Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"

Тип урока: изучение новой темы.
Цель: раскрыть особенности работы мышц.
Задачи:
- совершенствование умений обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов;
- совершенствовать знания об условиях, повышающих работоспособность мышц;
- развитие умений и навыков пользоваться различными источниками информации, работать в малых группах, сопоставлять и классифицировать, применять и обобщать полученные знания на пpaктике;
- формирование навыков здорового образа жизни и умений в оказании первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждений;
- воспитание осознанного отношения к своему здоровью.
Оборудование:
- учебник биологии 8 кл. Человек. Н.И.Сонин.
- бинты, лангетки.
Оформление:
- таблица “Работа мышц”.
- упрощенная схема “оказание первой помощи при повреждении мышц”.
Подготовка учащихся к уроку: за 7 дней до урока двум группам учащихся даётся задание подготовить материал:
- Спортивное долголетие (материал учебника биология 8 кл “Человек” под ред. Н.И.Сонина).
- Первая помощь при травмах (учебник “Основы безопасности жизнедеятельности” под ред. Фролова М.П.).
С двумя учащимися (по желанию) учитель физкультуры разучивает необходимые движения: 2-3 танцевальных или спортивных упражнения.
При подготовке предлагается учащимся обратиться за помощью к учителям ОБЖ и физической культуры.
Ход урока
Изучение новой темы.
Учитель: в теме “Опора и движение”, мы изучили строение мышц человека, их основные группы. Сегодня на уроке мы должны рассмотреть работу мышц, её особенности, повторить приёмы оказания первой помощи при повреждении, а так же выяснить значение тренировки мышц для нашего организма.
- Как вы знаете, наше тело способно выполнять огромное количество разнообразных движений. Мы можем танцевать, бегать и прыгать, делать взмахи руками, поднимать тяжести. Все эти перемещения в прострaнcтве, сокращаясь или напрягаясь, обеспечивают мышцы.
1. Рассказ о работе мышц (табл. “Работа мышц”):
Сокращаясь, мышцы приводят в движение кости, действуя на них как рычаги. Кости начинают двигаться вокруг точки опоры, под влиянием приложенной к ним силы. Движение обеспечивается двумя видами мышц, действующими в обратных направлениях. Их называют мышцы – сгибатели и мышцы – разгибатели.
2.Самостоятельная работа по тексту учебника “Условия работы мышц. Рефлекторный хаpaктер мышечной деятельности”.
Результаты оформляются в рабочей тетради.
Учитель: постоянные занятия спортом, физическим трудом способствуют увеличению объёма мышц, возрастанию их силы и работоспособности. Без работы мышцы быстро атрофируются. Но если они работают без перерыва, наступает утомление. После отдыха работоспособность восстанавливается. Утомление связано с процессами, происходящими в нервной системе и накоплением в мышцах продуктов обмена веществ. Во время отдыха кровь уносит эти вещества, восстанавливается работоспособность нервных клеток. Скорость работы зависит от тренированности организма. Сейчас ребята нам расскажут о спортивном долголетии (выступление учащихся одной из групп).
Проведение физкультминутки.
Закрепление знаний. Проводится в форме игры. Работа проходит в парах. За каждый правильный ответ учащиеся получают цветной жетон, чем больше наберут жетонов, тем выше оценка.
1 задание.
Учащиеся, подготовленные заранее учителем физической культуры, показывают упражнения (движения мышц конечностей, мышц туловища). Данные упражнения заранее оговариваются с преподавателем физической культуры.
Учащимся класса предлагается определить, какие группы мышц были задействованы во время выполнения упражнений. Например: мышцы – разгибатели спины при упражнении “повороты тела”.
2 задание.
Учитель: ваш товарищ неудачно упал и растянул связки. Помогите ему, наложив правильно повязку.
Учащиеся работают в парах. Результат оценивается по качеству наложенной повязки. Обсуждаются допущенные ошибки.
3 задание.
Блицопрос: Какое минимальное число мышц участвует в движениях кости в любом суставе? Какая система управляет работой мышц: нервная или гумopaльная? Работа мышц осуществляется по принципу блока или рычага? Что происходит с двуглавой мышцей при сгибании руки? Какой хаpaктер имеет работа мышц? Чему способствует накопление в мышцах продуктов обмена? Как восстанавливается работоспособность мышц? В чём загадка спортивного долголетия? Кого прозвали на флоте “русским Геркулесом”? Назовите русских гиревиков и штангистов? Какие силовые подвиги они совершали?
По результатам работы подводятся итоги работы и выставляются оценки учащимся (по количеству жетонов, по выступлениям учащихся).
Даётся д/задание: изучить текст учебника, ответить на вопросы рубрики “Проверь свои знания”.
Учитель: “Постоянные занятия спортом, физическим трудом способствуют увеличению объёма мышц, возрастанию их силы и работоспособности. На следующем уроке мы более подробно выясним влияние физических упражнений на состояние здоровья человека. Все желающие приглашаются на занятия в спортивную секцию, где вам помогут подобрать индивидуальную силовую нагрузку”.
Комментарии:
Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
20 12 2025 5:16:12
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
19 12 2025 13:14:43
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников.
...
18 12 2025 2:24:29
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
17 12 2025 5:49:25
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
16 12 2025 20:38:16
Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на пpaктике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....
15 12 2025 14:33:56
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
14 12 2025 13:59:38
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
13 12 2025 13:25:14
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
12 12 2025 22:26:11
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
11 12 2025 8:44:24
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
10 12 2025 0:10:20
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
09 12 2025 19:42:32
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
08 12 2025 6:32:56
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point.
...
07 12 2025 0:47:39
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
06 12 2025 4:10:14
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
05 12 2025 23:21:18
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
04 12 2025 13:43:39
<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...
03 12 2025 5:14:24
Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....
02 12 2025 5:49:28
Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....
01 12 2025 22:57:53
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии.
...
30 11 2025 21:32:19
Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....
29 11 2025 10:42:40
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
28 11 2025 10:13:52
Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....
27 11 2025 20:44:30
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
26 11 2025 22:30:28
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
25 11 2025 15:21:52
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
24 11 2025 20:45:23
В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....
23 11 2025 0:15:12
Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....
22 11 2025 20:51:19
Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....
21 11 2025 9:52:25
Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....
20 11 2025 0:47:45
Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....
19 11 2025 3:33:16
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
18 11 2025 22:36:49
Урок основывается на личностно ориентированом и дифференцированном подходе к учащимся. Цели урока: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе....
17 11 2025 3:32:39
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....
16 11 2025 11:55:25
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
15 11 2025 21:16:53
В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....
14 11 2025 15:31:50
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
13 11 2025 0:28:48
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека.
...
12 11 2025 21:20:22
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
11 11 2025 23:31:40
Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....
10 11 2025 12:58:16
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
09 11 2025 6:40:51
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
08 11 2025 2:13:28
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
07 11 2025 3:49:38
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
06 11 2025 4:51:42
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....
05 11 2025 5:46:22
Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
04 11 2025 18:57:57
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
03 11 2025 11:30:34
Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....
02 11 2025 5:45:30
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
01 11 2025 2:28:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"