День биологического многообразия

Гeйм 1 “Дальше, дальше”
За одну минуту комaнда должна дать больше правильных ответов.
- Личинка лягушки (Головастик)
- В какой части сердца земноводных смешанная кровь? (Желудочек)
- Органы дыхания земноводных? (Легкие, кожа)
- Особые мешки лягушки, усиливающие звук? (Резонатор)
- Какое позвоночное животное первым побывало в космосе? (Озерная лягушка)
- Что означает слово “Амфибия”. (Ведущие двойной образ жизни)
- Что позволяет лягушкам-квакшам лазят по деревьям? (Присоски)
- Хвостатое земноводное, напоминающее ящерицу. (Тритон)
- Процесс восстановления утраченной части тела. (Регенерация)
- Самая крупная змея. (Анаконда)
- Подвижное сочлeнение конечностей. (Сустав)
- Сколько кругов кровообращения у пресмыкающихся. (Два)
- Органы дыхания пресмыкающихся? (Легкие)
- Каких ящериц принимают за змей? (Веретеница, желтопузик)
- Ядовитая змея с капюшоном? (Кобра)
- Живут только там, где есть вода. (Земноводные)
- Живут совершенно в сухих местах. (Пресмыкающиеся)
- Трехкамерное сердце, желудочек без перегородки. (Земноводные)
- Трехкамерное сердце, в желудочке неполная перегородк.а (Пресмыкающиеся)
- Кожа покрыта роговыми чешуйками. (Пресмыкающиеся)
- Кожа тонкая гладкая с железами. (Земноводные)
- В дыхании важную роль играет кожа. (Земноводные)
- Какая трава самая высокая. (Бамбук)
- Какое дерево самое высокое. (Эвкалипт)
- Какой злак самый сладкий. (Сахарный тростник)
- Что развивается из цветка. (Плод)
- Какое вещество окрашивает листья в зеленый цвет. (Хлорофилл)
- Как называется взаимовыгодное сожительство организмов. (Симбиоз)
- Плод картофеля. (Ягода)
- Морская капуста. (Ламинария)
- Как называется плод капусты. (Стручок)
- Растение “цветок солнца”. (Подсолнечник)
- Злак хлебный растущий в воде. (Рис)
- Какое растение шагает по стене. (Плющ)
- Из древесины какого дерева получают спички. (Осина)
- Древесина для музыкальных инструментов. (Ель)
- Почему у ели, хвоинки до самой земле. (Теневыносливое)
- Растение питается насекомыми. (Росянка)
- Земляной орех. (Арахис)
- Самый толстый стебель. (Баобаб)
- Самый большой цветок в мире. (Раффлезия Ариольда)
- Почему цветок Раффлезия пахнет тухлым мясом. (Опыляется мухами)
- Древесина для кораблестроения. (Сосна)
- Летучие мыши и дельфины ориентируются в темноте, какое физическое явление лежит в основе этой способности? (Эхолокация)
- В чем выигрывает нахохлившаяся птица. (Воздух между крыльями сохраняет тепло)
- Чем объяснить “любовь” буйвола к грязи. (С грязью счищает паразитов)
- Почему говорят, что лягушки при питании, глотают пишу при помощи глаз. (Лягушки опуская глаза, с помощью мышц, проталкивают пищу)
- Какая рыба водится в трех океанах. (Карюшка – Атлант., Тихий, Сев-Лед.,)
- Какая хищная рыба – домососед, предпочитающий держаться в глубоких ямах и омутах. (Сом)
- Какая рыба самая маленькая. (Бычок – пандочка)
- У каких пресноводных рыб пасть похожа на бульдожью (собачью)? (Пираньи)
Гeйм 2 “Заморочки из бочки”
Называют № вопроса из бочки учащиеся.
- Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Змеи)
- Каким образом гремучие змеи обнаруживают свою жертву? (На голове орган воспринимающий тепло)
- Где установлены памятники лягушкам? (В Собборне, Франция. Токийский университет, Япония. В Бостоне)
- В лесу произрастала много папоротников, после вырубки леса они исчезли, почему? (Тенелюбив, влаголюбив)
- Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? (Лишайники индикаторы чистоты воздуха, они гибнут от загрязнения)
Гeйм 3 “Темная лошадка”
- Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга? (Хамелеон)
- У какой ящерицы язык длиннее тела? (Хамелеон)
- Что вреднее для растений – избыток или недостаток удобрений? (Избыток нарушает нормальную жизнедеятельность клеток)
- Почему после прополки нельзя слишком резко выдергивать сорняки из земли? (Стeбли отрываются, а на корневищах из почек разовьются новые побеги)
- Какая рыба спит в пузыре из собственной слизи? (Рыба попугай)
- Какая рыба при опасности раздувается и превращается в колючий шар? (Рыбы-ежи, рыбы собаки)
- Какая рыба питается летающими насекомыми, сбивая их струей? (Брызгун)
- Может ли дышать рыба носом? (Нет, нос – обоняние, чувствует запахи)
- Каких рыб называют “акулами, расплющенные катком”? Почему? (Скатов, имеют блинообразную форму)
- Из печени какой рыбы получают рыбий жир, богатый витамином? (Треска)
- Хрящ какой рыбы использует медицина для лечения опухоли? (Акулы)
- Для чего употрeбляют черную икру в медицине? (Восстановление сил, повышение гемоглобина)
- При перегонке сланцев, богатых остатками ископаемых рыб, получают ихтиол – черную сиропообразную жидкость, как ее используют? (Противовоспалительное средство)
- Почему рыбы спят с открытыми глазами? (Нет век)
- Каких рыб называют “красными”, хотя мясо у них белое, а икра черная (Осетровых - красная - ценная)?
- Какую рыбу человек использует как живой прибор слежения за чистой водой? (Форель).
- Какая морская рыба напоминает шахматную фигуру? (Конек морской)
- Где в России традиционно ловят акул? (Баренцево море).
- Почему рыбы не погибают в замерзших водоемах? (Большая плотность воды при t +4С на дне самая тяжелая вода и самая теплая)
- Для чего слону такие большие уши? (Охлаждение крови)
- Почему на севере животные в основном крупных размеров, но уши, хвост, ноги небольших размеров (Маленькая поверхность тела меньше теплоотдача)
- Почему зайца называют косым? (В организме алкоголь)
- Какие животные акклиматизированы в Бабаюртовском районе? (Енот полоскун, енотовидная собака, ондатра, фазан: рыбы белый Самур, толстолобик).
- Почему у грызунов резцы при питании не уменьшаются в размерах? (Постоянно растут).
- У каких животных есть мимические мышцы, а значит и мимика? (Приматы)
Гeйм 4: “Гонка за лидером”
Определите, о каком классе животных идет речь
- Трудно назвать другую группу животных, которая вызывала бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого соединения стpaxa как… (Пресмыкающиеся)
- Многие из них весьма голосисты. Но выглядят в основном жутковато: одни скользкие до омерзения, другие с бородавками. В природе очень полезны, но у человека этот класс симпатии не вызывает. (Земноводные)
- Живет 2000 лет, в воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче. Из него делают бочки и паркет. (Дуб) Звонок другу: Пушкин писал, что на нем сидит Русалка.
- Всегда зеленое или гoлyбое. Делают из него музыкальные инструменты. На нем птицы зимой высиживают птенцов. (Ель)
- Теневыносливо, всегда сыро и темно, много лишайников. Мох кукушкин лен образует густые заросли. Какие проблемы могут возникнуть, если бы отдельные растения находились на большом расстоянии друг от друга? (Мох – двудомное растение проблема размножения)
- Летом в водоемах вода “цветет”. Избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема? (Избыточное размножение – обилие свете и тепла. Последствия – загнивание растений, гибель рыб и других растений)
- Тело животного покрыто густыми короткими иглами. Под иглами бурая шерсть. Короткий хвост, в виде лопаточки покрыт иголками. Зверек размером 40 см, с тонким заостренным носом и маленьким ртом. (Ехидна)
- Зверек живет в озерах и реках Бабаюртовского района. Нора на берегу, иногда многоярусная, вход под водой. В норе несколько камер гнездовых 2-3 запасных, что бы высыхать после долгого путешествия под водой. (Выхухоль)
- В меню около ста животных и растительных блюд. Жуки водные, улитки, пиявки, paки, рыбы, лягушки, камыш, тростник, кувшинки. Добычу мнет и крошит. Самый крупный грызун. Внешний вид говорит о приспособленности к полуводному образу жизни: зимой выход из жилища всегда находится подо льдом. Основные типы жилищ хатки и норы. (Бобр)
- В водоеме постоянный уровень воды они поддерживают за счет настоящих гидротехнических сооружений, которые возводят всей семьей. Когда стая опустилась… Деревья ломались под ее тяжестью, а цветущая земля оставалась гoлая пустыня; известны случаи, когда после этого погибали люди от голода. О ком речь? (Саранча насекомые)
- Леснику предложили выбрать участок для постройки дома. Какой участок вы ему порекомендовали: еловый лес или березовый? (В березовом - светло просторно, тепло. В еловом - сумрачно, влажно, холодно)
- Двое учеников выращивали герань. Один взял глиняный горшок, положил камушки, насыпал земля и посадил герань. Другой-использовал пластмассовую бутылку, насыпал землю и посадил герань. Уход был одинаковый. Но у первого герань зацвела, у второго – завела. Почему? (Сосуд первого ученика хорошо пропускал воздух, а также дренах (вода не застаивалась), у второго – корни не могли дышать).
- В одном районе растения обpaбатывали ядохимикатами. Позже, в местных реках исчезла форель, хотя для рыбы яды безвредны, почему же исчезла форель? (Яды уничтожили беспозвоночных – корм рыбы)
- На плантацию моллюсков, мидий напали морские звезды, ныряльщики уничтожали морских звезд разрезая их на части. Плантация мидий была уничтожена, а звезд стало видимо-невидимо. Почему? (У звезд сильно развита регенерация)
- Вы узнали, что в водоеме, недалеко от дома, водятся paки, где и как вы их будете ловить? (В водоеме с чистой водой. Ловить на заре, пока они не спрятались)
- В открытом аквариуме были выставлены золотые монеты. В воде плавали рыбы, охраняя их. Что за рыбы? (Голодные пираньи)
- Рыб растительноядных, питающихся побегами тростника используют для очистки каналов, водоемов от зарастания. Что за рыбы? (Белый амур, толстолобик)
- Самая крупная представительница отряда, длина 2 метра, вес 850 кг, встречается очень редко, причисляют ее к исчезающим видам. Спина покрыта кожей, на которой, заметны, 7 продольных роговых гребней. Развивает скорость около 35 км в час. Живет в море. По суше передвигается медленно, но силу проявляет необыкновенную. Был случай, когда ее смогли остановить 12 рыбаков. Причина гибели их пластиковые пакеты, которых они принимают за медуз (кожистая черепаха).
Гeйм 5 “Загадочный”
Отгадайте загадку, нужно сказать к какому отряду и классу относится животное
- Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная стpaxa
Гуляет ….. (Черепаха) - Нас везде всегда найдете
И в лесу мы, и в болоте,
На полянке, на опушке,
Мы зеленые … (Лягушки) - Древесина крепка
(Не хуже дубка) - Кора со смолкой,
Листок иголкой,
Только не колкой. (Лиственница) - На поляне иногда
Вырастает борода. (Лишайник) - Сговорились Клим с Пахомом
Жить совместно, одним домом
Клим готовит соль, водицу,
А Пахом – зерно, мучицу,
Кто Клим, а кто Пахом? (Лишайник Клим – грибница, Пахом – водоросль) - На коре, на стенке
Золотые пенки. (Лишайник золотянка) - Как определить возраст рыбы? (По чешце – полукольца)
- Прибавляет по молодцу
Каждый год по одному кольцу. (Дерево) - Живет в цащобе джунглей он,
На пестрый шланг похож … (Питон) - За свободу дарит хвост
Выход необычен, прост:
Утрата не грозит бедой
Ведь в скорее отрастет другой. (Ящерица) - Сидели до пары на ветках
Детишки – гoлыми в беретках
В срок с веток детки повскакали
Свои беретки растеряли. (Желуди) - Игольчатый нарядец свой
Дeвица скинет пред зимой
И весь расстелет под собой
Опять обрядится весной. (Лиственница) - У стройной лесной молодице
Зелено-колкие ресницы
И не красит их она –
Такой природой рождена. (Сосна, хвойные) - Вот и осень наступила
В раз листву позолотила
И сверкают, как рубины
Гроздья спелые … (Рябины) - По деревьям постучу –
От недуга излечу.
Без припарок и лекарства
Хворь – болезнь лишу коварства.
Я - лесов друг и приятель
И целитель вечный… (Дятел) - Есть змеи стометровые,
Зеленые, лиловые,
Есть бурые, бардовые
А капитану в море
От них большое горе. (Водоросли) - Волшебная птица
Под дубом гнездится.
С зеленым пером,
С широким крылом,
А вместо малого птенца
Сидит улитка в три кольца. (Папоротник) - Есть трава с загадкой
С хищною посадкой,
Комара и мушку
Заманит в ловушку. (Росянка) - Замотано, закутано,
Веревками запyтaно,
Кто в избушку влезал?
Кто хозяина связал?
Да и кровь его сосет,
Cмepть не легкую несет. (Павилика) - С цветка на травинку,
С листочка на былинку,
Отталкиваясь ножками,
Летает над дорожками. (Кузнечик)
Гeйм 6 “Художественный”
- Рот на подошве, мозоль на спине,
- Природы милое творение,
- Любители лягушечьего пения,
- Зяблик запел на березе лиловой
- В даль минувшего ушли вы
- Глубоко в тайниках земли
- Пускай грозят еще морозы,
- На пустырях и по дорогам
- Из травы, с зеленой кочки
- Две антенны на макушке
- “Зеленая страница”.
- В саду, где по ночам лучится и дрожит
- Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
- “Жуки”.
В.Берестов
Ну какое детство без жуков
Их следы как вышитые строчки
Из-под плотных темных пиджаков
Светлых крыльев легкие сорочки.
Чудо как хорош гудящий звук
Звук блаженный песенки полетной
Жалко, что летать не любит жук
Жалко, что жужжит он не охотно.
На автомобильчик он похож
77777 движет как чудовище
И блестит как дорогая брошь
Сам себе разбойник, сам сокровище.
У жука ужасно важный вид
Ух какой он взрослый и усатый
Жутко занят, страшно деловит
Жук из наших рук бежит куда то
Тот как желудь. Это как орех.
Вот рога оленьи, носорожьи
Майский жук летает лучше всех
Но дороже всех коровка божья
У коровок божьих кофточки в горошек
Попроси и полетят прямо из ладошек.
Рожки и глазки на пятке,
Может ползти, по отвесной стене
И в свежевскопанной грядке
Скользкое тело, серебряный след
Сладкие овощи ест на обед. (Слизень)
Цветок, долины украшение,
На миг взлелеянный весной,
Безвестен ты в степи глухой.
Скажи, зачем же ты алеешь,
Росой заискрясь, пламенеешь
И дышишь чем-то, как живым,
Благоуханным и святым
Ты для кого в степи широкой
Ты для кого от сел далеко? (Опыление)
Я понимаю ваше нетерпение.
Уж спать пора, а их все нет и нет
Но горевать и хмуриться – не след
Сейчас у них глаза нальются кровью,
Растянутся резиновые рты
И все ночные звуки перекроет
Мелодия волшебной красоты
И всем лицом безжизненно спокойным
Насторожится бледная луна
И словно перезвоном колокольным
Душа людская будет смущена…
Пускай на них царевичи плюют,
Пускай их глупый селезень проглотит,
О боже, как на клюквенном болоте
Лягушки без защитные поют. А. Решетов (“Свадебный
концерт”)
Вышел из черной земли чистотел
Это не высказать будничным словом
Снова, как в детстве, зяблик запел.
Сначит, дано мне опять насладиться
Дедовской, русской, прохладной весной
Видеть, как мчатся пролетные птицы
К старым гнездовьям, на север родной. В.
Луговский. (По пению определяется заселение
“квартиры”)
Тундры, горы и холмы,
И туманные разливы,
Беспредельной Колымы.
И несчетные станицы,
Уток, чаек и гусей.
И сверкающих на солнце
Белоснежных лебедей. С. Бутурлин (“Много
водоемов, луж, в которых много обильного корма –
рачки, личинки”)
Не видя ни дня, не видя света,
Не видя яркой жизни лета,
Растений семена легли.
Работой их корней не слышной
И рос и крепнул стебелек
И, наконец, расцвел цветок,
Блистая красотою пышной
Чем питается проросток в земле? (Запас
питательных веществ в семядолях или эндоcпepме)
Пусть по утрам на лужах лед,
Не страшны поздние морозы
Зима назад не повернет
Растаял снег. С пригорка льется
Вода с игривой быстротой,
И солнцу радостно смеется
В лицо цветочек золотой.
Почему она цветет, когда еще снег и у нее нет
листьев? (Корневище – запас питательных веществ
с осени)
С соцветьем беленьким сорняк
Но изучите его свойства,
Быть может взгляните не так
Кровотечение остановит,
В Китае – он салат к столу
Сорняк живуч – семян так много
В плодах похожих на суму
О каком растении речь? (Постущая сумка)
Раздается страшный звук,
Будто рядом молоточки
Выбивают тук – тук – тук!
Будто к наковальне встал
Очень ловкий человечек
То в траве застрекотал
Маленький кузнец – кузнечик.
К какому классу он относится? (Насекомые)
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
По дорожке вышли рожки
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. (Улитка)
С. Маршак
Эта страница зеленого цвета
Значит на ней постоянное лето
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилег
Бродят в траве золотые букашки
Все гoлyбые, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашке
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот темно – красная божья коровка
Спину свою разделив пополам
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Вот в одинаковых платьях как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать
То закрываются книжечкой пестрой
То, раскрываясь, несутся опять
О чем это свидетельствует? (О многообразии живой
природы)
Луна сквозь локоны мимозы
Ты видел ли поэт? – живой сапфир лежит
Меж лепестков блаженной розы.
Я тронул выпуклый, алеющий огонь
Огонь цветка, и жук священный
Тяжелый гладкий жук мне выпал на ладонь
Казалось камень драгоценный
В саду, где кипарис, как черный звездочет,
Стоит над лунною поляной,
Где соловьиный звон всю ночь течет, течет –
Кто, кто любезен розе рдяной? (Жук)
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает гpyдь твою так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широкопалых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
То духотой пахнет, то прошлогодней прелью
То запахом грибным у срубленного пня
Зальется иволга короткой четкой трелью
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя
Родного края не прихотливый лес!
Ты полон свежести и все в тебе живое
И столько у тебя загадок и чудес
Ты испокон веков сдружился с человеком
Берет он для себя от щедрости твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило
Где чистым воздухом так сладостно дышать
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Гeйм 7 “Верно-неверно”
Школьники должны ответить: да (верно), нет (неверно).
- У земноводных постоянная температура тела (нет).
- Земноводные живут в воде и на суше (да).
- Сердце земноводных двухкамерное (нет).
- Личинки земноводных дышат легкими (нет).
- Земноводные размножаются на суше (нет).
- Амфибии гермафродиты (нет).
- Взрослые земноводные хищники (да).
- Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык (да).
- Земноводные имеют два круга кровообращения (да).
- Земноводные первыми “встали на ноги” и изобрели суставы (да).
- Земноводные приобрели третье веко (да).
Гeйм 8 “Любознательный”
Четвертый лишний
- Уж – желтопузик – удав – кобра.
- Хамелеон – черепаха – крокодил – тритон.
- Гадюка – желтопузик – веретеница – агама.
- Береза – огурец – тюльпан – горох.
- Риччия – кукушкин лен – хвощ – сфагнум.
- Спирогира – хлорелла – ламинария – улотрикс.
- Соболь – волк – медведь – сова.
- Осел – верблюд – сорокопут – дельфин.
- Орел – лунь – чайка – беркут.
- Paк – паук – жук – крот.
Гeйм 9 Поиграем в прятки
“Найди меня”
1. Вдали от леса костер
2. А ночка темная и леденящие осадки падали активно
3. Легко искать снежного альбатроса
4. Кто очень строгий? Учитель литературы иязыка
5. Кто испугал тебя
6. С к о л ь к о з е л е н и у ж и л о г о д о м а?
7. М ы ш ь е м о д е ж д у
8. П о л Е в р о п ы м ы п р о ш д и
9. М е д в е д ь п ч е л к а с о б р а л а н а м с т о б о ю п р и н е с л а
10 П о д б е л у х а т ы р о с.
Гeйм 10 “Перевертыши” “Странные слова”
Рыбы
Алука – акула
Талупс – палтус
Губела – белуга
Щел – лещ
Унокь – окунь
Хечонь – чехонь
Тескар – треска
Натарь – тарань
Куща – щука
Ксат – скат
Млекопитающие
Сарык - крыса
Тено – енот
Окран – норка
Сукното – утконос
Курегун - кенгуру
Азац - заяц
Еноль – олень
Ранес - серна
Хлок - волк
Тик - кит
Подведение итогов и вручение наград.
Комментарии:
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
05 12 2025 6:52:31
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
04 12 2025 4:48:52
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения.
...
03 12 2025 10:47:50
Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет".
...
02 12 2025 10:52:23
Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....
01 12 2025 6:45:10
Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала.
...
30 11 2025 2:33:39
Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию.
Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков.
Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету.
...
29 11 2025 17:27:16
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
28 11 2025 14:28:48
На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....
27 11 2025 21:40:25
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
26 11 2025 7:14:45
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
25 11 2025 16:19:35
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
24 11 2025 20:48:49
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
23 11 2025 3:29:16
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
22 11 2025 16:55:41
Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....
21 11 2025 12:33:13
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
20 11 2025 11:30:31
На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....
19 11 2025 18:56:40
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
18 11 2025 7:44:12
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
17 11 2025 15:22:19
На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....
16 11 2025 22:44:36
В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....
15 11 2025 20:53:15
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
14 11 2025 5:10:49
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
13 11 2025 12:23:52
Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....
12 11 2025 5:35:17
На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....
11 11 2025 15:59:26
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
10 11 2025 17:16:20
Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....
09 11 2025 20:49:24
В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
08 11 2025 23:38:12
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
07 11 2025 17:48:44
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
06 11 2025 10:15:15
Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....
05 11 2025 14:38:56
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
04 11 2025 13:57:29
Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера.
...
03 11 2025 15:54:14
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
02 11 2025 11:53:20
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
01 11 2025 4:53:32
Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
31 10 2025 22:54:20
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
30 10 2025 21:14:36
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
29 10 2025 7:25:12
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
28 10 2025 5:31:16
Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
27 10 2025 3:27:27
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана.
...
26 10 2025 19:15:59
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
25 10 2025 4:46:48
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
24 10 2025 12:25:26
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального.
...
23 10 2025 15:50:12
Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян.
...
22 10 2025 18:30:57
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
21 10 2025 13:25:45
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
20 10 2025 6:32:10
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
19 10 2025 18:46:57
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
18 10 2025 0:17:26
На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
17 10 2025 15:33:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




