Урок по теме "Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле"

Цели и задачи урока: расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и её переходе в биологическую; развить у учащихся интерес к предмету; воспитывать у учащихся отношение к миру и природе, к её исследованию; развить самостоятельность и творчество учащихся, а также исследовательских умений (сбора информации, анализа, обобщения) ; приобретение коммуникативных умений (работа в группах).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод урока: интегрированный (биология, астрономия, химия).
Форма проведения: классно-урочная, групповая, индивидуальная.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, интеpaктивная доска, телевизор, видеофильм, карточки-задания для работы в группах, портреты учёных, Презентация.
Предварительная подготовка: самостоятельная работа учащихся по сбору информации на тему: «Теории и гипотезы происхождения жизни на Земле». Подготовка учащимися инсценировки «Диалоги учёных», изготовление костюмов для учёных.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей и задач урока.
3. Вступительное слово учителя.
I. Актуализация опopных знаний.
Учитель: Происхождение жизни на нашей планете – предмет многовековых дискуссий, в которых участвовало не одно поколение человечества. Это интересная область знания, имеющая научное, философское и мировоззренческое значение, до сих пор привлекает внимание исследователей самых различных направлений. Но прежде чем говорить о проблеме происхождения жизни нам необходимо определиться в самом понятии «жизнь». Давайте послушаем одну дискуссию по этому вопросу на учёном совете.
Выступление учащихся.
Учёный 1. Ну, что нового, уважаемый? Нашли определение «жизни»?
Учёный 2. А чем Вас не устраивает определение, данное Ф.Энгельсом: «Жизнь, есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Само определение можно разделить на две части. В первой даётся определение составной отличительной черты всего живого – содержание в них белков, а во второй говорится о способе существования белков – обмене веществ. Определение Энгельса прекрасное по форме и замечательное по содержанию, до сих пор пользуется широким признанием.
Учёный 1. Но ведь оно уже устарело, с тех пор прошло более ста лет. За это время в различных областях естествознания сделаны крупные открытия!
Учёный 2. Конечно, есть и более современные определения, например, что живые тела открытые системы, то есть животные существуют до тех пор, пока в них поступает энергия в виде пищи, а отходы выделяются в окружающую среду. Указывают, что живые тела способны к авторегуляции, то есть, способны сохранить постоянство своего состава и свойств, что постоянной составляющей частью их кроме белков являются нуклеиновые кислоты.
Учёный 1. Ну, это всё тезисы. Они вполне научны, но всё же можете Вы предложить современное определение жизни?
Учёный 2. Может, определение Волькенштейна… «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот». Вы удовлетворены, коллега?
Учёный 1. Вполне.
Учитель: Обратите внимание на оговорку в этом определении «живые тела, существующие на Земле…». Может, жизнь есть и вне нашей планеты, и она существенно отличается от того, что привыкли называть жизнью мы? Однако весомых доказательств этому предположению пока нет.… Хотя в силу качественного своеобразия живого мы без труда одни тела относим к живым, а другие – к неживым, однозначного, полного и непротиворечивого определения понятия «живое» до сих пор нет.
Так как в науке пока нет общепринятого, универсального определения жизни, то единственный способ описать её – это перечислить основные свойства живых организмов. Перечислите основные свойства живого, дайте каждому свойству краткую хаpaктеристику.
(Работа учащихся в группах по данному заданию)
II. Изучение нового материала.
Учитель. С глубокой древности до нашего времени было высказано огромное количество гипотез о происхождении жизни на Земле. Но всё многообразие этих идей сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения – биогенезу и абиогенезу.
Биогенез – происхождение живого от живого.
Абиогенез – происхождение живого от неживого.
Борьба сторонников биогенеза и абиогенеза является одной из увлекательнейших страниц в истории биологии.
Самостоятельная работа учащихся с учебником в малых группах.
- Прочитайте текст учебника § 8.1 статья «Теория возникновения жизни на Земле», стр. 229-231.
- Выполните предложенные задания.
Задания для групп:
Задание №1.
Проанализируйте опыт Ф. Реди.
1. Цель - проверить возможность зарождения насекомых из неживого.
2. Ход:
а –
б –
3. Результат:
В банке б - ________
в банке а - ________
4. Вывод:
Задание №2.
Проанализируйте опыт Л. Спалланциани.
В 1765 году Ладзара Спалланциани провёл следующий опыт: подвергнув мясные и овощные отвары кипячению в течение нескольких часов, он сразу же их запечатал, после чего снял с огня. Исследовав жидкости через несколько дней, Спалланциани не обнаружил в них никаких признаков жизни. Из этого он сделал вывод, что высокая температура уничтожила все формы живых существ и что без них ничто уже живое не могло возникнуть.
Ответьте на вопрос: какая другая причина могла препятствовать росту микроорганизмов в экспериментах Спалланциани?
Задание №3.
Проанализируйте опыт Луи Пастера.
1. Цель: доказать невозможность самопроизвольного зарождения жизни в современных условиях.
2. Ход:
3. Результат:
4. Вывод:
Учитель. Сейчас мы познакомимся с основными теориями возникновения жизни на Земле. Основные из них можно разбить на пять групп:
- Креационизм;
- Теория стационарного состояния;
- Спонтанное зарождение;
- Панcпepмия;
- Биохимическая эволюция.
Сообщение учащегося о теориях возникновения жизни на Земле.
Учитель. Определённым этапом в развитии гипотез абиогенеза стала концепция А.И. Опарина, представляющая собой синтез дарвинизма с биохимией. Высказанная в 1924 году эта гипотеза завоевала многочисленных сторонников. Основной вклад А.И. Опарина в проблему происхождения жизни заключается в том, что он указал путь экспериментального решения этой проблемы. Сходная гипотеза была независимо высказана Дж. Холдейном в 1929 году, однако сам Холдейн подчёркивал приоритет А.И. Опарина в этом вопросе.
Сообщение учащегося о гипотезе Опарина-Холдейна о происхождения жизни на Земле: Эта гипотеза исходит из предположения о постепенном возникновении жизни на Земле из неорганических веществ путём длительной химической эволюции на уровне молекул. По Опарину, процесс возникновения жизни на нашей планете можно разделить на ряд этапов:
- абиогенный синтез простейших органических соединений из неорганических;
- абиогенный синтез полимеров (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот) из простых органических соединений;
- образование коацерватов как обособление в растворе высокомолекулярных веществ в виде высококонцентрированного раствора;
- взаимодействие коацерватов с окружающей средой, сходство с живыми организмами: рост, питание, дыхание, обмен веществ, размножение;
- возникновение генетического кода, мембраны и начало биологической эволюции.
Учитель. А как возникла Земля? Современная космология связывает происхождение Вселенной с «Большим взрывом»
Сообщение учащегося: Действительно, некоторые факты подтверждают идею большого взрыва, согласно которой, около 15 млрд. лет назад произошёл чудовищной силы взрыв, породивший известную нам Вселенную. В соответствии с концепцией О.Ю. Шмидта около 6 млрд. лет назад из газово-пылевого облака образовалось Солнце. Из оставшейся части облака, вращающейся вокруг Солнца, сформировались планеты Солнечной системы, в числе которых была и Земля. Самым древним из обнаруженных горных пород 4,6 млрд. лет. В слоях моложе 3,8 млрд. лет обнаружены продукты распада хлорофилла и других пигментов, а возрастом 3,2 млрд. лет датируются первые достоверные находки микроорганизмов. Можно заключить, что жизнь возникла в период между 4-3 млрд. лет. Какие условия являются необходимыми и достаточными для её возникновения? Первоначально Земля была холодной, но благодаря распаду радиоактивных элементов она разогрелась, а температура в её недрах достигла 1000ºС, в результате чего твёрдые породы начали плавиться и распределились следующим образом: в центре – самые тяжёлые, а на поверхности – самые лёгкие. Под влиянием высокой температуры вещества вступали в химические реакции. Активно действовали вулканы, выбрасывая на поверхность планеты из её недр огромное количество неорганических веществ. В результате дегазации планетарных недр образовалась атмосфера, которая состояла из паров воды, углекислого газа, азота, окислов серы. Свободный кислород, который выделялся из мантии, быстро расходовался на процессы окисления.
Затем наступил период охлаждения планеты. Температура на поверхности Земли снизилась до 100ºС, началась конденсация водяного пара в атмосфере, прошли проливные дожди, продолжавшиеся тысячелетия и сопровождающиеся грозами. Горячая вода заполняла впадины земной поверхности. В ней растворялись вещества, содержащиеся в земной коре и атмосфере, вступали в химические реакции. Когда Земля остыла настолько, что водяные пары сгустились и образовали первичный океан, многие соединения, в том числе и органические, оказались растворёнными в водах этого океана. Таким образом, на планете в то время сложился уникальный, неповторимый комплекс условий. Поверхность Земли, вероятно, ещё не совсем остыла, но и не была излишне накалена, отсутствие озонного экрана способствовало неограниченному поступлению на поверхность планеты ультрафиолетового излучения, что способствовало образованию органических веществ.
Учитель. Предложения Опарина были подтверждены экспериментальными опытами. В 1953 году молодой американский исследователь Стенли Миллер подверг воздействию электрического искрового разряда смесь простейших газов (водорода, метана, аммиака и паров воды), составляющих, по его мнению, атмосферу первичной Земли. В реакционной смеси он обнаружил аминокислоты и другие органические соединения.
Однако низкомолекулярные органические вещества ещё не жизнь. Основу жизни представляют биополимеры – длинные молекулы белков и нуклеиновых кислот, слагающиеся из звеньев – аминокислот и нуклеотидов. Возможно, биополимеры возникли в предбиологическую эпоху на раскалённых склонах вулканов, а затем дожди смывали их в «первичный бульон».
Проблема происхождения жизни в результате многолетних экспериментальных исследований возможных путей предбиологической эволюции пpaктически свелась к одному центральному и чётко формулируемому вопросу – как возникли простейшие живые системы, которые способны к «саморазмножению» за счёт использования веществ и энергии окружающей среды.
Опарин считал, что переход от химической эволюции к биологической требовал обязательного возникновения фазово-обособленных систем, способных взаимодействовать с окружающей внешней средой, используя её вещества и энергию, и на этой основе способных расти, множиться и подвергаться естественному отбору. Учёный полагал, что решающая роль в превращении неживого в живое принадлежала белкам. Экспериментально было установлено, что высокомолекулярные соединения, в том числе и белки, способны к образованию комплексов, которые могут обособлляться от всей массы воды, образуя так называемые коацерватные капли, или коацерваты. Некоторые свойства коацерватов сходны со свойствами живых организмов. Так, коацерватные капли обладают уже определённым, хотя и примитивным, строением. Эти маленькие капли – комочки белка способны поглощать из внешней среды органические и неорганические вещества и расти за счёт их поступления. В дальнейшем коацерваты приобрели способность поглощать из окружающей среды лишь те соединения, которые обеспечивали им устойчивость, то есть среди коацерватов шёл биохимический естественный отбор. На границе между коацерватами и внешней средой выстраивались молекулы липидов, что привело к образованию примитивной клеточной мембраны, обеспечивающей коацерватам стабильность. В результате соединения и взаимодействия коацерватов с молекулами, способными к самовоспроизведению (полинуклеотиды), могли возникнуть примитивные клетки – пробионты, предшественники первых живых организмов. Такая предположительная последовательность событий должна была привести к образованию примитивного самовоспроизводящегося гетеротрофного организма, питавшегося органическими веществами первичного бульона.
Возникновение первых примитивных клеток и начало биологической эволюции произошло около 3-3,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы существовали в восстановительной среде и имели анаэробный тип дыхания, а по своему строению напоминали бактерии. По способу питания они были гетеротрофы, затем возникли автотрофы, синтезирующие органику из углекислого газа и воды, используя для этого энергию окислительно-восстановительных реакций (хемоавтотрофы) или солнечного света (фотоавтотрофы).
В последние годы появляются теории, согласно которым жизнь возникла в форме биоценоза, уже включённого в геохимические круговороты, но ещё не распавшегося на отдельные организмы. Источником первичной энергии служил не солнечный свет, а восстановленные химические вещества из недр Земли, то есть первичная жизнь была не «фотосинтетическая», а «хемосинтетическая». Представление о первых очагах жизни дают недавно открытые подводные сообщества, живущие у гидротерм – выходов горячих вод и газов на дне океана. Обретшая свои первичные качества жизнь понемногу растеклась от гидротерм по первичному океану, насыщая его органикой.
Существуют и другие гипотезы и теории происхождения жизни на Земле. Все они не противоречат друг другу в главном: живое возникло в результате целого ряда химических и физических превращений, осуществляемых на протяжении очень длительного времени в условиях молодой планеты Земля.
Давайте вернёмся к разговору наших гостей – учёных.
Учёный 1. Позвольте, коллега задать Вам ещё пару вопросов. Скажите, почему жизнь возникла (зародилась) и вначале развивалась только в океане?
Учёный 2. Ну, это легко объяснить. В период возникновения жизни на Земле она подвергалась интенсивному излучению Солнца, которое было губительно для всего живого.
Учёный 1. В настоящее время возможно ли образование жизни небиологическим путём?
Учёный 2. По-видимому, нет. Ведь сейчас любые органические вещества, как бы они не образовывались, тотчас будут поглощены гетеротрофами. В наше время органические вещества возникают биологическим путём, то есть в процессе создания себе подобных. Есть ли ещё вопросы, коллега?
Учёный 1. Нет! (пожимает руку собеседнику)
Учитель. (Обращается к классу) Есть ли у вас вопросы к «учёным»? Как развивалась жизнь биологическим путём на планете, вы узнаете на следующих занятиях.
«Часто утверждают, что в настоящее время имеются все условия для возникновения примитивных живых существ, которые имелись когда-то. Но если бы сейчас в каком-либо тёплом маленьком водоёме, содержащем все необходимые соли аммония и фосфата и доступном воздействию света, тепла, электричества и т.п., химически образовался белок, способный к дальнейшим всё более сложным превращениям, то этот белок немедленно был бы разрушен или поглощён, что было невозможно в период до возникновения живых существ» Чарлз Дарвин.
А домашнее задание будет следующим…
Домашнее задание: §§ 8.1-8.3; подумайте и предложите свою теорию возникновения жизни на Земле.
III. Заключение и выводы по уроку.
- Жизнь на нашей планете прошла длительный путь эволюционного развития.
- Подавляющее число экспериментальных исследований по проблеме происхождения жизни стимулировалось теорией Опарина.
- Согласно гипотезе А.И. Опарина, историческому развитию живых существ предшествовал этап абиогенного образования органических веществ.
- Синтез органических веществ из неорганических осуществлялся в водной среде при уникальном сочетании внешних условий, более не возникающих в истории планеты.
- Непосредственными предшественниками первых одноклеточных организмов, вероятно, были коацерваты.
- В последние годы в молекулярной биологии выявилась совершенно особая роль РНК. Кроме хорошо известных функций, выяснилось, что некоторые РНК обладают ярко выраженной каталитической активностью. Вполне возможно, что первичная жизнь была построена на РНК.
- В настоящее время мы не можем считать, что проблема происхождения жизни решена. Учёные продолжают искать перспективные пути её решения.
Литература
- Гаврилова А.Ю. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Беляева Д.К. – Волгоград, 2006.
- Кулёв А.В. Общая биология. 11 класс. – С.-Петербург: «Паритет», 2003.
- Открытая биология. ООО Физикон 2005 версия 2.6 Автор курса Д.И. Мамонтов под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Пепеляева О.А., Сунцова А.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии. М.: ВАКО, 2006.
- Пименова И.Н., Пименов А.В. Лекции по общей биологии. Саратов: «Лицей», 2003.
- Рувинский А.О. Общая биология. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. М.: «Просвещение», 2003.
- Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: «Высшая школа», 1981.
Комментарии:
Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....
05 12 2025 22:28:55
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
04 12 2025 19:54:25
Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....
03 12 2025 11:44:51
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
02 12 2025 10:25:24
Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...
01 12 2025 4:35:36
Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной
презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование
проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную
деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....
30 11 2025 14:26:55
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества.
...
29 11 2025 10:34:53
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
28 11 2025 8:36:49
Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся
...
27 11 2025 19:47:43
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
26 11 2025 3:41:10
Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....
25 11 2025 21:18:12
Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....
24 11 2025 14:23:54
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
23 11 2025 2:17:53
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
22 11 2025 14:27:34
Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....
21 11 2025 14:24:39
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
20 11 2025 6:57:26
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
19 11 2025 1:40:59
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
18 11 2025 1:36:41
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
...
17 11 2025 23:52:29
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
16 11 2025 1:43:18
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
15 11 2025 10:44:30
Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
14 11 2025 16:28:51
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
13 11 2025 10:34:14
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания.
...
12 11 2025 11:16:54
Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....
11 11 2025 8:38:26
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
10 11 2025 10:30:36
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
09 11 2025 20:11:56
Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....
08 11 2025 0:43:57
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
07 11 2025 10:50:49
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
06 11 2025 18:51:13
Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....
05 11 2025 8:11:39
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
04 11 2025 20:50:55
Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов.
...
03 11 2025 10:16:17
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
02 11 2025 21:18:52
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
01 11 2025 13:34:20
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
31 10 2025 21:46:23
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
30 10 2025 12:33:28
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
29 10 2025 13:30:18
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
28 10 2025 3:25:18
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
27 10 2025 11:20:18
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
26 10 2025 6:34:40
Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....
25 10 2025 12:22:20
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
24 10 2025 9:42:26
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
23 10 2025 15:48:19
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
22 10 2025 21:31:17
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
21 10 2025 13:42:37
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
20 10 2025 14:46:25
Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий.
...
19 10 2025 7:57:51
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
18 10 2025 18:51:55
Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ.
Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация.
На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения.
Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически.
Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д.
Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений.
...
17 10 2025 12:11:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




