Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

Цели:
- Выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;
- раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека;
- доказать необходимость охраны этих насекомых
- расширять кругозор учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: диск «Уроки биологии. 7 класс. Животные», информационные буклеты, презентация «Насекомые» (см. Приложение 1).
Планируемые результаты:
- Учащиеся должны знать особенности строения пчел, муравьев
- Представлять жизнь и структуру пчелиной и муравьиной семьи
- Знать значение этих насекомых в жизни человека, их роль в природе
- Называть представителей отряда Перепончатокрылые, которые используются при биологических методах борьбы с вредителями
1. Проверка знаний
Задание 1 (для всех)
Определите, к какому отряду относится данная хаpaктеристика
А) Их насчитывают более 3 тысяч видов. Имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное, крупную голову с большими сложными глазами. Имеют две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками. Развитие без превращения. Для захвата добычи имеют особый орган- маску. (Стрекозы)
Б) Самый большой отряд насекомых, объединяющий 350 тысяч видов. Первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья. Вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета. На голове располагаются сложные глаза, усики, грызущие ротовые органы с парой сильных челюстей. (Жесткокрылые)
В) Отряд включает в себя более 30 тысяч видов. Все представители- сосущие насекомые, питающиеся соками растений. Ротовой аппарат колюще- сосущий. На теле две пары прозрачных крыльев. Передние развиты лучше. Не у всех представителей есть глаза. (Равнокрылые)
задание 2
Распределить по отрядам (работа для одного учащегося у доски)
Чешуекрылые Равнокрылые Двукрылые
Лимонница, листоблошки, слепень бычий, бражник, тля
кровососка оленья, мотылек, щитовки, комар малярийный
3 задание
Найдите ошибку в стихотворении А. Фета «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу.
(у бабочки 4 крыла)
4 задание
На доске написаны названия отрядов, необходимо объяснить их названия
Жесткокрылые (первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрыльники)
Полужесткокрылые (передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев - перепончатая)
Двукрылые (Хорошо развиты два передние крыла. Задние называются жужжальцами)
Чешуекрылые (Крылья покрыты чешуйками)
Защита презентаций, выполненных учащимися дома
Презентация (см. Приложение 2) «Они должны жить», выполненная ученицей 7 класса Масиной Катей (о бабочках, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, встречающиеся в Спасском районе)
5 задание
В предложенном перечне найдите лишнее
Скарабей, божья коровка, жук майский, пчела (отряд Жуки или жесткокрылые)
Красноклоп, щитник, водомерка, водомерка, шмель(Отряд Клопы или полужесткокрылые)
Кузнечики, кобылки, сверчки, оса (Прямокрылые)
- Можем ли мы их отнести к отрядам, которые изучили ранее?
2. Изучение нового материла
- Сегодня мы с вами переходим к изучению отряда Перепончатокрылых
План изучения нового материала (на доске)
- Хаpaктеристика отряда перепончатокрылых
- Жизнь и структура пчелиной семьи муравьиной
- Хаpaктерные особенности пчелы медоносной
- Значение медоносной пчелы в жизни человека
Показ презентации 2 «Насекомые» (представители отряда перепончатокрылые) (Приложение 1)
К перепончатокрылым относятся: пчелы, муравьи, пилильщики, осы, шмели, наездники. Распространены они повсеместно, за исключением Антарктиды. Из всех перечисленных насекомых вам скорее всего незнакомы лишь наездники и пилильщики.
Наездники- обобщенное название различных перепончатокрылых, личинки которых являются паразитами других насекомых. Нападая на свою жертву для откладки яиц, эти стройные насекомые набрасываются на нее сверху и внешне напоминают наездников, стремящихся усидеть на другом насекомом.
- Каковы особенности отряда Перепончатокрылых?
1 слайд диска «Биология 7 класс. Животные»
Отряд П. насчитывает 150 тыс. видов. Отличительные признаки две пары прозрачных, перепончатых крыльев, из-за чего отряд получил свое название. Задние крылья значительно меньше передних. Вдоль их переднего края располагаются небольшие крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое. Но могут разъединяться и скользить одно по другому. Это облегчает движение пчел внутри цветка во время сбора пыльцы, а также в ячейках сот, куда они приносят пыльцу. Пчелы и осы способны совершать до 200 взмахов в секунду, поэтому их полет сопровождается звуками высокой частоты. У шмелей частота взмахов значительно меньше, поэтому у них низкое гудение.
2 слайд.
( на партах рисунки пчелы).
- Имеют фасеточные глаза, кроме этого на лбу или темени 3 простых глазках.
- Типы ротового аппарата:
Пчелы и осы, шмели - сосущий
Пилильщики, муравьи - грызущий
- У самок перепончатокрылых на конце брюшка располагается яйцеклад, с помощью которого откладывают яйца.
У наездников он в 2 раза длиннее тела. У жалящих яйцеклад превратился в жало, которое играет защитную роль.
- Назовите хаpaктерные особенности пчелы медоносной с полетом и сбором пыльцы (рисунок у каждого на парте)
Рисунок
1
- корзиночка, в которую собирается пыльца
- на внутренней стороне лапок находятся щеточки, которыми пчела счищает с тела пыльцу и вталкивает ее в корзиночку.
- Нужно отметить то, что брюшко с грудным отделом соединено подвижно. Зачем? (такой хаpaктер соединения позволяет пчеле жалить)
Жизнь и структура пчелиной семьи
- Ассоциация при слове пчела ( ответы детей)
Чаще всего пчелы ассоциируются у нас с их способностью производить мед и жалить. Такое представление вполне обоснованно. Уже несколько тысяч лет назад человек начал разводить этих насекомых для получения меда, а их укусы, действительно, болезненны. Однако гораздо важнее для всех еще одно свойство пчел- перенос пыльцы с одного цветка на другой. Урожай гречихи повышается на 41%, подсолнечника- на 40%.
Пчелы живут семьями. Пчелина семья может включать до 80 тыс пчел.
Состав пчелиной семьи
Для пчелиной семьи хаpaктерен полиморфизм (многообразие) - наличие в пределах одного вида резко отличающих по внешнему облику особей. Полиморфизм у общественных насекомых связан с разделением функций в семье.
Касты пчелиной семьи
- Царица
- Трутни
- Рабочие пчелы
Самостоятельная работа
- Заполнить таблицу, вписывая недостающую информацию
(учебники на с.87-88 и находим ответы на вопросы)
Таблица
|
Признаки сравнения |
Полиморфизм пчел |
||
|---|---|---|---|
|
матка |
трутень |
Рабочая пчела |
|
|
Кол-во особей в семье |
1 |
Несколько сотен |
70 000 |
|
Из каких яиц развиваются |
? (оплодотворенных) |
неоплодотворенных |
оплодотворенных |
|
Кормление в личиночной стадии |
Зобным молочком |
Молочком, затем пергой |
Молочком, затем пергой |
|
Время развития |
? 16 |
? 24 |
? 22 |
|
Особенности строения |
Крупная пчела, длинное заостренное брюшко связано с ее воспроизводительной функцией |
Пчела средней величины с очень крупными глазами, брюшко округлое, связано с поиском матки во время браного полета |
На задних ногах корзиночки, на конце брюшка жало |
|
Выполняемые функции |
Спаривание и откладывание яиц |
Оплодотворение самки |
Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья |
(диск, Слайд 3)
Трудиться пчелы начинают сразу после появления на свет. Самые молодые пчелы – чистильщицы ячеек (санитары). На 6-14 день происходит развитие железы, выpaбатывающая молочко, которым кормят матку. Далее начинает функционировать восковая железа, и пчелы начинают строить соты и заделывать ячейки. На 20-21 день формируется жалоносный аппарат, пчела приступает к охране улья, а затем становится фуражиром и вылетает из улья за кормом. Среди фуражиров имеются разведчицы, которые заняты поиском новых, источников корма.
Значение медоносной пчелы в жизни человека
Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи
- Мед
- Прополис
- Маточное молочко
- Воск пчелиный
- Пчелиный яд
Какое они имеют лечебное значение? (информация в буклете) (см. Приложение 3)
Рецепты народной медицины
3. Закрепление знаний
По плану сделать выводы
План урока:
- Хаpaктеристика отряда перепончатокрылых
- Жизнь и структура пчелиной семьи
- Хаpaктерные особенности пчелы медоносной
- Значение медоносной пчелы в жизни человека
Муравьи. Чем они интересны?
Информация из буклета и учебника на с.90-91.
4. Итог урока
Оценки за урок
Литература
- Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, Дрофа, 2000г.
- Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии; М, 2004 год
- Единая коллекция образовательных ресурсов. Интернет.
- Теремов А.А. Занимательная зоология, М, 2004г.
Комментарии:
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
03 12 2025 13:11:51
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
02 12 2025 19:48:13
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
01 12 2025 16:19:48
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе.
...
30 11 2025 21:40:11
Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....
29 11 2025 1:46:33
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль.
Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека
наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России.
В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.
...
28 11 2025 10:11:52
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
27 11 2025 6:34:36
Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....
26 11 2025 20:29:30
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
25 11 2025 6:19:24
Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....
24 11 2025 6:50:37
Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....
23 11 2025 0:13:27
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
22 11 2025 6:26:35
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
21 11 2025 0:59:59
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
20 11 2025 19:14:47
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
19 11 2025 1:20:12
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
18 11 2025 9:29:43
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
17 11 2025 3:39:53
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
16 11 2025 20:28:49
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
15 11 2025 11:25:32
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
14 11 2025 3:17:44
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни.
...
13 11 2025 7:13:17
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
12 11 2025 11:59:13
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека.
...
11 11 2025 16:29:42
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
10 11 2025 21:25:41
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
09 11 2025 8:46:23
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
08 11 2025 11:41:39
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
07 11 2025 14:59:24
Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....
06 11 2025 22:27:14
Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....
05 11 2025 10:25:16
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
04 11 2025 23:55:44
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
03 11 2025 11:54:28
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
02 11 2025 21:51:17
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
01 11 2025 2:33:48
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
31 10 2025 23:45:17
Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....
30 10 2025 23:20:57
«Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....
29 10 2025 1:41:20
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
28 10 2025 4:41:47
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
27 10 2025 18:15:11
В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ.
...
26 10 2025 6:16:14
Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....
25 10 2025 16:10:47
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из
важнейших отделов растений....
24 10 2025 19:15:30
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
23 10 2025 20:22:36
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
22 10 2025 17:55:47
Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе.
...
21 10 2025 22:29:55
Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....
20 10 2025 6:36:15
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
19 10 2025 20:53:47
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
18 10 2025 23:10:13
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
17 10 2025 23:37:57
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
16 10 2025 23:56:57
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
15 10 2025 22:47:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




