Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"
Учитель: Дорогие гости! Мы приветствуем вас на нашей игре. Полноправная хозяйка игры - сова. Сова - это символ мудрости.
Тематика игры актуальна. В ней отражена проблема взаимодействия человека и природы. Науку, которую мы изучили с вами на элективном курсе, имеет огромное значение для населения Земли. А какое значение мы постараемся показать на нашей игре - \"Клубе Знатоков\".
Я напомню правила игры. Один из игроков вытягивает любой конверт, песочные часы (секундомер) отсчитывает время = 1 мин. Это время отводится на обсуждение вопроса. Если ответ верен, приз ваш, если нет - приз возвращается зрителю.
(Знатоки выбирают первый конверт)
Ведущий 1: Итак, Уважаемые знатоки! Я вам предлагаю следующую задачу: из букв (И, А, И, Н, О, Б, К), которые находятся в конверте, составьте слово, которое вам очень знакомо и дайте определение данному термину.
Ведущий 2: Кто отвечает?
(Знатоки отвечают)
Итак, правильный ответ, это слово бионика - одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств (от греч. \"bion\" - элемент жизни).
Учитель: Итак, выбираем второй вопрос.
В конверте следующая информация: письмо пришло из города Владивостока от Зарецкого Максима: \"Я прислал вам эмблему (рис. 1). Ваша задача ответить, что отражает данная эмблема, какие элементы изображены на ней и что они обозначают?\".
Рис. 1. Эмблема науки бионики
(Знатоки отвечают)
Ведущий 1: Правильный ответ.
Бионика соединяет разнородные значения в соответствии с единством живой природы. Не случайно бионики избрали своей эмблемой скальпель, паяльник, соединенные знаком интеграла. Скальпель - символ творчества биолога, паяльник - инструмент инженера-физика, интеграл - математика. Соединение этих специальностей как нельзя лучше отражает основу, на которой формировалась и развивалась бионика.
Учитель: Выбираем третий конверт.
Письмо прислано из поселка Ярославский от ученика 10 \"А\" класса Салтыкова Романа. Посылаю я вам загадочный прибор, созданный на основе изучения явлений природы и сделанный мною (рис. 2). Вопрос: определите, что это за прибор и с какой целью его можно применить, какое название ему можно дать?
Рис. 2. Сейсмограф
(Ответ знатоков)
Ведущий 2: Правильный ответ.
Этот прибор можно назвать сейсмографом. Но он очень простой. Сейсмограф определяет силу землетрясения. При больших колебаниях земной коры лампочка загорается. Сейсмограф - это прибор, предсказывающий землетрясения. Но как приделать к нему звуковой сигнал? Этот вопрос вы должны решить к следующему заседанию клуба \"Знатоков\".
Учитель: А теперь четвертый конверт. Читаем вопрос.
Уважаемые знатоки! Внимательно рассмотрите присланный вам прибор (рис. 3), и объясните, для чего применяется еловая веточка, прикрепленная к досточке. Как вы можете назвать данный прибор? Как его можно использовать? С уважением, Дмитриева Н.Е.
Рис. 3. Еловый барометр
(Знатоки отвечают)
Ведущий 1: Итак, слушаем правильный ответ.
Этот прибор называется \"Еловый барометр\". Давно уже подмечено в народе, что хвойные деревья чутко реагируют на малейшие изменения влажности воздуха. С ее повышением опускаются ветки, с уменьшением - поднимаются вверх. Для изготовления прибора надо вырезать кусочек молодой веточки с cyчком (после Нового года их можно найти в любом дворе). Надо ветку прикрепить к досточке и на ней укрепить ленту из бумаги - это шкала, где будет отмечено \"Ясно\", \"Переменно\" и \"Дождь\". Прибор готов. Пометки шкалы делать из наблюдений. Прибор работает более 10 лет.
Учитель: Вас, Знатоки, ждет пятый конверт. Итак, слушаем вопрос.
Вам пишет ваша одноклассница из г. Уссурийска Русанова Оксана. Слушайте мой вопрос. Какую модель создали ученые, изучив хеморецепторы животных, изображенных на открытке (рис. 4). Назовите этих животных.
(Ответ знатоков)
Ведущий 2: А теперь слушайте правильный ответ.
На открытке изображены следующие животные: киви - птица из Новой Зеландии пользуется обонянием (длинным клювом), вынюхивая насекомых, червей и др. пищу. Лемуры используют запахи, чтобы отметить свои территории или обменяться друг с другом информацией. Рыжие муравьи оставляют химические следы, чтобы помочь своим собратьям отыскать источник пищи, а при опасности оставляют \"запах cмepти\". Акулы имеют необычайно тонкое обоняние. Они чуют добычу за несколько сотен километров. Непревзойденный уровень чувствительности имеет тутовый шелкопряд. Пушистые ушки-антенны самца улавливают в воздухе единичные молекулы вещества, выделяемого самкой за 10 км. Изучая механизмы хеморецепторов органов чувств животных, ученые создали прибор \"искусственный нос\" - для определения запахов просроченных продуктов, для диагностики в медицине [1].
Рис. 4.
В мире запахов. Киви, лемур катта, муравьи рыжие
(род формика). На фоне - сельдевая акула.
На фото - антенны шелкопряда. Схема обонятельной
клетки с чувствительными ресничками.
Учитель: Остался шестой конверт. Читаем вопрос.
Полет стрекоз часто привлекал внимание инженеров-конструкторов летающих аппаратов. О каком великом русском ученом-конструкторе говорится в данном стихотворении?
Ученица читает стихотворение под музыку \"Полет шмеля\":
Я вспомнил детство...
Луг душистый,
Широкий плес, и над водой
Сидит старик на камне мшистом,
Широкоплечий и седой.
В сандальях он на босу ногу,
Рубаха белая на нем,
Глядит задумчиво и строго
На что-то в воздухе немом.
И я, на голову от солнца
Прохладный нацепив лопух,
Притих, услышав незнакомца,
Как бы мечтающего вслух:
- Вот и подвинулась работа!
Сама природа помогла:
Модель живая стратолета!
Какая линия крыла! -
Над ним скользили, мчались, плыли
Стрекозы, крыльями звеня.
-Что смотришь, дедушка? - спросил я.
И тут заметил он меня.
Рукой, как бы сгоняя муху,
Провел по выпуклому лбу,
И улыбнулся он, и к уху
Приставил длинную трубу:
Как звать тебя, парнишка?
Костя.
-Что делаю?.. Учусь летать.
Придешь ко мне под вечер в гости?
Меня ведь тоже Костей звать.
Какие славные стрекозки!
С утра смотрю на их балет:
::::::::::::..
А я лишь через десять лет
Узнал, что то был:..(Циолковский) [3].
(Знатоки обсуждают и дают ответ)
Ведущий 1: Правильный ответ.
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - основоположник космонавтики, известный во всем мире. В детстве после болезни потерял слух. Обучался дома. Став взрослым, сдал экзамены на звание учитель. Работал в Калуге учителем физики и математики, написал свои работы по воздухоплаванию, авиации и космонавтике.
Самый главный труд посвящен космическим paкетам. Работал ученый в простой обстановке, имея веранду-мастерскую, где Циолковский своими руками изготовил множество моделей, приборов. Он совершил великие открытия в области космоса.
Ведущий 2: Итак, подводим итоги: в комaнде принимали участие 6 игроков, давали ответы (перечислить фамилии).
- Самый лучший игрок (много раз отвечал) - :.
- Самый лучший ответ (наиболее подробный) - :.
- Самый интересный вопрос - :.
Вручаются грамоты и призы всем участникам.
Звучит музыка В. Шаинского \"Ужасно интересно\" или \"Мой ласковый и нежный зверь\". Под музыку игроки уходят.
Для игры необходимы:
- Секундомер.
- Конверты с вопросами (6 шт.) и правильные ответы.
- Грамоты (6 шт.) и призы.
- Символ игры Сова.
- Метроном.
- Кубик с цифрами.
- Магнитофон, кассеты.
- Фотоаппарат.
- Приборы \"еловый барометр\", сейсмограф.
- Буквы А, Б, И, И, К, Н, О.
- Эмблема науки бионики.
Литература.
- Воронцова З. Набор открыток \"Мастерская природы\". ? Москва, 1981.
- Литинецкий И. Б. Бионика. ? Москва: Изд-во \"Просвещение\", 1976, с. 335.
- Стекольников Л. Б. Что такое аскалафус? - Ленинград: Изд-во \"Детская литература\", 1971, с. 125.
Комментарии:
Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор. ...
28 03 2024 0:56:43
Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....
27 03 2024 1:56:29
Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...
26 03 2024 18:40:39
Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...
25 03 2024 4:45:51
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
24 03 2024 3:57:28
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
23 03 2024 17:30:28
Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...
22 03 2024 12:16:18
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
21 03 2024 21:38:50
Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...
20 03 2024 1:58:23
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...
19 03 2024 12:56:43
Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....
18 03 2024 4:47:31
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
17 03 2024 2:29:13
Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....
16 03 2024 17:38:45
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
15 03 2024 0:27:46
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
14 03 2024 0:12:53
Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....
13 03 2024 16:26:50
В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....
12 03 2024 13:42:54
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
11 03 2024 16:59:24
Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....
10 03 2024 12:47:27
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
09 03 2024 19:22:19
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
08 03 2024 2:43:29
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
07 03 2024 0:31:55
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
06 03 2024 6:18:18
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
05 03 2024 7:23:17
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...
04 03 2024 2:25:58
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...
03 03 2024 4:52:42
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
02 03 2024 14:35:15
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
01 03 2024 20:29:33
Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....
29 02 2024 5:48:21
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
28 02 2024 0:28:50
Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....
27 02 2024 5:53:52
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
26 02 2024 18:50:58
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...
25 02 2024 1:15:25
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
24 02 2024 5:47:34
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
23 02 2024 7:58:26
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...
22 02 2024 20:46:14
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
21 02 2024 22:48:32
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...
20 02 2024 12:33:15
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
19 02 2024 10:29:56
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...
18 02 2024 23:44:45
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
17 02 2024 5:52:22
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
16 02 2024 20:10:46
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...
15 02 2024 13:52:24
Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....
14 02 2024 12:29:38
<p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...
13 02 2024 14:15:14
Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....
12 02 2024 16:39:37
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
11 02 2024 5:57:36
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
10 02 2024 20:29:11
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
09 02 2024 1:56:26
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
08 02 2024 7:44:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::