Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"


    Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"

Жизнь человека тесно связана с лесом. Лес – исключительная по сложности организации, видовому разнообразию и многочисленности связей экосистема.

Перед современным учителем стоит задача, чтобы не только сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению научного анализа явлений природы, осознанию значимости пpaктической помощи природе. Формирование таких качеств у учащихся особенно эффективно происходит в процессе выполнения проектных и исследовательской работы в природном сообществе. Чтобы заинтересовать учащихся необходимо проводить предварительную подготовительную работу по ознакомлению с особенностями экологических систем, таких например как лесное сообщество.

Важно акцентировать внимание учащихся на изучение природы родного края.  Дальневосточный лес – исключительный по сложности организации, видовому разнообразию и многочисленности экосистема, он таит в себе огромные богатства, который он щедро отдает людям. Но не только этим дорог нам лес. Он обогащает нас духовно

Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса.

Задачи:

  • изучение структуры и видового разнообразия лесного сообщества;
  • развитие знаний о лесе в единстве с методами его изучения;
  • определение мер охраны лесных экосистем и способов их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы.

Время проведения экскурсии – 1,5–2 часа.

Оборудование: фотоаппараты, блокноты, ручки, карандаши, фломастеры.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес. Ваша основная задача – еще раз познакомиться с уже известными с детства лесными растениями и запечатлеть наиболее интересные впечатления в ваши блокноты и на фотоаппарат.

Лес – это удивительное творение природы, сложное, необычайно богатое и еще далеко не познанное человеком. Он представляет собой естественную экологическую систему с многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники.

Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он являются кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники.

Лесные экосистемы испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха.

Леса оказывают прямое влияние на величину испарения, поверхностного и внутригрунтового стока, в целом на водный баланс, на гидрологический режим рек.

Талые и дождевые воды в лесу интенсивно пополняют запасы грунтовых вод. Запасы грунтовых вод под лесами больше и потому, что в лесу происходит накопление влаги. Зимой толщина снега в лесу больше, чем в полях, поэтому почва меньше промерзает. Летом подстилка уменьшает нагревание почвы и тем самым способствует сохранению в ней влаги. Под защитой леса земля медленно насыщается живительной влагой.

Лес, образно говоря, – это легкие планеты. Деревья являются той зеленой фабрикой, которая восстанавливает живительную силу отработанного воздуха. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ.

Лес – превосходный биологический фильтр воздуха. Он улавливает из загрязненной атмосферы озон, цементную пыль, сажу, свинец, окислы азота. Уникальные фильтрующие свойства деревьев заключаются в их способности притягивать мельчайшие, взвешенные в воздухе твёрдые частицы – второй род деятельности.   Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы, оздоровляют воздух [1].                                                     

Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с некоторыми представителями растительного мира  Амурского леса. Наше знакомство я хочу начать с семейства сосновых.

Лиственница (Larix).

Хвойный «дуб» – так называют лиственницу за ее твердую древесину. У нас в Амурской области растет лиственница Гмелина или как ее называют по-другому лиственница даурская. Своеобразие сезонного поведения лиственниц – сбрасывание ими листьев на зиму – сразу выделяет их среди других сосновых. Зимой лиственница выглядит уныло, зато в остальное время года она очень нарядна.  Листья у лиственницы мягкие, плоские, с беловатыми рядами устьиц, заметными снизу. Весной ярко-зеленая нежная хвоя расцвечивается крохотными красными «фонариками» – шишками, а воздух вокруг напоен приятным смолистым ароматом. Шишки созревают в тот же год осенью или в начале следующей весны. Раскрываясь и освобождая семена, они остаются на дереве еще несколько лет.  Обычно лиственницы – крупные деревья (высотой до 35–50 м). Древесина тяжелая, долговечная, прочная, с высокими механическими свойствами, но в связи с этим обpaбатывается труднее, чем древесина других сосновых. Высокая плотность препятствует ее сплаву, при сушке древесина часто растрескивается. Лиственница – долгожитель: даже 400 лет – не предел ее жизни.

Сосна (Pinus).

Род сосна (около 100 видов) – самый большой род в семействе среди хвойных. На земном шаре насчитывают 200 видов сосен. Всюду, где бы ни росли сосны, своеобразие их внешнего облика, удивительная способность при поранении ствола выделять ароматную смолу, выступающую крупными каплями, подобно слезам, запах просмоленной древесины издавна делали их, почти во всех областях естественного произрастания, объектом мифов, религиозных церемоний и поклонений. Так, греческая мифология сохранила нам изящную легенду о нимфе Питие, которую бог ветра Борей, приревновав к лесному Пану, превратил в сосну. В Китае и Индокитае эти растения считались волшебными деревьями, приносящими счастье и отводящими беды. В Древнем Вьетнаме вера в магическую силу сосен была настолько сильна, что вошло в традицию сажать их у дворца императоров как символ долголетия и величия царствующей династии. Жители Центральной и Северной Европы тоже создали свои легенды и сказания о дереве добром, могучем и благостном, образующем светлые сухие леса – боры. Входя в летний день в сосновое насаждение, человек ощущает специфический запах, присущий только хвойным породам. Чем же обусловлен запах хвойного леса? В хвое, коре и древесине хвойных пород выpaбатываются ароматические природные смеси органических веществ – эфирные масла, часть которых, испаряясь, и образует этот запах. Ежегодно в атмосферу нашей планеты различные растения выделяют более 800 млн т эфирных масел. Нижняя часть дерева покрыта толстой, глубокобороздчатой, красновато-бурой корой, верхняя часть ствола и крупные ветви – тонкой оранжевой отслаивающейся пленкой, а молодые сосны и тонкие ветви – гладкой серо-зеленой корой. Длина хвои сосны обыкновенной колeблется от 2. до 8 см.  Цветение продолжается 7–10 дней. Опыление происходит весной.

В России Петр I был энергичным насадителем лесов, в первую очередь дубовых и сосновых. Однако особо большой размах насаждение лесов приняло в наше время [4].

А теперь глубоко вдохните и почувствуйте, какой воздух возле хвойных растений.

Учитель: Обратите внимание на это дерево. Это дуб монгольский Quercus mongolica (crispula) (хотя в Монголии дуб не произрастает).

Дуб – могучее дерево. Высокий, кряжистый, в России он неизменно являлся олицетворением богатырской силы. Под его огромной кроной всегда приятная тень. Толстый ствол свидетельствует о долголетии и могуществе. Известно несколько дубов, которым более тысячи лет. Сколько же видели они на своем веку! Со многими из них связаны известные исторические события и легенды. Считается, что самый старейший дуб в Европе насчитывает полторы тысячи лет. Окружность его ствола равна 13 метрам, он растет в Литве и тщательно охраняется.

Наш монгольский дуб тенист, ветроустойчив и долговечен. Растет он сравнительно медленно, особенно в первые годы.

За тысячелетнюю историю своего развития дуб приобрел много интересных приспособлений, помогающих сохранять долголетие. В первых числах мая, еще до появления листьев, на дубе становятся заметными кисти небольших сережек Женские цветки растут отдельно от мужских.  Пыльца попадает на небольшие женские цветки, из которых к осени образуются хорошо знакомые желуди.

Еще древние римляне полагали, что до того, как покровительница земледелия Церера обучила людей хлебопашеству, пищей человеку служили желуди. В средние века желудевую муку изготавливали в Англии, Польше, Германии и Норвегии. А в России пекли даже желудевый хлеб с небольшими добавками ржаной муки. В неурожайные годы этот хлеб был основным продуктом.

На Руси издавна существовала традиция класть дубовые листья в рассолы и маринады для придания овощам и фруктам крепости [6].

Учитель: Следующий представитель фауны леса – береза. 

Белокорая березка – украшение пейзажа нашей Родины, эмблема ее лесов. Из белокорых берез в лесу можно встретить березу плосколистную.

На березках беленькие блузки,
Для красы – полоски поперек.
Словно парень ласковый, по-русски
Льнет к березке вешний ветерок.

Белокорые березки светолюбывы, холодостойки. Довольно требовательны к плодородию и влажности почвы.

Белоствольная береза даже зимой, безлисная, красива. Припудренная инеем, ее веточки сверкают на морозном солнце, будто в бриллиантах. А запорошенная снегом, в шапках под цвет коры, береза выглядит сказочной снегурочкой.

Кроме белоствольной березы в нашем лесу можно встретить еще один вид березы – это береза даурская (черная) Betula dahurica (Pall.) Это крупное дерево до 25 м высотой и 70 см в диаметре, однако чаще 10–15 м высотой и около 30–35 см в диаметре. Имеет хаpaктерную кору, какой нет ни у одного другого вида дальневосточных берез. На старых деревьях кора растрескивающаяся, темно-серая, иногда даже черноватая, отслаивающаяся многими слоями. На молодых деревьях кора розоватая или чуть красноватая, иногда даже бурая. Молодые ветви светло- или темно-коричнево-бурые, с многочисленными белыми чечевичками. Самые молодые побеги опушенные, позднее оголяющиеся, с железками. Листья овальные или яйцевидные с широким, реже узким клиновидным основанием, заостренные, неправильно или двоякозубчатые, с 5–7 (9) парами пилок.  Плоды – орешки 1,5–2,5 мм длиной с крыльями в 3–4 раза уже орешка.

Цветет вслед за распусканием листьев в первой половине мая, семена созревают в начале августа [6].

Учитель: В лесу, кроме деревьев, вы видите кустарники. В лесу встречается рододендрон. Кажется, что эти кустарники из семейства вересковых созданы природой специально для декоративных целей. Весной, когда лес еще серый и безлистный у подножия деревьев широко разливается розово-сиреневое пoлoвoдье. Это зацветает рододендрон, известный в народе как багульник.

Рододендроны растут чаще группами зарослями кустов. Их узкие кожистые листья, опадающие на зиму, выделяют пары эфирного масла. Поэтому воздух вблизи рододендрона всегда напоен тонким смолянисто-терпким ароматом. Окутанный эфирными парами, рододендрон не страдает ни от жгучего мороза, ни от палящих лучей солнца. Вот почему, не боясь холодных утренников, «багульник», опережая многие растения, встречает раннюю весну своими крупными искристыми цветками. Наряден он и осенью, когда его листья становятся фиолетово-малиновыми.

Следующий кустарник, который мы с вами встретили на прогулке – это авелляна.

Так поэтично называют в ботанике всем известный лесной орешник – лещину. А произошло это название от итальянского порта Авелляно, прославившегося торговлей лесными орехами.

Лещина – широколистный кустарник с прутьевидными ветвями. В лесу он образует густой подлесок, плотными куртинами сбился на прогалинах и по опушкам леса, Зимой орешник неумолчно шепчется с ветрами своей пожухлой листвой, а ранней весной, когда в ложбинках белеет ноздреватый снег, он зацветает зелеными сережками.

Орехи лещины тонкого аромата, вкусны и питательны. Заросли лещины, при пересчете на гектар, в урожайный год дают до 60–100 килограммов орехов. Кусты начинают плодоносить с двух-трех летнего возраста [6].

Учитель: Сегодня мы узнали много интересного о древесных растениях нашего леса. Скажите, почему ежегодно в наших лесах становится все меньше этих растений? (из-за лесных пожаров, которые возникают в летний и весенний период).

Действительно, лесные пожары оказывают большое отрицательное влияние на многие процессы жизни леса. При лесных пожарах повреждается или полностью уничтожается растущий лес вместе с подлеском, подростом и травяным покровом. Пожары уничтожают гнезда птиц и местообитания зверей, способствуют размножению вредных насекомых.

Одной из причин увеличения лесных пожаров является резкое увеличение числа людей, выезжающих в лес для отдыха. Случаи возгораний в лесу являются следствием неосторожного и неумелого обращения с огнем. Так же пожары могут возникнуть от самовозгорания торфа, иногда от молний.

В пламени разыгравшегося пожара погибают зайцы, лисицы, белки, медведи, лоси и даже птицы, потерявшие в дыму ориентировку. На гарях находили обгорелые трупы оленей, лосей и даже «хозяина» и «знатока» леса – медведя. Гари бедны животными и долгие годы представляют собой пустыню.

Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни

Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Остается надеяться, что человек разумный не станет рубить сук, на котором сидит. Цивилизованное общество не разрушит биом, от которого зависит общее благо данного общества. Лес никогда не превратится в диковинную редкость, за демонстрацию которой придется платить непомерную дань [2].

Список литературы:

  1. И.Н. Балбышев. Из жизни леса. С-П.: ЛЕНИЗДАТ, стр.3-5, 152–161, 164–167, 1990
  2. Н.А. Воронков. Общая, социальная, прикладная экология. Учебное пособие. М.: РАНДЕВУ-АМ, АГАР, стр.242, 247–255, 1999
  3. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, «Экология России» учебное пособие стр. 90–94, М.: АО МДС, ЮНИСАМ, стр. 90–94, 1995
  4. В.С. Варламов, М.Ф. Грин, Общий обзор.  М.: МЫСЛЬ, стр. 123–125, 1992
  5. Ю.В. Новиков. Экология, окружающая среда и человек. М.: ЮНИТИ, стр.240–260, 1998
  6. Н.В. Усенко. Дары уссурийской тайги. Хабаровск, Кн.изд., 1975.



Комментарии:

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

26 04 2024 3:48:53

Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"


    Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"

      На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....

25 04 2024 20:41:42

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз". 9-й класс

Комбинированный урок биологии по УМК Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....

24 04 2024 7:46:47

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

23 04 2024 2:43:58

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"


    Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

      Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

22 04 2024 3:55:14

Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"


    Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"

      В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды. ...

21 04 2024 5:23:32

В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов


    В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов

      Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....

20 04 2024 18:50:17

Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....

19 04 2024 17:17:34

Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс


    Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс

      Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....

18 04 2024 5:29:16

Урок на тему "Алкоголь – беда"


    Урок на тему "Алкоголь – беда"

      Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

17 04 2024 12:27:47

Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"


    Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"

      Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...

16 04 2024 12:26:41

Что такое рефлексы? Примеры рефлексов. Нервные центры

Что такое рефлексы? Примеры рефлексов. Нервные центры Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....

15 04 2024 12:50:44

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

14 04 2024 15:18:48

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

      Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

13 04 2024 14:46:51

Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)


    Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)

      В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....

12 04 2024 3:58:59

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

11 04 2024 11:25:37

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

10 04 2024 19:14:39

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

09 04 2024 16:55:24

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные


    Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

      Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

08 04 2024 15:47:28

Экологическая сказка в стихах "Весенний переполох"


    Экологическая сказка в стихах "Весенний переполох"

      Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....

07 04 2024 14:56:57

Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс

      В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....

06 04 2024 2:38:28

Урок биологии на тему "Многообразие земноводных"

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....

05 04 2024 9:29:35

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

      Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...

04 04 2024 3:45:15

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

03 04 2024 14:46:27

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

02 04 2024 10:38:31

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

01 04 2024 14:16:10

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

31 03 2024 7:58:10

Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"


    Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"

      Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа. ...

30 03 2024 8:17:32

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

      Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

29 03 2024 3:41:38

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных


    Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

      Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....

28 03 2024 5:47:47

Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний

      С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области. ...

27 03 2024 20:48:53

Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....

26 03 2024 12:56:53

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"


    Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

      Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

25 03 2024 19:48:22

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

24 03 2024 2:40:24

Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)


    Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

      Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

23 03 2024 0:29:59

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

22 03 2024 9:57:26

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

21 03 2024 4:41:54

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"


    Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

      Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

20 03 2024 5:34:44

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

19 03 2024 14:11:56

Эмоции и их валеологическая роль

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....

18 03 2024 19:37:20

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

17 03 2024 23:47:31

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

16 03 2024 8:46:46

Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии


    Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

      На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....

15 03 2024 0:11:48

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

14 03 2024 18:53:37

Путешествие по Солнечной системе


    Путешествие по Солнечной системе

      Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...

13 03 2024 1:10:12

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

12 03 2024 13:10:51

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"


    Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

      Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....

11 03 2024 5:51:47

Пpaктическая работа "Фотосинтез"


    Пpaктическая работа "Фотосинтез"

      Пpaктическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу. ...

10 03 2024 17:14:19

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

09 03 2024 23:27:30

Обобщающий урок по биологии по теме "Покрытосеменные растения"


    Обобщающий урок по биологии по теме "Покрытосеменные растения"

      Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....

08 03 2024 14:42:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::