Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии


    Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии

Современный образовательный процесс претерпевает изменения в связи с небывалыми темпами развития научно-технической сферы, изменением образовательных программ, уменьшением количества времени на изучение отдельных дисциплин в т.ч. биологии. Учащиеся же, развиваясь по неизменным физиологическим законам, не всегда успевают постичь тот объем необходимой им информации, не умеют отделить главное от второстепенного.

Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные) мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку.

На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, применяю уже давно известную всем форму работы “Лекторскую группу”, но в обновленном варианте.

В роли лекторов непременно выступают ученики 9–10-х классов, а не взрослые – учителя, что, безусловно, обостряет интерес слушателей.

Предлагаю Вашему вниманию материалы для работы лекторской группы по профилактике табакокурения для учеников 2–6-х классов “Дело табак”.

Подбор теоретического материала можно предложить старшеклассникам для самостоятельной работы, можно использовать представленный ниже. Объем излагаемого материала варьируется в зависимости от возраста слушателей.

Содержание работы лекторской группы
“Дело – табак”

Цель: провести просветительскую работу среди учеников 2–6-х классов о вреде табакокурения.

Задачи:

  • познакомить слушателей с историческими “корнями” явления курения табака;
  • познакомить слушателей с основными компонентами табачного дыма и наглядно показать некоторые составляющие;
  • в ходе проблемной беседы, заставить слушателей самостоятельно озвучить отрицательные моменты, связанные с курением табака;
  • познакомить с последствиями курения табака для организма.

Оборудование и материалы: презентация “Дело – табак”, мультимедиа установка, установка для иллюстрации процесса курения.

Ход лекции

Этапы лекции

Сопровождение и оборудование

1. Вступительное слово учителя о цели сегодняшней встречи.

Слайды 2, 3 презентации

2. Табак, как растение.

ТАБАК (Nicotiana L). Семейство пасленовые (Solanaceae). Распространен в основном в тропической зоне Южной Америки и на островах Тихого океана. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России — в южных районах. Род насчитывает около 66видов. Многолетние травянистые растения, реже полукустарники или кустарники. В культуре в основном используют: Табак крылатый крупноцветковый— многолетник, выращиваемый как летник, родом из Юго-Восточной Бразилии.

  • Куст прямостоячий, ветвящийся, высотой 80—150 см.
  • Корни шнуровидные, ветвящиеся, к концу вегетации при основании разрастаются в толстое мясистое корневище.
  • Листья крупные, удлиненно-овальные, покрыты, как и стeбли, железистыми волосками, выделяющими клейкое вещество с неприятным запахом.
  • Цветки душистые из 5 лепестков, сросшихся при основании в узкую длинную трубку, зеленоватые, желтые, розовые, собраны на конце побега в метельчатое соцветие. Цветки на день закрываются.
  • Табак тепло- и влаголюбив, выносит полутень, предпочитает суглинистые, богатые гумусом почвы.
  • Размножают посевом семян в грунт или в апреле в парники.
  • Густые всходы пикируют в ящики с последующей посадкой в цветники.

Сортов табака около 70: Вирджиния, Берли, Латакия, Пэрик, Ориенталь, Кентакки.

Табак “Турецкий”

Табак - растение светолюбивое, теплолюбивое и влаголюбивое. Хорошо растет на почве, заправленной органикой. Сеять его для получения семян надо в начале февраля, а для декоративных целей - в конце марта.

Масса его огромна, в высоту он вырастает до 3,5 м, лист до 1 м.

Курильщику, потрeбляющему пачку сигарет в день, достаточно вырастить 10-12 растений, чтобы обеспечить себя утехой на год.

Применяют табак для борьбы с вредителями растений. Его настой - эффективное средство против тлей, трипсов, медяниц, листоверток, моль, личинок пилильщиков и др. насекомых.

Табак - единственное растение, которое можно применять не только для опрыскивания, но и для опыления и окуривания. Кроме того, на листья табака липнет тля, белокрылка и мошка.

Слайды 4 – 6 презентации

3. История табака.

600-1000 год н.э.- Уаксактун, Гвадемала. Первое графическое изображение курильщика. Найден глиняный сосуд, на нем изображен индеец Майя, курящий свернутые листья табака, перетянутые ниткой. Курение индейцы Майя называли сикар.

Южноамериканские индейцы стали употрeбллять табак уже в третьем веке до нашей эры. К первому веку до нашей эры табак распространился по всей Северной Америке.

“Древний” табак был гораздо крепче нынешнего и в большом количестве мог вызвать наркотическое опьянение. Это и стало пpaктическим основанием веры индейских шаманов в то, что в листьях табака “спят духи”. По мнению шаманов, духов в случае надобности можно было разбудить.

Будили их по-разному. Вот первый способ, Дикий табак сушили и сворачивали в примитивные “сигары”, которые затем курили, занимаясь своеобразной медитацией, пытаясь увидеть духов, чтобы попросить их о помощи. Другой способ был “мокрым”: шаманы некоторых племен, например монтанья и хиваро, заваривали или замачивали табак в воде, а затем пили.

Индейские шаманы стали первыми применять табак при лечении многих недугов: больных клали на высокое ложе и ставили перед ними сосуды с тлеющим табаком. Табачные листья накладывали на раны, чтобы духи “выпили” болезнь.

Хотя курили табак, вероятно, все племена, не все занимались его разведением. Например, кри и команчи выменивали его у других, считая табак священным растением, которое нельзя срезать. Они полагали, что на тех, кто его срежет, обрушится гнев духов, но курить уже срезанный табак можно и нужно.

Стоит отметить, что индейцы курили по любому поводу - даже при совершении сделок и договоров: давший слово во время курения не сможет его нарушить: за этим проследят духи. Когда же кому-то, мужчине или женщине, была нужна помощь - например, по случаю пропажи вещей или болезни, нуждающийся посылал трубку с табаком шаману. Если все было сделано правильно, шаман не мог ему отказать и проводил церемонию, призванную избавить страдающего от несчастий.

За понюшку табака Европейская история табака началась в 1492 году и неразрывно связана с именем Христофора Колумба. Когда он после многомecячного плавания высадился на один из островов Карибского моря, то среди прочих диковинок обнаружил, что аборигены курят какие-то свернутые листья, что, вероятно, отдаленно напоминало современные сигары. Спутник Колумба Роберт Пэйн заинтересовался табаком и в 1497 году, во время второго путешествия к берегам Америки, написал целый отчет об этом растении и его употрeблении.

Капитан одного из судов эскадры Колумба Родриго де Херес не только решил попробовать дым, который “пили” индейцы, но и захватил листья табака с собой. По возвращении на родину за попытку продемонстрировать свое умение он получил три года тюрьмы. Против табака резко выступила Церковь и. в частности, Инквизиция, немедля объявив табак “дьявольским искушением”.

Этот факт, в свою очередь, после распространения табака по Европе и спровоцировал его использование чернокнижниками и ведьмами, наряду с белладонной, для наведения порчи.

В Россию табак вместе со слухами о его “нечистости” завезли английские купцы при Иване Грозном. На Руси были весьма эксцентричные “табачные” суеверия. Например, ямщики отказывались везти барышню с кошкой, уверяя, что от кошки лошади худеют; а от табака, напротив, как думали извозчики, лошади добреют, и потому табак был для них желанным грузом. В России курение вначале жестоко преследовалось правительством. Враждебно к нему относилось и духовенство, считая эту привычку Грехом. Большую роль играла и опасность многочисленных пожаров, возникавших в связи с табакокурением.

Царь Михаил Романов к курению табака относился сурово: в1634 году после одного пожара, возникшего вследствие неосторожного курения, Михаил издал приказ, в котором угрожал, что курильщиков будут на первый раз шестьюдесятью палочными ударами по подошвам, а во второй раз будут обрезать нос.

Наказание за употрeбление табака введено в Уложение 1649 г. сыном Михаила, Алексеем Романовым. По уложению, царь велит пытать всех, у кого будет найден табак, и бить кнутом на козле до тех пор, пока не признается, откуда табак достал. Торговцам табаком велено “пороть ноздри, резать носы” и ссылать в дальние города. Ввиду того, что распространение табака в России росло, несмотря на такие меры борьбы с курильщиками, царь Алексей запретил ввоз табака в пределы Московского государства, однако англичане контpaбандой ввозили табак через Архангельск.

Петр I, который сам был курильщиком, получив эту привычку в Голландии, 1697 г. снял все запреты на табак и разрешил свободное курение и продажу табака, введя пошлину и акциз в пользу казны. Во время путешествия в Англию Петр I предоставил группе английских капиталистов монополию на торговлю табаком в России. С тех пор употрeбление табака в нашей стране стало быстро распространяться.

Основной причиной столь стремительного распространения заморской новинки стало ошибочное убеждение тогдашних тогдашних светил в целебных свойствах табака.

Слайды 7 – 10 презентации

4. Постановка опыта по иллюстрации некоторых компонентов табачного дыма, оседающих в легких. Итоги опыта обсуждаются после 5 этапа лекции. Ученикам предлагается понюхать желтый налет, образовавшийся на блюдце, потрогать его и убедиться, что это вещество напоминает смолу.

Пластиковая бутылка с трубкой, вмонтированной в пробку, сигарета с фильтром, белое фаянсовое блюдце для сбора табачного дыма

5. Состав табачного дыма.

В табачном дыме обнаружено до 5000 самых различных компонентов и их соединений, 30 из которых относятся к разряду натуральных ядов. Табачный дым сложная физико-химическая система, состоящая их твердой газовой фаз. Твердая фаза состоит из частиц сажи. Химический состав табачного дыма зависит от качества изделий – дым сигареты, прошедшей через фильтры, содержит меньше смолы (ацетатные – на 30-50%, бумажные – на 10-20%) и никотина (на25-30%). В газовую фазу дыма при температуре сигареты 700-800 градусов переходят окись углерода, альдегиды, эфиры, спирты, фенолы, амины, никотин, пиперидин, пиридин, пиррол, хинолин, уксусная и муравьиная кислоты, акролеин, полифенолы, окислы азота, аммиак, сероводород, мышьяк, никель, хром, кадмий. Токсичность табака и дыма определяется прежде всего никотином.

НИКОТИН – главный компонент табачного дыма. В малых дозах действует на нервную систему возбуждающе. Относится к сильнодействующим ядам. Сигарета содержит несколько граммов никотина. В дым попадает лишь четвертая часть этого заряда. Когда никотина в сигарете мало, частота и глубина затяжек оказывается большей, и наоборот. С каждой новой затяжкой его концентрация в оставшейся части недокуренной сигареты, а значит, и в очередной порции втягиваемого в себя дыма возрастает. Вот почему не рекомендуется докуривать сигарету до конца и пользоваться бычками.

ОКИСЬ УГЛЕРОДА (УГАРНЫЙ ГАЗ) – поступает в кровь с табачным дымом, вступает в связь с гемоглобином, образуя карбоксигемоглобин, перехватывает инициативу у кислорода. Одна пачка сигарет дает 400 мг этого газа. До 4% (при норме 0,4-1) угарного газа может накапливаться в организме курящего. Cмepтельной дозой для человека считается концентрация в 16-20 %.

КАНЦЕРОГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА – на их долю приходится до 50% всех содержащихся в табачном дыме химических продуктов. Более 1 кг этих веществ накапливается в легких у много и долго курящих. Бензпирен – основной виновник развития paковых заболеваний.

ДЕГТЕОБРАЗНЫЕ СМОЛЫ - также обладают канцерогенными свойствами, вызывают paковые заболевания кожи и других органов. Выкуривая двадцать сигарет за день, человек вводит в себя до одного грамма табачного дегтя, который в основном оседает в легких.

РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА – изотопы свинца, висмута, калия, полония. При выкуривании одной пачки сигарет человек получает дозу радиации в 7 раз большую той дозы, которая Международным соглашением по защите от радиации признана предельно допустимой. Нужно учесть то, что в организм попадают и радиоактивные частицы изотопов свинца-210 и висмута-210, то общая доза получаемая человеком радиации возрастает до 100 рад. Крайне ядовитым признан полоний-210, подсчитано: в бронхах, а также в моче курящих количество полония-210 в 6-7 раз больше, чем у некурящих.

В последнее время ученые обнаружили высокую токсичность тех компонентов табачного дыма, которые до этого считались второстепенными: СОЕДИНЕНИЯ АЗОТА, МЕТАЛЛ КАДМИЯ, НИКЕЛЬ, МЕТАЛЛЫ ЖЕЛЕЗО, ХРОМ, ЦИНК легко вступают в химическую связь с другими компонентами, в результате чего их токсичность возрастает.

Не мало важным будет привести примеры использования некоторых веществ человеком в собственной деятельности:

ФЕНОЛЫ – очистка нефтяных смaзoчных масел.

АМИНЫ – имеют важное промышленное значение.

СЕРОВОДОРОД – при его вдыхании, даже в малых количествах, происходит отравление организма.

УКСУСНАЯ КИСЛОТА – используется человеком в пищевой и технической промышленности.

ХРОМ – используют для протравы поверхности перед покраской.

КАДМИЙ – при изготовлении проводов, входит в состав сплавов, соединения очень ядовиты.

АЛЬДЕГИДЫ – применяются для дезинфекции, протравления семян перед посевом, в лакокрасочной промышленности, производстве искусственного волокна.

ЭФИРЫ – используется человеком как растворитель, также входит в состав бензина.

СПИРТЫ – используют для изготовления динамитов, в производстве синтетического волокна.

Интересные факты:

- Старая истина гласит: один порок ведет к другому; токсичные свойства компонентов табачного дыма усугубляет алкоголь; он выступает в роли растворителя, расщепляя табачные соединения, высвобождает из них яды в чистом виде и прокладывает им дорогу в кровеносные сосуды.

- В момент затяжки дымом сигареты температура на её конце достигает 60 градусов и выше.

- Выкуривание одной сигареты эквивалентно равно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.

- Лабораторные анализы показывают, что токсичные элементы табачного дыма разрушают ряд витаминов, жизненно необходимых; так, лишь одна выкуренная сигарета нейтрализует до 25 мг аскорбиновой кислоты (витамина С) ; примерно такое же его количество содержится в одном апельсине.

- В Швеции был создан робот под названием “курящий Сэм”. Этот “молодой человек” имеет стеклянные легкие. “Сэму” вставляли в рот сигарету, и он жадно начинал затягиваться. Зрители воочию убеждались, как в легких этого робота все больше и больше осаждаются никотин, смолистые продукты и другие вещества. “Курящий Сэм” неизменно производил весьма сильное впечатление на посетителей, особенно школьников. Такая “санпросветработа” чрезвычайно эффективна.

Слайд 11 презентации

6.Человек считает себя разумным существом.

Слайд 12

7. Что же заставляет человека вдыхать табачный дым?

Беседа со слушателями, в процессе которой слева от аудитории встают те, кто называет положительные стороны курения. Справа = те, кто называет отрицательные стороны. Учитель или лектор (в зависимости от возраста слушателей) направляет ход беседы.

Итогами беседы является подсчет количества сторонников и противников курения.

Слайд 13

8. А Вы знаете, что…

Комментарии к содержанию слайдов.

Слайды 14 - 16

9. Последний слайд не комментируется.

Слайд 17

В подобной форме проводится работа по профилактике гельминтозов (заражению паразитическими червями) “Мойте руки перед едой”, гиподинамии, нарушению осанки “Движение – жизнь”, освещение вопросов правильного ухода за зубами “Нам не страшен Ка-ри-ес”.

Презентация



Комментарии:

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

09 10 2025 16:43:32

Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"


    Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"

      Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь возникла естественным путем из неорганической материи. ...

08 10 2025 12:25:15

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

07 10 2025 18:45:50

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

06 10 2025 6:29:40

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

05 10 2025 20:15:35

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"


    Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

      Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

04 10 2025 17:13:24

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

03 10 2025 6:50:23

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"

      Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....

02 10 2025 6:12:38

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

01 10 2025 22:31:58

Химический состав, строение и свойства костей


    Химический состав, строение и свойства костей

      На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....

30 09 2025 4:25:30

Покрытосеменные растения


    Покрытосеменные растения

      На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....

29 09 2025 9:20:15

Разработка урока "Клеточное строение организмов"


    Разработка урока "Клеточное строение организмов"

      Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

28 09 2025 23:13:19

Цветок


    Цветок

      Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....

27 09 2025 5:46:51

"Амфибии. Ода земноводным"


    "Амфибии. Ода земноводным"

      Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

26 09 2025 8:24:21

Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс

      Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....

25 09 2025 13:34:11

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

24 09 2025 11:28:12

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

23 09 2025 4:42:11

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

22 09 2025 2:50:22

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

21 09 2025 5:26:42

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

20 09 2025 3:25:56

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

19 09 2025 17:17:42

Тема урока "Голосеменные"


    Тема урока "Голосеменные"

      В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

18 09 2025 5:28:29

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

17 09 2025 14:45:32

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

16 09 2025 22:37:25

Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"


    Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"

      Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов. Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....

15 09 2025 2:57:25

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

      Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

14 09 2025 14:44:31

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

13 09 2025 21:26:32

Строение и значение кожи. 8-й класс


    Строение и значение кожи. 8-й класс

      Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....

12 09 2025 9:49:13

Разнообразие плоских червей


    Разнообразие плоских червей

      Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

11 09 2025 16:35:15

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

10 09 2025 16:10:37

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

09 09 2025 12:18:11

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

08 09 2025 10:47:34

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

07 09 2025 21:57:51

Биотехнология. 10–11-й класс

Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....

06 09 2025 5:48:41

Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе


    Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе

      Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....

05 09 2025 19:13:38

Цветок и плод


    Цветок и плод

      Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

04 09 2025 6:14:12

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

03 09 2025 17:53:30

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

02 09 2025 16:43:24

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

01 09 2025 8:57:13

Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"


    Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"

      Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интеpaктивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

31 08 2025 8:23:22

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

30 08 2025 3:59:34

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

29 08 2025 12:20:24

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"

      Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....

28 08 2025 20:25:34

Тема урока: "Особенности жизнедеятельности лягушки"

Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...

27 08 2025 3:56:29

Урок биологии по теме "Прокариотическая клетка. Бактерии"

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....

26 08 2025 22:19:57

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

25 08 2025 13:41:22

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

24 08 2025 7:20:23

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»


    Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

      Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....

23 08 2025 1:55:10

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

22 08 2025 15:38:48

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"


    Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

      Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

21 08 2025 3:49:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::