Полезные дикорастущие растения Саратовской области > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Полезные дикорастущие растения Саратовской области


    Полезные дикорастущие растения Саратовской области

Цели:

  • образовательные: формирование знаний о пищевых растениях, лекарственных растениях, медоносных, витаминоносных;
  • развивающие:  развитие умений выделять главное в учебном материале;
  • воспитательные:
    • показать богатство и красоту растительного мира ;
    • воспитание положительной мотивации учебной деятельности;

Задачи:

  • активизация познавательной деятельности,
  • знакомство учащихся с многообразием дикорастущих растений, открытие в них многих удивительных свойств.

Оборудование: компакт-диск \" Природа России\", презентации, компьютер, мультимедийная установка , книга \" Лесная кладовая\" Т. Ивановой , Л. Путинцевой.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Методы: видеометод, работа с книгой, словесный .

Ход урока

I. Организационный этап.

Сообщение темы урока, цели, задач.

Мотивация учебной деятельности. ( Человек издавна использовал в пищу различные растения . Но времена меняются .Тогда почему данная тема актуальна и в настоящее время?)

II. Вступительное слово учителя .

Сегодня мы познакомимся с полезными дикорастущими растениями нашей области, со значимостью растений в жизни человека. На этом уроке совершим две виртуальные экскурсии. Одна из них - \"Полезные растения\", а вторая - \"Ягоды\".

III. Изучение нового материала .

1) Значение растений в жизни человека.

Богат растительный мир нашей области. А как вы думаете, мог бы человек существовать без дикорастущих растений? Каково их значение? ( ответы ребят)

Учитывая ваши ответы, значение растений мы отразим в схеме.

2) Виртуальная экскурсия в лес.

А сейчас мы отправляемся на виртуальную экскурсию. Но прежде чем мы отправимся в лес, класс разобьется на группы. Каждая группа получает задание, и в конце нашей экскурсии вы расскажите, что же интересного там обнаружили.

  • 1 группа назовёт витаминоносные растения,
  • 2 группа - медоносные,
  • 3 группа - листовые овощные,
  • 4 группа - лекарственные.

Ваша задача: Расположите названные растения в соответствующие колонки. Итак, в путь.

В центре России произрастают более 1000 растений. Среди них есть и съедобные. Какие принципы необходимо соблюдать при сборе растений?

  • точно знать в \"лицо\";
  • обязательно изучить их, опробовать дома;
  • собирать вдали от дорог, не менее за 200 метров, и только за городом;
  • оптимальный период употрeбления органов растений май-июнь, пока ощущается их вкус;
  • вкус салатов зависит от заправки, которую Вы используете.

Презентация 1.

Презентация 2.

Слайд 1. Липа.

Молодые листья содержат много белка. Обладают нежным вкусом и бактериальным действием.

Слайд 2. Рябина.

Молодые листья имеют тонкий аромат.

Слайд 3.

Ежевика произрастает вдоль берегов рек.

Слайд 4.

Малина обыкновенная.

Кусты до 2 метров высоты. Плоды имеют высокие вкусовые качества.

Слайд 5. Шиповник.

Плоды и молодые листья используют в салаты, гарниры.

Слайд 6. Земляника лесная.

Первая открывает сезон. Листья содержат до 380 мг витамина С, содержат каротин.

Слайд 7. Клевера.

Молодые стeбли и листья употрeбляют как салат. Собирают с весны до осени.

Слайд 8. Сныть обыкновенная.

Растёт в лесах, садах, парках. Цветёт в июне-июле. Высота растения до 1 метра. Молодые побеги съедобны в салатах.

Слайд 9. Душица.

В листьях много витамина С, эфиромасличных веществ, каротина. Используют в чай, в первые и вторые блюда.

Слайд 10. Тимьян ползучий или чабрец.

Цветёт всё лето. Листья и побеги используют как приправы, лучше сушёные. Листья заваривают как чай.

Слайд 11. Тысячелистник обыкновенный.

Лекарственное растение .Соком тысячелистника был вылечен приёмный внук Дмитрия Донского.

3) А теперь в параграфе 2.8 учебника найдите сведения о других растениях и названия запишите в тетрадь.

Назовите растения каждой из групп.( учащиеся каждой группы называют растения)

Заключение: Это не полный перечень растений, которые используются как пищевые. Читайте о растениях, узнавайте о них новое.

Одна из таких книг - это книга Т. Ивановой и Л. Путинцева \" Лесная кладовая\". В ней Вы найдёте рецепты приготовления необычных блюд из знакомых нам растений.

Ведь как разнообразят наше питание дары природы! Собранные собственными руками свежие ягоды, грибы, сочные овощные и пряные травы особенно вкусны. Аромат лесной земляники не заменит никакой культурный сорт. А какой аппетитный запах исходит от дикорастущих растений, способных заменить овощную зелень. На территории нашей области произрастает примерно 30 видов дикорастущих растений, которые употрeбляются в пищу.

Но природа дарит нам не только пищу. Из поколения в поколение накапливались сведения о лечебном применении дикорастущих растений. Народный опыт не пропал даром - от бабушек к детям и внукам передавались знания. А в народе этих людей называли знахарями и колдунами, но именно благодаря им создавалась народная медицина. Сорок растений используются в официальной медицине, более двухсот - в народной.

Хотя у нас за окном весна, сейчас мы с Вами отправимся за ягодами. И совершим ещё одну виртуальную экскурсию.

Слайд 1. Земляника лесная.

Появляется в двадцатых числах июня. Содержит витамины В, С, около 6% сахаров.

Слайд 2. Малина обыкновенная.

Имеет высокие вкусовые качества. Содержит до 10% сахаров, витамины А, В, С, используется как потогонное средство.

Слайд3. Ежевика сизая.

Это чёрная малина. Содержит до 10% сахаров, органические кислоты.

Слайд 4. Черёмуха обыкновенная.

Дерево до 10 метров высоты. Цветёт в начале мая. Плоды- костянки.

Слайд 5. Боярышник. На территории России встречается более 100 видов. Из него готовят варенье, компоты, заваривают чай. Плоды - лекарственное сырьё. Используется при заболевании сердца, при утомлении.

Слайд 6. Калина обыкновенная.

Входит в состав витаминных сборов. После промораживания плоды используют как начинку для пирогов. Содержит до 21% жирных масел.

Слайд 7. Шиповник.

Спутник лета. Важнейшее витаминное растение. В его плодах до 6% аскорбиновой кислоты, до 18% сахаров, витамины В2 , К, Р, органические кислоты, минеральные соли.

Слайд 8. Рябина обыкновенная.

До 10 метров высотой. После морозов ягоды утрачивают горечь.

IV. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ране изученных знаний.

1. Каждая группа ребят зачитывает названия растений, занесённых в соответствующие колонки . При этом используют и свой жизненный опыт, рассказывая о применении некоторых растений в быту.

Вопросы:

1. А какие вы знаете растения, которые используются для борьбы с вредителями?

2. Какие вы знаете красильные растения?

V. Анализ и подведение итогов урока.

Выставление оценок.

VI. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Понравился ли сегодняшний урок?

VII. Домашнее задание: сообщения по темамю

1) Сообщения о лекарственных растениях, нуждающихся в охране.

2) Кулинарные рецепты наших бабушек.

3) Необычное из жизни обычных для нас растений.

Параграф 2.8. учебника



Комментарии:

Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"


    Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"

      Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....

07 12 2025 16:49:56

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

06 12 2025 10:36:31

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс


    Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

05 12 2025 4:48:19

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

04 12 2025 16:18:15

Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс


    Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс

      Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....

03 12 2025 6:16:14

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

02 12 2025 23:34:24

Элективный курс "Решение генетических задач"


    Элективный курс "Решение генетических задач"

      Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....

01 12 2025 10:18:52

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая хаpaктеристика. Пресноводная гидра"


    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая хаpaктеристика. Пресноводная гидра"

      Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....

30 11 2025 13:53:41

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

29 11 2025 9:47:34

Викторина по биологии на тему "Живая природа"


    Викторина по биологии на тему "Живая природа"

      Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

28 11 2025 0:27:33

Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов


    Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов

      Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....

27 11 2025 20:43:37

Экологические группы насекомых

Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...

26 11 2025 4:28:26

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

25 11 2025 5:42:20

Что такое рефлексы? Примеры рефлексов. Нервные центры

Что такое рефлексы? Примеры рефлексов. Нервные центры Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....

24 11 2025 15:20:55

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"


    Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

      Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

23 11 2025 5:35:14

Урок на тему "Алкоголь – беда"


    Урок на тему "Алкоголь – беда"

      Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

22 11 2025 16:54:57

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

      Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...

21 11 2025 19:22:55

Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"


    Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"

      Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...

20 11 2025 22:34:56

Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс


    Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс

      В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....

19 11 2025 13:36:40

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

18 11 2025 16:25:49

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)


    Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

      Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....

17 11 2025 6:50:13

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

16 11 2025 12:20:40

Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков


    Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков

      В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...

15 11 2025 18:28:30

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

14 11 2025 7:51:11

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра". ...

13 11 2025 18:25:59

Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"


    Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"

      Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....

12 11 2025 4:22:56

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

11 11 2025 6:23:18

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

10 11 2025 2:50:42

Размножение многоклеточных животных Биология

Размножение многоклеточных животных  Биология Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....

09 11 2025 10:11:46

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

      На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

08 11 2025 11:48:44

Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"


    Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"

      Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....

07 11 2025 11:39:40

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

06 11 2025 0:28:56

Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"

      Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....

05 11 2025 3:54:52

Не все полезно, что красиво упаковано


    Не все полезно, что красиво упаковано

      Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....

04 11 2025 14:13:19

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. ...

03 11 2025 19:50:56

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

02 11 2025 21:40:40

Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"

      Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....

01 11 2025 22:14:49

Урок-игра "Робинзон"


    Урок-игра "Робинзон"

      Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...

31 10 2025 21:17:58

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

30 10 2025 4:32:53

Безусловные и условные рефлексы. Классификация и сравнение

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....

29 10 2025 1:48:15

Программа элективного курса "Собака в городе"

Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...

28 10 2025 9:55:50

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

27 10 2025 21:48:53

«Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей». 8-й класс


    «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей». 8-й класс

      Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....

26 10 2025 19:41:21

Разработка урока "Цветок. Соцветия"


    Разработка урока "Цветок. Соцветия"

      Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

25 10 2025 3:51:39

Оплодотворение

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....

24 10 2025 22:37:19

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"


    Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

      Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

23 10 2025 7:36:21

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

      Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

22 10 2025 13:18:56

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

21 10 2025 9:35:27

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"


    Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

      Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....

20 10 2025 8:45:23

Урок-игра "Анализаторы"


    Урок-игра "Анализаторы"

      Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

19 10 2025 4:36:45

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::