Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс
Цель: углубить знания учащихся о строении скелета человека; расширить представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах.
Задачи: закрепить знания учащихся о строении сустава и познакомить с возможными функциональными изменениями, вызванными травмами; познакомить со способами оказания первой помощи при травмах; научить распознавать виды травм (растяжение, вывих, ушиб) по внешним и болевым признакам; развивать у учащихся внимание и наблюдательность; воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи.
Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; демонстрационные таблицы; карточки для работы у доски; демонстрационный материал; платок для демонстрации “косыночной” повязки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Фронтальная проверка домашнего задания на доске для двух комaнд.
Задание для 1 комaнды.
Соберите динамическую таблицу, используя магнитные карточки с названиями костей конечности.
Схема 1
Задание для 2 комaнды.
Соберите динамическую таблицу, используя магнитные карточки с названиями костей конечности.
Схема 2
II. Введение в тему. Актуализация опopных знаний и представлений.
1. Беседа по вопросам.
Вспомните!
- Как соединяются кости скелета?
- Как устроен сустав?
- Подумайте, что может произойти с суставом при резких, неловких движениях.
2. Рассказ учителя с элементами беседы с использованием наглядного материала.
Вспомним строение сустава. Головка одной кости соединена с впадиной другой кости связками. Сверху соединение покрыто суставной сумкой, защищающей сустав от повреждений. При неосторожных или неловких движениях, падении может произойти травма - повреждение сустава. (Слайд 2). Презентация
III. Изучение нового материала.
- Рассказ учителя с элементами беседы с демонстрацией наглядного материала и проведением наблюдений.
- Кости сустава соединены связками. При сильном, резком движении эти связки могут растянуться. Такая травма называется растяжением.
Растяжение — это повреждение связок, которые соединяют кости в суставе. Особенно часто связки растягиваются при подвертывании стопы (например, при игре в футбол или беге). Поврежденное место начинает сильно болеть, появляется припухлость. Эти явления называются симптомами травмы. Нередко растяжение сопровождается повреждением кровеносных сосудов. Тогда образуется синяк. (Слайд 3).
Какую помощь мы можем оказать в этом случае человеку? (Слайд 4)
В первую очередь необходимо приложить холод. Можно использовать полиэтиленовый пакет со льдом или ткань, смоченную в холодной воде. Как вы думаете, для чего? (Холод облегчает боль и замедляет развитие отека.)
После охлаждения необходимо наложить тугую повязку, чтобы зафиксировать травмированное место. Далее необходимо помочь пострадавшему добраться до больницы, где врач назначит правильное лечение.
Итак, запишем, какие симптомы бывают при растяжении и какую помощь при этом мы можем оказать.
Растяжение —> Резкая боль. Отек —> Приложить холод. Наложить тугую повязку
При сильных и резких движениях может произойти смещение костей в суставе — вывих. При этом суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок. Малейшее движение в суставе вызывает сильную острую боль. Конечность теряет подвижность, форма сустава изменяется. (Слайд 5)
Как вы думаете, какую первую помощь мы можем оказать пострадавшему? (Слайд 6)
В первую очередь надо обеспечить полный покой поврежденной конечности. Если не зафиксировать сустав в неподвижном положении, то кость в свободном положении может порвать суставную сумку и усилить повреждение. Руку подвешивают на фиксированной повязке, на ногу накладывают шину (это специальное приспособление для фиксации сустава). (Слайд 7)
Как вы думаете, чем еще можно заменить шину?
(Слайды 8 и 9)
Для уменьшения боли поврежденный сустав охлаждают. На место вывиха прикладывают пакет или резиновую грелку со льдом или холодной водой. (Слайд 10)
Пострадавшего надо немедленно доставить в лечебное заведение. Только врач-хирург может вправить кости при вывихе. Вправлять кости, вышедшие из сустава, самому нельзя. Во-первых, потому, что у пострадавшего может наступить болевой шок. Человек потеряет сознание. Во-вторых, при самолечении можно повредить связки и суставную сумку.
Итак, запишем, какие симптомы бывают при вывихах суставов и какую помощь при этом мы можем оказать.
Вывих суставов —> Резкая боль. Невозможность движения —> Приложить холод. Зафиксировать сустав в неподвижном положении
При ударах и падениях можно повредить ткани и органы. Такие внутренние повреждения называются ушибы. (Слайд 11)
При легких ушибах возникают небольшие синяки. При средних — образуются крупные кровоизлияния и кровоподтеки. При сильных ушибах могут возникнуть внутренние кровотечения. Это очень опасно для жизни.
Первая помощь при ушибе — уменьшить боль и внутреннее кровотечение. Для этого применяют холод. К ушибленному месту прикладывают грелку с холодной водой или со льдом. (Слайд 12)
При ушибе могут пострадать не только мягкие ткани, но и внутренние органы — печень, почки и другие. При падении или ушибе головы может произойти сотрясение головного мозга. Если пострадавший потерял сознание или у него началась рвота, его надо немедленно доставить к врачу. Помните, только врач может поставить правильный диагноз и назначить дальнейшее лечение.
Итак, запишем, какие симптомы бывают при ушибах и какую помощь при этом мы можем оказать.
Ушиб —> Синяк —> Приложить холод
IV. Обобщение материала.
- Сейчас мы попробуем зафиксировать плечевой сустав при вывихе с помощью обычной косынки или платка.
(Демонстрация “косыночной” повязки на учащемся.)
Далее учащиеся работают в парах (тренируются в наложении повязки).
V. Закрепление знаний.
1. Заполните таблицу на доске.
Вид травмы | Симптомы | Первая помощь |
Растяжение | Резкая боль. Отек |
Приложить холод. Наложить тугую повязку |
Вывих суставов | Резкая боль. Невозможность движения |
Приложить холод. Зафиксировать сустав в неподвижном положении |
Ушиб | Боль. Синяк, кровоподтеки |
Приложить холод |
Беседа по вопросам.
- Каковы признаки растяжения связок, вывиха сустава и ушиба?
- Как следует оказать первую помощь при растяжении связок?
- Какую первую помощь нужно оказать при вывихе сустава?
- Почему нельзя самим вправлять вывих?
- Какую первую помощь нужно оказать при ушибе?
VI. Подведение итогов урока.
Оценка знаний и активности учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание.
Повторить материал § 11 учебника.
Комментарии:
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
15 10 2025 4:18:58
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
14 10 2025 17:41:29
В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....
13 10 2025 10:18:59
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
12 10 2025 11:51:49
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
11 10 2025 1:41:12
Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....
10 10 2025 23:17:17

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
09 10 2025 12:53:19
Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....
08 10 2025 15:33:48
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
07 10 2025 1:57:29
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
06 10 2025 9:37:13
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
05 10 2025 6:35:15
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
04 10 2025 8:47:14
Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....
03 10 2025 7:37:38
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
02 10 2025 15:59:39
В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...
01 10 2025 18:13:35
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
30 09 2025 17:45:29
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
29 09 2025 8:15:23
Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....
28 09 2025 12:19:27
Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....
27 09 2025 17:43:48
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
26 09 2025 0:12:33
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
25 09 2025 6:55:36

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....
24 09 2025 4:22:26
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
23 09 2025 22:51:29
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
22 09 2025 14:22:47
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
21 09 2025 15:51:26
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
20 09 2025 13:54:36

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....
19 09 2025 8:53:43
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
18 09 2025 15:49:58
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
...
17 09 2025 1:13:45
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
16 09 2025 10:39:50
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....
15 09 2025 18:26:26
При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....
14 09 2025 22:30:12
Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....
13 09 2025 6:45:30
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
12 09 2025 3:58:46
Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....
11 09 2025 12:13:52
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
10 09 2025 12:49:37
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
09 09 2025 14:49:37
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
08 09 2025 17:33:37
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
07 09 2025 8:48:31
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
06 09 2025 2:57:26
Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей.
...
05 09 2025 9:54:37
Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....
04 09 2025 14:45:38

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....
03 09 2025 20:57:20
Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
02 09 2025 4:36:53
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
01 09 2025 10:50:28
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
31 08 2025 22:53:14

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
30 08 2025 11:31:27
Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....
29 08 2025 14:29:43
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
28 08 2025 8:17:25
Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....
27 08 2025 20:53:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::