Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


    Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс

Тип урока: комбинированный урок.

Время урока: 40 минут.

Образовательная цель: познакомить учащихся с классификацией класса Земноводные.

Коррекционно-развивающая цель:

Развитие произвольного внимания и коррекции наглядно-образного мышления учащихся посредством заполнения иллюстрационно-обобщающей таблицы.

Воспитательная цель:

Воспитание толерантного чувства по отношению к животным, на примерах милосердия, терпимости и любви.

Понятия урока: Земноводные. Амфибии. Среда обитания. Головастик. Стегоцефал. Каменноугольный период. Французский натуралист Ж.Сент-Илер.

Программное обеспечение: Проектор, компьютер, презентация PowerPoint, видеосюжет, фрагмент из фильма “Деликатес”.

Оборудование: карточки с заданиями; буквы А, Б, С; зеленый шарик – “головастик”. На столах учащихся приклеены листочки с номерами пар: 2,4; 6,8; 10,12 (для учащихся первой группы). Закладки для учебников “цвета радуги” с добавлением черного и белого.

Оформление доски. Тема урока. Наглядный материал: опopные понятия по теме “Систематические группы рыб”; название отрядов Земноводных.

Ожидаемый результат личностно-ориентированного развития учащихся:

Развитие познавательной и творческой активности, интереса пpaктическим биологическим знаниям.

Планируемые результаты общеучебных действий:

- распознавать изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных.

Структура урока

I. Организационный этап урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Повторение изученных понятий.

IV. Физкультминутка.

V. Изучение нового материала.

VI. Валеологическая пауза.

VII. Закрепление изученных понятий.

VIII. Этап самооценки.

IX. Этап рефлексии.

X. Домашняя работа с элементами групповой дифференциации.

Ход урока

I. Организационный этап урока. Этап начинает на перемене, во время подготовки учащихся к уроку.

Учащимся предоставляется возможность получить собственный цветовой путеводитель урока, разноцветные закладки урока.

Учитель: Здравствуйте, дорогие мои ученики!
В мире много удивительных явлений.
Явлений, которым почти 350 миллионов лет!
Что это за превращения, спросите вы?
Сегодня на уроке, у нас необычный гость.
Это “зеленое чудо” - путеводитель,
Во многом миллионом путешествие!

Учитель показывает зеленого “головастика”.

II. Проверка домашней работы. Дифференцированная форма заданий.

Учебник, стр.171-172. Какие утверждения верны?

Первая группа.

Вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12.

2. Все хордовые животные имеют внутренний скелет. (Да. Тип Хордовые).

4. Температура тела рыб не зависит от окружающей среды. (Нет. Температура тела рыб зависит от окружающей среды, они холоднокровные животные).

6. Рыбы – раздельнополые животные. (Да. Самцы и самки).

8. Кровеносная система рыб не замкнутая. (Нет. Кровеносная система рыб замкнутая).

10. Хорда есть у осетра и белуги. (Да. Эти рыбы имеют костно-хрящевой скелет с хордой).

12. У рыб сердце трехкамерное. (Нет. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка).

Вторая группа учащихся. Учебник, страница 171, вопрос №8.

Вопрос: Назовите ценные для промысла виды рыб.

Основной улов рыбы в океанах: океаническая сельдь, салака, сардина – иваси, треска, пикша, навага, кета, горбуша, семга и т.д.

В реках ловят, таких рыб, как сазан, толстолобик, плотва и т.д.

Третья группа учащихся. Учебник, страница 171, вопрос №9.

Вопрос: Перечислите известные вам породы рыб, разводимые в прудах и озерах.

В прудах разводят сазана, карпа, карася, толстолобика. Домашний карп происходит от дикого сазана, живущего в низовьях рек. Существует несколько пород карпа. В рыбных хозяйствах чаще всего разводят чешуйчатого, зеркального и голого карпа. Карп теплолюбивая рыба, но уже получены гибриды от скрещивания сазанов из холодных озер Грузии с зеркальным карпом.

III. Повторение изученного материала.

Вопрос учителя: Какие систематические группы рыб, вы знаете?

Наглядный материал название систематических групп на доске.

Ответ учащихся: Систематические группы рыб: хрящевые, костно-хрящевые, двоякодышащие, кистеперые, костистые рыбы.

Тестовые вопросы “Кто они?”

На столах учащихся буквы-ответы: А, Б, В.

1. Среда обитания рыб:

А. Наземно-воздушная среда;

Б. Почвенная среда;

В. Водная среда.

2. Белая акула, скат-манта – это рыбы:

А. Костно-хрящевые (осетровые) рыбы

Б. Хрящевые рыбы

В. Двоякодышащие рыбы

3. Стерлядь, осетр – это рыбы:

А. Костно-хрящевые рыбы

Б. Двоякодышащие рыбы

В. Кистеперые рыбы

4. Африканский чешуйчатник, австралийский рогозуб:

А. Двоякодышащие рыбы

Б. Кистеперые рыбы

В.Костистые рыбы

5. Единственный вид этой группы – латимерия:

А. Осетровые рыбы

Б. Двоякодышащие рыбы

В. Кистеперые рыбы

6. Плотва, треска:

А. Хрящевые рыбы

Б. Костно-хрящевые рыбы

В. Костистые рыбы

Ответы на тест: 1 – В; 2 – Б; 3 – А; 4 – А; 5 – В; 6 – В.

Задание “Перепyтaнный ряд”

Царство   Тип   Семейство   Отряд   Класс   Род   Вид
1   2   3   4   5   6   7

Правильный вариант: 1-2-5-4-3-6-7

IV. Физкультминутка.

Все старались, отвечали (дети встают)
Мы немножечко устали (встряхивают руками и ногами)
Что сегодня интересного,
Снег на улице идет (показывают, как падают снежинки)
Ветер песенки поет (шумят, издают разные звуки)
Кто-то тихонько в школу идет (медленно начинают двигаться вперед) ;
В школе нам нужны оценки
Какие? (показывают на пальцах)
Верно!
Помним правило простое,
Не сутулимся, не гнемся,
За работу вновь беремся!
Учащиеся садятся за парты.

V. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают число, месяц и тему урока.

Тема урока “Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика”.

Учитель: Сегодня, на нашем уроке, благодаря этому милому зеленому путеводителю, нам предстоит пополнить ответами “Фабрику вопросов”.

А. Существенный вопрос: Как по-другому называют Земноводных?

Б. Вопрос с дополнением: Кто же они амфибии?

В. Качественный вопрос: Выделить внешние признаки амфибий, которые их относят к разным отрядам?

Г. Главный вопрос: Почему земноводных называют “первопроходцами суши”?

Работа по учебнику. Прием “Оглавление”.

Первая группа.

Вопрос: Как называется пройденная глава в учебнике?

Ответ: Глава 8. Тип Хордовые.

Вопрос: Какая была последняя тема урока?

Ответ: Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Вторая группа.

Вопрос: Как называется следующая глава нашего учебника?

Ответ: Класс Земноводные, или Амфибии.

Форма задания, коррекционная направленность Действия учителя Действия учащихся
Работа с учебником. Оглавления.

Внимательность и сопоставление прочитанного текста.

Существенный вопрос:

- Как по-другому называют земноводных?

Ответ в устной форме:

Земноводных называют амфибиями.

Вывод на существенный вопрос.

Земноводные или амфибии. Класс насчитывает около 2800 видов.

Учитель: Позволить на миг усомниться в том, что нас окружает мир, которому так много лет сложно, но мы попробуем, разобраться в этом.

Учитель предлагает учащимся сформулировать общее, или начальное предложение для понимания класса.

Дифференцированная работа в группах.

Задания на коррекцию и развитие аналитико-синтетических форм деятельности учащихся.

Форма задания, коррекционная направленность Действия учителя Действия учащихся
Вопрос с дополнением.

Кто же они, амфибии?

Предположения, идеи, высказывания.

Развитие речи, воображение, фантазии.

Обучающая помощь учителя.

Учитель предлагает создать “смысловые пары” из прочитанного абзаца.

По созданным “смысловым парам” составляют собственное коллективное предложение, способное отобразить качественный вопрос.
Качественный вопрос.

Иллюстративный рисунок.

Развитие наглядно-образного сравнения признаков, составление классификации.

Направляющая помощь учителя. Указать на внешние признаки животных. Выделяет существенные признаки отрядов и распределяет виды амфибий.
Главный вопрос.

Коррекция логического мышления, сравнение и сопоставление, обобщение высказываний.

Стимулирующая помощь учителя.

Рассказ учителя.

Почему французский натуралист Ж.Сент-Илер назвал земноводных “первопроходцами суши”?

Учитель: Вопрос с дополнением “Кто же они амфибии?”. Чтение вслух, проговаривание, прием - “шепоток”.

Учебник, стр.173.

Текст из учебника. Земноводные, или Амфибии, - первая немногочисленная группа примитивных наземных позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водной средой.

Задание. Создание “смысловых пар”.

Например: первые позвоночные; примитивные позвоночные; немногочисленная группа и т.д.

Вывод записывается в тетрадях:

Земноводные, или Амфибии, - первая позвоночная группа животных, освоившая наземно-воздушную среду.

Учитель: Качественный вопрос. Выделить внешние признаки амфибий, которые их относят к разным отрядам?

Учебник, стр. 173, рис. 131. Разнообразные земноводные:

1 - серая жаба;

2 - огненная саламaндра;

3 - гребенчатый тритон;

4 - травяная лягушка.

Задание. По хаpaктерным признакам распределить животных на отряды?

Подсказка: окраска животных, строение тела (передние и задние конечности, наличие хвоста).

Вывод. Класс Земноводных делится на два отряда. Отряд бесхвостые (жаба серая) и хвостатые (тритон гребенчатый).

Главный вопрос.

Рассказ учителя.

Это произошло примерно 350 млн. лет назад, наша планета была покрыта пышными “лесами”, которые состояли из гигантских папоротников, хвощей и плаунов. Отмирая, они создавали залежи каменного угля. Климат в то время был теплый и влажный, и в многочисленных болотах хорошо себя чувствовали древние земноводные – стегоцефалы, которые произошли от древних рыб.

Французский ученый натуралист Жоффруа Сент-Илер говорил, что каждый, кто желает убедиться в справедливости идеи, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо - повторение выхода позвоночных на сушу.

Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное.

Обратите внимание на наличие личиночной стадии, жабр, хвоста - доказательство того, что на первых стадиях развития головастик похож: на рыбу (“зеленый символ” урока).

VI. Валеологическая пауза (учащиеся не встают).

Развитие мелкой моторики рук.

Потянулись до небес, руки вверх подняли,

Поиграли пальчиками по столу (музыкальный вариант),

Рассказали нам капельки дождя историю одну.

VII. Закрепление изученных понятий.

Просмотр видеосюжета.

Учитель:

“Чудо в превращении.
Ведь в каждую весну,
Можно увидеть, как меняется мир,
Листья распускаются,
В капельках дождя,
Жизнь зарождается,
Посмотрите! А вот и я!

Выводы.

1. Амфибии лишь частично освоили наземно-воздушную среду.

2. Они холоднокровные животные, их жизнь зависят от температуры окружающей среды.

VIII. Этап самооценки.

Учитель просит учащихся оценить вопросы, по параметрам, “интересный”, “сложный” или “самый легкий вопрос”.

“Фабрика вопросов”. Учащиеся еще раз осмысливают вопросы, на которые они дали ответы (презентационный слайд).

На карточках с буквами, учащиеся ставят оценки, следующем порядке:

А. Кто себе поставит “5” за работу в классе?

Б. Кто себе поставит “4” за работу в классе?

В. Хочу поставить себе хорошую оценку, но знаю, где допустил ошибки. Этих учащихся будет оценивать учитель.

IX. Этап рефлексии.

Цветовая рефлексия, является продолжением начала урока. Учитель просить поменять закладки, которые учащиеся получили в качестве закладок в учебники, поменять на новые закладки или они оставляют первоначальные.

X. Домашняя работа с элементами групповой дифференциации.

Первая группа:

Чем они интересны: лягушка-голиаф, жаба ага, лягушка-кокоа?

Вторая группа:

Могут ли “летать” лягушки? Приведите примеры.

Третья группа:

И существуют ли памятники амфибиям? Приведите примеры.

Список литературы

1. Большая детская энциклопедия. Биология./ под ред. М.Аксеновой и др. – М.: Мир энциклопедий, 2010. -589.



Комментарии:

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)


    Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

      Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

26 04 2024 22:36:56

Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"


    Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"

      Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...

25 04 2024 0:45:35

Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс

      Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....

24 04 2024 19:22:11

Внеклассное мероприятие по биологии «Перелеты птиц». 5–8-й класс

Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....

23 04 2024 13:56:56

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....

22 04 2024 14:55:20

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

21 04 2024 21:28:32

Использование дополнительной литературы на уроках биологии


    Использование дополнительной литературы на уроках биологии

      Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

20 04 2024 16:19:25

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....

19 04 2024 10:31:40

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

18 04 2024 19:25:46

Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс


    Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....

17 04 2024 7:58:52

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

16 04 2024 10:31:54

Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс


    Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс

      Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....

15 04 2024 20:55:56

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

14 04 2024 13:24:26

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

13 04 2024 4:39:57

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

12 04 2024 8:36:51

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....

11 04 2024 21:10:54

Методическая разработка "Цвети, Земля!"


    Методическая разработка "Цвети, Земля!"

      Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...

10 04 2024 10:52:45

«Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)


    «Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)

      Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....

09 04 2024 12:29:47

Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"


    Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"

      Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....

08 04 2024 9:14:11

Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"


    Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"

      Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...

07 04 2024 14:29:48

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

06 04 2024 21:48:18

Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

      Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....

05 04 2024 5:40:47

Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс


    Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс

      Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....

04 04 2024 16:53:55

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

03 04 2024 0:43:33

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

02 04 2024 13:53:14

Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"


    Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"

      Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....

01 04 2024 19:36:26

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии


    Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

      В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....

31 03 2024 9:53:39

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"


    Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

      Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

30 03 2024 9:17:39

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса


    Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса

      Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....

29 03 2024 5:11:33

Обобщающий урок по теме "Цветковые растения"

Информационные технологии на уроках биологии реализуют принцип наглядности. Урок повышает интерес к учебе, активизирует мышление учащихся....

28 03 2024 1:39:36

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"


    Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

      Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...

27 03 2024 8:32:59

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс


    Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

      Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

26 03 2024 0:43:28

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

      На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

25 03 2024 9:26:23

Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»


    Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

      На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....

24 03 2024 6:19:47

Урок биологии по теме "Строение и значение побега". 6-й класс

На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....

23 03 2024 12:47:39

Урок по биологии в 10-м классе "Решение задач на законы Г.Менделя"


    Урок по биологии в 10-м классе "Решение задач на законы Г.Менделя"

      Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....

22 03 2024 3:55:29

Внеклассное мероприятия по биологии "Помоги душе не заблyдиться"


    Внеклассное мероприятия по биологии "Помоги душе не заблyдиться"

      Цель занятия: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных веществ, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, показать пути решения сложных проблем без привлечения психостимуляторов. ...

21 03 2024 11:33:59

Взаимосвязь организмов с факторами среды Биология

Взаимосвязь организмов с факторами среды  Биология Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...

20 03 2024 6:33:57

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"


    Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

      На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...

19 03 2024 9:28:22

Известное и неизвестное в мире животных


    Известное и неизвестное в мире животных

      Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся. Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение. ...

18 03 2024 17:10:12

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

17 03 2024 13:42:55

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

16 03 2024 15:44:46

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

15 03 2024 9:12:15

Урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...

14 03 2024 3:38:42

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....

13 03 2024 8:37:16

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

12 03 2024 6:10:22

Движение воздуха. Ветер


    Движение воздуха. Ветер

      Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....

11 03 2024 1:23:51

Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"


    Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

      Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...

10 03 2024 2:28:15

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

09 03 2024 16:28:39

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"


    Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

      Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....

08 03 2024 18:22:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::