Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов
Развивающая цель: развитие представлений о закономерностях наследования признаков.
Образовательная цель: сформировать знания о взаимодействии неаллельных генов
(комплементарность, эпистаз, полимерия).
Гуманитарный компонент: изучение “бомбейского” феномена, наследования слуха у человека, пигментации кожи человека.
Региональный компонент: молекулярная диагностика генов, наследственных болезней в институте биохимии и генетики научного центра РАН в городе Уфе.
Умения и навыки: развитие навыка решения генетических задач, умение определять фенотип, генотип родителей и потомства по условию задачи.
Основные понятия: комплементарность, эпистаз, полимерия.
Воспитательная цель: формирование трепетного и бережного отношения к своему организму как носителю уникального генотипа; развитие представлений о влиянии окружающей среды на формирование фенотипа.
Оборудование.
1. Таблицы: “Моногибридное скрещивание”, “Промежуточный хаpaктер наследования”, “Группы крови”.
2. Информационный материал “Типы взаимодействия неаллельных генов”.
3. Раздаточный материал с текстом генетических задач.
I. Ориентировочно-мотивационный этап
I. Актуализация знаний
На доске: “Наступивший XXI век, без сомнения, является веком биологии и, в значительной мере, веком…”.
Учитель. Ребята! Сегодняшний урок хотелось бы начать со слов написанных на доске.
(Один из учеников читает вслух).
Задание 1. Какое направление биологии скрывается за многоточием?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем слова древнего философа Демокрита:
“…произрождающее семя происходит из всех частей тела, из здоровых – здоровые, а из больных – болезненное…от лысых рождаются лысые, а от гoлyбоглазых – гoлyбоглазые и от уpoдливых – наичаще уpoдливые…”.
Эти слова молодой философ высказал еще в пятом веке до нашей эры, пытаясь определить причины такой закономерности. Однако только в 1865 году монаху из г. Брно удалось определить эти закономерности, и он же является основателем науки, которая скрывается за этими словами. Кто этот человек, основателем какой науки он является? (Г. Мендель, наука - генетика.)
Учитель записывает на доске вместо многоточия слово “генетика”.
Задание 2. Почему XXI век должен стать веком генетики?
(Необходимость лечения болезней человека, сохранить уникальность биосферы).
Сейчас в мире очень остро стоит проблема здоровья, которая напрямую связана с состоянием окружающей среды. В геноме человека насчитывается около 35 тыс. генов, изменения в некоторых из них приводят к нескольким тысячам наследственных болезней. Пять процентов населения планеты являются носителями этих болезней. Согласно официальной статистике в Российской Федерации на каждую тысячу рождается от 40-50 детей с врожденными наследственными заболеваниями. В мире очень много усилий прикладывается для решения этой проблемы. Однако здоровье человека зависит от каждого из нас. Поэтому любой человек должен владеть основами чудесной науки – генетики. Предлагаю вспомнить основные генетические понятия.
Задание 3.Организация словарной разминки по основным генетическим понятиям.
- Ген
- Генотип
- Фенотип
- Гомозиготы
- Гетерозиготы
- Аллель
- Аллельные гены
Задание 4. Выберите пару аллельных генов.
На доске: A, b, c, D, B, a, d, C
(A и a, B и b, C и c, D и d)
Задание 5. Какие типы взаимодействия аллельных генов иллюстрируют следующие таблицы?
1. “Моногибридное скрещивание”
2. “Промежуточный хаpaктер наследования признаков”
3. “Группы крови”
Ответ:
Таблица № 1- иллюстрирует взаимодействие аллельных генов по типу полного доминирования.
Таблица № 2 - иллюстрирует взаимодействие аллельных генов по типу неполного доминирования.
Таблица № 3 - иллюстрирует взаимодействие аллельных генов по типу кодоминирования, на примере наследования IV группы крови.
Самооценка.
Задание 6. Решить задачу на взаимодействие аллельных генов по типу кодоминирования.
Текст условия задачи. В Индии была описана семья, в которой родители имели вторую и первую группу крови. Оба родителя были гомозиготными по группам крови. Определите возможные фенотипы детей [2]. (Ученики решают задачу).
Решение.
Фенотип Р. I I X I Генотип Р. AA X OO Гаметы A O Генотип F1 100% AO Фенотип F1 100% II
Ответ: все дети будут иметь вторую группу крови.
2. Мотивация новой темы
Учитель. Ребята, в реальности дети от этого бpaка имели четвертую и первую группу крови. Это явление назвали “бомбейский” феномен.
Ребята, определите значение слова “феномен”.
Как можно научно объяснить существование “бомбейского” феномена?
(Ученики испытывают трудность в объяснении.)
Учитель. Наука нашла объяснение этому факту. Следовательно, нам не хватает каких-то знаний, чтобы обосновать этот феномен. Сегодня на уроке мы должны получить новые знания и объяснить это явление. Однако, сначала мы должны определиться с направлением поиска ответа.
Учитель обращает внимание учеников на запись, сделанную на доске:
A, b, c, D, B, a, d, C
В начале урока мы составили с вами аллельные пары, а теперь назовите какие гены можно считать неаллельными.
Ответ учеников: A и B, a и b, D и C, d и c….
Учитель: Ребята, если с позиции взаимодействия аллельных генов мы не можем объяснить “бомбейский” феномен, то, что можно предположить? (В организме многие признаки определяются взаимодействием неаллельных генов).
Следовательно, сегодня на уроке мы познакомимся с типами взаимодействия неаллельных генов. Учитель предлагает записать тему урока в тетрадь.
II. Операционально-исполнительный этап
Учитель. Изучив теоретические основы, мы научимся решать задачи по этой теме, и будем иметь представления о тех признаках, которые наследуются по типу взаимодействия неаллельных генов
(Учитель на каждый стол раздает карточку №1с текстом задач и карточку №2,содержащую научные данные по теме урока).
Задание 1. Ребята! Давайте вернемся к нерешенной задаче на “бомбейский феномен” и попробуем решить ее с учетом условия задачи №1. Прочитать задачу №1.
Текст задачи. У человека группы крови АВО контролируются тремя аллелями одного гена. В популяции встречается редкий мутантный аллель h независимого гена, который в гомозиготном состоянии подавляет действие аллелей А и В, что приводит к фенотипическому проявлению первой группы крови. В Индии была описана семья, в которой родители имели вторую и первую группу крови. Оба родителя были гомозиготными по группам крови. Определите возможные фенотипы детей [2].
Решение задачи
Обозначение генов:
O –I
A – II
B – III
AB – IV
H – ген, не подавляющий действие аллелей по группам крови.
h – ген, подавитель аллелей по группам крови (в гомозиготном состоянии - hh).
Ответ: “Бомбейский” феномен определяется тем, что в генотипе детей есть ген подавляющий действие генов А и В.
Задание 2. Используя карточку №2, прочитать и определить тип взаимодействия генов, определяющий “Бомбейский” феномен. (Эпистаз).
Задание 3. Записать в тетрадь определение понятия “Эпистаз”.
Эпистаз – тип взаимодействия генов, при котором один ген подавляет действие другого неаллельного ему гена.
Ген подавитель называется эпистатическим (супрессором или ингибитором).
Каждый ученик проговаривает определение.
Самооценка.
Задание 4. Прочитать и решить задачу №2.
Текст задачи. У человека врожденная глухота может определяться генами d и e. Для нормального слуха необходимо наличие в генотипе двух доминантных аллелей (D и E). Определите генотипы родителей в семье, где оба родителя глухие, а их семеро детей имеют нормальный слух [2].
Решение задачи
Обозначение генов:
D – ген, определяющий наличие слуха только в присутствии гена - E
d и e – гены, определяющие глухоту
Ответ. Генотипы родителей: Ddee и Eedd
Учитель. В генотипе детей сочетаются два неаллельных доминантных гена, определяющих слух. Ребята, используя текст карточки № 2, определите тип взаимодействия генов, при котором за один признак отвечают два неаллельных гена. (Комплементарность).
Задание 5. Записать в тетрадь определение понятия “комплементарность”.
Комплемнтарность – тип взаимодействия генов, при котором сочетание двух неаллельных генов дает новый фенотип.
Каждый ученик проговаривает определение комплементарности.
Сообщение ученика о значении Института биохимии и генетики научного центра РАН в г. УФЕ в диагностике наследственных болезней (играет большую роль в медико-генетическом консультировании семей, в ранней диагностике и профилактике наследственных болезней).
Самооценка.
Задание 6. Используя текст карточки №2, определите смысл понятия “Полимерия”.
Запишите определение в тетрадь.
Полимерия – тип взаимодействия генов, при котором несколько неаллельных генов отвечают за одно проявление фенотипа.
Учитель. Проговорить определение понятия “Полимерия”.
Полимерные гены обозначаются одной буквой, но с разными индексами: А1, А2, а1, а2
Задание 7. Решить задачу №4 .
Текст задачи. Если негритянка (A1A1A2A2) и белый мужчина (a1 a1 a2 a2) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей – полных негров, мулатов и белых?[2]
Решение задачи
Обозначение генов:
А1, А2 гены определяющие наличие пигмента
а1, а2 гены определяющие отсутствие пигмента
Ответ. Вероятность появления мулатов - 100%; негров и белокожих – 0 %.
Самооценка.
Задание 8. С какой особенностью наследования генов мы познакомились на уроке?
(взаимодействие неаллельных генов).
Какие типы взаимодействия неаллельных генов мы сегодня изучили?
(Комплементарность, эпистаз, полимерия).
Составьте схему “Типы взаимодействия неаллельных генов”
Схема 1.
Взаимодействие неалейных генов
Проговорить схему и записать в тетрадь.
Вывод. Генотип организма – это система тесно взаимодействующих генов, определяющая его фенотип. На проявление гена в фенотипе большое влияние оказывает окружающая среда.
III. Рефлексивно-оценочный этап
Задание 1.Проговорите схему и определения основных понятий. (Взаимопроверка).
Задание 2. Вспомните фильм “Не валяй Дypaка!”. В семье русской (белокожей) женщины и русского (белокожего) мужчины родился сын – темнокожий (негр). Мать женщины была белокожей, а отец – темнокожий. Определите, правдоподобна ли эта история с научной точки зрения. Докажите свою версию (решение в группах).
Решение:
- Составьте схему родословной
- Обозначьте фенотипы родителей и детей
- Обозначьте генотипы лиц по условию задачи
- Определите правдоподобность истории.
Ответ. История семьи, рассказанная в фильме неправдоподобная так как: от бpaка белокожей дeвyшки с негром ребенок должен был родиться мулатом, а по фильму дочь – белокожая.
Рождение внука – негра (темнокожего) генетически невозможно.
Задание 3.Определите типы взаимодействия если:
1. У кур один доминантный ген определяет розовидную форму гребня, другой неаллельный ему ген – гороховидную. Сочетание двух этих генов дает ореховидную форму гребня. (Комплемнтарность).
2. Ген черной окраски зерен овса подавляет действие гена серой окраски.
(Эпистаз).
3. Цвет волос от светлого до темного определяется тремя неаллельными генами. (Полимерия).
4. По какому типу наследуется “Бомбейский” феномен? (Эпистаз)
5. По какому типу наследуется слух у людей. (Комплементарность).
Задание выполняется индивидуально.
Задание 4. Самооценка и взаимооценка.
Домашнее задание: чтение и пересказ параграфа 9.5 (Сонин Н.И.), изучить конспект.
Спасибо за урок!
Приложение
Список литературы
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: 10-11 кл. М.: Дрофа.
- Топopнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: Пpaктикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛОДОС, 2001.
Комментарии:
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
23 04 2024 7:26:20
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
22 04 2024 4:54:10
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
21 04 2024 5:43:34
В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....
20 04 2024 21:27:12
Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...
19 04 2024 6:57:24
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
18 04 2024 6:34:24
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
17 04 2024 20:57:13
<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...
16 04 2024 18:32:32
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....
15 04 2024 11:49:18
Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...
14 04 2024 6:14:17
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
13 04 2024 1:39:41
Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....
12 04 2024 14:43:14
Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....
11 04 2024 16:48:53
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
10 04 2024 10:38:42
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
09 04 2024 23:16:56
Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
08 04 2024 0:23:13
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
07 04 2024 23:44:37
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...
06 04 2024 11:55:10
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
05 04 2024 15:27:39
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...
04 04 2024 23:40:28
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
03 04 2024 18:40:57
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
02 04 2024 21:35:48
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
01 04 2024 5:56:16
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
31 03 2024 12:36:10
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...
30 03 2024 3:27:10
Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...
29 03 2024 15:47:57
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
28 03 2024 7:31:45
Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....
27 03 2024 14:46:26
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
26 03 2024 17:27:34
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...
25 03 2024 11:20:22
Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....
24 03 2024 12:20:37
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
23 03 2024 0:27:26
Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....
22 03 2024 5:57:57
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
21 03 2024 14:51:25
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...
20 03 2024 12:57:47
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...
19 03 2024 12:20:45
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...
18 03 2024 20:23:33
Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...
17 03 2024 17:47:52
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
16 03 2024 15:23:23
Обобщающий урок развивает критическое мышление и информационно-коммуникативные технологии. На уроке используются ролевые игры, развивающие творческое воображение, активность, снимающие напряжение. В групповой работе учащиеся заполняют кластер «Растительная клетка», обобщают и систематизируют знания. Выполняют самостоятельную работу по вариантам....
15 03 2024 3:35:34
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...
14 03 2024 21:56:58
Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
13 03 2024 2:34:25
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
12 03 2024 13:13:38
Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....
11 03 2024 4:52:23
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
10 03 2024 17:50:42
Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни. ...
09 03 2024 11:43:16
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
08 03 2024 22:58:41
Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....
07 03 2024 3:44:56
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
06 03 2024 12:50:55
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
05 03 2024 17:31:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::