Полезные дикорастущие растения Саратовской области

Цели:
- образовательные: формирование знаний о пищевых растениях, лекарственных растениях, медоносных, витаминоносных;
- развивающие: развитие умений выделять главное в учебном материале;
- воспитательные:
- показать богатство и красоту растительного мира ;
- воспитание положительной мотивации учебной деятельности;
Задачи:
- активизация познавательной деятельности,
- знакомство учащихся с многообразием дикорастущих растений, открытие в них многих удивительных свойств.
Оборудование: компакт-диск \" Природа России\", презентации, компьютер, мультимедийная установка , книга \" Лесная кладовая\" Т. Ивановой , Л. Путинцевой.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Методы: видеометод, работа с книгой, словесный .
Ход урока
I. Организационный этап.
Сообщение темы урока, цели, задач.
Мотивация учебной деятельности. ( Человек издавна использовал в пищу различные растения . Но времена меняются .Тогда почему данная тема актуальна и в настоящее время?)
II. Вступительное слово учителя .
Сегодня мы познакомимся с полезными дикорастущими растениями нашей области, со значимостью растений в жизни человека. На этом уроке совершим две виртуальные экскурсии. Одна из них - \"Полезные растения\", а вторая - \"Ягоды\".
III. Изучение нового материала .
1) Значение растений в жизни человека.
Богат растительный мир нашей области. А как вы думаете, мог бы человек существовать без дикорастущих растений? Каково их значение? ( ответы ребят)
Учитывая ваши ответы, значение растений мы отразим в схеме.
2) Виртуальная экскурсия в лес.
А сейчас мы отправляемся на виртуальную экскурсию. Но прежде чем мы отправимся в лес, класс разобьется на группы. Каждая группа получает задание, и в конце нашей экскурсии вы расскажите, что же интересного там обнаружили.
- 1 группа назовёт витаминоносные растения,
- 2 группа - медоносные,
- 3 группа - листовые овощные,
- 4 группа - лекарственные.
Ваша задача: Расположите названные растения в соответствующие колонки. Итак, в путь.
В центре России произрастают более 1000 растений. Среди них есть и съедобные. Какие принципы необходимо соблюдать при сборе растений?
- точно знать в \"лицо\";
- обязательно изучить их, опробовать дома;
- собирать вдали от дорог, не менее за 200 метров, и только за городом;
- оптимальный период употрeбления органов растений май-июнь, пока ощущается их вкус;
- вкус салатов зависит от заправки, которую Вы используете.
Презентация 1.
Презентация 2.
Слайд 1. Липа.
Молодые листья содержат много белка. Обладают нежным вкусом и бактериальным действием.
Слайд 2. Рябина.
Молодые листья имеют тонкий аромат.
Слайд 3.
Ежевика произрастает вдоль берегов рек.
Слайд 4.
Малина обыкновенная.
Кусты до 2 метров высоты. Плоды имеют высокие вкусовые качества.
Слайд 5. Шиповник.
Плоды и молодые листья используют в салаты, гарниры.
Слайд 6. Земляника лесная.
Первая открывает сезон. Листья содержат до 380 мг витамина С, содержат каротин.
Слайд 7. Клевера.
Молодые стeбли и листья употрeбляют как салат. Собирают с весны до осени.
Слайд 8. Сныть обыкновенная.
Растёт в лесах, садах, парках. Цветёт в июне-июле. Высота растения до 1 метра. Молодые побеги съедобны в салатах.
Слайд 9. Душица.
В листьях много витамина С, эфиромасличных веществ, каротина. Используют в чай, в первые и вторые блюда.
Слайд 10. Тимьян ползучий или чабрец.
Цветёт всё лето. Листья и побеги используют как приправы, лучше сушёные. Листья заваривают как чай.
Слайд 11. Тысячелистник обыкновенный.
Лекарственное растение .Соком тысячелистника был вылечен приёмный внук Дмитрия Донского.
3) А теперь в параграфе 2.8 учебника найдите сведения о других растениях и названия запишите в тетрадь.
Назовите растения каждой из групп.( учащиеся каждой группы называют растения)
Заключение: Это не полный перечень растений, которые используются как пищевые. Читайте о растениях, узнавайте о них новое.
Одна из таких книг - это книга Т. Ивановой и Л. Путинцева \" Лесная кладовая\". В ней Вы найдёте рецепты приготовления необычных блюд из знакомых нам растений.
Ведь как разнообразят наше питание дары природы! Собранные собственными руками свежие ягоды, грибы, сочные овощные и пряные травы особенно вкусны. Аромат лесной земляники не заменит никакой культурный сорт. А какой аппетитный запах исходит от дикорастущих растений, способных заменить овощную зелень. На территории нашей области произрастает примерно 30 видов дикорастущих растений, которые употрeбляются в пищу.
Но природа дарит нам не только пищу. Из поколения в поколение накапливались сведения о лечебном применении дикорастущих растений. Народный опыт не пропал даром - от бабушек к детям и внукам передавались знания. А в народе этих людей называли знахарями и колдунами, но именно благодаря им создавалась народная медицина. Сорок растений используются в официальной медицине, более двухсот - в народной.
Хотя у нас за окном весна, сейчас мы с Вами отправимся за ягодами. И совершим ещё одну виртуальную экскурсию.
Слайд 1. Земляника лесная.
Появляется в двадцатых числах июня. Содержит витамины В, С, около 6% сахаров.
Слайд 2. Малина обыкновенная.
Имеет высокие вкусовые качества. Содержит до 10% сахаров, витамины А, В, С, используется как потогонное средство.
Слайд3. Ежевика сизая.
Это чёрная малина. Содержит до 10% сахаров, органические кислоты.
Слайд 4. Черёмуха обыкновенная.
Дерево до 10 метров высоты. Цветёт в начале мая. Плоды- костянки.
Слайд 5. Боярышник. На территории России встречается более 100 видов. Из него готовят варенье, компоты, заваривают чай. Плоды - лекарственное сырьё. Используется при заболевании сердца, при утомлении.
Слайд 6. Калина обыкновенная.
Входит в состав витаминных сборов. После промораживания плоды используют как начинку для пирогов. Содержит до 21% жирных масел.
Слайд 7. Шиповник.
Спутник лета. Важнейшее витаминное растение. В его плодах до 6% аскорбиновой кислоты, до 18% сахаров, витамины В2 , К, Р, органические кислоты, минеральные соли.
Слайд 8. Рябина обыкновенная.
До 10 метров высотой. После морозов ягоды утрачивают горечь.
IV. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ране изученных знаний.
1. Каждая группа ребят зачитывает названия растений, занесённых в соответствующие колонки . При этом используют и свой жизненный опыт, рассказывая о применении некоторых растений в быту.
Вопросы:
1. А какие вы знаете растения, которые используются для борьбы с вредителями?
2. Какие вы знаете красильные растения?
V. Анализ и подведение итогов урока.
Выставление оценок.
VI. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Понравился ли сегодняшний урок?
VII. Домашнее задание: сообщения по темамю
1) Сообщения о лекарственных растениях, нуждающихся в охране.
2) Кулинарные рецепты наших бабушек.
3) Необычное из жизни обычных для нас растений.
Параграф 2.8. учебника
Комментарии:
Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....
07 12 2025 16:49:56
Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....
06 12 2025 10:36:31
Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....
05 12 2025 4:48:19
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
04 12 2025 16:18:15
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
03 12 2025 6:16:14
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
02 12 2025 23:34:24
Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....
01 12 2025 10:18:52
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
30 11 2025 13:53:41
Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....
29 11 2025 9:47:34
Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету.
...
28 11 2025 0:27:33
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
27 11 2025 20:43:37
Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...
26 11 2025 4:28:26
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
25 11 2025 5:42:20
Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....
24 11 2025 15:20:55
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
23 11 2025 5:35:14
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности.
Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
22 11 2025 16:54:57
Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности.
...
21 11 2025 19:22:55
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии.
...
20 11 2025 22:34:56
В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....
19 11 2025 13:36:40
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация.
...
18 11 2025 16:25:49
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
17 11 2025 6:50:13
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?"
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
...
16 11 2025 12:20:40
В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность.
...
15 11 2025 18:28:30
Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
14 11 2025 7:51:11
В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра".
...
13 11 2025 18:25:59
Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
12 11 2025 4:22:56
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
11 11 2025 6:23:18
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
10 11 2025 2:50:42
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
09 11 2025 10:11:46
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного.
...
08 11 2025 11:48:44
Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....
07 11 2025 11:39:40
Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....
06 11 2025 0:28:56
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
05 11 2025 3:54:52
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
04 11 2025 14:13:19
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
...
03 11 2025 19:50:56
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
02 11 2025 21:40:40
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
01 11 2025 22:14:49
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива.
...
31 10 2025 21:17:58
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
30 10 2025 4:32:53
Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....
29 10 2025 1:48:15
Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...
28 10 2025 9:55:50
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
27 10 2025 21:48:53
Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....
26 10 2025 19:41:21
Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему.
...
25 10 2025 3:51:39
В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
24 10 2025 22:37:19
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....
23 10 2025 7:36:21
Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....
22 10 2025 13:18:56
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
21 10 2025 9:35:27
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
20 10 2025 8:45:23
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
19 10 2025 4:36:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"