Лаборатория фитоинвазий    

Информационные технологии на уроках биологии

Планируемые результаты: учащиеся углубляют знания о нуклеиновых кислотах и их роли в организме.

Личностная значимость изучаемого материала:

1) за расшифровкой генома человека - определением последовательности 3,5 миллиарда нуклеотидов в молекуле человеческой ДНК – последует второй этап: расшифровка структуры и функции 80 000 генов человека. Это обещает революцию в медицине, поскольку на основе этой информации можно будет разработать эффективные методы лечения практически всех болезней.

2) по ДНК можно определить родственные отношения людей (растений, животных)

Задачи урока:

  • Образовательные: раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот: ДНК и РНК; определить черты сходства и различия.
  • Развивающие: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работать в команде, приобретение навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации, умение увидеть проблему и наметить пути её решения с поддержкой ИКТ.
  • Воспитывающие: воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов.

Оборудование: компьютер, проектор, ЦОР по общей биологии.

Методы работы: проблемное изложение нового материала.

Формы работы: групповая, общеклассная, индивидуальная

Ход урока

I. Актуализация знаний.

При ознакомлении с материалом урока, учитель демонстрирует слайды, (используя мультимедийный проектор) , которые помогут раскрыть содержание темы, позволят дать иллюстрации понятий.

Терминологическая разминка. (Проверка уровня владения учащимися общеучебными мыслительными навыками по теме “Химический состав клетки”)

А) Класс делится на две группы, каждая группа занимает места возле компьютеров. (Word) Дана таблица, в которой указаны начальные буквы терминов из сборника понятий. Ученики соревнуются по группам.

1) Заполнить все понятия при условии, чтобы они не повторялись. Выигрывает та группа, которая справилась быстрее и не допустила орфографических ошибок.

2) Раскрыть содержание понятий.

3) Установить логическую связь между понятиями.

4) Составить связный рассказ, используя записанные термины.

Б

У

Г

Д

А

Г

Л

Б

А

Ф

Д

М

Биополимеры

Углеводы

Глюкоза

Денатурация

Аминокислота

Гликоген

Липиды

Белки

Антитела

Ферменты

Дисахариды

Мономер

Например:

img1.gif (3343 bytes)

И т. д.

Б) Построить систему понятий. Хитин, глюкоза, целлюлоза, ДНК, фруктоза, холестерин, гемоглобин, РНК, лактоза, альбумин.

Итак, тема урока “Нуклеиновые кислоты” Т. к. тема вам эта знакома, с нуклеиновыми кислотами вы встречались в 9 классе, мы проверим ваши ресурсы учебного успеха на этом уроке. Работа между группами в виде соревнования.

“знаю” “умею” “могу” “хочу”
Объем и качество знаний Предметные и надпредметные навыки и умения

Обучение и тренаж

Внимание, память и модальность (решение задач) воспитание

Знаю:

  • Почему кислоты называют нуклеиновыми?
  • Какова роль НК?
  • Какие виды НК существуют в природе?
  • Что отражает различие в их названии?
  • Где в клетке находятся НК?
  • Каково строение молекул ДНК и РНК?
  • Чем отличаются составы нуклеотидов ДНК и РНК?
  • Что такое комплементарность нуклеотидов?
  • Какие связи присутствуют в молекулах ДНК И РНК?

Умею:

  • Давать сравнительную характеристику ДНК и РНК.
  • Сравнивать по функциям типы молекул РНК.

Могу:

  • Используя принцип комплементарности, достроить вторую цепь молекулы ДНК и и-РНК.

См. приложение №1презентация Power Point. Слайды № 2-14

Формирование новых знаний и умений

Рассказ учителя

История открытия нуклеиновых кислот.

В 1869 году швейцарский исследователь Ф. Мишер впервые выделил из ядер лейкоцитов человека не известное ранее вещество. Он назвал это вещество нуклеином (от лат. nucleus) ядро. Затем в лаборатории под руководством Мишера подобные вещества были выделены из эритроцитов птиц, рептилий, из дрожжей и ряда природных объектов. Позднее Ф. Мишер установил, что открытый им нуклеин представляет собой смесь нуклеиновых кислот. Так были открыты нуклеиновые кислоты и новая группа сложных белков – нуклеопротеины. Таким образом, исследование химического строения нуклеиновых кислот началось с работ Мишера, а далее было продолжено К. А. Косселем в 1879 году, который обнаружил в нуклеиновых кислотах азотсодержащие гетероциклические основания. Первым выделенным гетероциклическим основанием, присутствующим в нуклеиновых кислотах, был гуанин (ранее выделенный из перуанского гуано – помета птиц, ценного азотистого основания) . Впоследствии из нуклеиновых кислот были выделены тимин (из клеток тимуса быка) , цитозин (от греч. cytos - клетка) и аденин (от греч. aden - железа) . В результате проведенных исследований русский химик Ф. Левен установил, что в состав входят азотсодержащие гетероциклические основания (производные пурина и пиримидина) , фосфорная кислота и углеводный компонент – рибоза или дезоксирибоза. Главные азотистые основания имеют следующее химическое строение. За присутствие в этих соединениях атомов азота они и получили название “азотистые”, а т. к. они обладают щелочными свойствами – основаниями. Пиримидиновые основания имеют в своем составе одно гетероциклическое кольцо. К ним относятся цитозин, урацил, тимин. Урацил отличается от тимина отсутствием метильной группы (-СН3) . Пуриновые основания имеют в своем строении два гетероциклических кольца. К ним относятся аденин и гуанин.

Пуриновые основания: аденин и гуанин:

Пиримидиновые основания: цитозин, урацил, тимин:

Углеводы: рибоза и дезоксирибоза:

Углевод - пентоза (С5) . В составе нуклеотидов ДНК содержится пентоза - дезоксирибоза, а составе нуклеотидов РНК содержится пентоза - рибоза.

Показывается строение нуклеотидов.

Остаток фосфорной кислоты придает нуклеиновым кислотам кислые свойства, а азотистые основания щелочные свойства. Следовательно, характерные химические свойства Н. К. и их растворов – кислотно-основные.

Выяснить структуру ДНК удалось в 1953 году американскому биохимику Д.  Уотсону английскому физику и Ф.  Крику. В конце 19 века стало известно, что в ядре находятся хромосомы - особые структуры, отвечающие за наследственность. Не было секретом и то, что хромосомы состоят из белков и ДНК. Знали и о том, что именно ДНК передает наследственную информацию. Но главное оставалось тайной: как же работает такая сложная система? Решить эту задачу можно было, только узнав устройство загадочной ДНК. Уотсон и Крик должны были придумать такую модель ДНК, которая соответствовала бы рентгеновской фотографии. Моррису Уилкинсу удалось “сфотографировать” молекулу ДНК с помощью рентгеновских лучей в 1950 году. Уотсон и Крик установили, что ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей. Цепи ДНК – антипараллельны т. е. разнонаправлены. Каждая цепь закручена в спираль вправо, и обе цепи свиты вместе, образуя двойную спираль. Шаг спирали составляет 3,4 нм (по 10 пар оснований в витке) , а диаметр витка – 2 нм. Фосфатные группировки находятся снаружи спирали, а азотистые основания – внутри. ДНК – очень хрупкая молекула, простое перемешивание её раствора может привести к разрыву цепей на более мелкие куски. После 2-х лет кропотливой работы ученые предложили изящную и простую модель ДНК. Потом еще 10 лет после этого открытия ученые разных стран проверяли догадки Уотсона и Крика и, наконец, вердикт был вынесен: “Все верно, ДНК устроена именно так!” Уотсон, Крик и Моррис Уилкинс получили за это открытие в 1953 году Нобелевскую премию. Порядок расположения нуклеотидов в молекулах ДНК определяет порядок расположения аминокислот в линейных молекулах белков, т. е. их первичную структуру. А набор белков (ферментов, гормонов) определяет свойства клетки и организма. Последовательность чередования нуклеотидов в полинуклеотидной цепи ДНК составляет её первичную структуру. Двойная комплементарная цепь составляет вторичную структуру. Спиральная форма ДНК является её третичной структурой. Все внешние факторы, которые приводят к ослаблению водородных связей, вызывают денатурацию Н. К. Факторы, вызывающие денатурацию Н. К. те же, что и факторы, вызывающие денатурацию белков.

См. приложение №1 презентация Power Point. Слайды № 15-19 Правило Чаргаффа

Правило австралийского биохимика Эдвина Чаргаффа. Нуклеотидный состав ДНК в 1905 году впервые проанализировал Э. Чаргафф. Он обнаружил, что количество А равно количеству Т, а количество Г равно количеству Ц. такая закономерность получила название правило Чаргаффа. Нуклеотиды расположены друг от друга на расстоянии 0,34 нм, и масса одного нуклеотида равна 345. Эти величины постоянные. Аденин и гуанин относятся к пуринам, а цитозин и тимин к пиримидинам, т. е. между азотистыми основаниями одной природы связи не устанавливаются. Таким образом, комплементарные основания соответствуют друг другу по размерам и форме. Вывод. Комплементарность нуклеотидов – это геометрическое и химическое соответствие структур их молекул друг другу.

1 правило 2 правило 3 правило 4 правило
Суммарное содержание пуриновых нуклеотидов равно суммарному содержанию пиримидиновых Содержание тимина равно содержанию аденина. Содержание гуанина равно содержанию цитозина. Количество аденина и цитозина равно количеству гуанина и тимина.
А+Г=Ц+ Т А=Т Г=Ц А+Ц=Г+Т

Такие соотношения не свойственны РНК.

Объяснить на конкретном примере правило Чаргаффа

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

  1. 20%
  2. 40%
  3. 60%
  4. 70%

2. Закрепление новых знаний и умений.

1) тест ЦОР по теме “Общая биология 10-11 кл Кирилла и Мефодия”

2) Развивающее диагностическое задание

Нуклеотиды ДНК

Гены

?

Буквы

Слово

Смысл

Решение задач. (Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ прошлых лет по теме) . Задания по теме. А – базовый уровень. Обсуждение в группах

В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК?

  1. Состоят из двух полинуклеотидных цепей
  2. Имеют форму спирали
  3. Это биополимеры, состоящие из мономеров – нуклеотидов
  4. Обе содержат по нескольку тысяч генов

Для сборки молекул белка на рибосомах аминокислоты доставляются молекулами.

  1. тРНК
  2. иРНК
  3. ДНК
  4. АТФ

Участок одной из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов ААТ-АГГ-ЦТГ. Какую последовательность будет иметь соответствующий участок иРНК?

  1. УУА-УЦЦ-ГАЦ
  2. ААТ-АГЦ-ЦТГ
  3. ТТА-ТЦЦ-ГАЦ
  4. АТГ-ГТА-ЦЦГ

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 5% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

  1. 40%
  2. 45%
  3. 90%
  4. 95%

В – уровень повышенной сложности

Какую функцию выполняют в клетке нуклеиновые кислоты?

А. Являются хранителями наследственной информации

Б. Являются составной частью ферментов

В. Переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

Г. Служат матрицей для сборки полипептидной цепи

Д. Входят в состав клеточных мембран

Ответ (запиши соответствующие буквы в алфавитном порядке)

Установите соответствие между характеристикой молекулы нуклеиновой кислоты и её видом

Характеристика Вид нуклеиновой кислоты
  1. Имеет форму клеверного листа
  2. Состоит из двух спирально закрученных цепей
  3. Доставляет аминокислоты к рибосоме
  4. Является хранителем наследственной информации
  5. В длину достигает несколько сотен тысяч нанометров
  6. Имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот
А) ДНК

Б) тРНК

1 2 3 4 5 6
           

С – высокий уровень сложности.

1. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будут синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

2. Какая существует зависимость между признаками организма и строением молекул ДНК?

3. В чем состоит роль ДНК в синтезе белка?

4. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной систематической клетки человека составляет около 6. 10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в клетке, образующейся при овогенезе в телофазе мейоза 1 и мейоза 2.

Рубрика “Знаете ли вы, что “: см. Приложение №2”

Рефлексия. (Оценить по 5-ти балльной системе)

№п/п Вопросы Оценка
1 Удовлетворены ли вы результатом своей деятельности на уроке?  
2 Появился ли интерес к данной теме?  
3 Доступен ли материал урока?  
4 Важны ли знания этого урока?  
5 Возникла ли атмосфера сотрудничества на уроке?  
6 Удовлетворены ли вы уроком?  

Д/З



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Витамины (разработка урока в 8-м классе)

Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

21 10 2019 16:47:22

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

Урок по теме " Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углубляться на последующих уроках....

20 10 2019 16:15:14

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

19 10 2019 9:27:48

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

18 10 2019 17:55:17

За здоровый образ жизни. 8-й класс

Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

17 10 2019 19:24:57

Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс

Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....

16 10 2019 17:13:29

Многообразие цветковых растений

На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....

15 10 2019 8:29:17

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

14 10 2019 9:22:56

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

13 10 2019 6:19:20

Группа крови. Донорство

Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа « Историки» освещает историю переливания крови; группа « Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа « Генетики» решает практические задачи; группа « Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа « Служба крови» освещает проблемы донорства....

12 10 2019 18:25:21

Удивительный мир клетки

Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С. Г., Захарова В. Б., Сонина Н. И. " Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

11 10 2019 10:14:29

Химический состав клетки. 5-й класс

Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

10 10 2019 6:46:17

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

09 10 2019 17:34:40

Генетика Биология

Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...

08 10 2019 22:34:16

Игра-викторина "Что? Где? Когда?" "По страницам Красной книги Алтайского края"

Игра " Что? Где? Когда?" « По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....

07 10 2019 20:36:35

Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"

Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. ...

06 10 2019 20:28:25

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"

Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...

05 10 2019 13:14:12

Цветок — генеративный орган. Строение цветка

Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...

04 10 2019 13:11:36

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

Использование И К Т в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

03 10 2019 16:48:40

Строение клетки

Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

02 10 2019 2:40:14

Урок-практикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

01 10 2019 6:43:56

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

30 09 2019 19:22:28

Значение опорно-двигательной системы. Строение костей и их состав

Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

29 09 2019 17:13:40

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

28 09 2019 9:10:26

Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"

Разработка урока по теме " Водоросли", ориентированный на учебник В. В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....

27 09 2019 12:14:50

Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"

В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал. ...

26 09 2019 12:18:44

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"

Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: " Опорно-двигательная система", " Пищеварение", " Кровь и кровообращение", " Дыхание", " Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи « Своя игра»....

25 09 2019 7:22:30

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: « Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел " Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....

24 09 2019 19:29:32

Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования

В течение нескольких лет в О У творческим коллективом учителей разрабатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа Ю Н Е С К О " Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися. ...

23 09 2019 0:53:56

"Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс

Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, вырабатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания. ...

22 09 2019 17:10:15

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

21 09 2019 11:30:50

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охарактеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

20 09 2019 20:39:18

Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"

Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....

19 09 2019 12:13:33

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме « Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

18 09 2019 9:46:29

Экологический слет "Юных друзей природы"

Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением. ...

17 09 2019 18:24:51

Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс

Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Вырабатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....

16 09 2019 1:32:58

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

15 09 2019 10:46:15

Разнообразие плоских червей

Используя технологию « Критическое мышление» и прием « Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

14 09 2019 2:13:11

Взаимосвязь организмов в сообществе Биология

Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...

13 09 2019 18:26:16

Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"

На уроке формируются биологические понятия "половое, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "спермий", "сперматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....

12 09 2019 19:18:19

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

Внеклассное мероприятие в форме командной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

11 09 2019 7:14:14

Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"

Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...

10 09 2019 9:42:10

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

09 09 2019 7:42:57

Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"

Ролевая игра-пресс-конференция по теме " Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....

08 09 2019 14:24:46

Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс

Урок в форме телепередачи « Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение практических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....

07 09 2019 18:35:16

Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов

Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....

06 09 2019 16:21:58

Естественный отбор и его формы

Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии И О С О с использованием И К Т....

05 09 2019 3:51:30

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

04 09 2019 16:49:32

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Для кишечнополостных характерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

03 09 2019 16:25:55

Интегрированный урок биологии и экологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....

02 09 2019 14:28:57

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

01 09 2019 11:11:55

Ролевая игра по антинаркотическому воспитанию подростков "Мое будущее начинается сегодня"

Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....

31 08 2019 9:28:59

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

30 08 2019 19:55:30

Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"

Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....

29 08 2019 15:14:27

Элективный курс "Тайны человеческого тела"

В курсе дан интересный материал об особенностях строения практически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и смерть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

28 08 2019 13:42:45

"Какой сок лучше?"

Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: " Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

27 08 2019 1:57:43

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

26 08 2019 18:28:44

Деление клетки. Митоз

Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....

25 08 2019 20:19:29

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

24 08 2019 6:11:42

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

23 08 2019 18:33:32

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Членистоногих"

Разработка урока по теме " Членистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

22 08 2019 20:33:25

Устный журнал "Берегите свое здоровье"

Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

21 08 2019 17:43:44

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по У М К линии Н. И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

20 08 2019 17:35:55

Как размножаются живые организмы

Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

19 08 2019 14:57:16

Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс

9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося « Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....

18 08 2019 8:36:16

Биотехнология. 10–11-й класс

Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на практике....

17 08 2019 23:34:49

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....

16 08 2019 17:14:50

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

15 08 2019 23:23:40

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

Исследовательская работа " Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема " Витамины") или при выполнении практически направленного проекта по элективному курсу " Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: " Какой сок полезен?" ...

14 08 2019 21:14:52

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.

Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование С Н И Т, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....

13 08 2019 21:52:30

Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"

На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают характерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме « Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....

12 08 2019 10:25:12

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы"

Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии " Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете. ...

11 08 2019 19:47:52

Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)

Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С. Г., Захарова В. Б., Сонина Н. И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интерактивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока " Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...

10 08 2019 23:59:59

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

09 08 2019 20:59:58

Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"

Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через характерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....

08 08 2019 3:58:43

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса

Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....

07 08 2019 18:38:26

Разработка урока "Клеточное строение организмов"

Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

06 08 2019 23:47:18

Группа крови. Донорство

Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа « Историки» освещает историю переливания крови; группа « Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа « Генетики» решает практические задачи; группа « Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа « Служба крови» освещает проблемы донорства....

05 08 2019 13:46:48

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы « Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

04 08 2019 3:55:30

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования

Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....

03 08 2019 5:11:49

Урок биологии на тему "Значение семян"

Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

02 08 2019 17:49:31

"Цветок, плод, семя"

Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

01 08 2019 17:58:16

Обобщающий урок на тему «Бактерии»

Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И. Н., Корниловой О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана- Граф....

31 07 2019 9:52:39

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н. И., Захарова В. Б., Мамонтова С. Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение практической работы " Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

30 07 2019 19:48:59

Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии

В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к Е Г Э по биологии и другим предметам. ...

29 07 2019 3:23:25

Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"

Данная программа реализуется в рамках экологического кружка " Олененок" начальной школы при Посольстве Р Ф в Шри- Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....

28 07 2019 11:23:11

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме " Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

27 07 2019 23:25:28

Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников

Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....

26 07 2019 18:45:11

Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс

Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....

25 07 2019 13:17:38

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интерактивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

24 07 2019 19:31:34

Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"

Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....

23 07 2019 10:59:20

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя практические и лабораторные работы, решая задачи проблемного характера, работая с дополнительным материалом. ...

22 07 2019 6:21:10

Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края. ...

21 07 2019 16:24:20

Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"

Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения. ...

20 07 2019 20:58:40

Механизм вдоха и выдоха

Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

19 07 2019 0:28:57

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

На уроке учащиеся получают новые знания по теме " Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

18 07 2019 23:37:38

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

17 07 2019 6:55:47

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

Урок составлен по программе Сонина Н. И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

16 07 2019 13:18:36

Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"

Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — О Б Ж — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....

15 07 2019 17:37:42

Акулы

Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

14 07 2019 0:38:44

Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"

Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе " Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях. ...

13 07 2019 19:55:14

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

12 07 2019 13:42:58

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения

Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....

11 07 2019 8:47:41

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

10 07 2019 14:55:49

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

09 07 2019 13:19:59

Эры и периоды в развитии жизни на Земле

Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....

08 07 2019 3:30:11

Выделительная система организма человека

Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....

07 07 2019 0:27:54

Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы

В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология. Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии. ...

06 07 2019 18:52:13

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

05 07 2019 21:12:55

Роль птиц в природе и их практическое значение для человека

Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В. В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме " Позвоночные. Класс птицы" или в теме " Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

04 07 2019 2:56:12

Урок биологии по теме «Общая характеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к Е Г Э. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

03 07 2019 4:55:18

Шляпочные грибы

В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

02 07 2019 14:25:48

Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)

Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении практических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...

01 07 2019 23:12:40

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

30 06 2019 2:32:40

Вредоносные нитраты

Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

29 06 2019 16:41:39

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его практической деятельности....

28 06 2019 13:50:36

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

27 06 2019 8:11:33

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

26 06 2019 7:46:12

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на практике....

25 06 2019 2:47:34

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс " Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

24 06 2019 7:18:40

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

23 06 2019 8:27:51

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

22 06 2019 22:49:38

Открытый урок по теме: "Тип круглые черви"

На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание. Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм. В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма. Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения. ...

21 06 2019 6:59:58

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

20 06 2019 10:47:10

Урок по теме «Класс пиявки»

Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....

19 06 2019 12:56:18

Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся

Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду. ...

18 06 2019 5:26:31

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

17 06 2019 5:20:37

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

16 06 2019 11:54:12

Развитие аналитического мышления учащихся при работе с учебником на уроках зоологии

Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....

15 06 2019 5:55:27

Интерактивный образовательный проект "Растения"

Представлен интерактивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в Д О У, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы « Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

14 06 2019 10:31:39

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки практической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

13 06 2019 18:58:10

Разработка урока по теме "Спинной мозг"

Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....

12 06 2019 5:18:38

Конспект урока по теме "Световые явления в живой и неживой природе" в курсе природоведения. 5-й класс

Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....

11 06 2019 15:19:55

Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"

Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....

10 06 2019 13:18:26

Тема урока: "Наркомания"

Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....

09 06 2019 13:43:31

Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....

08 06 2019 17:12:48

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

Используя слайды и интерактивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опорный конспект, характеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

07 06 2019 13:51:39

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

06 06 2019 2:15:52

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты

Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....

05 06 2019 2:24:32

Урок биологии в 7-м классе "Общая характеристика насекомых"

Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме « Членистоногие»....

04 06 2019 2:43:53

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

03 06 2019 13:48:30

Экологическая тропа

Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....

02 06 2019 5:50:22

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...

01 06 2019 1:38:15

Компьютерные технологии в преподавании биологии

Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

31 05 2019 1:30:22

Тема урока: "Строение растительной клетки"

Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

30 05 2019 15:53:31

Эксперимент в школьном курсе биологии

На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

29 05 2019 19:42:19

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам " Происхождение человека" и " Строение организма"....

28 05 2019 19:42:51

Строение и работа сердца человека. Его основные функции

Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади грудины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....

27 05 2019 23:42:31

Митоз. Применение интерактивной мультипликации на уроках биологии

Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

26 05 2019 1:35:25

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

Раздел " Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

25 05 2019 12:42:28

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2019 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)