Урок биологии по теме "Фотосинтез" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии по теме "Фотосинтез"

Задачи урока:

  1. Продолжить формировать понятия об обмене веществ в организме.
  2. Изучить историю вопроса изучения фотосинтеза.
  3. Углубить и дополнить знания о фотосинтезе, полученные в курсе биологии младших классов.
  4. Сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза.
  5. Раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
  6. Формировать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.
  7. Продолжать формировать умение работать с текстом, работать в парах.

Ход урока

I. Постановка проблемы.

Мы продолжаем изучать особенности метаболизма разных организмов. Сегодня поговорим об особенностях пластического обмена растений. Актуальность изучаемой темы очевидна, т.к. относится к нам самым непосредственным образом. Попробуем в этом убедиться.

Вопросы.

  1. Чем мы питаемся? Откуда берем пищу, питательные вещества? (Из растительной, животной пищи).
  2. Когда мы едим конфету или торт, то не задумываемся, почему она сладкая? (Есть углеводы).
  3. Откуда эти углеводы, сахара? (Образуются в клетках растений). Вывод: растения – необходимое звено в цепи питания.
  4. Почему растения так называются? (Растут всю жизнь).
  5. За счет чего они растут? (За счет фотосинтеза).
  6. Можно ли считать “питание” и “фотосинтез” словами – синонимами? (Да).
  7. Какие условия необходимы для того, чтобы растения сами создавали питательные вещества? (Свет, вода и углекислый газ).
  8. Как называются такие организмы по способу питания? (Автотрофы).
  9. Если человеку создать те же условия – свет, вода, углекислый газ – сможет ли он сам себя обеспечить питанием? (Нет).
  10. Почему нет? Какие же особенности строения растительной клетки позволяют осуществить этот процесс? (Наличие хлоропластов).

Все эти сведения о фотосинтезе мы получали в младших классах. Описание этого процесса имеется в любом учебнике биологии. Его даже изложили в стихах, иллюстрирующие главные моменты фотосинтеза (можно во время чтения стихов показать слайд-шоу разных растений)

Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь,
Поглядите на чудо,
которое видеть вы раньше
нигде не могли.
Он умеет такое, что никто
               на земле не умеет.
Например…
Он берет крупинку мягкой
               черной земли,
Потом он берет дождя дождинку,
И воздуха гoлyбой лоскуток,
И лучик, солнышком пролитой.
Все смешает потом (но где?!
Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды?)
И вот из одной и той же
черного цвета земли
Он то красный, то синий,
то сиреневый,
то золотой!

(Вл. Солоухин)

II. Из истории открытия.

Давайте попробуем вспомнить историю изучения данного процесса, исправить ошибки и заблуждения, ученых прошлого.

Поверите ли вы, что со времен Аристотеля полагали, что пищей растениям служит не что иное, как … почва. И, правда, разве дерево не твердое? А раз так, значит, оно и потрeбллять в пищу должно что-то похожее по плотности, словно какой-нибудь зверь, которого головой засунули в плодородную землю.

Чтобы разобраться с этими, кажущимися нам теперь нелепыми, представлениями, голландский ученый ван Гельмонт более 300 лет назад поставил такой опыт…

1. Сообщение учащихся. Опыт Гельмонта.

Ян Батист ван Гельмонт – голландский естествоиспытатель, медик, живший в конце 16 – начале 17 века близ Брюсселя.

Сторонник прогрессивной для того времени теории спонтанного зарождения жизни. Изучал газы, ввел этот термин в науку. Ввел понятия о ферментах. В ряде вопросов стоял на позиции алхимии. Первым экспериментально начал изучать проблемы питания растений.

Поставил такой эксперимент. В глиняный сосуд поместил 80 кг высушенной почвы, смочил и поливал побег ивы весом в 2 кг. Почву он поливал только дождевой водой. Через 5 лет дерево весило около 68 кг. Ван Гельмонт аккуратно вынул растение из сосуда, собрал всю почву, снова просушил ее, взвесил и получил 80 кг без нескольких граммов (Рисунок 1).

Ученый сделал вывод, что увеличение массы дерева на 66 кг за 5 лет произошло исключительно благодаря воде. Результаты его исследований легли в основу так называемой водной теории питания углекислого газа атмосферного воздуха.

Вопросы к классу.

  1. Во всем ли прав был ученый?
  2. В чем его заблуждения?
  3. За счет чего увеличилась масса растения?

Опыт ван Гельмонта явился убедительным доказательством того, что не твердая почва, а доставляемые из нее водой вещества составляют основу питания растений. Но до истины было еще далеко.

Следовало развеять еще одно заблуждение, что растениям, как и животным, нужен чистый воздух. Действительно, в герметически закрытом помещении ни зверь, ни человек долго не протянут. Что мы говорим, когда тяжело дышится? Верно, “не хватает кислорода”.

2. Сообщение учащихся. Опыт Д.Пристли.

Джозеф Пристли – английский химик и философ – материалист, члeн Лондонского королевского общества. Получил филологическое и богословское образование, профессор языков. Основные научные исследования относятся к химии газов. Считается, что именно он первым обнаружил функцию зеленого листа. Вот наглядная иллюстрация одного из экспериментов Пристли.

Он заключил мышь под стеклянный колпак. Через пять часов мышь погибла. Однако при наличии под колпаком ветки мяты она осталась живой (Рисунок 2).

Отсюда Пристли сделал вывод, что животные своим дыханием делают воздух непригодным для жизнедеятельности организма, а растения своим дыханием восстанавливают его, т.е. делают пригодным для жизнедеятельности. Аналогично на опытах он показал, что воздух, “испорченный” дыханием или горением, становится вновь пригодным для дыхания под действием зеленых частей растений.

Его открытия легли в основу изучения воздушного питания растений и впоследствии были подтверждены исследованиями Жана Сенебье и Никола Соссюра.

Вопрос. Какой вывод напрашивается из опыта Пристли? (Растения выделяют кислород).

Открытия следовали одно за другим. Изучение в течение многих лет этого явления, названного фотосинтезом, привело сегодня к созданию стройной теории преобразования энергии в живой природе.

Поглощая солнечные лучи, растения преобразуют неорганические вещества в то, что мы называем органикой – основу всего живого.

III. Химизм процесса.

Рассказ учителя с использованием схемы-рисунка (Рисунок 3). В тетради записываются основные события световой и темновой фаз.

Световая фаза.

Квант света выбивает электроны из молекулы хлорофилла.

Фотолиз воды:

Электроны восполняют потери в молекуле хлорофилла. Ионы водорода накапливаются на мембране тилакоида, а на противоположной– электроны. Потенциальная энергия созданного градиента используется ферментом АТФ – синтетазой для осуществления реакции фосфорилирования, при которой образуется АТФ.

Продукты световой фазы: АТФ, О2, Ho.

Темновая фаза.

В темновой фазе синтезируется основное органическое вещество – глюкоза, используется АТФ и Ho (со световой фазы) и СО2. Ферменты в строме хлоропластов участвуют в восстановлении СО2 до глюкозы за счет энергии продуктов световой фазы фотосинтеза.

Продукты темновой фазы: С6H12О6

Итоговое уравнение фотосинтеза:

Выводы:

  1. Главный итог – образование глюкозы из неорганических соединений.
  2. Кислород – побочный продукт фотосинтеза.

IV. Роль зеленых растений.

  1. Основа любой пищевой цепи – продуценты. Ежегодно производится 1,7 · 10 тонн органических веществ, углеводов. Тем не менее – это медленный процесс и малоэффективный. Зеленый лист использует примерно 1% – 7% солнечного света.
  2. Космическая роль зеленых растений, изучаемая академиком К.А.Тимирязевым. Кислорода при фотосинтезе выделяется в 20-30 раз больше, чем используется (расходуется при дыхании).

В 60 –70 годах 20 столетия искусственно синтезировали хлорофилл и думали, что сбылось пророчество К.А.Тимирязева: “…явится находчивый изобретатель и предложит изумленному миру аппарат, подражающий хлорофилловому зерну, с одного конца получающий даровый воздух и солнечный свет, а с другой подающий печеные хлебы”. Увы, предсказание пока не осуществилось. Удалось произвести лишь отдельные стадии процесса.

V. Закрепление материала.

Закрепление материала. На парты раздаются тексты с ошибками, за несколько минут учащиеся, обсуждая этот текст в парах, находят биологические ошибки, комментируют вместе с учителем.

Текст – закрепление (с биологическими ошибками).

  1. Основным источником энергии для всех живых существ служит энергия солнечного света.
  2. Ее могут использовать клетки зеленых растений, животные клетки и некоторые бактерии.
  3. Биосинтез веществ с использованием световой энергии называется фотосинтез.
  4. Организмы, способные к фотосинтезу, называются гетеротрофами.
  5. В фотосинтезе различают световую и темновую фазы.
  6. В световой фазе в клетках растений образуется глюкоза.
  7. Кислород можно считать побочным продуктом фотосинтеза.
  8. Хлорофилл, способный взаимодействовать с квантами света, находится в особых органоидах – хромопластах.
  9. Органическое вещество – крахмал, образуется из неорганических веществ – углекислого газа, кислорода и воды.
  10. Кислород выделяется как в световой, так и в темновой фазе.
  11. Фотосинтез – это процесс, от эффективности которого зависит урожай всех зеленый растений.

Дополнительный вопрос задается, если осталось время на уроке, а если нет, то с этого вопроса можно начать опрос на следующем уроке.

Вопрос.

Одна лондонская богатая дама узнала, что растения “очищают воздух” и велела привезти в свою спальню (которая, кстати, не проветривалась) из зимнего сада 5 больших кадок с тропическими растениями. Наутро она проснулась с головной болью и после этого утверждала, что растения вовсе не очищают воздух, а наоборот, портят его.

Объясните ошибку дамы.

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание.

§11; Заполнить в тетради схему, которую перенести с доски в тетрадь. Вместо знаков “?” вставить нужные слова.

Интернет-ресурсы (используемые рисунки):

  1. http://900igr.net/kartinki/biо
  2. biostrov.ru



Комментарии:

Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"


    Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"

      Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....

24 04 2024 23:45:58

Tрaнcпорт веществ Биология

Tрaнcпорт веществ  Биология У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась трaнcпортная система.обеспечивающая поступление газов и...

23 04 2024 13:37:57

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

22 04 2024 7:51:59

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

21 04 2024 19:38:44

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

20 04 2024 0:12:46

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

19 04 2024 3:23:54

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

18 04 2024 11:35:45

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"


    Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

      Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

17 04 2024 23:46:50

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

16 04 2024 20:42:36

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

15 04 2024 5:24:29

Предпосылки возникновения Дарвинизма

Предпосылки возникновения Дарвинизма В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....

14 04 2024 16:35:45

Вегетативное размножение. 6-й класс


    Вегетативное размножение. 6-й класс

      На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....

13 04 2024 10:31:20

Разнообразие растительного мира

Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....

12 04 2024 12:40:19

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

11 04 2024 3:39:32

Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"


    Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"

      Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....

10 04 2024 2:57:57

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. 10-й класс

Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....

09 04 2024 21:22:10

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

08 04 2024 12:26:48

Образование новых видов, географический и экологический способы

Образование новых видов, географический и экологический способы Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...

07 04 2024 7:12:13

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение покрытосеменных растений". 6-й класс

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....

06 04 2024 7:24:34

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

05 04 2024 16:45:30

Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)


    Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)

      С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов. ...

04 04 2024 17:47:24

Как проявляется саморегуляция биогеоценоза

Как проявляется саморегуляция биогеоценоза Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....

03 04 2024 16:14:54

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

02 04 2024 9:32:36

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

01 04 2024 3:39:16

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

31 03 2024 7:39:15

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"


    Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

      Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

30 03 2024 5:34:37

Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"


    Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

      Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....

29 03 2024 15:37:16

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

28 03 2024 11:51:46

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

27 03 2024 9:21:56

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

26 03 2024 18:31:56

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...

25 03 2024 9:38:51

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

24 03 2024 4:13:18

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе


    Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

      Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого хаpaктера....

23 03 2024 23:46:20

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

22 03 2024 14:10:28

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

21 03 2024 15:25:30

Прокариотическая клетка. 9-й класс


    Прокариотическая клетка. 9-й класс

      Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....

20 03 2024 14:10:53

Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"


    Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"

      Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....

19 03 2024 6:12:13

Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"


    Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"

      Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии. ...

18 03 2024 4:15:30

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

17 03 2024 22:30:47

Тема урока: "Иммунитет"


    Тема урока: "Иммунитет"

      Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....

16 03 2024 1:33:30

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....

15 03 2024 21:13:18

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

14 03 2024 14:54:23

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

13 03 2024 12:14:37

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

12 03 2024 15:25:23

Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии


    Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии

      В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...

11 03 2024 6:13:42

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

10 03 2024 1:14:26

Разработка урока "Цветок. Соцветия"


    Разработка урока "Цветок. Соцветия"

      Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

09 03 2024 11:45:38

Человеческие расы, их родство и происхождение

На уроке закрепляются знания учащихся о стадиях эволюции человека, факторах антропогенеза; актуализируются понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе происходит доказательство существования одного вида «Человек разумный», представленного расами; рассматриваются механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас....

08 03 2024 2:14:58

Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....

07 03 2024 10:47:17

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

06 03 2024 11:20:22

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::