Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера


    Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения.

Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям:

  • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты.
  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.

Основным описанием опыта моей работы будет второе направление: внеурочная учебно-исследовательская деятельность как главный фактор появления творческих способностей учащихся. При организации этого вида деятельности четко выделяются четыре этапа: 1) диагностика, 2) определение темы, целей, постановка задач, 3) выполнение работы, 4) защита.

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя – научиться быть консультантом и удерживаться от прямых подсказок. Очень важно правильно направить работу учащегося на то, чтобы он сам нашел истину, которая, возможно, уже известна, но для себя ребенок делает открытие, исследовав тот или иной процесс. Роль педагога различна на различных этапах организации исследовательской работы.

1 этап. ДИАГНОСТИКА

Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей.

2 этап. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ, ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

3 этап. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

4 этап. ЗАЩИТА (АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

На этом этапе учитель и ученик (ученики) – равноправные партнеры.

На всех этапах исследовательской работы необходима искренняя поддержка руководителя – часто от этого зависит общий исход дела.

На этапе диагностики учитывается, в первую очередь, желание ученика и целый ряд качеств: исполнительность, трудоспособность, умение доводить дело до конца и т. п.

На втором этапе происходит выбор и формирование заинтересовавшей темы. Главное на этом этапе – заинтересованность школьников выбранной и сформулированной ими темой. От этого во многом зависит результат работы. Ребятам бывает довольно сложно самостоятельно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. В некоторых случаях юные исследователи ставят перед собой такие цели, которые выполнить не всегда под силу научным институтам. Приходится корректно объяснять бесперспективность завышенных задач. Определяются реально возможные и выполнимые в условиях школы цели и задачи, намечаются пути их выполнения, а точнее избираются методы исследования. При выборе темы предпочтение отдается темам, актуальным современности и тесно связанным с условиями пребывания человека на Севере.

Самый трудоемкий и длительные этап - этап выполнения работы. Он начинается с поиска информации и занимает длительное время по знакомству с научной литературой, которая содержит определенные сведения по данному вопросу. Этот этап включает общение ученика с руководителем, со сверстниками (зачастую это проведение разных анкет), учителями школы, может включать запрос в различные учреждения поселка в зависимости от избранной темы:

  • центральная районная больница
  • станция переливания крови
  • представительство окружного комитета статистики в Ямальском районе
  • районный краеведческий музей
  • санэпидемстанция района и т.п.

Обязательно ведется поиск по данному вопросу в компьютерных базах данных через компьютерные сети. Использование информационно-коммуникационных технологий стали неотъемлемой частью работы с учащимися при занятиях совместной исследовательской работой. Данные Интернета позволяют добыть необходимую информацию, использовать иллюстрированный материал для приготовления презентаций научно-исследовательской работы. Важно при этом отметить, что уровень приготовления презентаций растет с каждой последующей работой. Очень часто они могут служить наглядным примером к девизу: “Учитель, учись в ученика!”

После того, как информация получена, ее необходимо проанализировать, оценить, проверить на соответствие требованиям. Полученный материал систематизируется, а затем проводится анализ полученных данных или результатов, выявляются закономерности, заполняются таблицы, строятся графики и диаграммы. Работа после этого рецензируется и оформляется. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее презентации.

Последний этап – защита работы на конференции (вначале школьной, потом районной, а дальше окружной, Всероссийской). Наши учащиеся понимают, сколько сил, знаний и времени вкладывается в каждое исследование, стараются достойно представить свою работу на конференциях различных уровней.

Остановлюсь выборочно на конкретных темах исследования, которые были проведены моими учащимися за последние три учебных года.

Тема “Влияние разработки углеводородного сырья на территории муниципального образования Ямальский район на состояние экологии. Прогнозируемые последствия ухудшения экологической обстановки

Рассматривая вопросы экологии Ямала в различных направлениях, ставится реально выполнимая в условиях школы цель исследования:

  • Исследовать экологическую ситуацию в местах традиционного природопользования;
  • Способствовать путем информационного оповещения предотвращению ухудшения экологии полуострова Ямал.

Выдвинутая вначале исследования гипотеза: “Нерациональное использование природно-ресурсного потенциала на территории полуострова Ямал неизбежно ведет к сокращению площади территорий, занятых традиционным природопользованием” рассматривалась с использованием широкого набора методов исследования:

  • Изучения научной литературы по состоянию экономического и экологического природного комплекса данных по развитию оленеводства и рыбодобычи на полуострове Ямал с 1980 по 2004 год.
  • Сотрудничество с работниками краеведческого музея и комитета по развитию агропромышленного комплекса и делам малочисленных народов Севера администрации муниципального образования Ямальский район.
  • Социологический опрос коренного населения, ведущего кочевой образ жизни.

Творческая работа, поднимая одну из важнейших проблем современности – тему экологии окружающей среды, рассматривает эту проблему в более глубоком психологическом плане - сохранение “экологии души” целого народа и представляет собой исследование, обоснованное на статистических фактах, наблюдениях реалий современной жизни. Результаты исследования подтверждают, что экологическая обстановка на территории Ямала значительно ухудшилась, что естественным образом сказалось на сокращении важнейших отраслей традиционного хозяйствования - оленеводства и рыбодобычи. В последнее время произошел заметный спад численности поголовья оленей во всех категориях хозяйств. Неразумное истрeбление рыбы приводит к сокращению рыбных запасов. Сокращение улова рыбы также напрямую связано с промышленным освоением полуострова Ямал. Подтверждением этому служит сравнение состояния воды реки Мордыяхи (Бованенковское месторождение) вначале восьмидесятых годов и в 2004 году.

Параметры

Начало восьмидесятых годов

2004

рН

4,2

7,8

Железо

0, 27

0, 63

Кремний

0, 8

1,4

Кальций

4, 28

6,0

Магний

4,9

6,73

Натрий

6,85

18, 4

Хлориды

14,0

22, 36

Сульфаты

3, 84

24,0

Выводы исследовательской работы. Ямал - стратегическая база России в области добычи углеводородного сырья, при условии дальнейшего ухудшения экологической обстановки, в недалеком будущем (2050г.) может превратиться в территорию, закрытую на “карантин”, а на восстановление экологической безопасности потребуется много лет.

Данная работа была достойно представлена на Международной молодежной конференции по окружающей среде в г. Санкт – Петербурге и удостоена нескольких дипломов. (Приложение 1)

Тема “Экология и здоровье - тесная связь”

Актуальность избранной тематики вызвана тем, что проблема здоровья ненцев, как и других народов Севера, усугубляется глобальными экологическими изменениями, обрушившимися на территорию округа в результате формирования Западно-Сибирского топливно- энергетического комплекса. Резко изменившиеся за последние десятилетия условия жизни народов Севера не всегда благоприятно действуют на их здоровье.

Исследовательская работа велась в двух направлениях:

  • Изучение статистических данных о состоянии здоровья коренного населения (разных возрастных групп) по Ямальскому району и Ямало-Ненецкому автономному округу.
  • Изучение наиболее распространенных заболеваний среди ненцев в прошлом (18 - 19 столетие).

Изучение структуры общей заболеваемости коренных жителей Ямало-Ненцкого автономного округа дало следующие результаты:

1. В структуре общей заболеваемости жителей ЯНАО первое место занимают заболевания органов дыхания – 54,2%. На втором месте – болезни нервной системы и органов чувств – 11, 7%. На третьем – инфекционные и паразитарные болезни – 9,3%. На четвертом месте – болезни кожи и подкожной клетчатки. Психические расстройства занимают девятое место. Динамика заболеваний подростков выглядит несколько иначе. Первое место занимают болезни органов дыхания – 30%. Второе место – болезни нервной системы и органов чувств – 21, 8%. Третье место – болезни органов пищеварения – 8%. Четвертое место – травмы и отравления. Ранговые места общей заболеваемости у подростков в ЯНАО и России совпадают в 7 случаях, в т.ч., занимающие первые четыре места. А вот класс психических расстройств по округу находится на пятом месте (47,8), в то время как по России – на десятом. Произошел преимущественный рост числа заболеваний эндокринной системы, болезней нервной системы и органов чувств, новообразований, болезней системы кровообращения

Мониторинг генетического здоровья населения округа показал тесную связь генетических повреждений у детей и суммарного загрязнения районов проживания.

Анализ заболеваний у разных групп населения был сделан самостоятельно, исходя из пользования первоисточниками (Результаты медицинского осмотра коренного населения по району за 2003–2006 годы).

Статистические данные показывают, что ранговые места общей заболеваемости у разных групп населения совпадают с данными по округу. Вот только в районе на втором месте у взрослого населения и детей находятся инфекционные заболевания, а по округу они находятся на третьем месте.

Изучая статистические данные об уровнях различных заболеваний, не возможно было не заметить значительных различий между уровнем психических заболеваний в районе и округе у разных групп населения. Если по округу психические заболевания у взрослых находятся на девятом месте, то у подростков они выходят на пятое место. По району психические расстройства занимают пятое место даже у взрослого населения. В районе отмечается рост заболевания психическими болезнями. Причем количество больных с умственной отсталостью увеличивается из года в год. В сравнении: за 3 последних года (абс. ч. 202 – 296 – 322 больных). На учете в консультативной группе у психиатра состоит 394 человека, из них 30,4% дети. Четвертую часть всех детей – инвалидов до 18 лет составляют дети с умственной отсталостью и ограниченными возможностями адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Причин здесь может быть несколько, не исключая ухудшение экологической ситуации в районе, вызванной химическими загряз нениями воды, воздуха. Важной, если не одной из главных причин, может быть, недостаток йода в организме. Дефицит йода угрожает каждому второму россиянину. Природно-обусловленный дефицит йода в биосфере формирует одну из главных экологических проблем в России и здесь, на полуострове Ямал. Ямальский район относится к территории, эндемичной по дефициту йода. Помимо выраженных форм умственной отсталости, дефицит йода обуславливает снижение интеллектуального, образовательного, профессионального потенциала населения, проживающего в зоне йодной недостаточности, особенно среди жителей коренной национальности. Проблема здоровья ненцев, как и других народов Севера, усугубляется глобальными экологическими факторами и изменениями, обрушившимися на территорию округа в связи с использованием недр.

Тема “Группы крови: происхождение, предрасположенность к заболеваниям”. Исследовательская работа посвящена вопросу изучения групп крови и установлению связи заболевания с определенной группой крови. Исследования проводились с учетом рассмотрения исторического происхождения коренного населения. Изучение специальной литературы про группы крови предоставило следующую информацию: ученые считают, что поток кочевников монгольских племен носителей группы крови с антигеном В продвигался к северу по направлению к территории современной Сибири. “В отдельные периоды кочевникам удавалось довольно далеко проникать в глубь европейского контингента. Несомненно, именно монгольские племена принесли ген группы В в Восточную Европу и Сибирь”. (Питер Д Адамо, 2003г.) Параллельно велся сбор данных о группах крови жителей поселка Яр-Сале. Накопление банка данных представило нам возможность установить имеющиеся соотношения групп крови местной популяции населения, сопоставить с данными научной литературы о концентрации генов по системе АВО в отдельно взятых регионах. Результаты исследования следующие: коренное население полуострова Ямал имеют соотношение групп крови: 28(0):24 (А):36(В):12(АВ). Значительное преобладание группы крови с антигеном В по сравнению с соотношением других групп дает право на подтверждение гипотезы о происхождении местного населения как выходцев самодийских народов из южно – сибирской прародины. Самодийцы, пришедшие из южной Сибири, неся ген группы крови В, доминантный по отношению к гену группы крови О аборигенных племен, принесли им шанс на выживание, так как ген В более приспособлен к меняющемуся климату, мутирующим болезнетворным бактериям, животной пище.

Проведенные исследования в области изучения архивных медицинских документов подтверждают зависимость заболеваемости туберкулезом (туберкулез – самое распространенное заболевание среди коренного населения) от принадлежности к той или другой группе крови. Статистические данные показали, что склонность к инфекционно – бактериальному заболеванию проявляется у обладателей первой и второй группы.

Тема “Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания”.

Исследовательская работа заключалась в изучении зависимости состояния здоровья учащихся от организации правильного и рационального питания. Для исследования взяты были две группы учащихся: воспитанники школы – интерната и приходящие дети.

Изучаемые группы учащихся отличаются не только режимом питания, но главное – эти группы принадлежат к различным группам этноса, которые генетически отличаются целым рядом пищеварительных ферментов, эволюционно отобранных в процессе истории развития питания предков. Первая группа – дети коренных жителей Ямала. Рацион питания предков в основном содержал продукты животного происхождения (оленина, рыба). Современное питание в условиях проживания в интернате предоставляет возможность употрeбллять продукты растительного и животного происхождения.

Вторая группа – поселковые дети в преобладающем большинстве относятся к группе славянских народов. Национальная кухня славян исторически состояла из натуральных продуктов растительного происхождения и молочных продуктов. В современных условиях в рационе питания приходящих детей преобладающими стали мясные продукты иностранного производства и рафинированные продукты с различными видами добавок.

Результативность исследований.

1. Уровень состояния здоровья детей интерната выше по сравнению с уровнем здоровья приходящих детей.

Хронические заболевания детей по результатам медицинского осмотра:

Наименование заболеваний

Интернат

Поселок

Ожирение

-

4

Хронический гастрит

2

6

Гастрит

-

15

Хронический гастродоуденит

-

4

Синдром раздражения кишечника

1

10

Гастродоуденит

-

7

ДЖВП

1

1

Всего хронических заболеваний

4

47

Сравнение количества пропусков по болезни группы учащихся интерната и поселковых детей

Число пропусков учебных дней

Интернат

Поселок

1 четверть

23

65

2 четверть

30

78

3 четверть

25

80

4 четверть

50

55

Учебный год

128

288

  • Продукты питания, употрeбляемые воспитанниками интерната, содержат правильно сбалансированные питательные вещества. Ассортимент продуктов содержит вещества в основном натуральные белки, жиры, углеводы, которые делают питание более разнообразным, адекватным и экологически неопасным.
  • Продукты питания, предпочитаемые исследованной группой поселковых детей, включает в себя продукты, которые содержат в себе большое количество добавок, состав ингредиентов которых не отвечает основным правилам питания: адекватность наследственности, экологическая чистота, разнообразие и сбалансированность питательных веществ.

Несмотря на разные названия исследовательских работ, их объединяет общая тематика: здоровье человека и окружающая среда. Все исследовательские работы связаны с местным материалом, особенностями пребывания человека в суровых условиях Заполярья.

Выбранная тематика исследований, а особенно полученные результаты, являются мощным побудительным средством к изменению собственного образа жизни, приближенного его к здоровому. Полученные знания позволяют выработать более зрелое отношение к здоровью.

При проведении исследовательских работ и участия в научном обществе формируется молодежная интеллектуальная среда. Школьники – исследователи, по мере укрепления уверенности в своей правоте становятся влиятельным ядром в своем классе, значимой в группе. Своими убеждениями, поведением и деятельностью они оказывают позитивное влияние на сверстников, облегчая педагогам воспитательный процесс по формированию культуры здоровья. Эти и другие особенности учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в сфере здоровья позволяют считать ее высокопродуктивной формой воспитания культуры здоровья в молодежной среде. Более того, исследования в образовании убирают идею ведущей роли “заучивания по указке” и приводят к позиции совместного поиска неизвестного. А это принципиально изменяет особенности взаимоотношений между учителем и учеником, делает их все более продуктивными как для одной, так и для другой стороны.



Комментарии:

Интеллектуальные игры в нашей школе


    Интеллектуальные игры в нашей школе

      Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. ...

30 06 2025 0:19:27

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"


    Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

      На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

29 06 2025 22:30:23

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

28 06 2025 23:55:56

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

27 06 2025 2:16:52

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"


    Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

      Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....

26 06 2025 12:43:24

Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы


    Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

      Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....

25 06 2025 13:30:51

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

24 06 2025 16:17:18

Разработка урока "Цветок. Соцветия"


    Разработка урока "Цветок. Соцветия"

      Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

23 06 2025 21:37:36

Программа элективного курса "Собака в городе"

Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...

22 06 2025 23:30:55

Строение и функции клетки


    Строение и функции клетки

      Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....

21 06 2025 0:24:11

Разработка урока в 8-м классе "Историческое прошлое людей"


    Разработка урока в 8-м классе "Историческое прошлое людей"

      Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....

20 06 2025 16:44:47

Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)


    Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)

      ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения. ...

19 06 2025 10:58:12

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"


    Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

      Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

18 06 2025 1:23:19

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»


    «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

      Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

17 06 2025 19:34:21

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"


    Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...

16 06 2025 7:50:31

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс


    Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

      Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

15 06 2025 15:34:26

Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"


    Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

      Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....

14 06 2025 7:24:13

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс


    Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс

      Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....

13 06 2025 11:30:40

Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"


    Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"

      Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....

12 06 2025 21:24:31

Открытый урок по теме "Витамины"


    Открытый урок по теме "Витамины"

      Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....

11 06 2025 12:55:38

Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)


    Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

      Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

10 06 2025 23:15:10

Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"


    Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

      Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....

09 06 2025 4:20:30

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

08 06 2025 0:53:52

"Отношения организмов в сообществе". 5-й класс


    "Отношения организмов в сообществе". 5-й класс

      Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....

07 06 2025 12:31:58

Одноклеточные животные, или Простейшие


    Одноклеточные животные, или Простейшие

      Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

06 06 2025 18:49:42

Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский комaндный турнир"


    Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский комaндный турнир"

      Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....

05 06 2025 0:44:54

"Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс


    "Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс

      Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....

04 06 2025 0:28:26

Гумopaльная регуляция. Эндокринная система


    Гумopaльная регуляция. Эндокринная система

      Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....

03 06 2025 19:32:29

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

02 06 2025 12:37:20

Мастер-класс по теме "Внутренняя среда организма"


    Мастер-класс по теме "Внутренняя среда организма"

      В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...

01 06 2025 0:48:45

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

31 05 2025 15:52:30

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

30 05 2025 6:40:13

Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4


    Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4

      Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....

29 05 2025 13:20:19

урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...

28 05 2025 20:20:23

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

27 05 2025 10:10:51

Руководство к работе с атласом-определителем


    Руководство к работе с атласом-определителем

      Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

26 05 2025 6:44:52

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

25 05 2025 8:42:23

Проводящие ткани ЕГЭ biologia's Blog

Проводящие ткани  ЕГЭ biologia's Blog Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...

24 05 2025 4:31:16

Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"


    Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"

      На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации. ...

23 05 2025 21:36:13

Интегрированные уроки «Информатика и экология»


    Интегрированные уроки «Информатика и экология»

      Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....

22 05 2025 12:35:30

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

21 05 2025 17:16:47

Урок биологии по теме «Общая хаpaктеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

20 05 2025 21:44:13

Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний

      С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области. ...

19 05 2025 16:13:45

Игра-викторина "Что? Где? Когда?" "По страницам Красной книги Алтайского края"

Игра "Что? Где? Когда?" «По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....

18 05 2025 6:43:40

Организм и его свойства. 5-й класс

Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....

17 05 2025 5:36:27

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

16 05 2025 17:40:47

Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"


    Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"

      Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....

15 05 2025 18:38:25

Использование СНИТ в преподавании биологии


    Использование СНИТ в преподавании биологии

      В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...

14 05 2025 18:29:12

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

13 05 2025 10:12:51

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

12 05 2025 21:13:22

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::