Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)
Цель урока: Изучение нового материала.
Задачи:
- Образовательная:
- Развивающая:
- Воспитательная:
Повторить географическое положение территории Красноярского края на карте России. Сформировать представления учащихся об охраняемых территориях Красноярского края. Познакомить учащихся с представителями флоры и фауны заповедных территорий Красноярского края.
Развитие познавательных процессов: памяти – через работу с понятиями, логического мышления - через построение умозаключений, внимания – через поддержание дисциплины, развитие умения работы с контурными картами, с учебной литературой, развития анализировать, сравнивать, делать выводы и подводить итоги.
Воспитания патриотического отношения к родному краю. Воспитание природоохранного отношения к окружающей среде.
Методы:
- Словесные методы – рассказ, беседа.
- Наглядные методы – демонстрация наглядного пособия.
Оборудование:
Карта Красноярского края
Презентация “Охраняемые территории КК”
Компьютерное оборудование
Учебная литература
Ход урока:
1. Подготовка учащихся к работе
Приготовление письменных и учебных принадлежностей.
Организационный момент.
2. Подготовка к изучению нового материала
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Сообщение темы и цели урока (запись в тетрадях)
Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины – за последние 50 лет. В XX веке стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение природы и экологии края, в котором живем. Мы познакомимся с охраняемыми территориями Красноярского края, особенностями их положения, представителями флоры и фауны, обитающими в заповедниках.
Запишите тему урока “Охраняемые территории Красноярского края” в тетрадь.
3. Изучение нового материала
1. Понятие о заповедниках и охраняемых территориях.
Для чего нужны охраняемые территории?
Наверное, этот вопрос сегодня звучит риторически.
Никому уже не надо доказывать, как губительно способен воздействовать современный человек на живую природу. Все меньше и меньше остается нетронутых уголков природы. Каждый год Красная книга пополняется исчезающими представителями животного и растительного мира. Наше непонимание и неприятие мира таковым, каким он является, ведет к гибели или, в лучшем случае, к подавлению живой природы.
Слово “заповедник” возникло не случайно. Заповедовать (по Далю) — это “повелевать, предписывать, приказывать, завещать какую-либо обязанность, обязывать к чему-либо заклятием”. И если следовать этой формулировке, то слово “заповедник” обозначает священную территорию, заповеданную предыдущими поколениями, оставленную нам для сохранения потомкам.
Согласно Популярному биологическому словарю “заповедник” - это особо охраняемые природные территории (ООПТ), предназначенные для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, объектов природного и культурного наследия.
Заповедники бывают разных видов и выполняют различные природоохранные функции.
Если их классифицировать по значимости, то самыми главными будут:
- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
Природоохранная деятельность имеет законодательную базу.
В основе законов Российской Федерации об охране животного и растительного мира лежит Конституция России, принятая 12 декабря 1993 года.
В Статье 9 Конституции говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории”.
Статья 58 гласит: “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”.
В 1995 году были приняты федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, в которых закреплена система территорий, определены режимы их использования и меры ответственности за нарушение этого режима.
4. Повторение ранее изученного материала
Географическое положение Красноярского края.
Красноярский край – огромная территория, расположенная в Восточно-Сибирском регионе России. Занимает восточную часть Западно-Сибирской равнины, западную часть Средне-Сибирского плоскогорья, а также горы Южной Сибири.
Красноярский край занимает центр азиатской части России. Протяжённость Красноярского края с запада на восток составляет 1250 км в северной части и 650 км – вдоль Tрaнcсибирской ж/д. магистрали. С севера на юг – без малого 3000 км.
Географическое положение нашего края во многих отношениях можно назвать уникальным. На его территории расположен географический центр России – озеро Виви, расположенное в Эвенкии. Местоположения центра России утверждено Федеральной службой геодезии и картографии России. В 1992 г. на месте Центра России установлен монумент – семиметровая стела с двуглавым орлом на вершине.
Самая северная точка Красноярского края – мыс Челюскина – является крайней полярной оконечностью Евразии и самой северной точкой России и материковых частей планеты.
5. Изучение нового материала
Охраняемые территории Красноярского края.
На территории Красноярского края организовано шесть заповедников, три из них являются биосферными, т.е. работают по особой программе Организации Объединенных Наций; это Саяно-Шушенский и Центрально-Сибирский и Таймырский заповедники; заповедниками государственного образца также являются: Столбы и Путоранский. Самый современный заповедник - Большой Арктический.
Давайте более подробно познакомимся с каждым из них. Для этого на ваших столах имеются пустые таблицы, которые вы должны заполнять по мере изучения нового материала.
1. Государственный природный заповедник “Столбы”
Заповедник основан в 10 апреля 1925 года.
Общая площадь заповедника 47 тыс. гектар.
Расположен заповедник на правом берегу Енисея.
Кроме растительного и животного мира заповедник славится своими скалами. С них и начнем рассказ. Скала под названием “Перья” представляет собой 4-е величественные сорокаметровые отвесные каменные плиты, примкнутые друг к другу. Каждая плита, заостренная у вершины, напоминает перья исполинской птицы. С западной стороны скала представляет собой довольно ровную отвесную стену.
На высоте 15-20 метров образовалась горизонтальная щель. Когда в нее поднимутся туристы и головы их торчат, словно зубы, – щель становится похожей на пасть хищного животного, отсюда и название Львиная пасть.
В пятнадцати метрах от Перьев стоит невысокая скала. Она напоминает большую голову льва. С западной стороны находятся две колоссальные каменные тумбы, перекрытые в распор громадным монолитным камнем. Когда смотришь на них, создается впечатление, что камень под действием собственного веса вот-вот раздвинет скалы и рухнет на землю. Эта скала получила название Львиные ворота. На вершину Львиных ворот подняться легко. Щели, уступы и пологие плиты свободно преодолеваемы..
В пятистах метрах от Перьев, через лог, возвышается массивный утес “Дед” - удивительное произведение природы. Если смотреть на столб свысока, можно увидеть голову мужественного и сурового, о чем-то задумавшегося старика с открытым лбом, на который надвинута кепка. Прямой нос и опущенная на гpyдь борода усиливают впечатление. С противоположной стороны скала похожа на смеющегося деда.
Растительность заповедника разнообразна. На северной окраине заповедника степная растительность сменяется лесной.
У северных границ заповедника на очень небольшой площади сохранились несколько экземпляров липы сибирской — гордости “Столбов”. Произрастают в заповеднике также пихта и кедр. Кедр — драгоценное дерево сибирской тайги, но, к сожалению, оно возобновляется слабо. Тяжелые кедровые орешки не разносятся ветром, а падают из спелых шишек тут же, под дерево, но, попадая на толстый моховой покров, они, как правило, не могут прорасти без посторонней помощи. Таким помощником кедра оказывается птичка — сибирская кедровка. В период созревания орехов она, сбив шишку, летит с ней на колоду или пень, вылущивает семена и с зобом, наполненным орехами, летит их прятать. Кедровка предпочитает прятать свои запасы в местах с неглубоким снежным покровом, быстро освобождающимся от него весной. Таким образом, кедровка помогает расселению кедра по территории заповедника.
На территории заповедника отмечено 22 вида рыб, 130 видов птиц и 45 видов млекопитающих. Драгоценный хищник тайги — соболь. Ко времени организации заповедника он был в этих местах полностью истрeблен, но в 60-х годах вновь стал обычным обитателем заповедной тайги. Очень богат заповедник дикими копытными. Исключительно благоприятные условия здесь находят марал и кабарга.
Птичье царство в заповеднике представляют такие птицы, как рябчик, глухарь, трехпалый дятел, кедровка, глухая кукушка, пеночка-королек, дрозды, синехвостка, дальневосточный и синий соловьи, скворец, малый и белоспинный дятел, белошапочная овсянка, чечевица, зяблик.
Из рыб в заповеднике обитают сиг, хариус, чебак, елец, шиповка, окунь, щука, налим, карась и другие.
2. Саяно-Шушенский государственный природный биосферный заповедник
Саяно-Шушенский заповедник был основан в 1976 году на юге Красноярского края в центральной части Западного Саяна. А через девять лет, в 1985 году, заповедник по решению ЮНЕСКО был включен в международную сеть биосферных резерватов. Площадь заповедника составляет 3904 км2.
Флора заповедника насчитывает более 1000 видов только высших растений. Здесь представлена растительность лесного, лесостепного, степного, субальпийского поясов.
Среди травянистых растений много реликтовых: подмаренник Крылова, ветреница алтайская, мятлик сибирский, княженика сибирская, кандык сибирский, красивоцвет Саянский. Особую ценность представляют, бурена сибирская, надбровник безлистный и родиола розовая. Среди деревьев особую ценность заповедной тайги представляют сибирский кедр. В заповеднике также произрастают лиственница сибирская и, в меньшей степени, пихта сибирская, ель, сосна, береза, осина.
Животный мир Саяно-Шушенского заповедника насчитывает более 50 видов млекопитающих, 300 видов птиц, 18 видов рыб, 5 видов пресмыкающихся и 2 вида земноводных. Из них около 100 видов являются редкими, исчезающими и включенными в Красную книгу.
Животный мир заповедника разнообразен. Так, рядом с мудрым северным оленем и куропатками можно встретить и необыкновенного алтайского улара, ловкого сибирского горного козла, проворного хомячка, снежного барса, а также соболя, бурого медведя, кабаргу, которые хаpaктерны для сибирской тайги.
Главным представителем птичьего царства заповедника является, дрозд. В пределах края встречаются два подвида — чернозобый и краснозобый. Нередки для заповедника и синехвостка, и соловей-краcнoшeйка.
3. Таймырский государственный природный биосферный заповедник
Государственный заповедник “Таймырский” был создан в 1979 году, а в 1995-м ему придали статус биосферного. Это один из крупнейших заповедников России, расположенный на севере Красноярского края, на полуострове Таймыр.
Полуостров Таймыр — наиболее выдвинутая к северу материковая часть суши в мире. Поэтому организаторы заповедника стремились к тому, чтобы охватить наибольшее разнообразие зональных природных ландшафтов — арктической, типичной и южной тундры, а также лесотундры.
На территории заповедника произрастает 430 видов высших растений, 222 вида мхов и 265 — лишайников.
Один из наиболее распространенных лишайников тундровой зоны — кладония (олений мох или, ягель). Олений мох занимает обширные полярные территории, но нередко встречается и в сухих лесах, расположенных значительно южнее полосы тундр.
Среди растений, произрастающих на территории заповедника, есть и те, что занесены в Красную книгу, полынь арктосибирская, брайя стручковая, осока твердоватая, крупки Поле и таймырская, остролодочник наклоненный, бескильницы Городковая и быррангская, мытник шерстистотычинковый, родиола розовая.
Знакомство с фауной Таймырского заповедника мы начнем с одним из самых маленьких, но очень важных обитателей заповедника — леммингом (сибирским и копытным). Свое название копытный лемминг получил в связи с тем, что в зимний период на передних лапах два средних когтя разрастаются и напоминают копыто.
Следующий представитель фауны заповедника — северный олень. Популяция северных оленей на Таймыре самая многочисленная в мире.
Также в заповеднике живет и такой интересный и необычный представитель, как овцебык. Овцебыки сохранились с доисторических времен: они жили в одно время с мамонтами, но в отличие от последних продолжают здравствовать и до нынешних времен. На Таймыр овцебык был завезен в 1974 году из арктических районов Канады и США. В настоящее время он “освоил” очень значительную территорию.
Зайцы-беляки в заповеднике соседствуют с такими распространенными полярными хищниками, как песец и волк. Особенно многочисленны в Таймырском заповеднике полярные волки. Это обусловлено тем, что в регионе находится самая крупная таймырская популяция северных оленей, которые являются основной добычей этих хищных зверей.
Из представителей куньих в заповеднике живут горностай и росомаха. Из морских млекопитающих здесь обитают белуха, кольчатая нерпа и морж. В Таймырском заповеднике насчитывается 116 видов птиц, относящихся к 9 отрядам.
Высока численность водоплавающих птиц. Гнездятся гага-гребенушка, чернозобая и белоклювая гагары, тундровые лебеди, гусь-гуменник.
Из редких видов птиц встречаются малый лебедь, краснозобая казарка, орлан-белохвост, беркут, кречет, сапсан.
4. Центрально-Сибирский государственный природный биосферный заповедник
Заповедник был создан в 1985 году. Расположен в Красноярском крае, на границе Западносибирской низменности и Среднесибирского плоскогорья. Его общая площадь составляет 972 тыс. га.
Основная река — Енисей. Пойма ее заболочена, имеет множество озер-стариц. Речная сеть состоит из притоков Енисея и Подкаменной Тунгуски.
Для заповедника хаpaктерна среднетаежная растительность. Из растений, занесенных в Красную книгу, хаpaктерны: башмачок крупноцветковый, настоящий и калипсо луковичная.
Из представителей орнитофауны в Красную книгу занесены черный аист, сапсан, скопа, беркут, орлан-белохвост и кречет. Участок Енисея в пределах заповедника имеет большую ценность как район нереста многих ценных промысловых видов рыб, а также район зимовки осетра и стерляди.
5. Путоранский заповедник
Основан заповедник в 1988 году.
Он расположен на территории Дудинского и Хатангского районов Таймырского автономного округа и Илимского района Эвенкийского автономного округа. Это самый крайний заповедник России. Общая площадь заповедника 1887, 3 тыс. га.
В ландшафте доминируют горные тундры и редколесья. Многочисленные реки и озера.
В прошлом вся горная система Путорана и в особенности ее северные, восточные и южные районы самым активным образом использовались коренными жителями для изгородного оленеводства, охоты и рыболовства.
Плато является единственным местом обитания одного из самых крупных малоизученных млекопитающих планеты - снежного бapaна (толсторог).
Международное значение имеет охрана пискульки. Именно Россия несет значительную долю ответственности за сохранение этого вида гусей.
Всего на территории заповедника 381 вид растений, 35 – млекопитающих, 140 – птиц.
6. Большой Арктический государственный природный заповедник
Заповедник “Большой Арктический” был создан в 1993 году. Находится на территории полуострова Таймыр и имеет общую площадь 4 млн. 200 тыс. га. Это самый крупный заповедник России. Его берега омывают Карское море и море Лаптевых.
Цель создания заповедника — сохранение и изучение в естественном состоянии уникальных арктических экосистем, редких и исчезающих видов растений и животных северного побережья полуострова Таймыр и прилегающих островов.
Большой Арктический заповедник состоит из семи участков и двух заказников.
Основной тип растительности тундры — это, конечно же, — лишайники. Они стойко переносят суровые условия Арктики, раскрашивая тундру в различные цвета от ярко-желтого до черного.
Так как условия этого северного края нелегкие, то для ряда высших растений оказывается невозможным ежегодное цветение. В связи с этим здесь нет луковичных растений и пpaктически отсутствуют однолетние.
Из кустарников наиболее ярким представителем является ива полярная. Травянистые растения представлены осоками, пушицами, злаками, немалую роль в растительности заповедника играют дриада, или куропаточья трава, различные виды камнеломок, разнообразные полярные маки, незабудочник.
Фауна птиц Большого Арктического заповедника насчитывает 124 вида, 16 из которых занесено в Красную книгу. Хаpaктерными обитателями тундры являются белая сова и тундряная куропатка. В заповеднике встречаются редкие виды чаек: розовая, вилохвостая и белая.
Розовая чайка — редкий, малоизученный вид, внесенный в Красную книгу. Известна лишь одна гнездовая колония этих птиц из 45—50 пар на Восточном Таймыре. Белая чайка — редкий арктический вид, внесенный в Красную книгу. Гнездится на островах Карского моря. На материке не гнездится, но регулярно залетает на арктическое побережье Таймыра. Из чаек также наиболее широко распространены серебристая чайка, бургомистр и полярная крачка.
Но одним из основных объектов охраны являются водоплавающие птицы. Здесь гнездятся четыре вида гусей, малый лебедь (редкий вид, включенный в Красную книгу) и четыре вида уток. Среди птиц присутствуют и хищники: сокол-сапсан, мохноногий канюк кречет и дербник.
Если отправиться гулять по заповеднику в ночное время, я можно услышать крики краснозобой, чернозобой или белоклювой гагары. Также в заповеднике можно встретить длиннохвостого, среднего и короткохвостого поморника, белую и болотную сову, воробьев (самый многочисленный отряд птиц заповедника — 41 вид), рогатого жаворонка, краснозобого конька, белую трясогузку.
И, наконец, одним из представителей птичьего царства заповедника является пуночка, которая справедливо считается символом арктической весны. Иногда эта провозвестница весны прилетает даже в марте, хотя в основном — в начале, а то и в середине мая.
Среди млекопитающих заповедника можно отметить таких животных, как лемминги (сибирский и копытный), песец, мохнатый канюк, поморник, дикий северный олень (уникальная островная популяция этих животных обитает на острове Сибирякова), белый медведь (внесен в Красную книгу) и нерпа.
В акватории – местообитания белого медведя, моржа, морского зайца, кольчатой нерпы, белухи. На побережье океана и в дельтах рек взяты под охрану места массового гнездования и линьки белолобого гуся, черной и краснозобой казарок, уток и куликов.
Территория заповедника включает также историко-культурные памятники, связанные с именами полярных исследований – А.Ф. Миддендорфа, Ф. Нансена, В.А. Русанова, Э.В. Толля, А.В. Колчака, др.
Назвать всех живых представителей заповедников невозможно. Мы перечислили лишь немногих. Давайте, немного поиграем. Я буду загадывать загадки. Ответом на них будут отдельные представители одного из Царств живой природы.
1. Домашние ласкаются,
А дикие кусаются.
Они повсюду и везде:
На суше, в небе и в воде,
Лесные есть, болотные,
Зовем мы их (животные).2. Возит нарты он весь день,
Tрaнcпорт тундры – кто? (олень).3. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (волк).4. Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал (заяц).5. Упрямо рогами идет на таран
Друзьям не уступит дороги (бapaн).6. Целый день лежать не лень –
Толстым должен быть (тюлень).7. Он – прадедушка слонов,
А огромный – будь здоров!
Волосатый, толстокожий.
Только жаль, что вымер все же (мамонт).8. Высоко в горах живет
Этот хищный “снежный кот” (барс).9. Эта птица, если просят,
Малышей в семью приносит.
Я же вам скажу без грусти,
Что меня нашли в капусте (аист).10. На севере снежном зверек обитает,
Пушистую шубку его всяк узнает.
Родней он приходиться рыжей лисице,
Но писем не пишет он хитрой сестрице (песец).11. Рыжий зверь в лесу живет,
Самым хитрым зверь слывет (лиса).12. Всем года она считает,
Но птенцов своих бросает.
И послушать: просто врушка –
Это пестрая (кукушка).13. Всю ночь летает -
Мышей добывает,
А станет светло –
Летит спать в дупло (сова).14. Учит верности людей
Пара белых (лебедей).15. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа –
Целый день долбить стволы (дятел).16. Кто не ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы (белка).17. Эта загадка
На редкость проста:
На мышку похож,
Но почти без хвоста (хомяк).18. Зоркий глаз, парит высоко,
Но не ястреб и не сокол (орел).19. Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)?20. Он тайги хозяин строгий,
Кабинет его в берлоге (медведь).
6. Закрепление изученного материала
Давайте, выясним, как вы усвоили новый материал. С помощью ваших таблиц вы ответьте на вопросы:
-
Сколько заповедников Красноярского края
получили статус биосферных? (3).
- Самый молодой из заповедников (Большой Арктический государственный заповедник).
- Самый крайний заповедник России (Путоранский).
- На территории какого заповедника обитают овцебыки (Таймырский государственный природный биосферный заповедник)
- На территории какого заповедника обитает снежный бapaн (Путоранский заповедник).
- Какая статья Конституции гласит: “Каждый должен сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам” (Статья 58).
- Самый большой по площади заповедник Красноярского края (Большой Арктический).
- На территории какого заповедника обитает черный аист (Центрально-Сибирский заповедник).
- Какая из двух видов чаек – белая или розовая не гнездится на материке (белая чайка)?
- Территория какого заповедника связана с именем А. Колчака и Э. Толля (Большой Арктический заповедник)?
7. Заключение
8. Домашнее задание
Доклад на тему “Красная Книга Красноярского края”
9. Организованное окончание урока
Презентация
Комментарии:
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ.
Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике.
...
01 07 2025 16:50:54
На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....
30 06 2025 21:40:42
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
29 06 2025 19:23:27
Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...
28 06 2025 21:47:43
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
27 06 2025 23:35:49
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....
26 06 2025 11:40:51
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
25 06 2025 13:47:51
Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления.
...
24 06 2025 7:49:51
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека.
...
23 06 2025 5:23:18
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
22 06 2025 1:45:57
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов.
...
21 06 2025 22:30:48
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
20 06 2025 23:10:15
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
...
19 06 2025 21:33:42
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
18 06 2025 16:20:21
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
17 06 2025 16:27:15
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость.
...
16 06 2025 12:44:37
В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте.
...
15 06 2025 2:28:42
Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....
14 06 2025 5:46:14
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
13 06 2025 20:30:12
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
12 06 2025 6:43:52
Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....
11 06 2025 11:57:54
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
10 06 2025 0:25:12
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
09 06 2025 17:10:52
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....
08 06 2025 4:28:15
Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов.
...
07 06 2025 16:27:52
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
06 06 2025 4:53:18
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
05 06 2025 10:13:14
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...
04 06 2025 5:25:20
Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов.
...
03 06 2025 6:33:28
Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....
02 06 2025 18:59:51
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
01 06 2025 4:20:26
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
31 05 2025 4:27:38
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
30 05 2025 14:56:54
Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....
29 05 2025 19:52:56
Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
28 05 2025 23:48:49
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
27 05 2025 0:54:18
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
26 05 2025 11:11:23
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
25 05 2025 23:40:34
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации.
...
24 05 2025 16:39:45
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....
23 05 2025 17:12:51
Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....
22 05 2025 16:43:47
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....
21 05 2025 9:15:48
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
20 05 2025 16:39:26
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
19 05 2025 7:32:25
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
18 05 2025 3:56:21
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
17 05 2025 13:37:43
Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....
16 05 2025 12:12:48
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
15 05 2025 11:44:43
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
14 05 2025 5:23:51
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
13 05 2025 8:13:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::