Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

ЦЕЛИ:

- обобщить знания учащихся о строении и жизнедеятельности рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- расширить знания о происхождении земноводных и пресмыкающихся, познакомить с современными взглядами на эволюционную теорию на примере классов Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся;

- продолжить формирование умений анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал, применять знания из курса физики, применять теоретические знания на пpaктике, развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

- продолжить формирование умения работать в коллективе, оценивать работу одноклассников, развивать навыки ведения дискуссии, стимулировать интерес к работе с дополнительными источниками информации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

таблицы “Рыбы”, “Земноводные”, “Пресмыкающиеся”, “Кровеносная система типа Хордовые”, динамическое пособие “Размножение и развитие хордовых”, магнитофон, фонограмма, костюмы для вводной сценки.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

тема урока, понятия “эволюция” и “сотворение”.

ПЛАН УРОКА.

Организация. Вводное действие, постановка проблемы, актуализация знаний.

Дискуссия по вопросам темы.

Подведение итогов дискуссии. Вывод.

Оценки за урок, домашнее задание.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА.

(В начале урока доска закрыта)

Учитель: Приветствие. Представление необычных гостей.

Вводное действие – сценка.

(фонограмма “Капитан” М. Дунаевского, учитель поет, на начало песенки в класс входят очень степенный Крокодил и кокетливая Черепаха)

Учитель:

Жил на свете Крокодил.
Он зубаст, но очень мил,
С Черепахою в приятелях был.

Крокодил (Черепахе):

С Вами в близком мы родстве.
Знаю я, сестра Вы мне,
Пусть не очень мы похожи извне.

Учитель:

Черепаха в ответ
Отвечала бойко, хоть ей все 100 лет:

Черепаха (Крокодилу):

Ах, месье Крокодил, ну конечно
Были общие предки у нас.
Да! Судьба развела так беспечно по отрядам,
Но один у нас класс!
(Появляется Лягушка, герои её не видят и поют вместе)
Нет рептилий на свете прекрасней,
Нет животных на свете древней,
Прославляем тебя, о Создатель,
Хорошо твое творение, ей-ей!

Лягушка: Ква-акая наглость! “Нет животных на свете древней!” Да вы-то от кого произошли?! От древних земноводных! Мы с вами одной породы, просто вы переква-квалифицирова-лись, приспособились к новым условиям жизни. Вот!

Крокодил: (Лягушке) Сударыня! Кто Вы такая? Ква-ква… тьфу! Квалифицированно объясните!

Лягушка: Я?! Царевна-лягушка!

Крокодил: (заинтересованно, направляется в её сторону) О-о-о!

Черепаха: (удерживает Крокодила) Да какая ты царевна! Ты … “гoлая гадина”, примазываешься тут к нам! (берет Крокодила за руку).

(Фонограмма песни Ю.Антонова “Море”, “вплывает” Рыба, разъединяет Крокодила и Черепаху, таращит глаза, открывает рот, но слов не слышно, все в изумлении смотрят на неё).

Черепаха: Это ёще кто такая?!

Крокодил: Ну и компания собралась!

Черепаха: Да-да! Одна (показывает на Лягушку) говорит Бог знает что,

Крокодил: (показывает на Рыбу) а эта вообще рот открывает, а что сказать хочет – не ясно!

Лягушка: (Рыбе) А вы сигнализируйте, мадам, сигнализируйте.

(Рыба открывает рот, вращает глазами, жестикулирует,все смотрят на неё, но ничего не понимают)

Черепаха: (направляется к двери) Нет, без сурдопереводчика не обойтись!

Учитель: Кажется, пора вмешаться. Позвольте, я помогу. Полагаю, наша гостья пытается объяснить, что все вы в ходе эволюции произошли от древних рыб. Я Вас правильно понимаю, госпожа Рыба?

(Рыба утвердительно кивает)

Черепаха: Возмутительно! Час-от-часу не легче.

Лягушка: Ну почему же, ква-а-ажется в этом есть какой-то смысл.

Черепаха: Что?! Ква-ква!

Крокодил: Кважется я вас всех сейчас проглочу, и на этом весь смысл квалифицированно закончится!

Учитель: Друзья мои! Ваша проблема в недостатке информации. Послушайте, есть предложение провести саммит и прийти к консенсусу. (Герои в недоумении смотрят на учителя).Земля – наш общий дом, и мы не можем допустить, чтобы разногласия привели к исчезновению каких-либо животных. У нас есть вполне квалифицированные специалисты, которые помогут вам разобраться в вашем происхождении и причинах, вызвавших изменения в животном мире. Вы согласны?

Черепаха: Ну, не знаю

Лягушка: Кважется, да.

Крокодил: Посмотрим!

Учитель: Ну вот и прекрасно. Присаживайтесь, пожалуйста (герои садятся за столик).

Учитель: (вопрос к учащимся). Как вы думаете, почему сегодня к нам пришли именно эти гости?

- Мы изучили надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся типа Хордовые.

Правильно. Итак, тема сегодняшнего урока (доска открывается):

“Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение?”

На доске даны определения понятий “эволюция” и “сотворение” (зачитывает).

Между нашими гостями возник спор: Рыба и Лягушка – сторонники эволюции, а Черепаха и Крокодил – сторонники концепции сотворения. Мы с вами должны ответить на вопросы наших гостей и попытаться убедить их в том, что живой мир развивался путем эволюции. Вы готовы?

Итак, уважаемые гости, специалисты нашего класса готовы ответить на ваши вопросы

Черепаха: Можно мне? Я не буду о себе спрашивать из скромности. Но сравните, пожалуйста, нашу так называемую “царевну” и Рыбу. Уже на первый взгляд совершенно очевидно, что они не родственники, у них ведь фигура, т.е. форма тела совершенно разная. Как вы это объясните?

Учитель: Почему такие различия во внешнем строении у лягушки и рыбы, если они “родственники”? Как это можно объяснить?

План предполагаемого ответа:

  1. Форма тела древних земноводных и особенно предков тритонов была больше похожа на рыб, чем у современных земноводных.
  2. Изменение внешнего облика связано с изменением внешней среды, выживанием особей, способных адаптироваться в новых условиях.
  3. Меняется среда, а значит, меняются факторы воздействия, что можно объяснить объективными законами физики.
  4. Признаки приспособленности рыб во внешнем строении в водной среде, уменьшение силы трения, действие силы тяжести и выталкивающей силы. Выход на сушу обеспечивает воздействие других условий: сила трения “полезна” - способствует передвижению, выталкивающая сила очень мала, т.к. плотность воздуха значительно меньше плотности воды, а сила тяжести действует “сильнее”.
  5. Форма тела земноводных становится почти прямоугольной и плоской, изменяется расположение конечностей. Конечности состоят из нескольких костей, соединенных подвижно, действуют как рычаг, что увеличивает их мощность. Постепенно под влиянием окружающей среды и образа жизни формируется оптимально необходимая форма тела современных земноводных.
  6. Палеонтологические находки: непарное теменное отверстие, “третий глаз”, в черепе у древних земноводных, у древних кистеперых рыб и современных пресмыкающихся

Крокодил: Трудно с вами не согласиться. Но превращение рыб в земноводных должно было cовершенно, коренным образом изменить позвоночник, а так же пояс задних конечностей. Однако ученые не обнаружили ископаемых рыб, которые бы показали, каким образом развились тазовые кости у древних земноводных. А по-поводу “третьего глаза” хочется заметить следующее: да, он действительно есть, но, как утверждает известный палеонтолог Дейвид Эттенборроу, “… кости черепа древних рыб так отличаются от черепных костей первых ископаемых земноводных, что невозможно, чтобы одни произошли от других”.

Лягушка: Действительно… А еще ква-ак и откуда у меня появилась баpaбанная перепонка, ведь рыбы воспринимают звук через покровы тела? А язык? Ни у одной рыбы нет языка, способного выбрасываться, а у моей близкой родственницы жабы он есть?

Учитель: Кто может ответить на эти вопросы? Никто?! Загадка? Предлагаю поступить следующим образом: на доске мы фиксируем наши доказательства и “загадки”. Но разве у нас больше нет аргументов? Разве мы так просто сдадимся? Ведь есть ряд неопровержимых доказательств происхождения земноводных от рыб, например, размножение.

План предполагаемого ответа:

  1. Размножение земноводных и рыб в воде
  2. Строение икринок
  3. Наружное оплодотворение

Черепаха: Ну, хорошо, а у нас, пресмыкающихся, икры нет, яйца – в кожистой оболочке или скорлупе. При такой ситуации, простите, наружное оплодотворение вряд ли поможет. А яйца мы откладываем на суше, хоть некоторые из нас живут в воде.

Учитель: Почему у пресмыкающихся появляется или скорлупа, или кожистая оболочка? Как происходит оплодотворение?

План предполагаемого ответа:

  1. Вторичное возвращение в воду некоторых пресмыкающихся, но в основном – это сухопутные животные
  2. Скорлупа и кожистая оболочка- защитное приспособление
  3. Оплодотворение внутреннее
  4. Развитие зародышей (динамическое пособие “Развитие хордовых”), общие признаки на ранних стадиях развития.

Лягушка: Это звучит убедительно, но мне не понятно, почему из наших икринок потомство выходит незрелым, потом еще идет развитие в несколько стадий, а у пресмыкающихся детеныши вылупляются их яйца в зрелом виде? Когда и как появилась у них такая привилегия как скорлупа и яйцевой зуб, с помощью которого они освобождаются из своего заточении?

Учитель: Это еще одна загадка. Эволюционист Арчи Карр с сожалением писал: “…Одна из разочаровывающих особенностей палеонтологической летописи позвоночных заключается в том, что она совсем недостаточно показывает эволюцию пресмыкающихся в их ранний период, когда развивалось яйцо, покрытое скорлупой”.

Крокодил: Очень хорошо, что Вы затронули вопрос о скорлупе. Мы хотим поговорить и о наших покровах. Как объяснить родственную связь при такой, извините, “одежде”, как у Лягушки?

Черепаха: Да-да! Ведь земноводных еще называют “гoлые гады”…

Лягушка: Ква-акой оскорбительный тон! Вы, кстати, тоже “гады”, только чешуйчатые.

Учитель: Прошу вас прекратить ссориться, задавайте вопросы по существу!

Черепаха: Хорошо, простите. Можете ли вы объяснить, почему у земноводных и пресмыкающихся такие разные покровы тела?

План предполагаемого ответа:

  1. Гoлая влажная кожа земноводных выполняет дыхательную функцию, что связано с недостаточно развитыми легкими и условиями окружающей среды в период появления древних земноводных.
  2. Кожа пресмыкающихся имеет роговой покров и выполняет защитную функцию от высыхания, компенсация потребности в кислороде происходит за счет увеличения дыхательной поверхности легких
  3. Концентрация кислорода в крови не высокая еще и вследствие особенностей строения кровеносной системы. (Таблица “Кровообращение у Хордовых”)
  4. Низкий уровень обмена веществ – пойкилотермность этих животных.

Учитель: Какое значение имеют данные факты для современных животных этих классов?

План предполагаемого ответа: выживание животных в современных климатических условиях

Учитель: А что произошло с древними предками наших “гостей”?

План предполагаемого ответа: Древние рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, не приспособившиеся к изменению климата, вымерли (примеры)

Учитель: Спасибо. Давайте подведем итог нашей дискуссии.

Сегодня мы попытались выяснить, как происходило развитие жизни на Земле на примере трех классов типа Хордовых, установит их происхождение, причины, вызывающие изменения во внешнем облике и внутреннем строении, определить причины вымирания древних животных. Можем ли мы в обсуждении поставить точку?

Уважаемые гости, мы ответили на ваши вопросы, разрешили ваши сомнения?

Черепаха: Мы должны отметить, что многие вопросы были убедительно разъяснены. Но, тем не менее, считаем, что точку ставить нельзя.

Крокодил: Да-да-да! Вы абсолютно правы, моя дорогая! Нужно заметить, что имеют место следующие реальные факты: в палеонтологических находках, на которые опираются эволюционисты, нет зачатков новых структур в живых организмах. Ведь хотя бы у некоторых ископаемых должны были обнаружиться развивающиеся органы, где переходные формы этих превращений?

Учитель: Значит загадки и сомнения? А может быть действительно сотворение, а не эволюция? Сам автор эволюционной теории в заключении своего труда “Происхождение видов” писал: “Есть величие в этом воззрении на жизнь с её различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм или только в одну…” Что вы думаете по этому поводу?

(Рефлексия учащихся: 3 – 4 мнения )

Черепаха: Получается, что сам Ч.Дарвин сомневался в правильности своего учения, а как же мы должны его изучать?

Учитель: Эволюционная теория действительно имеет некоторые спopные вопросы, но на сегодняшний день это единственная НАУЧНАЯ теория, имеющая определенную СИСТЕМУ палеонтологических доказательств в свою пользу. Хотя сомнения есть и у современных ученых, и споры вокруг теории сейчас наверное еще жарче, чем в момент её появления. Ну, что на это сказать? Сомневаешься – значит мыслишь, будешь ставить вопросы и искать ответы, а значит будешь стремиться к СОВЕРШЕНСТВУ. А это стремление для ЧЕЛОВЕКА наверное одно из главных. СОМНЕВАЙТЕСЬ! Спасибо за урок.

Оценки за урок. Домашнее задание.



Комментарии:

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

24 04 2024 23:18:55

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"


    Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

      Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....

23 04 2024 17:47:18

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма"

Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....

22 04 2024 6:47:43

Изучение трутовых грибов в природных сообществах


    Изучение трутовых грибов в природных сообществах

      Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....

21 04 2024 18:39:23

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....

20 04 2024 13:26:34

Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»


    Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»

      Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....

19 04 2024 9:26:24

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"

      Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации. ...

18 04 2024 11:30:55

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

17 04 2024 19:13:17

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

16 04 2024 12:49:39

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

15 04 2024 6:48:14

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

14 04 2024 4:53:19

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"


    Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

      Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

13 04 2024 18:46:54

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

12 04 2024 17:44:34

Многообразие птиц в природе

Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....

11 04 2024 8:40:57

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе


    Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

      В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

10 04 2024 0:44:19

Изучение темы "Компьютерные модели"


    Изучение темы "Компьютерные модели"

      В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....

09 04 2024 8:34:21

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

08 04 2024 23:47:43

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

07 04 2024 11:12:59

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

06 04 2024 19:47:53

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

05 04 2024 15:18:54

Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК


    Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК

      Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии. ...

04 04 2024 2:28:28

Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

      На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

03 04 2024 0:37:35

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

      Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

02 04 2024 17:35:47

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

01 04 2024 1:13:30

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

31 03 2024 9:14:11

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

30 03 2024 2:43:59

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

29 03 2024 16:16:16

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"


    Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

      При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

28 03 2024 9:52:48

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

ИЕРАРХИЯ У КРЫС  ЕГЭ biologia's Blog Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

27 03 2024 12:48:46

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

26 03 2024 5:54:31

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

25 03 2024 6:39:40

Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"


    Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"

      Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов. ...

24 03 2024 12:36:53

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

23 03 2024 10:46:46

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

      Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

22 03 2024 7:20:16

Программа курса "Биоиндикация"


    Программа курса "Биоиндикация"

      Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

21 03 2024 14:40:34

Описание открытого урока "Царство Грибы"


    Описание открытого урока "Царство Грибы"

      Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....

20 03 2024 10:34:31

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

19 03 2024 13:15:32

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

18 03 2024 7:44:16

Использование устного народного творчества на уроках биологии


    Использование устного народного творчества на уроках биологии

      Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного народного творчества на различных этапах изучения материала....

17 03 2024 23:17:53

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

16 03 2024 22:56:18

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"


    Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

      Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края". ...

15 03 2024 15:14:38

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс


    Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

      Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

14 03 2024 22:21:21

Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"


    Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"

      В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную. ...

13 03 2024 20:49:31

Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии


    Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии

      Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....

12 03 2024 0:21:42

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

11 03 2024 4:53:25

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....

10 03 2024 5:49:18

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)


    Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

      Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....

09 03 2024 21:18:56

Программа элективного курса "В мире профессий"


    Программа элективного курса "В мире профессий"

      Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...

08 03 2024 20:51:16

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....

07 03 2024 2:47:38

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

06 03 2024 9:20:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::