Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)
Фамилия ___________________________________
Имя ___________________________________
Класс 9 ___
Учебный элемент - 0 (УЭ - 0): Познакомьтесь с целью урока (время на выполнение – 1 минута).
Цель урока:
- Познакомиться с общей биологией как с комплексной наукой. Понять, для чего необходимы каждому человеку биологические знания.
- Приобрести навыки работы с модулем, текстом учебника, выполнением тестов.
- Освоить умение работать в группе учащихся и самостоятельно оценивать собственные знания.
План урока:
- Биология – комплексная наука о жизни.
- Современная биология – комплекс наук, изучающих живую природу.
- Уровни организации жизни.
- Царства жизни.
УЭ - 1. Пользуясь учебником “Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс” А.В. Теремова, Р.А. Петросовой, А.И. Никишова, “Владос”, Москва. 2005 на странице 7, и знаниями курса биологии 6 – 8 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые” (время на выполнение – 10 минут).
Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.
№ | Биологическая наука | Объект изучения |
1 | Анатомия | |
2 | Биогеоценология | |
3 | Биология | |
4 | Биофизика | |
5 | Биохимия | |
6 | Ботаника | |
7 | Вирусология | |
8 | Генетика | |
9 | Зоология | |
10 | Микология | |
11 | Микробиология | |
12 | Молекулярная биология | ……………………………………………………………. |
13 | Морфология | |
14 | Палеонтология | |
15 | Популяционно – видовая биология | …………………………………………………………… |
16 | Селекция | |
17 | Физиология | |
18 | Цитология | |
19 | Эволюционное учение | …………………………………………………………… |
20 | Экология | |
21 | Эмбриология |
Сверьте с классом (время на выполнение - 4 минуты).
Поставьте себе оценку
УЭ - 2. Пользуясь учебником на странице 8, 1-й абзац, сопоставьте уровни организации жизни и их структурно – функциональные единицы (время на выполнение – 5 минут).
уровень | Название уровня организации жизни | структурно – функциональная единица | единица |
I | Молекулярно – генетический | Вид и популяция | |
II | Органоидно - клеточный | Экосистема, биоценоз | |
III | Организменный | Ген | |
IV | Популяционно - видовой | Клетка | |
V | Биогеоценотический | Биосфера | |
VI | Биосферный | Организм |
Уровень и его единица:
- ________________;
- _________________;
- _________________;
- _________________;
- _________________;
- _________________.
Ответы сверьте с классом (время на выполнение – 1 минута).
Поставьте себе оценку
УЭ - 3. Вспомнить, по каким признакам растения, животные, грибы и бактерии относятся к разным царствам.
Задание: пользуясь учебником на странице 10, рисунком 1 параграфа 1 “основные признаки живого – его отличие от неживого”, поставьте плюсы в таблице “сходство и отличие царств живой природы” (время на выполнение – 8 минут).
Таблица “сходство и отличие царств живой природы”.
№ | Признак | бактерии | грибы | растения | животные |
1 | Только одноклеточные организмы (см. учебник с. 87) | ||||
2 | Только многоклеточные организмы | ||||
3 | И одноклеточные и многоклеточные организмы | ||||
4 | В клетке есть ядро (эукариоты) | ||||
5 | В клетке нет ядра (прокариоты) | ||||
6 | Питаются готовыми органическими веществами | ||||
7 | Создают органические вещества | ||||
8 | Способны к фотосинтезу | ||||
9 | Способны к хемосинтезу | ||||
10 | Клеточная стенка содержит целлюлозу | ||||
11 | Клеточная стенка содержит хитин | ||||
12 | Клеточная стенка содержит муреин | ||||
13 | В клетке есть хлоропласты | ||||
14 | В клетке есть вакуоль | ||||
15 | Хаpaктерно бесполое размножение (см. учебник с. 93) | ||||
16 | Хаpaктерно пoлoвoе размножение | ||||
17 | Хаpaктерно вегетативное размножение | ||||
18 | Активно передвигаются |
Ответы сверьте с классом (время на выполнение - 2 минуты).
Поставьте себе оценку
УЭ - 4. Рефлексия.
Задание: выберите один правильный ответ (время на выполнение - 8 минут).
Тест по теме биологические науки. Уровни организации жизни.
- К наукам, изучающим живое на клеточном уровне организации, относят:
- физиологию
- цитологию
- генетику
- ботанику
- Ядерная мембрана хаpaктерна для клеток:
- всех организмов
- эукариот
- прокариот
- только растений и животных
- Закономерности наследственности и изменчивости организмов изучает наука:
- морфологию
- генетику
- зоологию
- анатомию
- Основная особенность строения прокариотической клетки отсутствие…
- плазматической мембраны
- ядра, ограниченного оболочкой
- клеточной стенки
- рибосом
- Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) изучает наука:
- генетика
- физиология
- эмбриология
- эволюционное учение.
- Хлоропласты присутствуют в клетках
- растений
- животных
- грибов
- бактерий
- Структурно – функциональной единицей молекулярно – генетического уровня является:
- организм
- клетка
- вид
- ген
- Самым крупным уровнем организации жизни является:
- молекулярно – генетический
- популяционно – видовой
- биосферный
- биогеоценотический
- Самым маленьким уровнем организации жизни является:
- молекулярно – генетический
- популяционно – видовой
- биосферный
- биогеоценотический
- Наука, изучающая ископаемые остатки
- физиология
- палеонтология
- микология
- морфология
Ответы сверьте с классом (время на выполнение - 1 минута)
- Поставьте себе оценку
- Ваша итоговая оценка по уроку
- Оценка учителя
УЭ - 5. Домашнее задание.
Ответьте на вопросы на странице 8. Подготовьтесь к проверочному тесту по уроку № 1.
Комментарии:
Пpaктическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу.
...
09 10 2025 23:42:49
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
08 10 2025 17:14:21
Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....
07 10 2025 18:16:30
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
06 10 2025 17:22:31
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
05 10 2025 14:59:39
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
04 10 2025 11:41:36
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
03 10 2025 6:28:34
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
02 10 2025 4:46:10
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
01 10 2025 21:30:35
Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....
30 09 2025 9:16:32
Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....
29 09 2025 19:57:12
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
28 09 2025 9:53:46
Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....
27 09 2025 6:40:39
Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....
26 09 2025 0:57:11
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
25 09 2025 19:40:51
В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии.
...
24 09 2025 12:15:58
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
23 09 2025 10:54:12
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
22 09 2025 19:55:57
На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....
21 09 2025 0:10:19
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
20 09 2025 18:23:57

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
19 09 2025 6:19:36
Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
18 09 2025 18:22:24
Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность.
...
17 09 2025 7:56:32
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
16 09 2025 19:37:20
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
15 09 2025 7:14:31
Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....
14 09 2025 11:17:17
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя.
...
13 09 2025 21:15:41
Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....
12 09 2025 3:39:40
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ.
...
11 09 2025 3:23:54
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
10 09 2025 20:44:45
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
09 09 2025 3:13:34
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
08 09 2025 14:38:49

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....
07 09 2025 19:12:29
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
06 09 2025 8:26:35
Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....
05 09 2025 23:49:43
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
04 09 2025 12:51:41
Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами.
...
03 09 2025 0:14:57
Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....
02 09 2025 1:21:30
Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации.
Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....
01 09 2025 4:52:23

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....
31 08 2025 19:56:14
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
30 08 2025 20:52:34
Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....
29 08 2025 6:47:21
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
28 08 2025 13:32:36
Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся
...
27 08 2025 4:30:35
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
26 08 2025 15:54:53
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....
25 08 2025 5:48:27
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам.
...
24 08 2025 16:46:59
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
23 08 2025 11:10:45
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
22 08 2025 6:36:21
Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....
21 08 2025 4:46:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::