Урок биологии по теме "Фотосинтез" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии по теме "Фотосинтез"

Задачи урока:

  1. Продолжить формировать понятия об обмене веществ в организме.
  2. Изучить историю вопроса изучения фотосинтеза.
  3. Углубить и дополнить знания о фотосинтезе, полученные в курсе биологии младших классов.
  4. Сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза.
  5. Раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
  6. Формировать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.
  7. Продолжать формировать умение работать с текстом, работать в парах.

Ход урока

I. Постановка проблемы.

Мы продолжаем изучать особенности метаболизма разных организмов. Сегодня поговорим об особенностях пластического обмена растений. Актуальность изучаемой темы очевидна, т.к. относится к нам самым непосредственным образом. Попробуем в этом убедиться.

Вопросы.

  1. Чем мы питаемся? Откуда берем пищу, питательные вещества? (Из растительной, животной пищи).
  2. Когда мы едим конфету или торт, то не задумываемся, почему она сладкая? (Есть углеводы).
  3. Откуда эти углеводы, сахара? (Образуются в клетках растений). Вывод: растения – необходимое звено в цепи питания.
  4. Почему растения так называются? (Растут всю жизнь).
  5. За счет чего они растут? (За счет фотосинтеза).
  6. Можно ли считать “питание” и “фотосинтез” словами – синонимами? (Да).
  7. Какие условия необходимы для того, чтобы растения сами создавали питательные вещества? (Свет, вода и углекислый газ).
  8. Как называются такие организмы по способу питания? (Автотрофы).
  9. Если человеку создать те же условия – свет, вода, углекислый газ – сможет ли он сам себя обеспечить питанием? (Нет).
  10. Почему нет? Какие же особенности строения растительной клетки позволяют осуществить этот процесс? (Наличие хлоропластов).

Все эти сведения о фотосинтезе мы получали в младших классах. Описание этого процесса имеется в любом учебнике биологии. Его даже изложили в стихах, иллюстрирующие главные моменты фотосинтеза (можно во время чтения стихов показать слайд-шоу разных растений)

Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь,
Поглядите на чудо,
которое видеть вы раньше
нигде не могли.
Он умеет такое, что никто
               на земле не умеет.
Например…
Он берет крупинку мягкой
               черной земли,
Потом он берет дождя дождинку,
И воздуха гoлyбой лоскуток,
И лучик, солнышком пролитой.
Все смешает потом (но где?!
Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды?)
И вот из одной и той же
черного цвета земли
Он то красный, то синий,
то сиреневый,
то золотой!

(Вл. Солоухин)

II. Из истории открытия.

Давайте попробуем вспомнить историю изучения данного процесса, исправить ошибки и заблуждения, ученых прошлого.

Поверите ли вы, что со времен Аристотеля полагали, что пищей растениям служит не что иное, как … почва. И, правда, разве дерево не твердое? А раз так, значит, оно и потрeбллять в пищу должно что-то похожее по плотности, словно какой-нибудь зверь, которого головой засунули в плодородную землю.

Чтобы разобраться с этими, кажущимися нам теперь нелепыми, представлениями, голландский ученый ван Гельмонт более 300 лет назад поставил такой опыт…

1. Сообщение учащихся. Опыт Гельмонта.

Ян Батист ван Гельмонт – голландский естествоиспытатель, медик, живший в конце 16 – начале 17 века близ Брюсселя.

Сторонник прогрессивной для того времени теории спонтанного зарождения жизни. Изучал газы, ввел этот термин в науку. Ввел понятия о ферментах. В ряде вопросов стоял на позиции алхимии. Первым экспериментально начал изучать проблемы питания растений.

Поставил такой эксперимент. В глиняный сосуд поместил 80 кг высушенной почвы, смочил и поливал побег ивы весом в 2 кг. Почву он поливал только дождевой водой. Через 5 лет дерево весило около 68 кг. Ван Гельмонт аккуратно вынул растение из сосуда, собрал всю почву, снова просушил ее, взвесил и получил 80 кг без нескольких граммов (Рисунок 1).

Ученый сделал вывод, что увеличение массы дерева на 66 кг за 5 лет произошло исключительно благодаря воде. Результаты его исследований легли в основу так называемой водной теории питания углекислого газа атмосферного воздуха.

Вопросы к классу.

  1. Во всем ли прав был ученый?
  2. В чем его заблуждения?
  3. За счет чего увеличилась масса растения?

Опыт ван Гельмонта явился убедительным доказательством того, что не твердая почва, а доставляемые из нее водой вещества составляют основу питания растений. Но до истины было еще далеко.

Следовало развеять еще одно заблуждение, что растениям, как и животным, нужен чистый воздух. Действительно, в герметически закрытом помещении ни зверь, ни человек долго не протянут. Что мы говорим, когда тяжело дышится? Верно, “не хватает кислорода”.

2. Сообщение учащихся. Опыт Д.Пристли.

Джозеф Пристли – английский химик и философ – материалист, члeн Лондонского королевского общества. Получил филологическое и богословское образование, профессор языков. Основные научные исследования относятся к химии газов. Считается, что именно он первым обнаружил функцию зеленого листа. Вот наглядная иллюстрация одного из экспериментов Пристли.

Он заключил мышь под стеклянный колпак. Через пять часов мышь погибла. Однако при наличии под колпаком ветки мяты она осталась живой (Рисунок 2).

Отсюда Пристли сделал вывод, что животные своим дыханием делают воздух непригодным для жизнедеятельности организма, а растения своим дыханием восстанавливают его, т.е. делают пригодным для жизнедеятельности. Аналогично на опытах он показал, что воздух, “испорченный” дыханием или горением, становится вновь пригодным для дыхания под действием зеленых частей растений.

Его открытия легли в основу изучения воздушного питания растений и впоследствии были подтверждены исследованиями Жана Сенебье и Никола Соссюра.

Вопрос. Какой вывод напрашивается из опыта Пристли? (Растения выделяют кислород).

Открытия следовали одно за другим. Изучение в течение многих лет этого явления, названного фотосинтезом, привело сегодня к созданию стройной теории преобразования энергии в живой природе.

Поглощая солнечные лучи, растения преобразуют неорганические вещества в то, что мы называем органикой – основу всего живого.

III. Химизм процесса.

Рассказ учителя с использованием схемы-рисунка (Рисунок 3). В тетради записываются основные события световой и темновой фаз.

Световая фаза.

Квант света выбивает электроны из молекулы хлорофилла.

Фотолиз воды:

Электроны восполняют потери в молекуле хлорофилла. Ионы водорода накапливаются на мембране тилакоида, а на противоположной– электроны. Потенциальная энергия созданного градиента используется ферментом АТФ – синтетазой для осуществления реакции фосфорилирования, при которой образуется АТФ.

Продукты световой фазы: АТФ, О2, Ho.

Темновая фаза.

В темновой фазе синтезируется основное органическое вещество – глюкоза, используется АТФ и Ho (со световой фазы) и СО2. Ферменты в строме хлоропластов участвуют в восстановлении СО2 до глюкозы за счет энергии продуктов световой фазы фотосинтеза.

Продукты темновой фазы: С6H12О6

Итоговое уравнение фотосинтеза:

Выводы:

  1. Главный итог – образование глюкозы из неорганических соединений.
  2. Кислород – побочный продукт фотосинтеза.

IV. Роль зеленых растений.

  1. Основа любой пищевой цепи – продуценты. Ежегодно производится 1,7 · 10 тонн органических веществ, углеводов. Тем не менее – это медленный процесс и малоэффективный. Зеленый лист использует примерно 1% – 7% солнечного света.
  2. Космическая роль зеленых растений, изучаемая академиком К.А.Тимирязевым. Кислорода при фотосинтезе выделяется в 20-30 раз больше, чем используется (расходуется при дыхании).

В 60 –70 годах 20 столетия искусственно синтезировали хлорофилл и думали, что сбылось пророчество К.А.Тимирязева: “…явится находчивый изобретатель и предложит изумленному миру аппарат, подражающий хлорофилловому зерну, с одного конца получающий даровый воздух и солнечный свет, а с другой подающий печеные хлебы”. Увы, предсказание пока не осуществилось. Удалось произвести лишь отдельные стадии процесса.

V. Закрепление материала.

Закрепление материала. На парты раздаются тексты с ошибками, за несколько минут учащиеся, обсуждая этот текст в парах, находят биологические ошибки, комментируют вместе с учителем.

Текст – закрепление (с биологическими ошибками).

  1. Основным источником энергии для всех живых существ служит энергия солнечного света.
  2. Ее могут использовать клетки зеленых растений, животные клетки и некоторые бактерии.
  3. Биосинтез веществ с использованием световой энергии называется фотосинтез.
  4. Организмы, способные к фотосинтезу, называются гетеротрофами.
  5. В фотосинтезе различают световую и темновую фазы.
  6. В световой фазе в клетках растений образуется глюкоза.
  7. Кислород можно считать побочным продуктом фотосинтеза.
  8. Хлорофилл, способный взаимодействовать с квантами света, находится в особых органоидах – хромопластах.
  9. Органическое вещество – крахмал, образуется из неорганических веществ – углекислого газа, кислорода и воды.
  10. Кислород выделяется как в световой, так и в темновой фазе.
  11. Фотосинтез – это процесс, от эффективности которого зависит урожай всех зеленый растений.

Дополнительный вопрос задается, если осталось время на уроке, а если нет, то с этого вопроса можно начать опрос на следующем уроке.

Вопрос.

Одна лондонская богатая дама узнала, что растения “очищают воздух” и велела привезти в свою спальню (которая, кстати, не проветривалась) из зимнего сада 5 больших кадок с тропическими растениями. Наутро она проснулась с головной болью и после этого утверждала, что растения вовсе не очищают воздух, а наоборот, портят его.

Объясните ошибку дамы.

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание.

§11; Заполнить в тетради схему, которую перенести с доски в тетрадь. Вместо знаков “?” вставить нужные слова.

Интернет-ресурсы (используемые рисунки):

  1. http://900igr.net/kartinki/biо
  2. biostrov.ru



Комментарии:

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

09 10 2025 21:22:23

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

      В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

08 10 2025 21:20:10

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски


    Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски

      Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....

07 10 2025 9:57:13

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

06 10 2025 6:44:47

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....

05 10 2025 14:22:25

Урок по теме "Внутренняя среда организма" (модульное занятие)


    Урок по теме "Внутренняя среда организма" (модульное занятие)

      Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охаpaктеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....

04 10 2025 20:33:31

Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"


    Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"

      Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....

03 10 2025 0:39:17

Горные породы и их свойства


    Горные породы и их свойства

      На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....

02 10 2025 16:49:46

Заседание клуба "БИО"

Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....

01 10 2025 18:31:28

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

30 09 2025 7:57:34

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

29 09 2025 11:53:10

Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"


    Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"

      Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....

28 09 2025 10:27:51

Многообразие птиц в природе

Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....

27 09 2025 11:47:26

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

26 09 2025 4:55:25

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

25 09 2025 15:21:10

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

24 09 2025 8:57:50

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

23 09 2025 22:55:16

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

22 09 2025 18:59:17

Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"


    Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"

      На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....

21 09 2025 15:25:34

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"


    Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

      На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

20 09 2025 21:39:52

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

19 09 2025 13:36:26

Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....

18 09 2025 11:18:54

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

17 09 2025 4:41:20

Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс


    Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс

      Урок в форме телепередачи «Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение пpaктических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....

16 09 2025 16:51:11

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии


    Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

      Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....

15 09 2025 1:49:57

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

14 09 2025 9:24:10

Горные породы и минералы. 5-й класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....

13 09 2025 23:40:31

"Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"


    "Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"

      Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....

12 09 2025 6:19:47

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

11 09 2025 16:40:15

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

10 09 2025 3:53:50

Витамины. 8-й класс


    Витамины. 8-й класс

      Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

09 09 2025 8:42:55

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

08 09 2025 20:33:55

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

07 09 2025 6:25:55

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

06 09 2025 20:14:22

"Класс млекопитающие. Отряд приматы"


    "Класс млекопитающие. Отряд приматы"

      Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....

05 09 2025 1:47:59

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

04 09 2025 0:39:49

Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"

      Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...

03 09 2025 4:59:33

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

02 09 2025 20:57:27

Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс


    Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс

      Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....

01 09 2025 12:18:54

Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"


    Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

      Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....

31 08 2025 23:11:36

Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс


    Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс

      Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....

30 08 2025 1:55:32

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

29 08 2025 0:28:51

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

28 08 2025 20:52:50

Эры и периоды в развитии жизни на Земле

Эры и периоды в развитии жизни на Земле Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....

27 08 2025 10:44:43

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....

26 08 2025 4:48:27

Игра "Биологическое кaзинo. В мире животных"

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....

25 08 2025 7:55:36

Выделительная система человека. Строение и функции почек

Выделительная система человека. Строение и функции почек Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....

24 08 2025 8:54:13

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

23 08 2025 2:11:50

Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...

22 08 2025 2:26:48

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"


    Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

      Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

21 08 2025 1:12:27

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::