Занятие "Амур – великая река" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Занятие "Амур – великая река"


    Занятие "Амур – великая река"

Цель: сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии.

Задачи:

  • познакомить с географическими и климатическими особенностями реки Амур и показать влияние этих особенностей на уникальность Дальневосточной реки;
  • расширить знания о многообразии рыб амурского бассейна;
  • выработать умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой;
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Методы:

  • наглядный: демонстрация слайдов, иллюстраций, плакатов, таблиц;
  • словесный: рассказ с элементами беседы;
  • пpaктический: самостоятельная работа;
  • контроль: решение кроссворда.

Оборудование:

  • карты Дальнего Востока и Хабаровского края, атласы “ Люби и знай свой край”;
  • таблица “Промысловые рыбы Амура”;
  • слайды, иллюстрации амурских рыб, плакаты краснокнижных видов рыб;
  • научная литература, учебно-методические пособия, справочники.

Тип занятия: изучение нового материала.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

На этом этапе занятия учащиеся привлекаются к формированию темы с помощью вопросов:

  1. Какие две горные холодные реки образуют Амур?
  2. Как называли Дальневосточную реку древние жители нанайцы, удэгeйцы?
  3. Как ласково называют Амур местные жители сейчас?
  4. Почему Амур считают одной из величайших рек мира?

III. Изучение нового материала

Педагог: Если взглянуть на карту Дальнего Востока, вся она изрезана петлями рек. Давно и верно подмечено, что Дальневосточный край начинается с Амура. Это одна из величайших рек мира, в масштабах планеты она входит в первую десятку рек земного шара – вместе с Амaзoнкой, Миссисипи, Нилом, Енисеем, Обью, Леной, Волгой… и занимает третье место на территории России. В нашей стране только Обь с Иртышем превышают длину Амура.

Чтобы подробнее познакомится с Амуром, давайте отправимся в путешествие (демонстрация карты Дальнего Востока, фото фрагмента реки Амур – Приложение 1). Нам предстоит проплыть 2824 километра. Через всю южную половину Дальнего Востока катит свои воды Амур-батюшка, начинающийся двумя истоками - Аргунью и Шилкой. Делится он на верхний Амур (до устья Зеи), средний (до впадения в Уссури) и нижний (до Амурского лимана).

В верховьях Амур – типичная горная река. Быстрая, холодная, чистая. Глядя на этот опасный поток воды, думаешь: “Теперь-то что, а каково было сплавляться на тяжелых, неповоротливых, почти неуправляемых плотах первым русским переселенцам в прошлом веке…”.

Выйдя из гор, река блуждает по широкой долине, образуя протоки, а после впадения в Уссури течет по холмистой, заболоченной местности. В пойме Амура глазам открывается безбрежное море воды среди зеленого ковра болот: мощное и широкое основное русло, многочисленные протоки самой различной длины и ширины. Таков Амур а период разлива. Вобрав в себя воды Сунгари и Амунги, быстрых Анюя, Гура, красавицы Зеи, Буреи, полноводной Уссури и многочисленных рек и речушек Амур впадает а Амурский лиман Охотского моря.

Амур – необычная река: она расположена на своеобразной климатической границе, где сошлись и совместно проживают обитатели северных и тропических вод (демонстрация слайдов или рисунков и фото – Приложение 2). Здесь можно встретить и любителей горных вод, обитателей, которые предпочитают тёплую воду, богатую водорослями и водными растениями. Как же они живут здесь эти растения и животные? Как и во всём мире экосистемами. “Экос” в переводе с латинского означает дом – место, где живут. А слово система подчеркивает: в этом доме все нужны друг другу. Экосистема реки Амур отличается исключительным многообразием. Другой столь крупной реки, со столь богатым разнообразным животным миром в нашей стране нет.

Обитатели Амура находят в нём всё необходимое для жизни. Дно амурских проток и мелких озёр устилает ил, богатый питательными веществами. Растения имеют необходимый им световой режим и температуру, пригодную для жизни. Растения, также служат пищей для рыб, моллюсков и других обитателей Амура и прячут их в своих зарослях в минуты опасности. Но самое главное, что делают растения для водных жильцов: выделяют кислород, необходимый для дыхания. Некоторые моллюски и рыбы, питаясь водорослями, очищают воду.

Кто купался в Амуре, тот знает, что дно его на разных участках может быть разным: песчаным, илистым или каменистым. Вода – мутной или чистой, а течение – быстрым или медленным, иной раз даже едва заметным. Все растения, насекомые, моллюски, разнообразные рыбы, которые живут в Амуре и его притоках, отыскивают для себя необходимые участки.

Познакомимся с ихтиофауной амура. Она оригинальна, богата, разнообразна и удивительна. Ещё совсем недавно мы с гордостью читали и слышали: в Амуре живёт 103 вида рыб, а теперь их изучено и описано на 37 больше – 140. В Амуре много эндемиков и реликтов (показ слайдов или рисунков).

Эндемик – вид, обитающий в данном месте и нигде более не встречающийся;
Реликт – вид оставшийся в неизменном виде на протяжении очень длительного исторического времени (на протяжении многих млн. лет).

В Амуре рядом с молодыми видами живут такие реликты древней тропической фауны как калуга, амурский осетр. Когда-то они были распространены по водоемам Северного полушария, но под давлением ледника погибли. Ледник и похолодание не дошли до Амура, поэтому там сохранились эти реликты.

Здесь живут и типичные обитатели шумных холодных рек, и те, кто не любит ни покоя стоячих, ни медленно текучих рек, а облюбовали умеренные во всех отношениях протоки предгорий, и приверженцы озер.

Летом и осенью в Амур заходят тихоокеанские проходные лососи - кета, сима, горбуша. Они поднимаются на сотни тысяч километров верх по течению, чтобы оставить потомство и погибнуть.

Все перемешалось в бассейне одной реки. Так типичные “южане” - белый и черный амуры, лещи, толстолобы, желтощеки, окунь ауха, косатки, сомы, прекрасно уживаются с закоренелыми “сибиряками”- тайменем, ленком, хариусом, гольцом. А зимой здесь можно выловить настоящих “полярников” - сига и налима.

IV. Пpaктическая часть

4.1. Самостоятельная работа: “Изучение видового состава рыб амурского бассейна”.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание: из предложенной научной литературы выделить и дать краткую хаpaктеристику:

  • эндемиков и краснокижных представителей реки Амур;
  • рыб отличающихся удивительными способностями;
  • типичных представителей амурской ихтиофауны;
  • рыб-странников.

По окончании выполнения самостоятельной работы учащиеся выступают с сообщениями:

Познакомимся с нашими эндемиками подробнее. Это КАЛУГА – “царица рыба” - называют её в народе. (Приложение 2, рисунок 1). Гигантская рыба древнего происхождения. Скелет у этой рыбы хрящевой, достигает гигантских размеров до 4-5 и даже 6 метров, весит полторы тонны. Это хищник. Из калужьего желудка можно выпотрошить с полмешка рыбы, встречаются там даже колючие касатки. Рот у рыбы такой громадный, что можно свободно просунуть голову и плечи. Взрослеют рыбы лишь на 14-21 году жизни и выметывают 1,5 миллионов мелких икринок. Могут доживать до 70-80 лет. Судьба царицы амурских рыб печальна, а все потому, что она велика, мясо её удивительно по вкусовым качествам, не говоря уже об известной черной икре, которой бывает до 15 пудов в одной особи. Неудивительно, что рыба истрeблялась в огромных количествах. И уже в первые годы XX столетия уловы Калуги упали в 2 раза. И в настоящее время её осталось очень мало. Вылов рыбы находится под строгим контролем.

Живет в Амуре красавица из красавиц китайский окунь – Ауха. (Приложение 2, рисунок 2). В народе её неправильно называют ершом, потому что в его плавниках есть крепкие и острые колючки. В Китае эту рыбу прозвали мaндаринкой, так как яркая окраска этой рыбы не уступает раскраске оперения необыкновенной птицы утки- мaндаринки. Живет эта рыба одиноко, стай не образует и относится к редким видам, эндемична, занесена в Красную книгу Хабаровского края. Ауха любит чистую, светлую воду и всю свою жизнь хищничает. Она превосходит даже щуку. Если щука хватает все живое или шевелящееся, даже лягушку или мышь, то аухе подавай рыбу и довольно много. Доживают окyни до 10-12 лет, достигая 60-70 см.длины.

В Амуре обитает желтощёк - редкий эндемичный вид. (Приложение 2, рисунок 3). Любит просторные, глубокие и чистые водоемы, где легко обнаружить поживу в собственной охоте. Этот хищник стремителен и вынослив. Предпочитает рыбок узкотелых: корюшку, пескарей, щучку, хотя и карасика может слопать. Рот у него большой, но беззубый, но на челюстях у желтощека есть оригинальный замок, крепкий бугорок. Этим бугорком удобно захватывать и удерживать добычу. Взрослеют рыбы к девятому году жизни, вырастают до 90 см., весят 7-8 кг. Мясо этой рыбы обладает хорошими вкусовыми качествами.

Испокон веку в Амуре обитают в Амуре два вида лещей: черный и белый и больше нигде на территории нашей родины не встречается. (Приложение 2, рисунки 4, 5), Растут они медленно, созревают долго, становятся взрослыми в 7-9лет. Лещи рыбы стадные, подвижные, ходят косяками, могут мигрировать на несколько сот километров. Зимуют скопищами. Лет 45-50 назад лещи считались промысловой рыбой Амура. Добывали их центнерами. А теперь среди сотни лещей черный всего один, да и тот не велик, занесен в Красную книгу Хабаровского края.

Своеобразна амурская ихтиофауна. Природа – хитроумный выдумщик. Не каждый поверит, что рыба может жить под землей, да еще замерзать, превращаясь в головешку, и при этом оставаться живой. Четыре названия имеет она на Дальнем Востоке. Одни зовут её чернышом, другие черной рыбой, третьи головешкой, а по - научному зовется она даллией. Есть и еще одна, в точности такая же рыба, только по цвету бурая и зовут её ротаном. (Приложение 2, рисунок 6). Живут эти рыбки везде, где есть мох и вода. Поймать её пустячное дело на любую приманку. Способность “воскреснуть из мертвых” - самая удивительная особенность этой рыбки. Если выбросить далию на 60-ти градусный мороз и оставить на несколько дней, а затем снова поместить в воду – рыба отойдет, постепенно возвращаясь к жизни.

Обитает в нашем Амуре необычная рыба змееголов (Приложение 2, рисунок 7) житель тропических вод. Он как бы напоминает, какими удивительными контрастами богата великая река. По внешнему виду рыбу можно назвать даже красивой, если бы не уpoдливая змеиная голова. Кажется, что в следующее мгновение эта ужасная пасть выбросит метровый язык. Змееголовы могут подолгу оставаться без воды, благодаря чудесному приспособлению. У этой рыбы есть наджаберный орган, помогающий жабрам насыщать кровь кислородом. Это “второе дыхание” позволяет змееголову переползать по траве в ночной росе из одного водоема в другой подобно угрю. Поэтому местные жители иногда называют эту рыбу угрем. Змееголовы селятся в хорошо прогреваемых водоемах, протоках с чистым дном. Это типичный хищник, достигающий веса от 4 до 7 кг. Живучестью и неприхотливостью эта рыбы превосходит карася и сазана, и ровней ей может быть лишь ротан – головешка.

Интересны рыбы косатки! (Приложение 2, рисунок 8). Это типичные представители амурской ихтиофауны. Они рыщут по амурским просторам словно разбойницы. Взгляните на их плавники, разве это не оружие? С боков торчат две острые колючки, третья на спине. Не подступишься к этой рыбе. Если косатку вытащить из воды, рыба начнет скрипеть, разгибая при этом боковые колючки, как будто играет на скрипке. В Амуре обитает несколько видов косаток: косатка-скрипун, косатка-крошка. Длинную, темной окраски косатку прозвали плетью. Водятся эти рыбы в огромных количествах.

Богат Амур не только экзотическими рыбами, но и хорошо известными любому нашему рыбаку нашей страны. Кто не знает карася, сазана, верхогляда, щуку или сома? (Приложение 2, рисунки 9-13). Однако дальневосточный сазан отличается своеобразной чертой поведения. Он особенно дик и осторожен. Мечта рыбацкая! Рыба красивая, сильная. Очень трудно её поймать. Сазан всеяден, неприхотлив, живуч. Достигает метровой длины и веса до 20 кг., живет до 24 лет. На бескрайних просторах Сибири, Европы и Северной Америки обитает обыкновенная щука, а на юге Дальнего Востока и нигде больше – живет амурская. В противоположность обыкновенной амурская может жить в реках с быстрым течением, не боится открытого дна. И поэтому, окраска у нее серая в темных пятнышках. Это ярый хищник. Она не упустит возможность схватить не только рыбу, но и оказавшуюся в воде мышь, крысу, змею, червяка. А за птичкой у поверхности воды способна и выпрыгнуть. Острых зубов в ее пасти несколько сот. Вдоволь отъевшись, щука несколько дней не реагирует на окружающий мир и даже проплывающую мимо рыбу. Растет щука всю жизнь. Достигает 1 м длины и весит 8-10 кг.

Есть в нашем Амуре и рыбы – странники, которым не “сидится” дома. Совершают они свои путешествия из горных холодных рек в равнинные или наоборот. Для того, чтобы перезимовать в одном районе или отнереститься в другом. Это таймень, хариус, ленок, сиг, налим. (Приложение 2, рисунки 19-21). Другие большую часть жизни проводят в море, где быстро растут. Это удивительные рыбы – проходные лососи, кета, горбуша, сима. Красивые, сильные, выносливые с очень сложной до конца не изученной жизнью. Как они находят верный путь в морских просторах к устью своей реки остается загадкой?

Нерестовый ход горбуши, симы, а особенно – кеты вверх по Амуру и его и его притокам представляет собой грандиозное зрелище. Рыбы с фантастическим упорством проплывают тысячи километров, чтобы выметать икру в том месте, где сами родились и погибнуть. Тысячи птиц, сотни бурых медведей, барсуков, лисиц собираются у нерестилища, чтобы полакомится их останками. Икру лососевые откладывают в чистых неглубоких протоках и речках с мелкогалечным дном, с не очень сильным течением, с обильным поступлением родниковых и грунтовых вод. Икринки через 3-4 месяца превращаются в личинок, которые до весны потихоньку растут в гнезде (куче мелких камней), которое им устроили родители. К весне личинки превратятся в мальков – пестрянок длиною со спичку и начнётся их кочевье вниз по течению рек в сторону лимана. Достигнув моря, мальки на привольных пастбищах всего за три-четыре года вырастают в могучих отважных красавцев, которые тоже в свой день и час, ринуться в безвозвратное плавание.

V. Закрепление

Для закрепления материала предлагается решить кроссворд “Амур великий”.

Педагог: итак, мы познакомились только с некоторыми видами амурской ихтиофауны. Этой богатейшей, своеобразной и удивительной реки. Узнали реликтов и эндемиков, отличительные особенности амурских рыб: способность их приспосабливаться к суровым и бесснежным зимам, когда водоемы промерзают до дна, способность быстро восстанавливать свою численность и скорость роста, особенности биологии размножения.

Все это еще раз доказывает об уникальности нашей дальневосточной реки Амур.

Литература

  1. Гынинова А.Б., Измоденов А,Г., Матюшкина Л.А. Азбука природы Приамурья – Хабаровск, 1994г.
  2. Кучеренко С.П. Рыбы Амура/ С.П. Кучеренко. – 2-е изд. испр. и доп. – Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2005.
  3. Красная книга Хабаровского края: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН – Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2008.
  4. Махлин М.Д. Амурский аквариум. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1984.
  5. Рыболов Приамурья. – Хабаровск, Кн. изд-во, 1976.
  6. Тайга дальневосточная. Фоторассказ о неповторимом творении природы – лесах Дальнего Востока и его обитателях Шибнев Ю.Б., Росляков Г.Е., Дунский Ю.И., Шлотгауэр С.Д. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1986.
  7. Тагирова В.Т., Данюкова Н.А. Региональная зоология: Учебно-методическое пособие: в 2 ч. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом. н/А гос. Пед. Ун-та, 2004.



Комментарии:

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"


    Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

25 04 2024 1:56:59

Урок биологии по теме «Охрана и рациональное использование животного мира»

На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....

24 04 2024 20:31:37

В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов


    В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов

      Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....

23 04 2024 15:25:21

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

22 04 2024 21:24:41

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"


    Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"

      Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

21 04 2024 23:34:35

Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"


    Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

      Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...

20 04 2024 2:59:48

Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии


    Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

      Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....

19 04 2024 14:24:42

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

18 04 2024 10:23:50

Корневое питание растений

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....

17 04 2024 18:22:54

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

16 04 2024 22:11:32

Урок-зачет по теме "Пищеварение"


    Урок-зачет по теме "Пищеварение"

      Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...

15 04 2024 16:11:19

Урок по теме "Обобщение знаний по темам «Воздух», «Вода» с использованием интеpaктивной доски SMART Board"


    Урок по теме "Обобщение знаний по темам «Воздух», «Вода» с использованием интеpaктивной доски SMART Board"

      Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний. ...

14 04 2024 23:47:43

Строение и жизнедеятельность инфузорий


    Строение и жизнедеятельность инфузорий

      Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....

13 04 2024 15:15:54

Строение и функции кожи. Терморегуляция


    Строение и функции кожи. Терморегуляция

      В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....

12 04 2024 19:12:28

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

11 04 2024 21:28:57

Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"


    Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"

      Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....

10 04 2024 23:49:41

Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)


    Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)

      Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие. ...

09 04 2024 23:35:51

Класс цветковых растений. 6-й класс


    Класс цветковых растений. 6-й класс

      Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....

08 04 2024 23:48:31

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

07 04 2024 23:32:43

Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)


    Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)

      Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....

06 04 2024 18:34:44

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

05 04 2024 23:14:44

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

04 04 2024 0:10:35

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"


    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

      Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

03 04 2024 4:57:41

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

02 04 2024 16:29:48

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

01 04 2024 18:47:24

Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"


    Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"

      Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца». ...

31 03 2024 2:41:25

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

30 03 2024 9:46:58

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

29 03 2024 1:46:47

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

28 03 2024 5:44:19

Пpaктикум по генетике


    Пpaктикум по генетике

      Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся. ...

27 03 2024 9:36:32

Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"


    Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"

      Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада. ...

26 03 2024 12:28:15

"Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)


    "Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)

      Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....

25 03 2024 7:45:55

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

24 03 2024 15:20:30

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

23 03 2024 14:56:41

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

22 03 2024 9:24:32

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

21 03 2024 15:38:45

Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав


    Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав

      Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

20 03 2024 20:29:26

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии


    Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

      Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....

19 03 2024 11:22:15

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне


    Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

      Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

18 03 2024 23:44:52

Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"


    Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"

      Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...

17 03 2024 16:10:20

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

16 03 2024 4:14:57

Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс


    Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс

      Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных. ...

15 03 2024 16:27:18

Развитие жизни в протерозойскую эру

Развитие жизни в протерозойскую эру В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....

14 03 2024 14:49:13

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс


    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

13 03 2024 22:50:13

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

12 03 2024 16:43:17

Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"

      Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....

11 03 2024 2:36:21

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника


    Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

      Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

10 03 2024 8:32:24

Генетика пола. Наследственные заболевания

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....

09 03 2024 14:22:45

Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы


    Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы

      На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....

08 03 2024 9:39:28

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

07 03 2024 7:38:31

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::