Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

Цель урока: обобщить и проверить знания о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, её формах (дети сами ставят задачу урока).
Оборудование: модели генетических законов, таблицы.
На доске: тема, Д/з, эпиграф.
“Воспроизведение жизни это и есть наследственность, в ней проявляется инвариантная сторона жизненных явлений, принцип сохранения жизни”. Академик Н.П.Дубинин
Цели:
Образовательная:
- Систематизировать знания учащихся об основных законах генетики.
Воспитательная:
- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуаций успеха.
Развивающие:
- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
- Продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Структура обобщающего урока: Вводное слово учителя – групповая работа – выполнение заданий – выступления учащихся – рецензии ответов – оценка групповой работы – подведение итогов.
Правила совместной работы
(на столах, выработаны учениками)
Нет “актёров” и “зрителей”, все участники.
Говорить, чтобы тебя понимали.
Будь активным, стремись к успеху.
Критикуются идеи, а не личности. Возражай. Цель деятельности не в “победе” какой-либо точки зрения, а возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме. И др
Лист успеха (на столах)
Фамилия Имя Деятельность Оценка и баллы За ответ или вопрос За решение задачи За возражение другое Всего баллов
Этап 1.
Блиц – опрос (мозговой штурм): каждой группе поочередно задаётся вопрос, правильно отвечающий получает балл, обсуждение – 20 сек, если требуется время. Баллы заносим в лист успеха.
Раскрыть понятия: (1 балл)
- Генетика
- Ген
- Локус
- Мутация
- Наследственность
- Изменчивоть
- Генотип
- Фенотип
- Аллельные гены
- Доминантный признак
- Рецессивный признак
- Гибрид
- Дупликация
- Делеция
- Инверсия
- Tрaнcлокация
- Центрическое слиянии
- Полиплоидия
- Взаимодействие неаллельных генов, при котором происходит подавление генов одной аллели генами другой. (Эпистаз)
- Взаимодействие неаллельных генов, при котором ген одной аллельной пары способствует проявлению действия генов другой аллельной пары. (Комплементарность)
- Взаимодействие неаллельных генов, при котором один ген определяет развитие нескольких признаков. (Плейотропия)
- Взаимодействие неаллельных генов, когда один и тот же признак определяется несколькими аллелями. (Полиомерия).
- Назвать: АА; аа; Аа; АаВв.
- Сколько гамет даёт: гомозигота, гетерозигота, дигетерозигота?
Этап 2. А) Вопросы для групп (ученики сами распределяют их между собой)
Группа 1 (3)
- Охаpaктеризовать гибридологический метод наследственности.(2 балла)
- Что такое анализирующее скрещивание и с какой целью его проводят? (3 балла)
- В чем сущность закона чистота гамет? (2 балла)
- Каковы причины генных мутаций? Приведите примеры.(4 балла)
- Каковы причины хромосомных мутаций? Какие виды хромосомных мутаций вам известны? (4 балла)
- В чем сущность и причины комбинативной изменчивости? (4 балла)
Группа 2 (4)
- В чем сущность наследования, сцепленного с полом? (2 балла)
- В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки? (2 балла)
- Кто является основоположником мутационной
теории и каковы её основные
положения? (4 балла) - В чем сущность закона гомологических рядов и каково его значение? (4 балла)
- В чем сходство и отличие модификационной и мутационной изменчивости? (5 баллов)
- Каково значение и отличие изменчивости для эволюционного процесса и для развития сельского хозяйства? (4 балла)
B) “Задай вопрос” другой группе: (за “толстый” вопрос – 4 балла, за тонкий – 2 балл).
“Толстые” вопросы (4 балла)
В чем различие... Что будет если... Почему вы думаете, что... Объясните почему... “Тонкие” вопросы (2 балл) Что называется... Верно ли, что... Когда...
Вопросы суждения (4 балла): Почему...
С) “Золотые вопросы” (5 баллов):
- Может ли в семье, где родители гoлyбоглазые родиться ребёнок с карими глазами? И почему?
- Может ли в семье, где родители имеют карие глаза родиться ребёнок с гoлyбыми глазами? И почему?
- Действительна ли реплика невысокого брюнета, что в молодости он был гoлyбоглазый блондин? И почему?
- Зависит частота мутаций от пола и возраста?
- Почему такими заболеваниями как дальтонизм, гемофилия особенно часто страдают мужчины?
Этап 3. Работа с моделями (работа в парах) (4 + 4 баллов) Один человек от группы
У доски на моделях представить законы Г.Менделя.
- первый закон Г.Менделя.
- второй закон Г.Менделя
- третий закон Г.Менделя.
- закон Моргана
- Задача на определение группы крови (кодоминирование)
Проблемные вопросы Можно включить в этап работы с моделями или раздать по группам.
- Почему Г.Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследования, хотя до него это пыталось сделать много талантливых ученых?
- Как будет происходить наследование, если организмы будут отличаться двумя признаками?
- Почему законы Г.Менделя не всегда выполняются?
- Почему одни признаки проявляются в первом поколении гибридов, а другие нет?
- Всегда ли в семье могут совпадать группы детей и родителей? Разъяснить почему?
Этап 4: решите задачу: (работают другие учащиеся группы самостоятельно)
У тыквы желтая окраска плодов (А) доминирует над белой (а), а гладкая форма (В) над ребристой (в), напишите ход следующих расщеплений.
- Растение с желтыми гладкими плодами
скрещивается с растением с белыми и ребристыми
плодами. В потомстве все плоды желтые и гладкие.
Каковы генотипы
родителей гибридов? (3 балла) - Фенотипы родителей-те же, но результат иной. В потомстве 25% желтых гладких, 25% желтых ребристых, 25% белых гладких, 25% белых ребристых. (4 балла)
- Фенотипы родителей те же, но результат иной, в потомстве 50% желтых гладких, 50% желтых ребристых растений. Каковы генотипы родителей и гибридов? (5 баллов)
- Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выявить: является ли мальчик, имеющий в семье супругов Р, родным или приёмным. Исследования крови мужа, жены и ребёнка показало: жена – АВ (IY) группа крови, муж – О (I) группа крови, ребёнок – О (1).Какое заключение должен дать эксперт и на чем оно будет основано? (5 баллов)
- У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей? (4 балла)
- Ваша задача и решение к ней (5 баллов).
Этап 5: домашнее задание. 10.1 и 10.2.
Дифференцированное домашнее задание для ребят осуществляется по выбору, чтобы было комфортным и развивающим для каждого ученика.
Составляем суждения по тексту параграфа. Ищем информацию по проблемному вопросу, оформляем на карточке (ссылка на источник – Интернет, книга.). Придумываем и оформляем кроссворд, ребусы. Ищем примеры из реальной жизни, иллюстрирующие изучаемые законы. Составляем числовой или буквенный диктант по данной теме. Создаём презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем.
Этап 6. Выводы и обобщения по уроку (рецензии, оценки, подведение итогов кратко ) Можно использовать – синквейн, стихи, песню (от группы).
Комментарии:
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
08 12 2025 11:58:26
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
07 12 2025 16:43:27
Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....
06 12 2025 9:40:14
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
05 12 2025 15:35:13
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
04 12 2025 8:55:46
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
03 12 2025 22:48:40
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
02 12 2025 15:18:39
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
01 12 2025 8:50:14
Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....
30 11 2025 7:59:14
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
29 11 2025 21:11:32
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
28 11 2025 6:29:53
Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....
27 11 2025 9:15:12
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
26 11 2025 18:52:31
Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....
25 11 2025 16:24:51
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
24 11 2025 19:58:17
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
23 11 2025 17:37:45
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
22 11 2025 13:31:33
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
21 11 2025 17:11:30
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
20 11 2025 18:46:35
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....
19 11 2025 16:13:12
Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....
18 11 2025 5:49:25
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
17 11 2025 4:27:19
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....
16 11 2025 22:58:52
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
15 11 2025 18:37:27
Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....
14 11 2025 23:14:22
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
13 11 2025 2:52:33
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе.
...
12 11 2025 7:21:36
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
11 11 2025 17:41:16
Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....
10 11 2025 9:58:14
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
09 11 2025 14:22:40
Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....
08 11 2025 4:58:21
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
07 11 2025 3:23:36
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
06 11 2025 6:11:44
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
05 11 2025 6:55:59
Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....
04 11 2025 21:35:13
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
03 11 2025 13:39:40
Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный хаpaктер....
02 11 2025 17:32:35
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
01 11 2025 1:57:31
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
31 10 2025 1:30:49
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
30 10 2025 20:50:35
На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....
29 10 2025 18:11:11
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
28 10 2025 18:26:28
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
27 10 2025 16:56:33
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...
26 10 2025 22:49:43
Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением.
...
25 10 2025 3:25:24
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
24 10 2025 9:54:30
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
23 10 2025 16:55:44
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
22 10 2025 11:37:37
Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....
21 10 2025 17:29:19
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
20 10 2025 5:38:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"