцип работы | Пpaктический сравнительный анализ. |
Модуль 3: Цветное зрение животных, ночное видение и зрение на глубине.
Экскурсия: зрение млекопитающих и птиц. 3 ч.
№ | Цели | Количество часов | Тема занятий | Деятельность уч-ся |
1 | Иметь представление о методиках изучения зрительного сенсора. Применять знания теорий Павлова И. П. и Анохина П. К. | 1 | Методика изучения цветного зрения. Цветное зрение насекомых. |
Сравнительный анализ диаграмм и выводы. Исследование методики и опыта Фриша. |
2 | Ориентироваться в особенностях строения и работе зрительного сенсора разных животных. | 1 | Ночное зрение. Тапетум. Зрение на глубине. | Заслушивание и анализ рефератов. |
3 | Пpaктическое применение знаний по сравнительному анализу особенностей зрения и определению исходной мотивации у животных в конкретных условиях. | 1 | Экскурсия: особенности зрения млекопитающих и птиц. | Применение знаний о строении и функции органа зрения и методик исследования на пpaктике. Подготовка рефератов (по плану наблюдений) |
Модуль 4: Навигационные возможности животных. Карты миграций. 2 ч.
№ | Цели | Количество часов | Тема занятий | Деятельность уч-ся |
1 | Пpaктическое применение знаний. | 1 | Навигационные возможности животных. Ориентация по свету. Поляризованный свет. | Презентация исследовательских работ (предварительная консультация) Аналитические исследования. |
2 | Уметь самостоятельно работать с источниками информации, составлять карты и анализировать их. | 1 | Методики исследования навигации. | Самостоятельная работа с источниками информации. Составление карт миграций животных |
Формы отчетности по итогам курса:
1. Подготовка 2-х рефератов, представление на занятиях.
2. Участие в конкурсах, проектах, публикациях.
Формы отслеживания динамики интереса к элективному курсу:
- Анкетирование учащихся и родителей.
- Собеседование с учащимися.
- Корректировка программы, исходя из запросов.
- Качество и количество подготовленных работ.
Литература для учащихся и учителя:
- Универсальное учебное пособие “Школьный курс Биология” А. Скворцов, А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Москва. “АСТ-ПРЕСС” 2000 г.
- “Чувства животных” Р. Бертрон изд. “Мир” Москва 1972 г.
- “От амебы до гориллы” Б. Сергеев Ленинград “Детская литература” 1988 г.
- Журналы “Байкальская волна” 2004-2006 г.
- “Наблюдения и опыты по зоологии” Г. С. Нога Москва “Просвещение” 1979 г.
- “Физиология животных” Сергеев Москва “Дрофа” 2004 г.
Литература, используемая при составлении программы.
- Журналы “Биология в школе” 2003-2006 г. Министерство образования РФ. Изд. “Школа-Пресс 1”
- Учебник Экология” 9 кл. Е. А. Криксунов, В. Д. Пасечник, А. П. Сидорин Москва “Дрофа” 2000 г.
- Учебник “Экология” 5 кл. В. Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов, Москва “Устойчивый мир” 2000 г.
- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. “Дрофа” Москва 2004 г.
Темы рефератов и исследовательских работ:
- Лечебный свет: ультрафиолетовый и инфpaкрасный.
- Особенности ночного видения.
- Зрение у глубоководных животных.
- Цветное зрение животных и человека.
- Навигация у птиц. Карты миграций.
- Навигация у насекомых на примере бабочек, у земноводных на примере лягушек, у пресмыкающихся на примере черепах.
Памятка для подготовки реферата:
- Титульный лист имеет полное название работы.
- Ф. И. О. автора, учебное заведение, класс.
- Ф. И. О. руководителя.
- Название города, поселка, год подготовки реферата.
План работы.
- Вступление, пояснительная записка.
- Цель работы, задачи.
- Основная часть работы.
- Заключение, выводы, резюме.
- Литература.
Приложение:
а) краткая аннотация-описание работы не более 8-ми строк (цель, методы, решения, выводы и т. д.)
б) инструкции, графики, таблицы, иллюстрации, сноски, ссылки и т. д.
Количество печатных страниц для реферата-до 10 страниц, приложения-до 10 страниц.Нумерация страниц реферата производится в правом верхнем углу арабскими цифрами, страниц приложения – римскими цифрами.
Реферат печатается на одной стороне стандартных страниц белой бумаги формата А – 4. Размер шрифта 12 кегель через 2 интервала между строками.
Поля: левое – 2,5 см., правое – 1 см., верхнее – 1,5 см., нижнее – 1,5 см.
Компьютерную программу оформляют на дискету (5,25” или 3,5”) с исполняемым программным модулем для 1ВМ – РС совместимых компьютеров.
Памятка для выступающего:
- Профессионализм выступающего:
- Четко представить цели исследования, подробно и доходчиво изложить процесс решения задачи, ознакомить с полученными результатами.
- Качество защиты работы:
- Четкость и ясность изложения, убедительность рассуждений, последовательность в аргументации, логика перехода от концепции к выводам, оригинальность мышления.
- Уровень знакомства с современным состоянием проблемы:
- Использование при выступлении известных результатов и научных фактов.
- Уровень знакомства с литературой:
- Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и специалистов, занимающихся проблемами в рассматриваемой области.
Уровень выполнения работы:
Композиция текста работы ( наличие введения, постановка задачи, основное содержание, выводы, список литературы.)
Комментарии:
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
30 06 2025 3:31:15
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
29 06 2025 14:33:54
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
28 06 2025 16:18:44
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра.
...
27 06 2025 14:20:29
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
26 06 2025 12:33:22
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
25 06 2025 7:42:29
Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные.
...
24 06 2025 11:32:58
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
23 06 2025 12:10:16

При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
22 06 2025 19:49:38
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
21 06 2025 3:38:24
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
20 06 2025 10:56:13
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
19 06 2025 7:42:53
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
18 06 2025 4:46:27
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
17 06 2025 6:26:41
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
16 06 2025 5:46:45
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
15 06 2025 11:13:59
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
14 06 2025 18:45:43
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
13 06 2025 17:18:32
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
12 06 2025 12:34:29
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
11 06 2025 12:43:56
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
10 06 2025 14:22:52
Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....
09 06 2025 19:36:36

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....
08 06 2025 14:33:21
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
07 06 2025 6:47:40
Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус.
...
06 06 2025 20:23:39
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
05 06 2025 1:10:10
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
04 06 2025 1:18:49
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
03 06 2025 19:42:58
Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....
02 06 2025 22:53:13
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
01 06 2025 1:21:50
Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...
31 05 2025 15:15:42
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
30 05 2025 0:28:36
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
29 05 2025 6:22:48
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
28 05 2025 5:12:19
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
27 05 2025 17:25:35
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
26 05 2025 4:45:36
Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....
25 05 2025 12:33:37
Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....
24 05 2025 15:21:10
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
23 05 2025 11:26:51
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....
22 05 2025 7:15:35
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
21 05 2025 12:44:32
Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность.
...
20 05 2025 18:20:22
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
19 05 2025 17:11:10
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
18 05 2025 16:24:24
В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии.
...
17 05 2025 20:19:47
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
16 05 2025 12:49:32
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
15 05 2025 7:56:49
Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....
14 05 2025 22:32:51
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета.
...
13 05 2025 0:52:55
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
12 05 2025 9:55:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::