Урок на тему "Цветковые растения"

Цель урока:
- Раскрыть многообразие цветковых растений.
- Указать их роль в природе и жизни человека.
Учитель. Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки…это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.
Красота простой и безыскусственной русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов.
То берёзка, то рябина,
Куст paкиты над рекой,
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой?
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад!
Ученик. Цветковые растения сопровождают человека от рождения до cмepти. Они – символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный цветком жизни, установлен под Санкт – Петербургом – в память о детях, погибших во время блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на 15-метровом стeбле, написано: “Пусть всегда будет солнце!”
На Земле произрастают десятки тысяч видов растений. Но у людей особое, благоговейное отношение к цветковым растениям. Мы так сроднились с ними, что даже не задумываемся порой, сколь удивительными и совершенными творениями природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном во ржи васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чём- то своём.
Сколь бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов! И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты.
Ещё за 3 тысячи лет до н.э. садовники Египта и Сирии разводили розы, маки. Ландыши. Когда в XV веке была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов, и казалось, они сохранили свой аромат.
Не золото, не рубины, а цветы были последним знаком любви молодой вдовы к умершему супругу.
Учитель. Цветковые растения – самая молодая и в то же время самая многочисленная группа. Она включает около 250 тыс. видов. Произрастающих во всех климатических зонах: от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амaзoнки.
Они растут в воде (элодея) и в безводных пустынях (верблюжья колючка), образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.
Одни из цветковых растений живут очень недолго, всего несколько месяцев. Например, мокрица. Другие, как могучие дубы, могут жить сотни лет.
По продолжительности жизни все цветковые растения можно разделить на:
- однолетние – это растения, которые весной развиваются из семян, образуют плоды с семенами и после отмирают. К таким растениям относятся: фиалка, левкой, просо, пшеница и другие.
- двулетние – это растения, которые живут почти два года. На первый год у них развиваются корни, стeбли и листья. На второй год эти растения (свёкла, редька, капуста) дают новые побеги, цветут, после чего образуются плоды с семенами, а к осени отмирают.
- многолетние – растения – долгожители, у большинства из них надземные части осенью отмирают, а весной развиваются заново.
Растения отличаются и размерами. Среди них можно встретить карлики (ряска) и гиганты. Самое высокое дерево на свете – австралийский царский эвкалипт – достигло высоты 152 метра. Его назвали отцом леса.
Как бы ни различались цветковые растения, каждое из них можно отнести к одной из трёх групп: деревья, кустарники и травы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Ученик. Жизнь первых людей была тесно связана с деревьями, с лесом. Русь – страна бескрайних лесов. Лес эстетически воздействовал на русского человека. В русских народных песнях много нежных и добрых слов обращено к “зелёной дубравушке”, “белой берёзоньке”, “кудрявой рябинушке”
Дуб
О дубе вспоминают, когда надо сказать о чём-то прочном, долговечном, могучем. Древнеримский учёный Плиний считал вековые дубы одним из чудес света, по возрасту равным Вселенной. На Украине, в селе Верхняя Хортица на Днепре, растёт 800-летний дуб, под которым, по преданию, запорожские казаки писали своё знаменитое письмо турецкому султану. А самым старым в мире считается дуб из литовского посёлка Стелмухи – “Стелмужский старик”, которому 2000 лет. В высоту дубы иногда достигают 40 метров.
В доисторические времена почти половину лесов Европы составляли дубравы. Человек лихо расправлялся с этим замечательным деревом. Сначала он вырубал и сжигал его, освобождая землю под пашни, а затем рубил на дрова и строительные материалы. Дуб, на свою беду, отлично годился и на то, и на другое. Итог печален – дубов стало в десятки раз меньше (около 3 % всех лесов Европы).
Неторопливо распускает дуб листья – иногда лишь к началу июня.
Жёлуди, плоды дуба, сидят в специальных “рюмочках” – плюсках. Желудями любят лакомиться кабаны и домашние свиньи, так что уже в средние века люди пасли в дубравах многочисленные стада свиней. В желудях содержится до 40 % крахмала, и в европейских лесах лепёшки из желудёвой муки были первым хлебом для людей, ещё не знавших земледелия.
Само родство слов показывает нам, что в коре и древесине дуба много дубильных веществ. С глубокой старины шкуры и кожи, мешки и верёвки вымачивают с добавлением коры дуба. Вяжущие средства из дубовой коры помогают при различных воспалениях, болях в желудке.
Попав на дно реки, ствол дуба начинает впитывать в себя растворённое в воде железо. За века он становится совершенно чёрным. Получается знаменитый мореный дуб, твёрдый и очень тяжёлый, пропитанный металлом. Хороша сделанная из него мебель.
Ученик.
Береза
Кроме берёзы, природа ни одно дерево не наделила такой замечательной корой белого цвета. Встретить берёзу можно во всех странах, а в России – почти повсюду, вплоть до самых северных районов.
Многие народы почитали берёзу как священное дерево. По якутским поверьям, в старых берёзах обитает мудрая пожилая женщина – Хозяйка земли. Весной якуты увешивали такие деревья подарками Хозяйке земли, чтобы она пробудила природу от зимнего сна.
Берёзу любили не только за её красоту. В старинной русской песне говорится о “делах” этого дерева:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.
Сегодня некоторые из этих “дел” малопонятны. Почему, например, “мир освещать”? Не все знают, что основным светильником на Руси столетиями были берёзовые лучины. Преимущество их заключалось в том, что они могли долго гореть почти без копоти и искр. Дёгтем из берёзовой коры смазывали оси колёс у телег и тарантасов, чтобы они хорошо вращались и не скрипели. Целебные их свойства очень разнообразны: помогают они при болезни почек, печени, лёгких. Ну а то. Что чистоту наводят берёзовыми мётлами и вениками, понятно каждому (и в бане ароматный берёзовый веник очень даже полезен).
“Белый берёзовый плащ” нужен был для разных целей. Жители Новгородской республики писали на берёсте (берёзовой коре), и их берестяные грамоты дошли до нас целыми, пробыв под землёй с XI-XV веков. Из берёсты плели лапти, корзины, а сейчас делают сувениры.
Наконец, главная ценность берёзы – древесина. Прочная, красивая. Особенно хорош рисунок древесины у “карельской берёзы” – из неё изготавливают самые дорогие изделия (мебель, шкатулки и т.д.). Сжигая берёзовую древесину, получают активированный уголь – он хорошо впитывает разные вредные вещества. Им засыпают коробки противогазов, его принимают при отравлениях.
Но, кроме всего названного и чисто пpaктической пользы, надо вспомнить ещё бесчисленное количество стихов, песен, картин и музыкальных произведений, написанных в честь этого растения. В России берёза стала настоящим национальным символом.
Ученик.
Рябина
Красные яблочки дикой рябины – украшение зимнего леса. Долго сохраняться им позволяет сорбиновая кислота, которая сейчас широко применяется как безвредный консервант. А у садовой рябины яблочки достигают размеров сливы.
Ученик. Говоря о деревьях, хочется вспомнить и липу. Она издавна прославилась как “медовое дерево”: липовый мёд считается самым полезным и вкусным. С гектара цветущих лип пчёлы собирают до 800 кг мёда. А цветки липы заваривают и пьют затем “липовый чай” – хорошее средство от простуды. Чтобы легче было собирать липовый цвет, в Румынии даже вывели путём прививки карликовую липу (2 метра высотой) и засаживают ею целые плантации. Липовые орешки тоже небесполезны – они съедобны и по вкусу похожи на лесные орехи.
Когда слово “липа” употрeбляют в значении “подделка”, “обман”, вины дерева в этом нет – просто народные мастера в старину вырезали из её древесины не только матрёшек, но и фальшивые царские печати взамен медных. Липовых лесов сейчас в России гораздо меньше, чем пару веков назад, – причиной тому лыко (внутренняя часть коры липы), ради которого деревья обдирали “как липку”. Ради пары лаптей надо было ободрать три пятилетних деревца. А в год каждый русский крестьянин снашивал около 40 пар!
В современных городах липу широко используют для озеленения улиц (она даёт втрое больше кислорода, чем ель), хотя на перекрёстках липовые листья словно “обгорают” от выхлопов автомашин.
Ученик. Мир цветковых растений удивителен. О многих из них сложены легенды и предания. “Сидит на палочке в красной рубашечке. Брюшко сыто – камешками набито”- такая загадка есть о плоде шиповника. Впрочем, плоды – это только находящиеся внутри маленькие орешки. А глянцевая мякоть – разросшееся цветоложе. После открытия витаминов люди узнали, что в 100 граммах “ягод” шиповника – около 2 граммов витамина С. Всего 4 грамма свежего шиповника содержат суточную норму витамина С. А в даурском шиповнике витамина С и вовсе невероятное количество – 18%!
Ученик. Цветы сопровождают человека от рождения до cмepти. На Земле произрастают десятки тысяч видов растений. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются.
О первый ландыш. Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей,
Какая дeвcтвeнная нега
В душистой чистоте твоей…
Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. Цветущий ландыш – украшение майского леса, и во Франции, например, со времён средневековья в первое воскресенье мая отмечают праздник ландышей, когда молодёжь прикалывает букетики цветов к одежде. Стебелёк ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевёрнутыми горлышками вниз и из каждого кувшинчика льётся тончайший, ни с чем не сравнимый, аромат. Отцветает ландыш и на месте осыпавшихся лепестков появляются крупные красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это вовсе не ягодки, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает своё расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но ненадолго. Вечно молодая, непоседливая, она ни с кем долго не бывает. Мимоходом приласкала весна и ландыш. Но скоро ушла, оставив весенний цветок жаркому лету, И ландыш поник от горя, его лепестки опали и на их месте появились крапинки – слезинки.
А по среднерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать, А там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и безответной любви.
Но не только красотой славен ландыш. Из него получают хорошие сердечные лекарства. Ярко – красными ягодами ландыша в старину крестьянки пользовались как румянами, натирая ими щёки.
Ученик. Вы идёте по летнему лугу и видите среди разнотравья гoлyбые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы.
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Кто не знает этих строчек, посвящённых колокольчикам? За форму венчика, и вправду напоминающую колокол, их прозвали ещё бубнами, звонцами, звоночками. Украсят они своими синими, розовыми или белыми цветками луга и опушки – значит, наступило лето.
Есть среди колокольчиков и съедобный колокольчик – рапунцель. В пищу идут его корни и листья.
Ученик. Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит. “Стоят на лугу сестрички – золотые глазки, белые реснички”. Загадка конечно, о ромашках. Ее можно считать таким же символом российской природы, как и берёзу. А американская ромашка безлепестная выглядит так, будто на ней уже кто-то погадал, – она лишена “лепестков”. В середине XIX века её ещё показывали в Петербургском ботаническом саду как диковину, а сейчас в России она многочисленнее аптечной ромашки.
Ученик. Люди разводят декоративные растения. Человек не только брал у природы готовые формы, но и создавал новые, до того невиданные.
Иногда – особыми способами выращивания. Так, японцы, начиная с XIV века с помощью подрезки, выращивали миниатюрные деревья. Вековые дубы высотой 20 сантиметров – уменьшенные копии лесных великанов!
Но чаще новые формы создавались с помощью искусственного отбора.
Ботаник Ганс Молиш так писал о комнатных растениях: “В зимнее время, когда снаружи всё будет в снегу и во льду, мы будем среди зимы создавать себе в комнате весну и лето”. Но значение комнатных растений не исчерпывается тем, что они украшают наши жилища. Например, садовая герань, или пеларгония, издавна считались в Европе цветком городской бедноты. Выделяя ароматные вещества, она оздоровляла сырой и нездоровый воздух в жилищах городских ремесленников, снимала усталость, улучшала сон.
О судьбе многих декоративных растений можно написать целые увлекательные повести. Например, тюльпан родом из Средней Азии. Безобидный цветок сумел “опьянить” народ целой страны – Голландии, когда его завезли туда из Турции.
С 1634 года цены на луковицы тюльпанов в Голландии начали стремительно расти. Немецкий исследователь П. Мартин писал: “Голландия, казалось”, сорвалась с цепи. За одну луковицу можно было получить 2500 гульденов. За эту цену по тем временам можно было купить два воза пшеницы, четыре воза сена, четырёх откормленных лошадей, столько же откормленных свиней. Дюжину взрослых овец, четыре бочки пива, две бочки сливочного масла, 500 килограммов сыра, кровать, связку платьев и серебряный кубок, что документально подтверждено в ходе тогдашней биржевой операции”.
В редкие сорта тюльпанов вкладывали деньги не только купцы и дворяне. Крестьяне, слуги, все бедняки объединялись в клубы, чтобы купить заветные луковицы. Александр Дюма написал о “тюльпанной лихорадке” роман “Чёрный тюльпан”.
Ученик. Издавна люди подметили у некоторых растений целебные свойства. Правда, было неизвестно, с чем они связаны, и объясняли их магией (потому-то знатоков лечебных трав и сжигали на кострах в древние века как ведьм и колдунов). Для собирания трав ждали особого расположения звёзд, постились перед этим в росе. Читали заклинания.
Человеку было известно, что некоторые растения ядовиты. С незапамятных времён туземцы Южной Америки смазывали стрелы и копья кураре (стрельным ядом). Его получают из растений чилибуха (рвотный орех). В нашей местности можно встретить такие лекарственные растения, как щавель конский, гулявник лекарственный, гравилат городской и другие.
Учитель. Что же объединяет такие разные и в то же время одинаковые растения? (Наличие цветка – органа семенного размножения). Отсюда и пошло название – цветковые.
Однако существует и другое понятие – покрытосеменные.
После цветения образуется плод, в котором находятся семена. У покрытосеменных они развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты).
В последнее время количество этих удивительных существ становится всё меньше и меньше. Иной раз бывает: попадутся нам на глаза цветы – спешим сорвать их. Отправимся дальше, а на поляне ещё цветы. Кажется, красивее прежних. Сорвём и их. Вспомните, какие “снопы” лесных и луговых цветов везут в электричках люди, возвращаясь с дач, из леса. Хотим принести в дом красоту, а на самом деле грабим природу!
Хочется закончить урок словами:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном строю
Лететь в одном полёте,
Давайте сохраним
Ромашку на лугу
Кувшинку на реке.
Н. Старшинов.
Комментарии:
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
21 12 2025 0:10:32
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
20 12 2025 22:35:23
При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....
19 12 2025 21:33:14
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
18 12 2025 19:25:57
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
...
17 12 2025 18:38:36
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
16 12 2025 0:28:32
Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интеpaктивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....
15 12 2025 20:23:27
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее.
...
14 12 2025 12:35:51
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
13 12 2025 17:48:35
Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают хаpaктерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....
12 12 2025 11:23:20
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
11 12 2025 5:16:24
Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...
10 12 2025 15:51:20
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
09 12 2025 5:42:20
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.
Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
08 12 2025 13:50:50
Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...
07 12 2025 9:39:33
На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....
06 12 2025 15:28:43
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
05 12 2025 0:58:18
Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....
04 12 2025 7:23:31
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
03 12 2025 9:10:18
Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии.
...
02 12 2025 13:50:47
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
01 12 2025 22:31:39
Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....
30 11 2025 17:15:16
Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими
учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой
системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема
изменяется роль учителя. Он становится консультантом....
29 11 2025 22:11:17
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
28 11 2025 19:12:38
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
27 11 2025 13:47:35
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
26 11 2025 13:29:53
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения.
...
25 11 2025 1:41:10
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
24 11 2025 13:37:21
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
23 11 2025 9:13:35
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
22 11 2025 1:25:49
Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....
21 11 2025 7:40:48
Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....
20 11 2025 7:21:38
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
19 11 2025 6:59:20
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
18 11 2025 2:12:35
Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....
17 11 2025 4:48:30
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
16 11 2025 8:59:54
Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
15 11 2025 6:54:18
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
14 11 2025 5:41:58
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
13 11 2025 3:17:17
Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....
12 11 2025 8:54:27
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
11 11 2025 8:32:13
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете.
...
10 11 2025 16:37:13
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
09 11 2025 2:27:44
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
08 11 2025 10:20:22
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
07 11 2025 1:44:31
Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....
06 11 2025 21:17:50
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
...
05 11 2025 9:56:36
Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....
04 11 2025 3:57:40
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
03 11 2025 6:28:56
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
02 11 2025 6:35:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Внутреннее строение листьев