Занятие "Амур – великая река"
Цель: сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии.
Задачи:
- познакомить с географическими и климатическими особенностями реки Амур и показать влияние этих особенностей на уникальность Дальневосточной реки;
- расширить знания о многообразии рыб амурского бассейна;
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Методы:
- наглядный: демонстрация слайдов, иллюстраций, плакатов, таблиц;
- словесный: рассказ с элементами беседы;
- пpaктический: самостоятельная работа;
- контроль: решение кроссворда.
Оборудование:
- карты Дальнего Востока и Хабаровского края, атласы “ Люби и знай свой край”;
- таблица “Промысловые рыбы Амура”;
- слайды, иллюстрации амурских рыб, плакаты краснокнижных видов рыб;
- научная литература, учебно-методические пособия, справочники.
Тип занятия: изучение нового материала.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
На этом этапе занятия учащиеся привлекаются к формированию темы с помощью вопросов:
- Какие две горные холодные реки образуют Амур?
- Как называли Дальневосточную реку древние жители нанайцы, удэгeйцы?
- Как ласково называют Амур местные жители сейчас?
- Почему Амур считают одной из величайших рек мира?
III. Изучение нового материала
Педагог: Если взглянуть на карту Дальнего Востока, вся она изрезана петлями рек. Давно и верно подмечено, что Дальневосточный край начинается с Амура. Это одна из величайших рек мира, в масштабах планеты она входит в первую десятку рек земного шара – вместе с Амaзoнкой, Миссисипи, Нилом, Енисеем, Обью, Леной, Волгой… и занимает третье место на территории России. В нашей стране только Обь с Иртышем превышают длину Амура.
Чтобы подробнее познакомится с Амуром, давайте отправимся в путешествие (демонстрация карты Дальнего Востока, фото фрагмента реки Амур – Приложение 1). Нам предстоит проплыть 2824 километра. Через всю южную половину Дальнего Востока катит свои воды Амур-батюшка, начинающийся двумя истоками - Аргунью и Шилкой. Делится он на верхний Амур (до устья Зеи), средний (до впадения в Уссури) и нижний (до Амурского лимана).
В верховьях Амур – типичная горная река. Быстрая, холодная, чистая. Глядя на этот опасный поток воды, думаешь: “Теперь-то что, а каково было сплавляться на тяжелых, неповоротливых, почти неуправляемых плотах первым русским переселенцам в прошлом веке…”.
Выйдя из гор, река блуждает по широкой долине, образуя протоки, а после впадения в Уссури течет по холмистой, заболоченной местности. В пойме Амура глазам открывается безбрежное море воды среди зеленого ковра болот: мощное и широкое основное русло, многочисленные протоки самой различной длины и ширины. Таков Амур а период разлива. Вобрав в себя воды Сунгари и Амунги, быстрых Анюя, Гура, красавицы Зеи, Буреи, полноводной Уссури и многочисленных рек и речушек Амур впадает а Амурский лиман Охотского моря.
Амур – необычная река: она расположена на своеобразной климатической границе, где сошлись и совместно проживают обитатели северных и тропических вод (демонстрация слайдов или рисунков и фото – Приложение 2). Здесь можно встретить и любителей горных вод, обитателей, которые предпочитают тёплую воду, богатую водорослями и водными растениями. Как же они живут здесь эти растения и животные? Как и во всём мире экосистемами. “Экос” в переводе с латинского означает дом – место, где живут. А слово система подчеркивает: в этом доме все нужны друг другу. Экосистема реки Амур отличается исключительным многообразием. Другой столь крупной реки, со столь богатым разнообразным животным миром в нашей стране нет.
Обитатели Амура находят в нём всё необходимое для жизни. Дно амурских проток и мелких озёр устилает ил, богатый питательными веществами. Растения имеют необходимый им световой режим и температуру, пригодную для жизни. Растения, также служат пищей для рыб, моллюсков и других обитателей Амура и прячут их в своих зарослях в минуты опасности. Но самое главное, что делают растения для водных жильцов: выделяют кислород, необходимый для дыхания. Некоторые моллюски и рыбы, питаясь водорослями, очищают воду.
Кто купался в Амуре, тот знает, что дно его на разных участках может быть разным: песчаным, илистым или каменистым. Вода – мутной или чистой, а течение – быстрым или медленным, иной раз даже едва заметным. Все растения, насекомые, моллюски, разнообразные рыбы, которые живут в Амуре и его притоках, отыскивают для себя необходимые участки.
Познакомимся с ихтиофауной амура. Она оригинальна, богата, разнообразна и удивительна. Ещё совсем недавно мы с гордостью читали и слышали: в Амуре живёт 103 вида рыб, а теперь их изучено и описано на 37 больше – 140. В Амуре много эндемиков и реликтов (показ слайдов или рисунков).
Эндемик – вид, обитающий в данном месте и
нигде более не встречающийся;
Реликт – вид оставшийся в неизменном виде на
протяжении очень длительного исторического
времени (на протяжении многих млн. лет).
В Амуре рядом с молодыми видами живут такие реликты древней тропической фауны как калуга, амурский осетр. Когда-то они были распространены по водоемам Северного полушария, но под давлением ледника погибли. Ледник и похолодание не дошли до Амура, поэтому там сохранились эти реликты.
Здесь живут и типичные обитатели шумных холодных рек, и те, кто не любит ни покоя стоячих, ни медленно текучих рек, а облюбовали умеренные во всех отношениях протоки предгорий, и приверженцы озер.
Летом и осенью в Амур заходят тихоокеанские проходные лососи - кета, сима, горбуша. Они поднимаются на сотни тысяч километров верх по течению, чтобы оставить потомство и погибнуть.
Все перемешалось в бассейне одной реки. Так типичные “южане” - белый и черный амуры, лещи, толстолобы, желтощеки, окунь ауха, косатки, сомы, прекрасно уживаются с закоренелыми “сибиряками”- тайменем, ленком, хариусом, гольцом. А зимой здесь можно выловить настоящих “полярников” - сига и налима.
IV. Пpaктическая часть
4.1. Самостоятельная работа: “Изучение видового состава рыб амурского бассейна”.
Учащимся предлагается выполнить следующее задание: из предложенной научной литературы выделить и дать краткую хаpaктеристику:
- эндемиков и краснокижных представителей реки Амур;
- рыб отличающихся удивительными способностями;
- типичных представителей амурской ихтиофауны;
- рыб-странников.
По окончании выполнения самостоятельной работы учащиеся выступают с сообщениями:
Познакомимся с нашими эндемиками подробнее. Это КАЛУГА – “царица рыба” - называют её в народе. (Приложение 2, рисунок 1). Гигантская рыба древнего происхождения. Скелет у этой рыбы хрящевой, достигает гигантских размеров до 4-5 и даже 6 метров, весит полторы тонны. Это хищник. Из калужьего желудка можно выпотрошить с полмешка рыбы, встречаются там даже колючие касатки. Рот у рыбы такой громадный, что можно свободно просунуть голову и плечи. Взрослеют рыбы лишь на 14-21 году жизни и выметывают 1,5 миллионов мелких икринок. Могут доживать до 70-80 лет. Судьба царицы амурских рыб печальна, а все потому, что она велика, мясо её удивительно по вкусовым качествам, не говоря уже об известной черной икре, которой бывает до 15 пудов в одной особи. Неудивительно, что рыба истрeблялась в огромных количествах. И уже в первые годы XX столетия уловы Калуги упали в 2 раза. И в настоящее время её осталось очень мало. Вылов рыбы находится под строгим контролем.
Живет в Амуре красавица из красавиц китайский окунь – Ауха. (Приложение 2, рисунок 2). В народе её неправильно называют ершом, потому что в его плавниках есть крепкие и острые колючки. В Китае эту рыбу прозвали мaндаринкой, так как яркая окраска этой рыбы не уступает раскраске оперения необыкновенной птицы утки- мaндаринки. Живет эта рыба одиноко, стай не образует и относится к редким видам, эндемична, занесена в Красную книгу Хабаровского края. Ауха любит чистую, светлую воду и всю свою жизнь хищничает. Она превосходит даже щуку. Если щука хватает все живое или шевелящееся, даже лягушку или мышь, то аухе подавай рыбу и довольно много. Доживают окyни до 10-12 лет, достигая 60-70 см.длины.
В Амуре обитает желтощёк - редкий эндемичный вид. (Приложение 2, рисунок 3). Любит просторные, глубокие и чистые водоемы, где легко обнаружить поживу в собственной охоте. Этот хищник стремителен и вынослив. Предпочитает рыбок узкотелых: корюшку, пескарей, щучку, хотя и карасика может слопать. Рот у него большой, но беззубый, но на челюстях у желтощека есть оригинальный замок, крепкий бугорок. Этим бугорком удобно захватывать и удерживать добычу. Взрослеют рыбы к девятому году жизни, вырастают до 90 см., весят 7-8 кг. Мясо этой рыбы обладает хорошими вкусовыми качествами.
Испокон веку в Амуре обитают в Амуре два вида лещей: черный и белый и больше нигде на территории нашей родины не встречается. (Приложение 2, рисунки 4, 5), Растут они медленно, созревают долго, становятся взрослыми в 7-9лет. Лещи рыбы стадные, подвижные, ходят косяками, могут мигрировать на несколько сот километров. Зимуют скопищами. Лет 45-50 назад лещи считались промысловой рыбой Амура. Добывали их центнерами. А теперь среди сотни лещей черный всего один, да и тот не велик, занесен в Красную книгу Хабаровского края.
Своеобразна амурская ихтиофауна. Природа – хитроумный выдумщик. Не каждый поверит, что рыба может жить под землей, да еще замерзать, превращаясь в головешку, и при этом оставаться живой. Четыре названия имеет она на Дальнем Востоке. Одни зовут её чернышом, другие черной рыбой, третьи головешкой, а по - научному зовется она даллией. Есть и еще одна, в точности такая же рыба, только по цвету бурая и зовут её ротаном. (Приложение 2, рисунок 6). Живут эти рыбки везде, где есть мох и вода. Поймать её пустячное дело на любую приманку. Способность “воскреснуть из мертвых” - самая удивительная особенность этой рыбки. Если выбросить далию на 60-ти градусный мороз и оставить на несколько дней, а затем снова поместить в воду – рыба отойдет, постепенно возвращаясь к жизни.
Обитает в нашем Амуре необычная рыба змееголов (Приложение 2, рисунок 7) – житель тропических вод. Он как бы напоминает, какими удивительными контрастами богата великая река. По внешнему виду рыбу можно назвать даже красивой, если бы не уpoдливая змеиная голова. Кажется, что в следующее мгновение эта ужасная пасть выбросит метровый язык. Змееголовы могут подолгу оставаться без воды, благодаря чудесному приспособлению. У этой рыбы есть наджаберный орган, помогающий жабрам насыщать кровь кислородом. Это “второе дыхание” позволяет змееголову переползать по траве в ночной росе из одного водоема в другой подобно угрю. Поэтому местные жители иногда называют эту рыбу угрем. Змееголовы селятся в хорошо прогреваемых водоемах, протоках с чистым дном. Это типичный хищник, достигающий веса от 4 до 7 кг. Живучестью и неприхотливостью эта рыбы превосходит карася и сазана, и ровней ей может быть лишь ротан – головешка.
Интересны рыбы косатки! (Приложение 2, рисунок 8). Это типичные представители амурской ихтиофауны. Они рыщут по амурским просторам словно разбойницы. Взгляните на их плавники, разве это не оружие? С боков торчат две острые колючки, третья на спине. Не подступишься к этой рыбе. Если косатку вытащить из воды, рыба начнет скрипеть, разгибая при этом боковые колючки, как будто играет на скрипке. В Амуре обитает несколько видов косаток: косатка-скрипун, косатка-крошка. Длинную, темной окраски косатку прозвали плетью. Водятся эти рыбы в огромных количествах.
Богат Амур не только экзотическими рыбами, но и хорошо известными любому нашему рыбаку нашей страны. Кто не знает карася, сазана, верхогляда, щуку или сома? (Приложение 2, рисунки 9-13). Однако дальневосточный сазан отличается своеобразной чертой поведения. Он особенно дик и осторожен. Мечта рыбацкая! Рыба красивая, сильная. Очень трудно её поймать. Сазан всеяден, неприхотлив, живуч. Достигает метровой длины и веса до 20 кг., живет до 24 лет. На бескрайних просторах Сибири, Европы и Северной Америки обитает обыкновенная щука, а на юге Дальнего Востока и нигде больше – живет амурская. В противоположность обыкновенной амурская может жить в реках с быстрым течением, не боится открытого дна. И поэтому, окраска у нее серая в темных пятнышках. Это ярый хищник. Она не упустит возможность схватить не только рыбу, но и оказавшуюся в воде мышь, крысу, змею, червяка. А за птичкой у поверхности воды способна и выпрыгнуть. Острых зубов в ее пасти несколько сот. Вдоволь отъевшись, щука несколько дней не реагирует на окружающий мир и даже проплывающую мимо рыбу. Растет щука всю жизнь. Достигает 1 м длины и весит 8-10 кг.
Есть в нашем Амуре и рыбы – странники, которым не “сидится” дома. Совершают они свои путешествия из горных холодных рек в равнинные или наоборот. Для того, чтобы перезимовать в одном районе или отнереститься в другом. Это таймень, хариус, ленок, сиг, налим. (Приложение 2, рисунки 19-21). Другие большую часть жизни проводят в море, где быстро растут. Это удивительные рыбы – проходные лососи, кета, горбуша, сима. Красивые, сильные, выносливые с очень сложной до конца не изученной жизнью. Как они находят верный путь в морских просторах к устью своей реки остается загадкой?
Нерестовый ход горбуши, симы, а особенно – кеты вверх по Амуру и его и его притокам представляет собой грандиозное зрелище. Рыбы с фантастическим упорством проплывают тысячи километров, чтобы выметать икру в том месте, где сами родились и погибнуть. Тысячи птиц, сотни бурых медведей, барсуков, лисиц собираются у нерестилища, чтобы полакомится их останками. Икру лососевые откладывают в чистых неглубоких протоках и речках с мелкогалечным дном, с не очень сильным течением, с обильным поступлением родниковых и грунтовых вод. Икринки через 3-4 месяца превращаются в личинок, которые до весны потихоньку растут в гнезде (куче мелких камней), которое им устроили родители. К весне личинки превратятся в мальков – пестрянок длиною со спичку и начнётся их кочевье вниз по течению рек в сторону лимана. Достигнув моря, мальки на привольных пастбищах всего за три-четыре года вырастают в могучих отважных красавцев, которые тоже в свой день и час, ринуться в безвозвратное плавание.
V. Закрепление
Для закрепления материала предлагается решить кроссворд “Амур великий”.
Педагог: итак, мы познакомились только с некоторыми видами амурской ихтиофауны. Этой богатейшей, своеобразной и удивительной реки. Узнали реликтов и эндемиков, отличительные особенности амурских рыб: способность их приспосабливаться к суровым и бесснежным зимам, когда водоемы промерзают до дна, способность быстро восстанавливать свою численность и скорость роста, особенности биологии размножения.
Все это еще раз доказывает об уникальности нашей дальневосточной реки Амур.
Литература
Комментарии:
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
09 10 2025 20:34:45
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
08 10 2025 13:42:30
Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...
07 10 2025 16:39:50
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения.
...
06 10 2025 13:56:58
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
05 10 2025 0:53:51

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
04 10 2025 11:35:14
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
03 10 2025 20:15:38
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
02 10 2025 16:24:44

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
01 10 2025 6:58:59
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
30 09 2025 18:51:20

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
29 09 2025 7:50:28
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами.
...
28 09 2025 2:22:56
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
27 09 2025 3:41:53
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
26 09 2025 23:58:19
Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....
25 09 2025 13:18:33
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
24 09 2025 23:26:22
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
23 09 2025 3:31:48
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
22 09 2025 17:23:30
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
21 09 2025 17:44:49
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
20 09 2025 1:27:34
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
19 09 2025 17:23:59
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
18 09 2025 1:27:55
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
17 09 2025 12:43:43
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
16 09 2025 11:53:58
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
15 09 2025 22:23:24
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
14 09 2025 13:38:17
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
13 09 2025 17:31:22
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
12 09 2025 3:55:32
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний.
...
11 09 2025 21:42:55

Цель урока: формирования коммуникативных УУД у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....
10 09 2025 21:20:33
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....
09 09 2025 12:42:24
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
08 09 2025 10:10:20
В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....
07 09 2025 0:44:38
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
06 09 2025 11:20:36
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
05 09 2025 8:43:26
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
04 09 2025 17:31:29
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
03 09 2025 0:52:32
Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....
02 09 2025 8:52:26
Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса.
...
01 09 2025 19:44:44
Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....
31 08 2025 10:55:59

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
30 08 2025 2:26:32
Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....
29 08 2025 3:35:44
В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....
28 08 2025 2:24:15
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
27 08 2025 6:52:39
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
26 08 2025 6:53:50
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
25 08 2025 18:28:18
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения.
...
24 08 2025 3:43:51
Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....
23 08 2025 10:40:44
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
22 08 2025 6:26:25
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
21 08 2025 3:53:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::