Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс

Технологическая карта урока биологии в 7-м классе.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Выявить особенности строения и жизнедеятельности животных класса Жгутиконосцы на примере эвглены зеленой.
Задачи урока
- Обучающие:
1.Сформировать знания об особенностях эвглены зеленой, как представителя жгутиконосцев;
2. Развивать навыки мотивации учебной деятельности.
3. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы с микроскопом и микропрепаратами.
4. Развивать навыки самостоятельной поисковой работы с Интернет – ресурсами. - Развивающие:
1. Формировать у учащихся знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы.
2. Формировать у учащихся навыки анализа биологических явлений, умения сравнивать, делать выводы и обобщения. - Воспитывающие:
1. Организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации;
2. Совершенствовать коммуникативные навыки сотрудничества и умение работать в паре.
Оборудование:
1. П.К., цифровой проектор, экран, мультимедийная презентация.
2. Микроскоп, готовые микропрепараты “Эвглена зеленая”.
3. Листы самоконтроля и самооценки.
Модель урока
| Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
| Мотивационный этап. 1.1. Организационный момент (3 мин). |
Используя слайдпрезентацию, с помощью видео– и звуко–
ряда, создаю эмоциональную атмосферу, подготавливаю к пониманию темы и
цели урока. Показываю Слайды 1–10 (Приложение 1). |
Слушая мелодию, просматривая слайды, эмоционально и интеллектуально настраиваются на исследовательскую работу по теме занятия. |
| 1.2. Целеполагание (2 мин). | По окончании демонстрации слайдов задаю вопрос:
– Как, исходя из предшествующего опыта работы на уроках, вы сформулируете тему и цель урока? – Как бы вы определили цель нашего урока? Показываю Слайды 11–12. |
Сравнивая слайды, учащиеся обращают внимание на
цветовой сигнал, вспоминают классификацию подцарства Простейших: Сегодня мы будем изучать животных класс Жгутиконосцы. Полученный за время изучения темы “Простейшие” опыт, помогает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока: Мы должны выявить особенности строения и жизнедеятельности животных класса Жгутиконосцы. |
| 1.3. Мотивация (1 мин). | Сообщаю учащимся о спорах биологов о месте эвглены зеленой в системе органического мира. Одни ученые полагали, что это растение, другие считали, что это животное. | Учащиеся понимают, что им необходимо определить правоту какой – либо группы ученых в этом научном споре. |
| 1.4. Постановка задач урока (1 мин). | – Что нам поможет определить место эвглены зеленой среди других живых организмов? | Учащиеся определяют последовательность своей исследовательской деятельности. |
| Операционный этап. 2.1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (7 мин). |
– Прежде чем начинать изучение новой группы простейших,
давайте вспомним материал прошлого урока. Фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий. – Используя подобранные дома иллюстрации простейших, расскажите об их
общих признаках. |
Учащиеся рассказывают об общих признаках простейших,
используя самостоятельно подобранные материалы (Интернет – ресурс). Доказывают , что клетка амебы – это живой организм, раскрывают особенности жизнедеятельности амебы. |
| 2.2. Исследовательская работа в парах (7 мин).
Задача – определить особенности строения эвглены зеленой. |
– Чтобы определить место эвглены зеленой в системе
органического мира, мы должны узнать о ее строении. В этом нам поможет
пpaктическая работа с микроскопом и микропрепаратами. Раздаю инструктивные карточки (Приложение 2). – К какому выводу вы пришли в ходе выполнения пpaктической работы? Показываю Слайд 13. |
Учащиеся, рассматривая микропрепарат и работая с
текстом параграфа 10 учебника, выявляют следующие особенности строения
эвглены зеленой: – одноклеточный организм; – имеет один длинный жгутик; – содержит хлоропласты с хлорофиллом. В результате пpaктической работы
учащиеся делают вывод: |
| 2.3.Творческая работа (индивидуальная) (5 мин). Задача – рассказать об особенностях питания эвглены зеленой. |
– Используя знание об особенностях питания растений и простейших животных, сочините небольшой рассказ о том, как питается эвглена. | Учащиеся сочиняют рассказы, а затем зачитывают некоторые из них. Оценивают соответствие содержания научным данным. |
| 2.4. Индивидуальное сообщение ученика
(5 мин). Задача – рассказать об особенностях жизнедеятельности эвглены зеленой. |
С учеником, проявляющим особый интерес к изучению биологии, готовлю сообщение на основе дополнительной литературы и Интернет – ресурсов. | Ученик выступает с сообщением. Остальные учащиеся делают краткие записи в тетради. |
| 3.Аналитический этап. 3.1. Закрепление материала (4 мин). |
Раздаю учащимся карточки с тестовыми заданиями (Приложение 3). | Учащиеся выполняют тестовые задания. |
| 3.2. Выполнение целей и задач урока (1 мин). | – Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. | Учащиеся констатируют выполнение задач урока и достижение его цели. |
| 3.3. Формирование умений самоконтроля и самооценки (2 мин). | – Прошу вас провести самооценку работы на уроке (Приложение 4). | Учащиеся оформляют и сдают карточки самооценки. |
| 3.4. Комментарий к домашнему заданию (2 мин). | Кроме изучения материала параграфа 10 учебника, даю
учащимся возможность выбора домашнего задания по способностям и
интересам: 1. составить кроссворд “Эвглена зеленая”; 2. нарисовать портрет эвглены – растения и эвглены – животного; 3. сочинить сказку “Планета эвглен”; 4. подготовить презентацию “Эвглена зеленая – переходная форма”. |
Список используемой литературы.
- В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко – Биология. 7 класс, М., изд-во “Вентана-Граф”, 2012.
- В.С. Кучменко, С.В. Суматохин – Биология. Животные. Методическое пособие. 7 класс. М., изд-во “Вентана– Граф”, 2004.
- В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов – Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. М., Дрофа, 2009.
- Уроки биологии с применением информационных технологий. 7 класс. Методическое пособие. М., “Планета”, 2010.
Комментарии:
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
14 12 2025 8:19:42
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
13 12 2025 0:34:10
Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....
12 12 2025 13:54:54
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
11 12 2025 14:52:17
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из
важнейших отделов растений....
10 12 2025 16:28:17
В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....
09 12 2025 16:15:14
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
08 12 2025 2:33:16
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
07 12 2025 14:31:50
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
06 12 2025 9:52:35
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
05 12 2025 17:35:49
Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....
04 12 2025 15:33:34
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.
...
03 12 2025 11:11:34
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
02 12 2025 15:55:29
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
01 12 2025 12:31:41
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
30 11 2025 18:57:53
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
29 11 2025 16:51:59
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....
28 11 2025 17:16:45
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении.
...
27 11 2025 11:50:33
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
26 11 2025 22:18:54
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
25 11 2025 19:45:25
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
24 11 2025 3:30:30
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий.
...
23 11 2025 5:18:59
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
22 11 2025 3:40:16
Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....
21 11 2025 7:47:48
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
20 11 2025 1:38:44
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме.
...
19 11 2025 13:50:19
Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...
18 11 2025 16:56:17
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
17 11 2025 9:25:57
На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....
16 11 2025 6:52:57
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
15 11 2025 4:19:33
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
14 11 2025 8:39:20
Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете.
...
13 11 2025 9:56:41
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач.
...
12 11 2025 18:44:22
Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....
11 11 2025 11:49:13
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....
10 11 2025 16:19:16
Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
09 11 2025 17:32:45
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе.
...
08 11 2025 14:41:22
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
07 11 2025 22:54:20
В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....
06 11 2025 6:38:48
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
05 11 2025 22:33:44
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
04 11 2025 16:25:49
Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике.
...
03 11 2025 19:45:54
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
02 11 2025 20:41:30
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
01 11 2025 5:32:35
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
31 10 2025 2:13:55
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....
30 10 2025 2:45:31
Открытый урок по теме «Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....
29 10 2025 6:55:43
Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....
28 10 2025 7:18:31
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
27 10 2025 23:22:12
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
26 10 2025 9:26:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"