История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды") > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")


    История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

Тип урока: интегрированный (литература, биология) – формирование нового проблемного видения.

Форма урока: заключительная конференция в проектной деятельности.

Класс: 11.

Учебно-организационная деятельность: 2 исследовательские группы: биологи и литераторы.

Формы организации работы учащихся:индивидуальная, парная, групповая.

Формы организации работы учителя:организатор сотрудничества,консультант, управляющий поисковой работой учащихся.

Средства обучения: роман В.Д.Дудинцева «Белые одежды» в книжном и электронном варианте, ПК, Цифровые образовательные ресурсы, ресурсы Интернет, художественная, научная литература, фильм «Белые одежды».

Техническое обеспечение занятия: компьютеры, проектор, экран, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат.

Методы обучения: метод проектов.

Технологии: исследовательская (проблемно-поисковая), деятельностная, создание проблемной ситуации, коммуникативная (дискуссионная), психологическая (самоопределенческая), рефлексивная, ИКТ-технологии (работа в программах «Power Point» - создание презентаций), «Microsoft Word» – тексты сообщений, результаты исследовательской работы.

Межпредметные связи: литература, биология, история.

Внутрипредметные связи:

  • Литература: «Литература 50-х – 90-х годов ХХ века» – внеклассное чтение.
  • Биология: «Методы селекции растений», «Искусственный отбор – движущая сила эволюции культурных сортов растений и пород животных».

Общедидактическая цель: Через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30-х – 60-х годов ХХ века повлияла на развитее биологии как науки. (Приложение 1, слайд 2)

Задачи: (Приложение 1, слайд 2)

    1. Прочитать и проанализировать роман В.Дудинцева «Белые одежды».
    2. Разобраться в причинах появления лженауки «лысенковщины».
    3. Увидеть в чём состоит суть добра и зла романе.
    4. Определить, кто из героев романа достоин «белых сияющих одежд».
    5. Урок-конференция по результатам работы исследовательских групп.

Образовательные цели: активизировать познавательную активность, обобщить изученный материал, понять, как внутренняя политика государства 30-х – 60-х годов влияла на развитие биологии как науки.

Развивающие цели: совершенствовать умения работы с источниками знаний, совершенствовать навыки анализа, обобщения, умения выступать и защищать свою точку зрения, развивать творческие способности, коммуникативные навыки работы в группах, в коллективе, развивать познавательный интерес к истории своей страны, к литературе, к проблемам жизни и деятельности учёных-биологов.

Воспитательные цели: вовлечь в активную пpaктическую и творческую деятельность, совершенствовать навыки общения, способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на качественное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении. Через изучение и анализ романа попытаться понять, почему в одной и той же ситуации одни люди совершают подвиги, а другие становятся предателями?

Вид контроля: творческий отчёт, выступление на конференции

Оформление урока: актовый зал школы оформляется (слайд ) в стиле эпохи середины ХХ века: портрет Ленина, плакаты, лозунги, кабинет Рядно - народного академика (прототипом для него стал Лысенко), выставка с/х продуктов, снопы ветвистой пшеницы, образцы картофеля.

Продолжительность конференции: два урока.

Содержание и последовательность учебного занятия:

Основополагающий вопрос:«Сии, облечённые в белые одежды, – кто они и откуда пришли?»(Откровение Иоанна Богослова) (Приложение 1, слайд 1)

Проблемные вопросы (Приложение 1, слайд 1)

  • Какое влияние оказала политика государства в 30-х – 50-х годах ХХ века на развитие биологии как науки?
  • Нашёл ли этот период отражение в литературе?
  • Каковы причины появления лженауки?
  • Как отражено в романе Владимира Дудинцева «Белые одежды» учение Лысенко:

«Наука – это арена идеологической борьбы. Два мира – это две идеологии в биологии. Столкновение материалистического и идеологического мировоззрения».

  • Как ведёт себя человек в ситуации психологического террора?

Обоснование выбора данной исследовательской деятельности: (Приложение 1, слайд 2)

  • Через исследовательскую работу, погружение в эпоху 30-х – 60-х годов ХХ века, анализ романа осознать научный и человеческий подвиг учёных-генетиков, стоявших в оппозиции политики И.В. Сталина. Мы, потомки, обязаны воздать должное трудам тех, кто внёс свой весомый вклад в прогресс науки, но попали под «каток» сталинских репрессий.

План урока-конференции:

1. Тема проекта, проблемный вопрос, постановка целей

Влияние политики государства на развитие биологии как науки.

2. Актуализация знаний: Ключевые слова эпохи: СССР, И.В. Сталин, Н.С.Хрущёв, 1932 г., 1937 г., Н.И.Вавилов, Т.Д. Лысенко, генетика, менделисты-морганисты, ламаркисты (Приложение 1, слайд 3)

3. Рассказ о В.Дудинцеве, авторе романа «Белые одежды», посвящённого Н.А. и А.А. Лебедевым, учёным-цитологам, история создания произведения (Приложение 1, слайд 4)
(группа литераторов)

4. Два мира – две идеологии в биологии (Мичуринцы-ламаркисты и Менделисты-морганисты) (группа биологов)

Учёные и лжеучёные. Кто они?

Реальные учёные, которые поддерживали хромосомную теорию:

Грегор Мендель (1822-1884) – выдающийся чешский учёный, основатель генетики. Впервые обнаружил существование наследственных факторов, впоследствии названных генами

Томас Морган (1866-1945) – американский эмбриолог, генетик. Впервые начал исследования на плодовой мушке дрозофиле. Морган и его школа создали в итоге этих опытов хромосомную теорию наследственности. Лауреат Нобелевской премии

Н.И.Вавилов (1887-1943) 1. Основоположник селекции. 2. Поддерживал законы Менделя и Моргана. 3. Выделил 7 центров происхождения культурных растений. 4. Открыл закон гомологичных рядов (Приложение 1, слайд 5)

Жан Батист Ламарк (1744-1829) – сформулировал идеалистические законы:

1. Наследственность определяется концентрацией факторов окружающей среды.
2. Изменение органов под влиянием длительного упражнения или неупражнения.
3. Закрепление изменений, произошедших в организме и преданных по наследству /

Когда имя собственное становится нарицательным? Эпоха Лысенко – «лысенковщина»

Т.Д.Лысенко (1898-1976) – одевший маску мичуринца, был самый стойкий борец против сельского хозяйства. По ущербу, нанесённому сельскому хозяйству, с ним мало кто мог сравниться. Авантюрист по натуре, Лысенко обманул не только биологическую науку, но и самого товарища Сталина. Он отрицал законы Менделя и называл их законами «реакционного монаха». (Приложение 1, слайд 6)

5. Инсценировка «Вавилов и Лысенко на приёме у Сталина» (Приложение 1, слайд 7, Приложение 2)

– Вавилов, собирая материалы для селекционной работы, организовал 110 экспедиций, собрал более 3000 образцов семян растений. Четвёртая часть из этих растений исчезла с лица Земли и оценивается эта коллекция в 8 триллионов рублей (в настоящее время она находится в Санкт-Петербурге

6. Частушки о Лысенко (записанные по воспоминаниям старшего поколения) (Приложение 3)

7. Выводы исследовательской работы группы биологов (Приложение 4)

8. Анализ романа В.Д.Дудинцева «Белые одежды» (Приложение 1, слайд 8)

Этот роман является попыткой заглянуть в бесконечность человеческой души, дать критерии для распознания добра и зла.Сам автор пишет о своей книге: «В романе «Белые одежды» я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хочется вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознания добра и зла». (Приложение 1, слайд 9)

Добро и зло в романе. Добро – это деятельное сострадание, способность принять чужие страдания на себяи активно противодействовать злу. Добро – это служение идеалу, истине. Напротив, зло бесперспективно, хотя и маскируется под добро. (Приложение 1, слайд 10)

Герои романа, настоящие учёные: Дежкин Фёдор Иванович, Стригалёв Иван Ильич и их сторонники.
В романе показаны гонения на учёных-генетиков со стороны лжеучёных (академик Рядно, его «левая рука» Саул Брузжак, Краснов, Шмаков и др.) Свой успех академик Рядно построил на точно рассчитанной \"сермяге\" (рядно – грубая ткань, мешковина), он носит косоворотку, пахнущие дегтем сапоги, подшитые валенки. Налицо все приметы простого человека, а на деле...

9. Соотнесение героев романа и реально живших учёных: Рядно – Лысенко; Вавилов – Стригалёв

Инсценировка «Экскурсия по кабинету Рядно» (Приложение 1, слайд 11, Приложение 5)

Инсценировка Встреча Дежкина с другом детства, поэтом Кондаковым, который пишет стихи о ветвистой пшенице, о вожде. (Приложение 6)

Инсценировка научной конференции в институте генетики.

1. Лекция Рядно о наследственности. (Приложение 7)
2. Отряд пионеров-биологов во главе с учительницей принесли в подарок «народному академику, ветку берёзы, на которой выросли ветки серой ольхи. (Приложение 1, слайд 7)

Разгул темных сил напоминает жуткие времена инквизиции, охоту на ведьм. Во дворе провинциального института горят книги последователей Менделя... Ученые-генетики по-разному борются за настоящую науку.
В роман входит тема возмездия. Рядно и его сообщники обречены на историческое забвение. На похороны \"народного академика\" – не приходят даже близкие его \"соратники\".

Напротив, судьба Федора Ивановича Дежкина, выдавившего из себя paба, складывается счастливо. Он встречается с Леной, которая становится его женой, растит двух детей. Добрая память потомков – высшая награда ученому за его мужество, за активное противодействие злу.

Финал книги может показаться слишком уж легким, слишком счастливым. Но не будем забывать, что счастье это далось дорогой ценой. Прав Гете, сказавший в \"Фаусте\": Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой!

Ключевые проблемы романа

Роман ставит вопросы нравственного выбора, ответственности перед обществом, нравственной ценности добра.

10. Подведём итоги:

Ответы на вопросы (Приложение 8)

  • Почему Стригалёв и Дежкин не сразу рассмотрели Рядно?
  • Общее в хаpaктерах и поступках антигероев
  • Каким показывает автор главного героя Ф.И.Дежкина?
  • Кто его единомышленники?
  • В чём суть отношений Дежкина и Стригалёва?
  • Действительно ли Дежкин и Стригалёв – новое явление?
  • Кто достоин белых сияющих одежд?

«Не боясь мучений и даже cмepти, совершает настоящий человек свой нравственный выбор – и тем заслуживает право на «белые одежды», чистым светом сияющие в откровении Иоанна Богослова» (В.Дудинцев)

Учебно-методическая литература:

1. А.П.Кузнецова «К обсуждению романа В.Дудинцева «Белые одежды» // Литература в Школе – 1991. 1. С. 114.
2. Роман В.Д. Дудинцева «Белые одежды»
3. «Три интервью Владимира Дудинцева»
4. Глушнев С. \"Холодное лето 48-го\" (обзор жизни: Вавилов и Лысенко)
5. Леонов В.П. «Долгое прощание с лысенковщиной»
6. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М.: «Наука», 1988. 424 с. (гл. 5: «У истоков советской генетики: борьба с ламаркизмом»: с. 280-327)
7. Медведев Ж.А. Взлет и падение Лысенко. М.: «Книга, лтд», 1993. 348 с.
8. Фролов И Т. Философия и история генетики: Поиски и дискуссии. М., 1988.
9. Левина Е.С. Вавилов, Лысенко, Тмофеев-Ресовский… Биология в СССР: история и историография. М.: «АИРО-XX», 1995. 160 с.
10.Журналы «Биология в школ

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Проект:Биология/Ламаркизм,_Менделизм,_ Генетика_и_Лысенковщина
http://dudincev-vladimir.viv.ru/cont/onebread/1.html
http://files.school-collection.edu.ru/
http://www.hrono.ru/biograf/lysenko.html



Комментарии:

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"


    Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

      Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

09 10 2025 5:24:12

Грибы: особенности строения и жизнедеятельности

Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....

08 10 2025 1:12:45

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"


    Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

      Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

07 10 2025 11:28:30

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе


    Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

      Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....

06 10 2025 22:28:58

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"


    Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

      Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

05 10 2025 15:14:55

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

04 10 2025 6:17:24

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения


    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

      Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....

03 10 2025 19:29:34

Грибы в биосфере и жизни человека


    Грибы в биосфере и жизни человека

      Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека а также воспитывает бережное отношение к природе....

02 10 2025 20:38:20

Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...

01 10 2025 6:42:24

Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс

      Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....

30 09 2025 16:57:13

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

29 09 2025 22:20:31

"Грибы в биосфере и жизни человека". 5-й класс

В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....

28 09 2025 21:14:12

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

27 09 2025 6:35:15

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

26 09 2025 0:48:12

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

25 09 2025 20:52:30

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"


    Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

      Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

24 09 2025 9:19:21

Плоды. Распространение плодов и семян


    Плоды. Распространение плодов и семян

      Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....

23 09 2025 18:41:10

Обобщающий урок по теме "Цветковые растения"

Информационные технологии на уроках биологии реализуют принцип наглядности. Урок повышает интерес к учебе, активизирует мышление учащихся....

22 09 2025 7:32:44

Урок "Развитие жизни на Земле"


    Урок "Развитие жизни на Земле"

      Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....

21 09 2025 6:53:18

Тема урока: "Иммунитет"


    Тема урока: "Иммунитет"

      Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....

20 09 2025 13:58:28

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

19 09 2025 6:19:48

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

18 09 2025 16:37:23

Цветок — орган пoлoвoго размножения Биология

Цветок — орган пoлoвoго размножения  Биология Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...

17 09 2025 23:25:46

"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения


    "Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения

      Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....

16 09 2025 8:43:50

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

15 09 2025 19:54:55

Энергетический обмен – катаболизм


    Энергетический обмен – катаболизм

      Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....

14 09 2025 8:52:20

Решение задач по молекулярной биологии


    Решение задач по молекулярной биологии

      Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....

13 09 2025 8:15:52

Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"

      Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....

12 09 2025 16:22:35

Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы

Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....

11 09 2025 11:15:13

Воздушное питание растений. Фотосинтез


    Воздушное питание растений. Фотосинтез

      Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....

10 09 2025 22:11:55

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

09 09 2025 9:41:51

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"


    Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

      Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

08 09 2025 15:56:54

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

07 09 2025 9:33:11

Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни"

      Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики. Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних. Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом. ...

06 09 2025 9:12:17

Видоизменения наземных побегов Биология

Видоизменения наземных побегов  Биология У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

05 09 2025 16:36:39

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

04 09 2025 19:26:14

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы


    Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

      Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

03 09 2025 16:42:24

Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"

      На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....

02 09 2025 16:22:42

Биотехнология. Селекция микроорганизмов

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....

01 09 2025 3:43:12

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе


    Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

      В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

31 08 2025 16:12:49

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

30 08 2025 8:24:59

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

29 08 2025 15:30:23

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

28 08 2025 7:58:39

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"


    Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

      В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

27 08 2025 16:54:13

Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс


    Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс

      Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....

26 08 2025 12:45:17

Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации


    Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации

      В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...

25 08 2025 6:51:17

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....

24 08 2025 23:16:29

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

23 08 2025 5:53:13

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

22 08 2025 10:41:50

Применение ИКТ-технологий на уроке биологии

В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....

21 08 2025 21:11:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::