Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"
Тип урока: проблемно-диалогический с применением пpaктической работы.
Цели: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле.
Задачи:
- Познакомить со строением и функцией цветка.
- Развивать образное мышление через эмоциональное восприятие текста.
- Продолжить формировать умения пользоваться лабораторным оборудованием и формировать навык поисковой деятельности.
- Воспитывать читательский вкус и умение работать в группе.
Ход урока
1. Приветствие. Вступление
У нас сегодня необычный урок: литература и биология. А тема нашего урока \"Неизвестный цветок\". Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны будем сделать? Поставьте перед собой цель, пожалуйста.
Ученики: 1) изучить строение цветка и 2)проанализировать произведение А.Платонова \"Неизвестный цветок\".
- Не просто изучить и проанализировать, а сделать открытия. А о каких открытиях идёт речь, узнаете в конце урока.
А для этого мы выполним следующее:
- раскроем жанровое своеобразие произведения;
- выявим особенности образа цветка в произведении А.Платонова;
- познакомимся со строением цветка;
- выполним лабораторную работу по теме \"Изучение строения цветка\".
2. Презентация
Учитель биологии читает стихотворение
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз...
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слез,
Левкой, такой душистый,
Горошек, резеда,
Ромашки серебристой
Пахучая гряда,
И с нивы занесенный
Прелестный василек,
И мак, кичливо-сонный,
И белый - белый дрок.
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
(Л.Чарская)
Учитель литературы.
Цветы, цветы: Как много их в нашей жизни. Мы радуемся им весной, когда они появляются из-под снега, мы любуемся ими летом, когда они шёлковым ковром окружают нас, мы грустим с ними осенью, когда они увядают, и ждём их долгой зимой, когда так хочется тепла. Недаром цветам посвящались произведения искусства. Прослушайте, пожалуйста, отрывок из \"Вальса цветов\" П.И. Чайковского и представьте свой любимый цветок, самый дорогой вашему сердцу.
Учитель биологии (беседа).
- Расскажите, ребята, какие цветы вы представили, когда слушали музыкальный фрагмент. (Ребята представили разные цветы).
- Какое разнообразие цветов, какие яркие представления, но у всех разные и дорогие сердцу.
3. Работа с текстом.
Учитель литературы.
И Андрей Платонов в сказке-были показал свой неизвестный цветок, такой дорогой для него. Дорогой потому, что произведение было написано в 1950 году, тогда писатель тяжело болел, уже не вставал с постели, но продолжал жить, благодаря своему творчеству.
Беседа (восприятие произведения).
- А вам понравилось произведение?
- Какой эпизод вам понравился больше всего?
- Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
- Не заметили ли вы связи между биографией писателя и произведением?
- Как вы думаете, а что писатель утверждает своим произведением?
Ученики. А. Платонов утверждает, что жизнь - самое ценное на земле.
И каждый имеет право на то, чтобы жизнь была счастливой. А на вопрос: \"Счастлив ли наш цветок?\" - мы ответим, проанализировав произведение.
Работа в тетрадях по литературе и работа в группах.
Каждая группа получает задание, в течение 4 минут готовят ответ.
- 1 группа. Найти элементы сказки и были.
- 2 группа. Найти слова, помогающие нарисовать образ цветка.
- 3 группа. Найти слова, помогающие нарисовать окружающую действительность.
- 4 группа. Найти слова, помогающие нарисовать жизнь цветка.
- 5 группа. Найти слова, доказывающие сходство цветка и Даши.
- 6 группа. Найти слова, указывающие на признаки живого тела.
БЕСЕДА.
- Что такое сказка и быль? Дать определение жанра.
- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слова СКАЗКА и БЫЛЬ? (волшебство, чудеса и реальность, правда). В произведении переплетаются вымысел и реальность.
1 группа.
Элементы сказки (может говорить, мыслить, чувствовать, испытывать страдание и радоваться), элементы были (стебелёк, венчик, дети могли оказать помощь).
- А в описании цветка чего больше: сказочного или реального?
2 группа.
- Каким показан цветок? (разноцветные жилки, слепой, венчик светлый и ясный, необыкновенный).
Откуда послышался голос маленькой жизни?
3 группа.
Описание пустыря (гoлый пустырь, камни, сухая мёртвая глина, не растёт трава).
Какую роль играет описание пустыря? (Описание помогает понять, как трудно было выжить цветку).
4 группа. А как складывается жизнь цветка? (Он одинок, ему нечем питаться, сторожил росу, превозмогал боль, нуждался в жизни).
5 группа. Нет ли сходства между цветком и Дашей? В чём оно заключается? (Оба скучают, одиноки, но при этом остаются добрыми и ласковыми).
Итак, цветок
- необыкновенный;
-живёт на голом пустыре среди камней и сухой глины;
- одинокий, преодолевает боль, трудности, стремится к жизни;
- остаётся добрым и ласковым.
Какой литературный приём использует автор, когда наделяет цветок свойствами одушевленного существа? (олицетворение).
Вы уже говорили, что цветок показан как живое существо, но с точки зрения биологии цветок действительно живой.
6 группа.
Докажите, пожалуйста, что цветок живой (растёт, питается, размножается).
4. Изучение строения цветка.
Учитель биологии.
И все же цветок у А.Платонова и цветок с биологической точки зрения - это одно и то же?
(цветок у А.Платонова - это растение, с точки зрения биологии - это часть растения, т.е. орган с определённым строением и функциями).
Изучение строения цветка (цветоножка, цветоложе, чашелистики, чашечка: сростнолистная, раздельнолистная, венчик).
Задание: сравнить чашечку цветка картофеля и редьки.
Какого цвета венчик у розы, у василька (презентация). А что сказано о венчике в произведении \"Неизвестный цветок\"? (работа с текстом).
Учитель литературы.
Ребята, вы сейчас работали с биологическими терминами. А вы помните, как с точки зрения русского языка называются такие слова (цветоножка, цветоложе, чашелистики)?
Ученики: сложные слова.
Вы заметили, что строение слова помогает запомнить значение терминов? Выполним морфемный разбор (ученики объясняют правописание сложных слов).
Учитель биологии.
Рассмотрите внимательно цветок петуньи и тюльпана, найдите различия в околоцветнике (двойной, простой).
Физкультминутка для глаз.
Учитель литературы.
- Как вы думаете, а по строению слова ОКОЛОЦВЕТНИК можно догадаться о значении слова?
- Что может обозначать этот термин?
Предположение учеников. Околоцветник - это то, что находится возле цветка.
Предположение учителя литературы. Околоцветник защищает пестик и тычинки.
Учитель биологии.
Верно, внутри околоцветника есть главные органы - это пестик и тычинка.
Изучение строения пестика и тычинки (макет).
Цветок - это орган пoлoвoго размножения. Значит, пестик - это женское начало, а тычинка - это мужское начало.
Цветки бывают обоеполые и раздельнополые.
Итак, мы познакомились со строением цветка, а теперь увидим на настоящем цветке названные части, выполняя лабораторную работу.
5. Лабораторная работа \"Изучение строения цветка\" (выполняется под \"Вальс цветов\" П.Чайковского).
Физкультминутка .
6. Изучение двудомных и однодомных растений (на примерах из презентации).
7. Учитель биологии. Я постаралась показать вам, какие бывают цветки и растения. Но я хотела бы узнать, можно ли по терминам, использованным в тексте, догадаться о том, как автор относится к цветку? (ученики приводят примеры).
Учитель литературы.
Итак, вы сегодня так много узнали о строении цветка. Скажите, а почему же главным героем произведения является именно цветок?
Подсказка. Что такое цветок с точки зрения биологии?
Ученики. С точки зрения биологии цветок-это орган размножения. Цветок из произведения тоже оставил потомство. Значит, цветок - основа жизни, символ жизни, красота жизни.
Скажите, добился счастья цветок? И как?
Ученики. Добился упорством, умением радоваться малому, дарить радость другим жизни. Он жил и этим был счастлив.
Какое же открытие вы сегодня сделали?
Ученики. Цветок - это символ жизни. А жизнь - это счастье.
8. Рефлексия. Составление синквейна по биологии и литературе.
9. Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание.
Ответить на вопрос (на выбор):
- Нужно ли жить так, как жил неизвестный цветок?
- Какое важное открытие вы совершили в своей жизни?
Комментарии:
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
09 10 2025 20:51:16
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
08 10 2025 19:20:26
Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....
07 10 2025 13:27:27
Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....
06 10 2025 4:26:15
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
05 10 2025 22:30:36
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении.
...
04 10 2025 21:11:47
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
03 10 2025 21:27:35
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
02 10 2025 1:33:20

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
01 10 2025 8:39:42
Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....
30 09 2025 3:31:23
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
29 09 2025 14:23:42
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
28 09 2025 3:54:10
Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....
27 09 2025 0:26:55

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
26 09 2025 7:50:16
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
25 09 2025 22:59:20
Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....
24 09 2025 11:15:25
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
23 09 2025 9:46:56
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
22 09 2025 23:48:53
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
21 09 2025 17:16:59
Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....
20 09 2025 6:19:24

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....
19 09 2025 15:47:34
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
18 09 2025 19:56:54
На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения.
...
17 09 2025 9:56:19
Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....
16 09 2025 8:51:20
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
15 09 2025 0:33:26
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
14 09 2025 17:28:45
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
13 09 2025 7:32:37
Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....
12 09 2025 7:29:17
Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....
11 09 2025 23:55:43
Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам.
...
10 09 2025 17:16:49

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
09 09 2025 3:56:13

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
08 09 2025 23:54:12
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....
07 09 2025 23:33:14
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы.
...
06 09 2025 5:43:36
Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....
05 09 2025 8:42:57
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
04 09 2025 13:34:31

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
03 09 2025 16:43:22
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
02 09 2025 3:41:11
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся.
...
01 09 2025 6:54:53

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
31 08 2025 8:51:20
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
30 08 2025 22:24:41
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
29 08 2025 13:35:17
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
28 08 2025 21:47:19
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
27 08 2025 4:27:20
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
26 08 2025 4:46:22
Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....
25 08 2025 22:45:34
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
24 08 2025 21:50:19
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
23 08 2025 20:15:55
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
22 08 2025 5:10:32
Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....
21 08 2025 17:32:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::