Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс

Технологическая карта урока биологии в 7-м классе.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Выявить особенности строения и жизнедеятельности животных класса Жгутиконосцы на примере эвглены зеленой.
Задачи урока
- Обучающие:
1.Сформировать знания об особенностях эвглены зеленой, как представителя жгутиконосцев;
2. Развивать навыки мотивации учебной деятельности.
3. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы с микроскопом и микропрепаратами.
4. Развивать навыки самостоятельной поисковой работы с Интернет – ресурсами. - Развивающие:
1. Формировать у учащихся знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы.
2. Формировать у учащихся навыки анализа биологических явлений, умения сравнивать, делать выводы и обобщения. - Воспитывающие:
1. Организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации;
2. Совершенствовать коммуникативные навыки сотрудничества и умение работать в паре.
Оборудование:
1. П.К., цифровой проектор, экран, мультимедийная презентация.
2. Микроскоп, готовые микропрепараты “Эвглена зеленая”.
3. Листы самоконтроля и самооценки.
Модель урока
| Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
| Мотивационный этап. 1.1. Организационный момент (3 мин). |
Используя слайдпрезентацию, с помощью видео– и звуко–
ряда, создаю эмоциональную атмосферу, подготавливаю к пониманию темы и
цели урока. Показываю Слайды 1–10 (Приложение 1). |
Слушая мелодию, просматривая слайды, эмоционально и интеллектуально настраиваются на исследовательскую работу по теме занятия. |
| 1.2. Целеполагание (2 мин). | По окончании демонстрации слайдов задаю вопрос:
– Как, исходя из предшествующего опыта работы на уроках, вы сформулируете тему и цель урока? – Как бы вы определили цель нашего урока? Показываю Слайды 11–12. |
Сравнивая слайды, учащиеся обращают внимание на
цветовой сигнал, вспоминают классификацию подцарства Простейших: Сегодня мы будем изучать животных класс Жгутиконосцы. Полученный за время изучения темы “Простейшие” опыт, помогает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока: Мы должны выявить особенности строения и жизнедеятельности животных класса Жгутиконосцы. |
| 1.3. Мотивация (1 мин). | Сообщаю учащимся о спорах биологов о месте эвглены зеленой в системе органического мира. Одни ученые полагали, что это растение, другие считали, что это животное. | Учащиеся понимают, что им необходимо определить правоту какой – либо группы ученых в этом научном споре. |
| 1.4. Постановка задач урока (1 мин). | – Что нам поможет определить место эвглены зеленой среди других живых организмов? | Учащиеся определяют последовательность своей исследовательской деятельности. |
| Операционный этап. 2.1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (7 мин). |
– Прежде чем начинать изучение новой группы простейших,
давайте вспомним материал прошлого урока. Фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий. – Используя подобранные дома иллюстрации простейших, расскажите об их
общих признаках. |
Учащиеся рассказывают об общих признаках простейших,
используя самостоятельно подобранные материалы (Интернет – ресурс). Доказывают , что клетка амебы – это живой организм, раскрывают особенности жизнедеятельности амебы. |
| 2.2. Исследовательская работа в парах (7 мин).
Задача – определить особенности строения эвглены зеленой. |
– Чтобы определить место эвглены зеленой в системе
органического мира, мы должны узнать о ее строении. В этом нам поможет
пpaктическая работа с микроскопом и микропрепаратами. Раздаю инструктивные карточки (Приложение 2). – К какому выводу вы пришли в ходе выполнения пpaктической работы? Показываю Слайд 13. |
Учащиеся, рассматривая микропрепарат и работая с
текстом параграфа 10 учебника, выявляют следующие особенности строения
эвглены зеленой: – одноклеточный организм; – имеет один длинный жгутик; – содержит хлоропласты с хлорофиллом. В результате пpaктической работы
учащиеся делают вывод: |
| 2.3.Творческая работа (индивидуальная) (5 мин). Задача – рассказать об особенностях питания эвглены зеленой. |
– Используя знание об особенностях питания растений и простейших животных, сочините небольшой рассказ о том, как питается эвглена. | Учащиеся сочиняют рассказы, а затем зачитывают некоторые из них. Оценивают соответствие содержания научным данным. |
| 2.4. Индивидуальное сообщение ученика
(5 мин). Задача – рассказать об особенностях жизнедеятельности эвглены зеленой. |
С учеником, проявляющим особый интерес к изучению биологии, готовлю сообщение на основе дополнительной литературы и Интернет – ресурсов. | Ученик выступает с сообщением. Остальные учащиеся делают краткие записи в тетради. |
| 3.Аналитический этап. 3.1. Закрепление материала (4 мин). |
Раздаю учащимся карточки с тестовыми заданиями (Приложение 3). | Учащиеся выполняют тестовые задания. |
| 3.2. Выполнение целей и задач урока (1 мин). | – Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. | Учащиеся констатируют выполнение задач урока и достижение его цели. |
| 3.3. Формирование умений самоконтроля и самооценки (2 мин). | – Прошу вас провести самооценку работы на уроке (Приложение 4). | Учащиеся оформляют и сдают карточки самооценки. |
| 3.4. Комментарий к домашнему заданию (2 мин). | Кроме изучения материала параграфа 10 учебника, даю
учащимся возможность выбора домашнего задания по способностям и
интересам: 1. составить кроссворд “Эвглена зеленая”; 2. нарисовать портрет эвглены – растения и эвглены – животного; 3. сочинить сказку “Планета эвглен”; 4. подготовить презентацию “Эвглена зеленая – переходная форма”. |
Список используемой литературы.
- В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко – Биология. 7 класс, М., изд-во “Вентана-Граф”, 2012.
- В.С. Кучменко, С.В. Суматохин – Биология. Животные. Методическое пособие. 7 класс. М., изд-во “Вентана– Граф”, 2004.
- В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов – Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. М., Дрофа, 2009.
- Уроки биологии с применением информационных технологий. 7 класс. Методическое пособие. М., “Планета”, 2010.
Комментарии:
Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество.
...
08 11 2025 5:44:19
В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....
07 11 2025 19:57:48
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
06 11 2025 12:15:27
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
05 11 2025 3:48:10
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
04 11 2025 20:17:45
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме.
...
03 11 2025 9:41:45
Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....
02 11 2025 22:36:35
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
01 11 2025 12:56:30
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
31 10 2025 17:12:55
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
30 10 2025 11:18:42
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
29 10 2025 22:19:46
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
28 10 2025 18:57:14
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
27 10 2025 18:27:52
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
26 10 2025 23:32:40
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
25 10 2025 4:24:45
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
24 10 2025 23:58:57
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
23 10 2025 6:50:29
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости.
...
22 10 2025 15:13:30
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
21 10 2025 13:11:41
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
20 10 2025 6:47:19
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
19 10 2025 6:37:13
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.
...
18 10 2025 1:47:12
Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области.
...
17 10 2025 17:59:51
Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....
16 10 2025 17:28:41
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
15 10 2025 18:44:57
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
14 10 2025 20:55:29
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
13 10 2025 5:47:48
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.
...
12 10 2025 10:19:51
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
11 10 2025 21:20:53
Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....
10 10 2025 12:54:34
Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о ВИЧ-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....
09 10 2025 7:55:23
Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся.
...
08 10 2025 14:34:34
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
07 10 2025 3:49:47
В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды.
...
06 10 2025 8:23:44
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
05 10 2025 6:45:15
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
04 10 2025 2:15:50
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
03 10 2025 19:24:31
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
02 10 2025 20:29:17
Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома.
...
01 10 2025 0:27:59
Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....
30 09 2025 5:47:34
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
29 09 2025 1:14:12
Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....
28 09 2025 7:48:25
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
27 09 2025 22:30:44
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
26 09 2025 6:33:26
Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....
25 09 2025 21:29:15
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
24 09 2025 8:57:50
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
23 09 2025 20:15:32
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
22 09 2025 6:10:42
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
21 09 2025 6:32:24
Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....
20 09 2025 23:18:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




