Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"
Источник:
|
Цели урока:
Дидактическая – сформировать
представление об иммунитете как защитном
механизме организма человека;
Развивающая – развивать навыки
самостоятельного формирования выводов,
определений;
Воспитывающая – воспитывать ответственное
отношение к своему здоровью, гражданственность,
умения оценивать самого себя.
Средства обучения: дидактический материал, лист самоконтроля, мультимедийный проектор.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный. | Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию. | Приветствуют учителя, проверяют
наличие дидактических материалов для работы на занятие. |
2. Актуализация, мотивация
деятельности, целеполагание. Цель: активизировать познавательный интерес к изучаемой теме. Тему и цели урока сформулировали сами уч-ся. |
Организуют беседу по вопросам. - Каково значение крови в организме человека?
Биологическая задача: в пробирку налили, свежую плазму крови без кровяных телец , затем в нее ввели различных болезнетворных микробов. Пробирку поместили в термостат с температурой нормальной для крови. Одни микробы погибли, жизнедеятельность других понизилась, а некоторые жили и развивались. Затем в плазму добавили цельную кровь и еще какая-то часть бактерий погибла. Объясните причину гибели микробы. Человек живет в окружении самых разных разнообразных микробов, в том числе болезнетворных бактерий и вирусов. Многие из них находятся в организме больных животных и людей, от которых они могут тем или иным путем передаваться здоровым. - А как называется заболевание, вызванное болезнетворными бактериями? Проникнув в организм человека, они разрушают клетки, ткани, используя вещества для своего питания и размножения. Выделяют продукты жизнедеятельности (ядовитые). - Какие инфекционные болезни вы знаете?
- А как инфекция может попасть в организм человека?
- Вы, замечали, как только наступает осень, зима некоторые из ваших одноклассников часто болеют, а другие иногда или вообще не болеют? Жизненный опыт показывает, что человек значительно чаще заражается, чем болеет. - Как вы думаете, почему? Защитные силы организма так велики, что в большинстве случаев микробы- возбудители болезней погибают раньше, чем успевают причинить какой-либо вред. Лишь некоторым из них удается, да и то на время, взять вверх над защитными силами и проникнуть внутрь организма. - Что представляет собой защитные силы организма? - Какой можно сделать вывод?
- Как, же называется процесс противостояния организма инфекциям? (если уч-ся затрудняются, стр.76 учебника, название процесса найдите в заголовке параграфа). -Мы определили тему урока: Иммунитет (тема урока высвечивается на экране, приложение №2 слайд №2) - Чтобы вам хотелось узнать о иммунитете? |
Отвечают на вопросы, поставленные
учителем. - Обеспечивает трaнcпорт питательных веществ, кислорода к клеткам и перенос продуктов жизнедеятельности к органам выделения. Обеспечивает защитные реакции организма, с участием крови осуществляется гумopaльная регуляция.
Отвечают: в плазме есть вещества, которые убивают микробы и в цельной крови есть клетки- лейкоциты.
- Инфекционным.
- Болезни вызванные болезнетворными бактериями: ангина, чума, менингит, столбняк, туберкулез, проказа; Вирусами: грипп, гепатит, СПИД. - От больных животных - бруцеллез при употрeблении сырого молока - ящуром; возбудители столбняка находятся в почве; Воздушно-капельным путем при чихании, кашле, разговоре - гриппом, туберкулезом.
- Есть защита у организма.
- Кожа, слизистая оболочка, печень. Уч-ся формулируют вывод: Организм противостоит инфекциям, благодаря лимфоцитам, фагоцитам, антителам, которые находятся в крови.
Уч-ся называют процесс.
Уч-ся формулируют цели урока: 1. Изучить механизмы противостояния организма инфекциям. 2. Рассмотреть виды иммунитета. 3. Познакомиться с учеными открывшими иммунитет. |
3. Операционно-познавательный. Цель: используя различные формы и приемы работы сформировать знание о механизмах, видах иммунитета
ФИЗ. МИНУТКА Цель: сохранения здоровья. |
Представляет уч-ся план урока. Работать будем по следующему плану:
(объяснить пользование листом самоконтроля) 1. Иммунитет, слово латинское иммунитас, что означало в Др. Риме независимость, устойчивость гражданина к ряду повинностей. Существует 2 механизма защиты организма от инфекций. - Прежде чем рассмотрим механизмы мы должны познакомиться с основными понятиями темы.
- Найдите сходство и различие в рассмотренных механизмах (приложение №2 слайд 10). А теперь после изучения механизмов иммунитета, дайте определение этому процессу и запишите в тетрадь. Предлагает уч-ся проверить определения и оценить себя.
2. Иммунитет может возникать разными путями и иметь разные свойства, поэтому различают несколько видов иммунитета. - Работаем с учебником стр.79-80. Выявите, какие это виды. - Вместе составляем схему виды иммунитета. Известно, что предупредить болезнь легче, чем лечить. Важная роль в борьбе с инфекцией принадлежит повышению температуры тела. При этом защитные силы организма активизируются: повышается подвижность фагоцитов и их способность пожирать микробы, нейтрализация чужеродных тел происходит более эффективно. - Ребята, к нам на урок пришел ковбой Джон, за вашей помощью. Помогите ему решить его проблему. (приложение №4) Предлагает уч-ся оценить свою работу на данном этапе.
Основу понятий: здоровье, молодость составляет состояние иммунитета. Я читаю действия, а вы выберите, нужно ли их совершать, чтобы сохранить свое здоровье, а что не надо делать. Если нужно делать – делаете упражнение: руки на пояс, поворот влево. Если не надо делать – руки поднимаете над головой наклон в правую сторону. ДЕЙСТВИЯ: Заниматься спортом; 3. Все виды иммунитета были открыты благодаря ученым организация самостоятельной работы по изучению деятельности ученых сделавших открытия. (Приложение № 6) (На экране высвечиваются фото ученых (приложение№2, слайды 11-14)) |
Знакомятся с планом, листом
самоконтроля (приложение №3).
Работа со словарем, в парах (приложение №1) Просмотр слайдов механизмов, слушают объяснение учителя.
Самостоятельно изучают слайд, где представлены механизмы, выявляют сходство и различие. Формулируют определение – иммунитету, запись в тетрадь. Проверка определений, уч-ся оценивают свою работу в листке самоконтроля приложение №3
Коллективно составляют схему иммунитета. (приложение №2, слайд 11)
Слушают проблему ковбоя, отвечают на вопрос. Работа с листком самоконтроля, учащиеся оценивают свою работу на данном этапе урока.
Уч-ся объясняют значения открытий Э. Дженнира, Л. Пастера, И. И. Мечникова для медицины. |
4. Рефлексивно-оценочный. Цель: определение уровня знаний полученных на уроке. |
Все ли мы пункты плана рассмотрели? Предлагает уч-ся проверить свои знания с помощью теста и взаимопроверки. Оценивает учащихся. Организует работу с листком самоконтроля, на данном этапе и предлагает вывести общую оценку за урок. - Что вы узнали нового на уроке? В листе самоконтроля для вас составлены вопросы, ответьте. |
Возвращаются к пунктам плана, отвечают
на вопрос.
Работа с тестами по вариантам. Взаимопроверка ответов (приложение №7) Выставляю оценки в листах самоконтроля за тест, и выводят общую за урок. Делятся новыми знаниями. Письменно отвечают на вопросы. |
5. Домашнее задание. | Итоговая “5” – приготовить сообщение о
способах укрепления здоровья. Итоговая “4” – изучить материал, который не усвоен на уроке по § 19. Итоговая “3” – изучить §19, выучить все определения, ответить на вопросы после параграфа. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Комментарии:
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
18 03 2024 20:14:20
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
17 03 2024 20:28:28
Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....
16 03 2024 22:32:51
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
15 03 2024 18:20:20
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
14 03 2024 10:29:49
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
13 03 2024 1:46:33
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...
12 03 2024 18:45:40
Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...
11 03 2024 4:32:48
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
10 03 2024 12:12:41
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
09 03 2024 13:37:19
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
08 03 2024 7:16:11
Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...
07 03 2024 20:19:59
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе. ...
06 03 2024 10:25:11
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
05 03 2024 4:26:39
Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...
04 03 2024 2:13:53
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
03 03 2024 9:21:10
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
02 03 2024 21:57:24
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
01 03 2024 19:24:54
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
29 02 2024 9:23:35
Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....
28 02 2024 2:17:57
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
27 02 2024 12:10:55
Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....
26 02 2024 3:12:29
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
25 02 2024 4:35:56
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
24 02 2024 11:55:44
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...
23 02 2024 12:35:17
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
22 02 2024 5:47:15
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....
21 02 2024 21:53:15
Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...
20 02 2024 21:17:10
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
19 02 2024 7:17:43
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
18 02 2024 6:53:27
В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....
17 02 2024 12:36:24
Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
16 02 2024 21:50:23
Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...
15 02 2024 21:35:45
Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры. Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями. ...
14 02 2024 18:53:50
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
13 02 2024 18:16:51
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....
12 02 2024 18:10:50
Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....
11 02 2024 18:59:55
В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....
10 02 2024 2:14:29
Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...
09 02 2024 8:26:43
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
08 02 2024 22:34:49
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
07 02 2024 22:50:11
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
06 02 2024 9:33:19
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
05 02 2024 9:33:38
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
04 02 2024 0:33:18
К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....
03 02 2024 11:22:49
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
02 02 2024 23:10:38
Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....
01 02 2024 4:10:33
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
31 01 2024 20:15:21
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
30 01 2024 11:59:49
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
29 01 2024 18:48:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::