Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса. > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.


    Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.

Пояснительная записка

Реальностью последних лет стало резкое повышение уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. Сдающие экзамен по биологии оказываются при этом в особо сложном положении: от них требуется видение всей биологии, включающие в себя разнообразные области. Системный взгляд на всю биологию, умение выявлять внутрипредметные и межпредметные связи являются главным критерием оценки особо требовательных экзаменаторов.
На базовом уровне биология в 10 – 11 классах изучается 1 час в неделю и знания, полученные на уроках недостаточны для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену.
Цель данного курса – не только помочь выпускникам грамотно подготовиться к сдаче выпускного экзамена по биологии за курс основного (полного) образования общеобразовательной школы, но и поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
Задачи:

  • Поднять уровень знаний в области «Общей биологии»;
  • Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.

В основу курса положен материал справочника школьника и абитуриента по биологии под редакцией З.Брема и И. Мейнке.

Форма оценивания – зачет, защита проекта.
Система принципов в организации содержания: принципы систематичности и последовательности, научности, единства, доступности, системности, причинности, вариативности, единства живого, наглядности, вхождения в природу.
Ожидаемые результаты: результат работы данного курса подготовка к экзамену по биологии за курс 10 – 11 класса, выполненные проекты пополнят методическую копилку.

Реализуя методическую тему «применение ИКТ на уроках биологии» данный спецкурс изучается с помощью ряда электронных пособий, а также осуществляется форма контроля – зачет, с применением электронных тестов по биологии.

Учебно- тематический план элективного курса

№ п/п Наименование разделов Всего часов В том числе Форма контроля
теорет. пpaкт.
1. Клетка 7     зачет
1.1. Строение и функция. 1 1    
1.2. От одноклеточных организмов к многоклеточным образованиям. 1 1    
1.3. Содержание веществ в клетке. 1 1    
1.4. Поглощение, накопление и выделение веществ клеткой. 1 1    
1.5. Повреждение клеток. 1 1    
1.6. Деление клеток. Рост и дифференциация клеток. 1 1    
1.7 Эволюция клеток и клеточные симбиозы. 1 1    
2. Энергетический обмен и обмен веществ 5     зачет
2.1. Основные понятия. 1 1    
2.2. Ассимиляция. 1 1    
2.3. Диссимиляция. 1 1    
2.4. Взаимодействие реакций обмена веществ. 1 1    
2.5. Tрaнcпорт, накопление и выделение веществ. 1 1    
3. Размножение и индивидуальное развитие 6     зачет
3.1. Основные понятия. 1      
3.2. Размножение и развитие бактерий. 1      
3.3. Бесполое размножение. 1      
3.4. Пoлoвoе размножение. 1      
3.5. Чередование поколений. 1      
3.6. Индивидуальное развитие. 1      
4. Генетика 7     семинар
4.1. Наследование и окружающий мир. 1 1    
4.2. Накопление и удваивание наследственной информации. 1 1    
4.3. Реализация наследственной информации. 1   1  
4.4. Передача наследственной информации. 1 1    
4.5. Изменение наследственной информации. 1 1    
4.6. Процессы наследования у человека. 1   1  
4.7. Применение достижений генетических исследований. 1 1    
5. Организм и окружающая среда 9     проект
5.1. Жизненное прострaнcтво и окружающая среда. 1      
5.2. Закон действия факторов внешнего мира. 1      
5.3. Влияние абиотических факторов внешнего мира на организмы. 1      
5.4. Влияние биотических факторов окружающей среды. Взаимоотношение организмов. 1      
5.5. Экологические закономерности в популяциях. 1      
5.6. Экологические системы как единство биоценозов и биотопов. 1      
5.7. Воздействие человека на экосистемы. 1      
5.8. Охрана окружающей среды. 1      
5.9. Защита проектов 1      

ИТОГО:

34      

Содержание программы

Тема 1. Клетка (7 ч.)
Строение и функция.
Клетка – элементарная живая система. Форма и размеры клеток. Прокариоты и эукариоты. Растительная клетка и клетка животных. Развитие юных клеток в дифференцированные клетки. Строение и функции важнейших составных частей клетки: биомембрана, цитоплазма, клеточные мембраны, эндоплазматическая сеть, клеточное ядро, центриоли, пластиды, митохондрии, комплекс Гольджи, рибосомы, лизосомы, вакуоли, включения, клеточная стенка.
От одноклеточных организмов к многоклеточным образованиям.
Одноклеточные. Переход от одноклеточных к многоклеточным организмам. Клеточные колонии. Многоклеточные.
Содержание веществ в клетке.
Основные химические соединения. Вода. Значение воды в клетке. Аминокислоты и белки. Классификация белков по химическому составу. Структура белков. Ферменты и механизм их действия. Углеводы. Липиды.
Поглощение, накопление и выделение веществ клеткой.
Типы веществ поглощаемых клеткой. Процессы поглощения: проницаемость и диффузия. Клетка как осмотическая система. Плазмолиз. Избирательный трaнcпорт. Эндоцитоз. Накопление веществ. Выделение веществ.
Повреждение клеток. Повреждающие абиотические факторы внешней среды: экстремальные температуры, облучение, недостаток воды и питательных веществ. Повреждение клеток возбудителями болезней.
Деление клеток. Рост и дифференциация клеток.
Митоз. Клеточный цикл. Мейоз. Рост клетки. Дегенеративный рост. Детерминация. Дифференциация.
Эволюция клеток и клеточные симбиозы.
Определение родства. Эволюция эуцитов. Теория эндосимбионтов.
Тема 2. Энергетический обмен и обмен веществ (5 ч.)
Основные понятия: энергетический обмен и обмен веществ, ассимиляция, диссимиляция, система АДФ/АТФ, коферменты, переносящие водород.
Ассимиляция. Автотрофные организмы. Фотосинтез. Фотосинтетические пигменты. Фотосинтез у зеленых растений. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотосинтез у бактерий. Влияние внешних факторов на фотосинтез. Значение фотосинтеза. Хемосинтез.
Диссимиляция. Дыхание. Процессы, происходящие при клеточном дыхании. Гликолиз. Цикл трикарбоновых кислот. Биологическое окисление. Кругооборот энергии. Зависимость дыхания от внешних и внутренних факторов. Брожение: спиртовое и молочнокислое.
Взаимодействие реакций обмена веществ.
Взаимосвязи между ассимиляцией и диссимиляцией. Взаимосвязи в метаболизме углеводов. Кругооборот углерода. Метаболизм жиров. Метаболизм белка. Биосинтез белка. Кругооборот азота.
Tрaнcпорт, накопление и выделение веществ.
Tрaнcпорт веществ. Запасание. Выделение веществ: экскреты и секреты. Образование мочи у млекопитающих. Значение выделения веществ.
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие (6 ч.)
Основные понятия: воспроизведение, размножение, оплодотворение, онтогенез, клеточное деление. Рост.
Размножение и развитие бактерий.
Деление клеток. Покоящиеся клетки. Обмен генетической информацией.
Бесполое размножение.
деление клеток. Образование спор. Образование дочерних шаров. Партеногенез. Искусственное размножение в культурах одиночных клеток. Бесполое размножение клеточными комплексами: выводковые теля/выводковые почки, побеги, клубни, почкование, черенки, культура тканей.
Пoлoвoе размножение.
Основные понятия. Гаметогамия. Изогамия. Анизогамия. Оогамия. Конъюгация. Распределение полов. Превращение пола. Образование пoлoвых клеток. Совокупление (копуляция). Опыление (поллинация). Самоопыление. Оплодотворение.
Чередование поколений.
Смена поколений у грибов. Чередование поколений у лиственных мхов. Чередование поколений у папоротника – щитовника. Чередование поколений у покрытосеменных. Сравнение чередования поколений у разных групп растений. Чередование поколений у животных.
Индивидуальное развитие.
Индивидуальное развитие у семенных растений. Индивидуальное развитие у животных и человека.
Тема 4. Генетика (7 ч.)
Наследование и окружающий мир.
Наследование. Наследственная информация. Фенотип. Генотип. Изменчивость. Модификация. Норма реакции. Значение модификаций.
Накопление и удваивание наследственной информации.
Носители наследственной информации в клетке. Структура нуклеиновых кислот. ДНК (модель Уотсона – Крика). Удвоение ДНК (полуконсервативная репликация).
Реализация наследственной информации.
Кодирование наследственной информации. Генетический код. Генные карты. Образование признаков. Синтез полипептидов (синтез белков). Tрaнcкрипция. Tрaнcляция. Регуляция генной активности.
 Передача наследственной информации.
Скрещивание. Аллели. Гомозиготность. Гетерозиготность. Промежуточное появление признака. Законы Г. Менделя. Группы сцепления. Значение законов Г. Менделя. Рекомбинация. Передача нехромосомной наследственной информации. Передача наследственной информации у бактерий.
Изменение наследственной информации.
Мутации и мутанты. Мутагены. Вызывание мутаций. Типы мутаций. Генные мутации. Хромосомные мутации. Геномные мутации. Частота мутаций. Репарация повреждений ДНК. Значение мутаций.
Процессы наследования у человека.
Методы исследования. Анализ семьи. Исследование близнецов. Генотипическое определение пола. Отклонение от нормального числа хромосом. Наследование групп крови. Резус – система. Генетически обусловленные болезни. Генетическая консультация: тест на гетерозиготность, пренатальный диагноз. Генная терапия.
Применение достижений генетических исследований.
Выращивание культурных растений и разведение домашних животных. Методы разведения и выращивания: селекция, основанная на отборе, скрещивание, мутационное разведение, клонирование. Генная техника (биотехнология).
Тема 5. Организм и окружающая среда (9 ч.)
Жизненное прострaнcтво и окружающая среда.
Окружающая среда. Биосфера. Биотоп. Факторы окружающей среды: абиотические, биотические, антропогенные.
Закон действия факторов внешнего мира.
Предел толерантности. Изменения физиологической и экологической толерантности. Экологическая потенция. Физиологическая толерантность. Биоиндикация (организмы – индикаторы). Экологическая ниша.
Влияние абиотических факторов внешнего мира на организмы.
Фактор окружающей среды – свет. Фактор окружающей среды – вода. Фактор окружающей среды – температура. Фенология. Химические факторы окружающей среды: кислород и диоксид углерода, содержание солей в водной среде.
Влияние биотических факторов окружающей среды. Взаимоотношение организмов. Конкуренция. Внутривидовые отношения. Межвидовые отношения. Комменсализм. Паразитизм. Хищнический паразитизм. Отношения хищник – жертва. Симбиоз. Биоценозы. Влияние биоценозов на абиотический окружающий мир.
Экологические закономерности в популяциях.
Популяция. Рост популяции. Регуляция плотности популяции. Динамика популяции. Правила Вольтера.
Экологические системы как единство биоценозов и биотопов.
Признаки экосистем. Экосистемы – как открытые системы. Структура одной экосистемы. Отношения между элементами экосистем. Пищевые цепи – пищевые сети. Потоки и кругообороты веществ. Продукция веществ в экосистемах. Поток энергии. Экологические пирамиды. Саморегуляция экологических систем.
Воздействие человека на экосистемы.
Строительство поселков, индустриальных предприятий и путей сообщения. Монокультуры. Борьба с вредителями. Удобрение. Оводнение и осушение.
Охрана окружающей среды.
Загрязнение ресурсов окружающей среды: вода, почвы, воздух. Меры защиты водоемов. Меры по очистке сточных вод. Меры по охране почв. Смог. Меры по сохранению чистого воздуха. Шум. Мероприятия по защите от шума. Отходы и их уничтожение. Охрана природы: заповедные территории, национальные парки, охраняемые ландшафты, биосферные резерваты, памятники природы, охраняемые растения и животные.

Литература.

  1. Биология. Справочник школьника и абитуриента под редакцией З. Брема и И. Мейнке. Москва. Из-во «Дрофа», 1999 г.
  2. Феномен жизни. Раздел тома «Биология» энциклопедии. Учебное пособие для 10 – 11 класса. Москва. Издательский центр «Аванта+», 2000 г.
  3. Энциклопедия «Экология». Москва. Издательский центр «Аванта+», 2002 г.
  4. Электронные уроки и тесты Биология в школе «Организация жизни»
  5. Электронное учебное издание «Подготовка к ЕГЭ по биологии».
  6. Электронное учебное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Репетитор по биологии, 2006.
  7. Виртуальная лаборатория по генетике «Биологика». Институт новых технологий (русская версия).



Комментарии:

Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"


    Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"

      На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма. ...

25 11 2025 23:42:10

Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов


    Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов

      На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....

24 11 2025 16:15:30

Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"


    Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. ...

23 11 2025 10:28:51

Береги здоровье смолоду


    Береги здоровье смолоду

      Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

22 11 2025 1:14:51

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

      На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

21 11 2025 4:20:26

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

20 11 2025 13:41:31

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

19 11 2025 8:28:16

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

18 11 2025 14:22:18

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

17 11 2025 18:40:54

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

16 11 2025 5:59:13

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты, их функции и роль в пищеварении Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

15 11 2025 19:35:39

Тема урока "Класс Птицы"


    Тема урока "Класс Птицы"

      На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...

14 11 2025 8:40:27

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

13 11 2025 5:36:21

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся


    Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

      В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

12 11 2025 16:48:37

Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков


    Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков

      Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса. ...

11 11 2025 1:29:37

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

10 11 2025 21:24:38

Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе


    Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе

      Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....

09 11 2025 14:18:57

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

08 11 2025 3:30:52

Кровообращение (9-й класс)


    Кровообращение (9-й класс)

      На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы. ...

07 11 2025 0:56:30

Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс


    Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс

      Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....

06 11 2025 7:46:35

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс


    Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс

      Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....

05 11 2025 18:36:49

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

04 11 2025 2:24:10

Темперамент и хаpaктер


    Темперамент и хаpaктер

      Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....

03 11 2025 10:10:38

Многообразие и значение земноводных


    Многообразие и значение земноводных

      Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....

02 11 2025 22:15:32

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

01 11 2025 7:50:32

Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс


    Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс

      Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....

31 10 2025 4:41:42

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....

30 10 2025 22:55:11

"Кис"-Лицей - 2007


    "Кис"-Лицей - 2007

      В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права. ...

29 10 2025 9:47:17

Интегрированные уроки «Биология и информатика»


    Интегрированные уроки «Биология и информатика»

      Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....

28 10 2025 12:38:58

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

27 10 2025 6:10:22

Индивидуальное развитие животных Биология

Индивидуальное развитие животных  Биология У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....

26 10 2025 16:57:25

Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс


    Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс

      Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....

25 10 2025 6:50:11

Класс Брюхоногие

Класс Брюхоногие Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...

24 10 2025 6:20:39

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....

23 10 2025 15:11:57

Развитие жизни в архейскую эру

Развитие жизни в архейскую эру Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

22 10 2025 3:21:36

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....

21 10 2025 1:15:28

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

20 10 2025 6:25:27

Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"


    Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

      Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....

19 10 2025 11:14:35

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

18 10 2025 20:57:40

Применение компьютера в процессе обучения биологии

Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...

17 10 2025 8:44:45

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

      Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

16 10 2025 5:10:18

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

15 10 2025 20:35:38

Урок на тему "Деление клетки. Митоз"


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз"

      Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....

14 10 2025 1:28:38

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

13 10 2025 10:34:45

Методы изучения генетики человека

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....

12 10 2025 7:39:34

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

11 10 2025 17:55:32

Методические подходы к проведению летних пpaктических занятий учащихся по изучению энтомофауны


    Методические подходы к проведению летних пpaктических занятий учащихся по изучению энтомофауны

      При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....

10 10 2025 19:39:50

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

09 10 2025 0:25:29

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

08 10 2025 1:43:28

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

07 10 2025 0:26:37

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::