Беседа «Ядовитые растения» > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Беседа «Ядовитые растения»


    Беседа «Ядовитые растения»

Цель: предоставить коллегам один из вариантов проведения инструктажа о ядовитых растениях перед выходом на природу.

Задачи.

1. Дать представление о наиболее вероятных по встречаемости ядовитых растениях средней полосы России.

2. Правила поведения в природной среде.

3. Рассмотреть оказание первой помощи в случае отравления ядовитыми растениями.

Все люди, кто чаще, кто реже, планируют провести отдых на природе, особенно в тёплое время года. Это могут быть прогулки в лесу или в парке, поездки за грибами или ягодами, туристические походы, экскурсии, другие путешествия. Редко встретишь человека, равнодушного к цветам, красивым травам, растущим в лесу или в парке. Несмотря на повышенный интерес к дикорастущим пищевым и лекарственным растениям, большинство людей совершенно незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определённых растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжёлым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети, не знающие о существовании ядовитых растений, не умеющие их определить или не понимающие последствий неосторожного обращения с ними. Взрослые не только не всегда могут предостеречь ребёнка, но и сами бывают недостаточно осторожны с растениями. Особенно это относится к горожанам.

Поэтому периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе. Осторожность не помешает, если мы отправляемся на дачу, в парк или на прогулку в своём дворе или на бульвар где много зелени.

Методические указания

Некоторые из растений небезопасны для человека. Одни ядовиты, другие могут вызвать серьёзные ожоги. Острые отравления вызываются плодами, корнями, стeблями и цветками растений. Ядовитые растения составляют приблизительно 2% от общего числа известных видов, в нашей стране их около 400 видов. К ядовитым растениям относятся некоторые лекарственные, пищевые и декоративные растения.

Самое лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать ни одного цветка, ни одного кустарника, если они тебе не знакомы.

Существует много растений, по виду и даже по вкусу похожих на пищевые, например, на редьку, петрушку, хрен. Особенно привлекательны яркие плоды лесных и некоторых декоративных растений, встречающихся в городе. Жертвами отравлений такими плодами часто становятся дети. Для ребёнка cмepтельно даже то количество ядовитого вещества, которое у взрослого человека вызывает лишь лёгкое недомогание. Есть растения (например, вех, он же цикута), которые вызывают тяжёлые отравления даже в том случае, если взять кусочек такого растения в рот и немедленно выплюнуть. Среди семейства зонтичных (к которому относится вех) много ядовитых растений. Некоторые растения, например борщевик, вызывают сильное раздражение кожи. Растение крупное, до 3 м высотой. Во время жары на солнцепёке люди иногда прячутся от солнца в тени этого растения. У этих людей появляются ожоги, в тяжёлых случаях cмepтельные. Из растений семейства зонтичных дети любят делать дудочки, это cмepтельно опасно, если растение ядовитое.

Можно отравиться и летучими веществами, выделяемыми ароматическими растениями (багульник). Большие букеты лилий, черёмухи, люпина, и других сильно пахнущих растений в плохо проветриваемом помещении вызывают слабость, головную боль, головокружение, иногда потерю сознания.

БЕЛЕНА ЧЁРНАЯ

Ядовитые органы: всё растение и семена.

Картина отравления: психоз с галлюцинациями, сильная жажда, поднимается температура, расширение зрачков, светобоязнь.

Значение: лекарственное.

ДУРМАН ВОНЮЧИЙ

Ядовитые органы: всё растение и семена.

Картина отравления: сухость во рту, расстройство глотания, ориентации, потеря памяти, кровавый понос, зрачки расширены.

Значение: лекарственное.

ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ

Ядовитые органы: всё растение и плоды.

Картина отравления: тошнота, рвота, остановка сердца.

Значение: лекарственное, декоративное.

КУПЕНА ЛЕКАРСТВЕННАЯ

Ядовитые органы: все части растения.

Картина отравления: тошнота, рвота, нарушение деятельности сердца, раздражение кожи

Значение: декоративное.

ВОРОНИЙ ГЛАЗ

Ядовитые органы: ядовито всё растение.

Картина отравления: головная боль, головокружение, расширенные зрачки, тошнота, рвота, боли в животе, понос.

Значение: дикорастущее.

ПАСЛЁН

Ядовитые органы: трава и незрелые плоды паслёнов.

Картина отравления: боли в животе, тошнота, рвота, угнетение двигательной и психической активности.

Значение: паслён чёрный – пищевое, паслён сладко-горький – декоративное.

БОРЩЕВИК СОСНОВСКОГО

Ядовитые органы: всё растение.

Картина отравления: воспаление кожи сходное с ожогом, озноб, головокружение, головная боль, повышение температуры.

Значение: кормовое.

ВЕХ ЯДОВИТЫЙ (ЦИКУТА)

Ядовитые органы: всё растение, особенно корневище.

Картина отравления: головная боль, тошнота, рвота, боли в животе, чувство холода во всём теле, нарушение равновесия, понижение кожной чувствительности, выделение густой слюны, cмepть от остановки дыхания.

Значение: медонос, в народной медицине.

БОЛИГОЛОВ ПЯТНИСТЫЙ

Ядовитые органы: всё растение

Картина отравления: тошнота, слюнотечение, головокружение, нарушение глотания, речи, побледнение кожи.

Значение: сорняк, в народной медицине.

ВОЛЧЬЕ ЛЫКО

Ядовитые органы: всё растение.

Картина отравления: тошнота, слюнотечение, головокружение, нарушение глотания, речи, побледнение кожи.

Значение: сорняк, в народной медицине.

БАГУЛЬНИК БОЛОТНЫЙ

Ядовитые органы: надземная часть.

Картина отравления: слабость, сонливость, тошнота, рвота, усиленное потоотделение, нарушение дыхания, удушье.

Значение: лекарственное, инсектицидное, дубильное.

БЕРЕСКЛЕТ

Ядовитые органы: кора, корни, листья, плоды.

Картина отравления: рвота, понос, кишечное кровотечение.

Значение: декоративное.

БИРЮЧИНА

Ядовитые органы: листья и плоды.

Картина отравления: рвота, понос, нарушение кровообращения, при сильном отравлении – cмepть.

Значение: декоративное.

ЖИМОЛОСТЬ

Ядовитые органы: ягоды.

Картина отравления: боли в поджелудочной области, рвота, понос.

Значение: декоративное.

БУЗИНА

Ядовитые органы: листья, цветки, незрелые плоды,

Картина отравления: головокружение, головная боль, слабость, першение в горле, боли в животе, тошнота, рвота.

Значение: пищевое, в народной медицине, медонос..

ВОРОНЕЦ

Ядовитые органы: одно из ядовитейших растений, ядовиты сок, плоды.

Картина отравления: рвота, понос, сильное воспаление кишечника, при прикосновении на коже могут появиться пузыри.

Значение: дикорастущее.

АКОНИТЫ (БОРЦЫ)

Ядовитые органы: всё растение.

Картина отравления: жжение во рту, слюнотечение, тошнота, рвота, понос, одышка, общая слабость, озноб, потеря сознания, паралич сердца или остановка дыхания. Яд всасывается даже через неповреждённую кожу.

Значение: дикорастущее.

ЧЕМЕРИЦА ЛОБЕЛЯ

Ядовитые органы: всё растение, наиболее корни.

Картина отравления: першение в горле, царапанье в носу, глазах. Глотание затруднено. Тошнота, рвота, понос, сильная жажда.

Значение: лекарственное.

ХОХЛАТКА ПОЛАЯ

Ядовитые органы: всё растение, наиболее корни.

Картина отравления: першение в горле, царапанье в носу, глазах. Глотание затруднено. Тошнота, рвота, понос, сильная жажда.

Значение: лекарственное.

КАРТОФЕЛЬ

Ядовитые органы: трава, ягоды, позеленевшие на свету или перезимовавшие клубни.

Картина отравления: раздражение слизистой пищеварительного тpaкта, угнетение деятельности ЦНС.

Значение: пищевое, кормовое, техническое.

Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями

При подозрении на случайное употрeбление с пищей ядовитого растения надо немедленно, не дожидаясь появления признаков отравления, начать оказывать пострадавшему первую помощь. Её эффективность зависит от быстроты удаления яда из организма. Даже если была самопроизвольная рвота, пострадавшему рекомендуется выпить четыре-пять стаканов тёплой воды, детям – из расчёта по полстакана на каждый год жизни. При этом обычно возникает рвота. Если этого не произошло, нужно надавить на корень языка чайной ложкой или пальцем (если человек находится в бессознательном состоянии, рвоту вызывать нельзя).

Затем необходимо принять вещества, препятствующие всасыванию яда в кровь: несколько таблеток активированного угля или его заменители – крахмальный клейстер, два – три яичных белка, размешанных в стакане воды, молоко или чёрные сухари. Так как эти средства действуют непродолжительно, то через 15 – 20 минут после их приёма нужно снова вызвать рвоту. Вместо воды хорошо использовать светло-розовый однопроцентный раствор перманганата калия (марганцовка). При отравлении ароматическими растениями больного рекомендуется вынести на открытое продуваемое место, в случае ослабления дыхания дать вдохнуть нашатырный спирт, затем уложить в постель, согреть, напоить крепким чаем.

После контакта с растениями, вызывающими ожоги, поражённые участки кожи надо обмыть водой с мылом, образовавшиеся пузыри протереть одеколоном или спиртом, наложить чистую повязку.

После оказания первой помощи обязательно обратиться к врачу.

Описание перспективных результатов

Интерес к природе проявляют люди всех возрастов. Материал предназначается, прежде всего, учителям, родителям, всем любителям природы. Учащиеся, усвоившие знания о ядовитых растениях, смогут оградить и себя, и младших сестрёнок и братишек от неприятностей в природе.

Список используемой литературы

1. Аверкиев Д. С., Аверкиев В. Д. Определитель растений Горьковской области. - 2-е изд., испр. и доп.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. 1985. - 320 с.

2. Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР; Пособие для учителей/ И.А. Губанов, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров.- М.: Просвещение, 1981.- 287 с.

3. Детская энциклопедия. Помоги себе и другим или безопасность в чрезвычайных ситуациях. Подписной индекс 34182 в каталоге “Пресса России”.

4. Новиков В.С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 239 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. Учеб. для общ.-обр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В., Вихорева Т.С., 1-е изд. – М.: Издательство АСТ, 1998. – 160 с.: ил.

Презентация



Комментарии:

Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"


    Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"

      Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...

27 11 2025 16:13:42

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

26 11 2025 23:30:54

Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"


    Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"

      Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...

25 11 2025 18:28:25

Тема урока: "Лишайники". 7-й класс


    Тема урока: "Лишайники". 7-й класс

      Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....

24 11 2025 15:10:30

Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)


    Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)

      Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....

23 11 2025 16:19:13

Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс


    Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс

      Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...

22 11 2025 7:48:18

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

21 11 2025 22:29:57

Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)


    Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)

      Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

20 11 2025 17:32:56

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

19 11 2025 16:28:36

Строение и работа сердца. 8-й класс


    Строение и работа сердца. 8-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....

18 11 2025 12:51:25

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

17 11 2025 9:17:27

Конспект урока "Деление клетки"


    Конспект урока "Деление клетки"

      Изучение основных этапов деления клетки....

16 11 2025 9:29:42

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....

15 11 2025 1:20:52

Гумopaльная регуляция. Эндокринная система


    Гумopaльная регуляция. Эндокринная система

      Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....

14 11 2025 4:15:39

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

13 11 2025 3:18:43

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

12 11 2025 9:16:55

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"


    Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

      Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....

11 11 2025 2:12:32

Изучение темы "Компьютерные модели"


    Изучение темы "Компьютерные модели"

      В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....

10 11 2025 3:49:24

Урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...

09 11 2025 4:54:56

Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)


    Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)

      Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...

08 11 2025 20:26:41

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

07 11 2025 15:13:13

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....

06 11 2025 10:14:44

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

05 11 2025 17:30:44

Хвойные растения Амурской области


    Хвойные растения Амурской области

      На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....

04 11 2025 15:19:58

Элективный курс для девочек 7–9-х классов "Жемчужина Вселенной"


    Элективный курс для девочек 7–9-х классов "Жемчужина Вселенной"

      Через реализацию данной программы обеспечивается пoлoвoе воспитание девочек-подростков. Пoлoвoе воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы мopaльного, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....

03 11 2025 23:28:40

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

      Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

02 11 2025 0:44:45

Видоизменения подземных побегов и корней Биология

Видоизменения подземных побегов и корней  Биология Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...

01 11 2025 2:41:41

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

31 10 2025 6:42:11

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

30 10 2025 1:23:13

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

29 10 2025 16:10:19

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

28 10 2025 10:29:49

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

27 10 2025 20:21:17

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

26 10 2025 8:55:32

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....

25 10 2025 0:28:23

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"


    Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

      Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....

24 10 2025 3:55:50

Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"


    Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"

      В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды. ...

23 10 2025 14:20:55

Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"


    Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"

      Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....

22 10 2025 3:54:37

Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе


    Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе

      Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....

21 10 2025 19:23:35

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

20 10 2025 12:39:53

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

19 10 2025 6:22:20

Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"


    Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"

      Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. ...

18 10 2025 20:15:53

Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"


    Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"

      Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....

17 10 2025 0:25:38

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

16 10 2025 3:25:19

Открытый урок "Многообразие голосеменных растений Забайкальского края"

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....

15 10 2025 13:46:40

Баpaбаном и законом – по сигаретам


    Баpaбаном и законом – по сигаретам

      Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....

14 10 2025 15:24:47

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

13 10 2025 1:52:54

Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии


    Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии

      В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....

12 10 2025 14:14:26

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

11 10 2025 5:19:30

Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс


    Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

      В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....

10 10 2025 21:37:26

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

09 10 2025 21:34:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::